г. Москва |
|
21 февраля 2022 г. |
Дело N А40-82802/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 февраля 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Л.А. Москвиной,
судей: |
С.Л. Захарова, Ж.В. Поташовой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Э.Э.Яриевым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу Комитета Ленинградской области по транспорту
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 02.11.2021 по делу N А40-82802/21 (84-611)
по заявлению Комитета Ленинградской области по транспорту
к ООО "Сити-Мобил"
о запрете,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
Ивановский А.С. по дов. от 26.10.2021; |
УСТАНОВИЛ:
Комитет Ленинградской области по транспорту (далее - "Истец", "Комитет") обратился в Арбитражный суд г. Москвы к ООО "Сити-Мобил" (далее - "Ответчик", "Общество", "Ситимобил") с исковым заявлением о запрете ООО "Сити-Мобил" передавать заказы на перевозку пассажиров и багажа легковым такси, пункт подачи и/или пункт назначения которых находится на территории Ленинградской области, либо маршрут которых пролегает по территории Ленинградской области водителям и перевозчикам, не имеющим действующих разрешений на перевозку пассажиров и багажа легковым такси.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 02.11.2021 требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым судом первой инстанции решением заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Заявитель, будучи уведомленным надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в судебное заседание не направил, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном ст. 156 АПК РФ, в отсутствие представителя указанного лица.
Принимая во внимание положения ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, п. п. 4 - 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2011 года N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" суд апелляционной инстанции также полагает необходимым обратить внимание на то, что информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Девятого арбитражного апелляционного суда по веб-адресу: https://9aas.arbitr.ru/ и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: https://kad.arbitr.ru/.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив все представленные в деле доказательства, выслушав представителя ответчика, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
При исследовании материалов дела установлено, что заявитель в соответствии с Постановлением Правительства Ленинградской области от 09.11.2020 N 726 "О переименовании управления Ленинградской области по транспорту, об утверждении Положения о Комитете Ленинградской области по транспорту и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Ленинградской области" осуществляет региональный государственный контроль за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими на территории Ленинградской области деятельность по оказанию услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси. Аналогичные полномочия есть и ГИБДД МВД России.
Основной деятельностью Ответчика является предоставление перевозчикам информации о спросе пассажиров на услуги по перевозке, а также предоставление технической возможности через мобильное приложение Общества (1) пассажирам сообщить о своем желании совершить поездку, (2) а перевозчикам - о своем желании такую поездку осуществить.
Отношения Ответчика с перевозчиками регулируются договором оказания услуг по предоставлению доступа к Сервису. Договор заключается в электронной форме путем принятия Перевозчиком типовой оферты при регистрации в Сервисе. По указанному Договору Ответчик за вознаграждение предоставляет Перевозчикам доступ к заявкам на услуги по перевозке, оставленными пользователями мобильного приложения, желающими такие услуги заказать (п. 3.1., п. 3.3. Договора).
В рамках Договора Общество исполняет поручение Перевозчиков по приему у пользователей мобильного приложения безналичной оплаты за услуги Перевозчиков с дальнейшим перечислением этих денежных средств Перевозчикам (п. 6.1., 6.2. Договора).
Единственным документом, регулирующим отношения Ответчика с пассажирами (т.е. потребителями услуг, оказываемых Перевозчиками) является лицензионное соглашение на использование мобильного приложения "Ситимобил" (далее - "Лицензионное соглашение", приложение N 2 к настоящему отзыву). Данное соглашение заключается в электронной форме путем принятия пользователем оферты при установке мобильного приложения "Ситимобил" и регистрации в Сервисе.
Без принятия пользователем условий Лицензионного соглашения использование мобильного приложения "Ситимобил" невозможно.
По условиям Лицензионного соглашения Общество предоставляет пользователю на условии неисключительный лицензии на безвозмездной основе на территории всего мира и в течение срока действия Лицензионного соглашения право использования мобильного приложения и Сервиса, способами, указанными в Лицензионном соглашении (п. 3.1. Лицензионного соглашения).
