г. Москва |
|
21 февраля 2022 г. |
Дело N А40-207446/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 февраля 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.В.Бекетовой,
судей: |
В.А.Свиридова, Ж.В.Поташовой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Э.Э.Яриевым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 09.12.2021 по делу N А40-207446/21
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы (ИНН 7708503727)
к Управлению Росреестра по Москве (ИНН 7726639745),
третье лицо: ГУП СППМ,
о признании незаконными отмене решений,
при участии:
от заявителя: |
Савинов А.С. по дов. от 19.11.2021; |
от заинтересованного лица: |
Панин А.А. по дов. от 17.01.2022; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее - заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по Москве (далее - Управление) о признании незаконными решения от 14.07.2021 N КУВД-001/2021-12281531/3, от 30.06.2021 N КУВД-001/2021-9495164/5, об обязании.
Решением суда от 09.12.2021 заявление Департамента удовлетворено.
С таким решением суда не согласился Департамент и обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Управления поддержал доводы жалобы, представитель Департамента поддержал обжалуемое решение суда.
Дело рассмотрено в соответствии со ст.ст. 121 - 123, 156 АПК РФ в отсутствие представителя третьего лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети интернет в картотеке арбитражных дел по веб-адресу http://kad.arbitr.ru.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Срок обжалования, установленный частью 4 ст. 198 АПК РФ, заявителем не пропущен.
Апелляционный суд, выслушав представителей участвующих в деле лиц, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, полагает, что обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, решением Арбитражного суда города Москвы от 24.08.2018 по делу N А40-82616/18, оставленным без изменения постановлениями Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2018, Арбитражного суда Московского округа от 28.0.2019 и определением Верховного суда Российской Федерации от 14.06.2019, на ответчиков АО "ДСК-1", ЗАО "Стройиндустрия-4", ЗАО "УКС" возложена обязанность подписать акт о частичной реализации инвестиционного проекта согласно инвестиционному контракту от 23.05.2000 N 1499, в том числе, в части строительства сооружений гражданской обороны в жилых домах по адресам: г. Москва, ул. Главмосстроя, д. 10, сооружение 1 и ул. Главмосстроя, д. 14, сооружение 1.
На основании ст. 8 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", в соответствии с пп. "г" п. 2 ст. 26.11 и 26.12 Федерального закона от 04.07.2003 N 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и в соответствии с требованиями установленными постановлением правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны", а также в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 19.01.2010 N25-ПП "Об утверждении положения о размещении ЗС ГО в городе Москве" 100% объектов ГО по передаче в собственность Администрации с последующей передачей ГУП "Специальное предприятие при Правительстве Москвы" (ГУП "СППМ"), в том числе: в объекте 2 (город Москва, улица Главмосстроя, д. 14, coop. 1): пом. II (ком. 1, 2, 42, 54-56), пом. I (ком. 2-5, 40, 50-53, 70-76) в объекте 3 (улица Главмосстроя, д. 10, coop. 1): пом. I (ком. 56, 57, 68-71, 73).
На основании вступивших в законную силу судебных актов ГБУ МосгорБТИ подготовлены технические планы и в интересах города Москвы в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра по Москве) поданы заявления:
- о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности города Москвы на помещение площадью 816,4 кв.м. по адресу: г. Москва, ул. Главмосстроя, д. 14, сооружение 1;
- о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности города Москвы на помещение площадью 493,0 кв.м. по адресу: г. Москва, ул. Главмосстроя, д. 10, сооружение 1.
В качестве оснований для осуществления регистрационных действий в Управление Росреестра по Москве предоставлены технические планы помещений, декларации и вступившее в законную силу решение суда по делу N А40-82616/18.
По результатам рассмотрения заявлений Управлением Росреестра по Москве приняты решения от 17.07.2021 N КУВД-001/2021-12281531/3 и от 30.06.2021 N КУВД-001/2021-9495164/5 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
Государственный регистратор мотивировал свои решения тем, что в нарушение требований к подготовке технического плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953, заявленные к учету помещения не изолированы и не обособлены, не являются объектами недвижимого имущества подлежащие учету и регистрации..
Не согласившись с указанными решениями, Департамент городского имущества города Москвы обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об их оспаривании.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и представлением содержащихся в нем сведений регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитута, а также иные права в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации и иными законами.
В соответствии с ч. 1 ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность) и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
В соответствии с п. 2 ст. 209 ГК РФ, собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
В соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 14 Закона N 218-ФЗ межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ являются основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с ч. 10 ст. 40 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.
В соответствии с ч. 11 ст. 24 Закона N 218-ФЗ если законодательством Российской Федерации в отношении объектов недвижимости (за исключением единого недвижимого комплекса) не предусмотрены подготовка и (или) выдача указанных в частях 8 - 10 настоящей статьи разрешений и проектной документации, соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости.
В отношении созданного объекта недвижимости декларация составляется и заверяется правообладателем земельного участка, на котором находится такой объект недвижимости, а в отношении бесхозяйного объекта недвижимости - органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится такой объект недвижимости. Указанная декларация прилагается к техническому плану и является его неотъемлемой частью.
В соответствии с ч. 5 ст. 18 Закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Из материалов дела следует и судом установлено, что для осуществления регистрационных действий в Управление Росреестра по Москве предоставлены все необходимые документы, в том числе, ранее, при осуществлении регистрационных действий в отношении смежных помещений в январе 2020 года.
Из вступившего в законную силу решения Арбитражного суда города Москвы по делу N А40-82616/18 и инвестиционного контракта от 23.05.2000 N 1499 следует, что заявленные к регистрации помещения отнесены к собственности города Москвы и являются частями объекта гражданской обороны, на который в силу действующего законодательства не может быть зарегистрировано право частной собственности.
Истребование же государственным регистратором от заявителя дополнительных документов, необходимость которых для целей осуществления регистрационных действий законом не предусмотрена, недопустимо.
Выводы государственного регистратора о том, что заявленные к регистрации помещения не изолированы, не обособлены, а потому не являются объектами недвижимого имущества, противоречат требованиям действующего законодательства, фактическому состоянию объектов и представленным в материалы дела документам.
Как отмечалось судом ранее, заявленные Департаментом к учету помещения являются собственностью города Москвы, что подтверждено судебными актами, и какие-либо претензии или притязания третьих лиц, в том числе о признании таких помещений общим имуществом, отсутствуют.
Исходя из смысла п. 14 ч. 2 ст. 2 Федеральный закон от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", признак обособленности помещения является пространственной характеристикой, позволяющей идентифицировать объект недвижимости как часть объема в здании, ограниченного строительными конструкциями, будь то: стены, оконные или дверные проемы, потолок и пол.
Следует также отметить, что машино-места, выступая в качестве самостоятельных объектов недвижимости и являющихся предметом гражданского оборота, могут вовсе не иметь ограничивающих конструктивных элементов.
Граница машино-мест согласно ч. 6.2 ст. 24 Закона N 218-ФЗ в здании является условным понятием, определяемым проектной документацией, и обозначаются или закрепляются лицом, осуществляющим строительство или эксплуатацию здания, сооружения, либо обладателем права на машино-место, в том числе путем нанесения на поверхность пола или кровли разметки (краской, с использованием наклеек или иными способами).
В свою очередь, в действующем законодательстве отсутствует формальное (нормативное) определение понятия "изолированности" помещения.
Исходя из смысла п. 19 ч. 4 ст. 8 Закона N 218-ФЗ, п. 2 Требований к подготовке технического плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953, признак изолированности помещения представляет собой функциональную характеристику, при которой обособленное помещение или совокупность таких помещений сопряжены между собой (имеют общие конструктивные элементы здания, стены или дверные проемы, арки и т.д.), не используют для доступа между собой прочих помещений, могут располагаться на смежных этажах друг над другом, могут быть использованы для обслуживания иных помещений или иметь возможность впоследствии быть самостоятельным предметом гражданского оборота.
Таким образом, действующим гражданским законодательством не запрещен учет и регистрация права на помещения, посредством которых осуществляется доступ в иные помещения в здании, являющиеся самостоятельными предметами гражданского оборота и права на которые зарегистрированы за одним лицом. При этом границами такого помещения могут являться как конструктивные элементы здания в виде стен, так и границы сопряженных с ним машино-мест, выполненных путем нанесения на поверхность пола разметки (краской, с использованием наклеек или иными способами).
Обратное же толкование приведенных норм, при котором, по мнению государственного регистратора, обслуживающее помещение не подлежит государственному кадастровому учету и права на него не подлежат регистрации, приводит к невозможности использования собственником принадлежащего ему объекта по своему усмотрению, а следовательно, к необоснованному ограничению прав собственника помещения и нарушению ч. 2 ст. 209 ГК РФ.
Поскольку по смыслу и содержанию Закона N 218-ФЗ, ст.ст. 29, 29.2 Закона N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", ч. 4 ст. 14.35 КоАП РФ, ст. 170.2 УК РФ ответственность за подлинность, полноту и достоверность сведений содержащихся в межевом или техническом плане, а также за соответствие требованиям действующего законодательства (юридическую силу) лежит на кадастровом инженере, подготовившего такой межевой или технический план.
Технические планы и чертежи этажей, выполненные кадастровым инженером, содержат сведения о границах заявленных к учету и регистрации помещений с нанесением условных графических обозначений стен, дверных проемов, колонн и границ машино-мест. Каждое из заявленных к регистрации помещений составляет единое целое, не разделенные прочими обособленными помещениями. Доступ из заявленных к регистрации помещений в помещения, находящиеся в частной собственности прочих лиц, отсутствует.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что требования Департамента подлежат удовлетворению ввиду наличия оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 201 АПК РФ.
Доводы подателя апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Учитывая изложенное, арбитражный апелляционный суд считает обжалуемое решение суда первой инстанции законным и обоснованным, принятым по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, судебной коллегией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 09.12.2021 по делу N А40-207446/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.В. Бекетова |
Судьи |
Ж.В. Поташова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-207446/2021
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ГУП г. Москвы "Специальное предприятие при Правительстве Москвы"