Посредством использования приложения пользователь получает доступ к Сервису. Сервис дает пользователю бесплатную возможность разместить информацию (разместить заявку) о потенциальном спросе пользователя на услуги по перевозке, а также возможность ознакомиться с информацией о предложениях партнеров, оказывающих услуги по перевозке, и осуществить поиск таких предложений по заданным пользователем параметрам (п. 4.1. Лицензионного соглашения).
Из текста Лицензионного соглашения следует, что оно четко и однозначно разграничивает Ситимобил и его партнеров (Перевозчиков), услуги которых потребляют пользователи (пассажиры), путем включения следующих условий, с которыми пользователь в обязательном порядке соглашается, выражая свое согласие (акцепт) с Лицензионным соглашением: услуги по перевозке, заявки на которые были размещены пользователем посредством использования приложения оказываются партнерами. Непосредственными исполнителями услуги по перевозке являются водители (п. 5.1. Лицензионного соглашения); Ситимобил не является перевозчиком / фрахтовщиком, не заключает от своего имени или от имени партнеров договор с пользователем на услуги по перевозке, а также не поручает партнерам или водителям оказывать услуги по перевозке по заявкам пользователей (п. 5.2. Лицензионного соглашения); размещение пользователем заявки не является принятием Ситимобил к выполнению заказа пользователя на оказание услуг по перевозке. Принятие к выполнению заказа пользователя на оказание услуг по перевозке в соответствии с условиями заявки осуществляется партнерами и/или водителями и считается состоявшимся в момент, когда до сведения пользователя посредством интерфейса приложения доводится информация о принятии партнером / водителем (п. 5.3. Лицензионного соглашения); Ситимобил не гарантирует пользователю, что размещенная пользователем заявка будет принята к выполнению каким-либо партнером / водителем. Ситимобил не гарантирует, что принятая партнером / водителем заявка будет выполнена партнером / водителем и не несет ответственность за неоказание услуг по перевозке по заявкам, принятым партнером / водителем (п. 5.4. Лицензионного соглашения).
Таким образом, отношения между Обществом и пользователем ограничены исключительно предоставлением прав использования мобильного приложения "Ситимобил", функционал которого позволяет пользователю размещать информацию о его потребности в получении определенных услуг, которая становится доступна партнерам Общества, которые в случае согласия пользователя и оказывают ему услуги.
При этом информация о конкретном партнере, оказывающем потребителю услугу по перевозке, предоставляется пользователю еще до начала оказания услуг в мобильном приложении (наименование и ИНН).
Общество, являясь правообладателем мобильного приложения "Ситимобил" и иных объектов интеллектуальной собственности, не имеет в собственности или в аренде автомобилей, не нанимает водителей на основании трудовых или гражданско-правовых договоров, не получает доход от реализации услуг по перевозке легковым такси.
Согласно п. 1, 2 ст. 31 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" перевозка пассажиров и багажа легковым такси осуществляется на основании публичного договора фрахтования, заключенного в устной форме фрахтователем (пассажиром) с водителем легкового такси, действующим от имени и по поручению фрахтовщика или, если водитель является индивидуальным предпринимателем, от собственного имени.
Права и обязанности по такому договору возникают непосредственно у фрахтовщика.
Как указал суд первой инстанции,Общество представителем партнеров-перевозчиков не является, заключение договоров перевозки с пассажирами по поручению и/или от имени перевозчиков не осуществляет и не имеет на это каких-либо правовых оснований.
Общество оказывает перевозчикам (фрахтовщикам) услуги по предоставлению информации о пассажирах и является агентом (представителем) перевозчиков только в части услуг по получению платежей с пассажиров при осуществлении безналичных платежей (платежей с использованием с банковской карты).
В непосредственных же отношениях по перевозке партнеры Общества (перевозчики) выступают от собственного имени и за свой счет, неся ответственность за оказание ими услуг по перевозке надлежащего качества.
Принимая во внимание вышеизложенное, при заказе услуг перевозки через мобильное приложение "Ситимобил" заключение договора перевозки легковым такси происходит только в момент непосредственной встречи потребителя и водителя перевозчика путем заключения публичного договора фрахтования в устной форме.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что Общество, не являясь представителем перевозчиков, не принимая заказы пассажиров и не участвуя в отношениях по перевозке не может и не должно нести ответственность за нарушения перевозчиками своих обязанностей по получению разрешений.
Общество, являясь правообладателем мобильного приложения "Ситимобил" и иных объектов интеллектуальной собственности, не имеет в собственности или в аренде автомобилей, не нанимает водителей на основании трудовых или гражданско-правовых договоров, не получает доход от реализации услуг по перевозке легковым такси.
Законодательство РФ не содержит понятия агрегатора услуг перевозок пассажиров и багажа легковым такси и соответственно не возлагает на кого-либо, за исключением уполномоченных государственных органов, обязанности по контролю за наличием разрешений у перевозчиков.
Таким образом, на Общество законом обязанность по контролю разрешений не возлагается, более того, закон не предоставляет Обществу и полномочий по контролю таких разрешений.
Данную позицию подтверждает и то, что закон логичным образом не устанавливает и какой-либо ответственности для Общества за неисполнение обязанности по проверке разрешений, не предусмотренной законом.
Кроме того, Общество не является и владельцем агрегатора, поскольку Общество не позволяет произвести предварительную оплату услуг по перевозке через мобильное приложение "Ситимобил"; Мобильное приложение "Ситимобил" не позволяет перевозчику разместить предложение о заключении договора фрахтования; Мобильное приложение "Ситимобил" не позволяет исполнителям и потребителям заключить договор возмездного оказания услуг (перевозки).
Как верно отмечено судом первой инстанции, на Ответчика законом обязанность по контролю разрешений не возлагается, более того, закон не предоставляет Обществу и полномочий по контролю таких разрешений.
Данную позицию подтверждает и то, что закон логичным образом не устанавливает и какой-либо ответственности для Общества за неисполнение обязанности по проверке разрешений, не предусмотренной законом.
Обязание ответчика в судебном порядке не передавать заказы перевозчикам, не имеющим действующих разрешений, является избыточным.
Сформулированный Истцом предмет заявленных требований носит общий, формальный характер.
В случаях обнаружения нарушений требований закона, уполномоченные государственные органы, в рамках предоставленной им компетенции имеют право применения к субъекту правоотношений установленных мер ответственности, при подтверждении его виновности в выявленном правонарушении.
Ответчик связан с перевозчиками исключительно гражданскими правоотношениями, которые базируются на принципе добросовестности.
В соответствии с ч. 5 ст. 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.
В силу данной нормы Общество имеет основания полагать, что, принимая к исполнению заявки пассажира, Перевозчик окажет ему услугу, качество которой будет соответствовать установленным законом требованиям.
Возлагая на Ответчика обязанность осуществлять проверку у Перевозчиков разрешительной документации, Комитет, по сути, перекладывает свои контрольно-надзорные функции на Ответчика, что противоречит действующему законодательству РФ.
Вышеуказанная позиция подтверждается и определением Верховного суда Российской Федерации N 305-ЭС21-13700 от 25.08.2021 г.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения заявленного требования о запрете Обществу на территории Ленинградской области передавать заказы на перевозку пассажиров и багажа перевозчикам, не имеющим действующих разрешений.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, заявителем на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, принято законное и обоснованное решение и у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения Арбитражного суда г. Москвы.
Заявителем жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда г. Москвы.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 02.11.2021 по делу N А40-82802/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.А.Москвина |
Судьи |
С.Л.Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-82802/2021
Истец: КОМИТЕТ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ТРАНСПОРТУ
Ответчик: ООО "СИТИ-МОБИЛ"