г. Томск |
|
22 февраля 2022 г. |
Дело N А45-21339/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 февраля 2022 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Зайцевой О.О.,
судей: Бородулиной И.И.
Павлюк Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Волковой Т.А., без использования средств аудиозаписи,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Новосибирской области (N 07АП-504/2022) на решение от 13.12.2021 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-21339/2021 (судья Пахомова Ю.А.) по заявлению Государственного учреждения- Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Новосибирской области, г. Новосибирск (ИНН 5406103101) к Обществу с ограниченной ответственностью "ПенаПак", г. Бердск (ИНН 5406244430) о взыскании ущерба в размере 19 422 руб. 64 коп.,
при участии в судебном заседании:
- без участия (извещены),
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Новосибирской области (далее - истец, отделение, пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о взыскании с Общества с ограниченной ответственностью "ПенаПак" (далее - ответчик, общество, ООО "ПенаПак") ущерба в размере 19 422 руб. 64 коп.
Решением от 13.12.2021 Арбитражного суда Новосибирской области заявленные требования удовлетворены частично. Взыскан с Общества с ограниченной ответственностью "ПенаПак" (ИНН 5406244430) в пользу Государственного учреждения- Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Новосибирской области (ИНН 5406103101) ущерб, причиненный несвоевременным представлением сведений о работающих застрахованных лицах в размере 4 855 руб. 66 коп. В удовлетворении остальной части требований отделения отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, истец обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить в части и принять новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела; указывает на то, что страхователь представил сведения по форме СЗВ - М в отношении застрахованного лица - пенсионера за август 2020 года с нарушением срока; Пенсионный фонд, не получив сведения о работающем пенсионере за август 2020 года, не выявил факт трудовой деятельности указанного лица в сентябре, октябре и ноября 2020 года, в связи с чем, принял решение о выплате пенсионеру пенсии, исчисленной с учетом индексации; законодательством не установлена обязанность Пенсионного фонда запрашивать подтверждающие документы о стаже и заработной плате застрахованных лиц.
Отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела не поступал.
Будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте проведения судебного заседания, лица, участвующие в деле своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не направили.
На основании пункта 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие указанных лиц, по имеющимся материалам.
В соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений. Истец обжалует судебный акт только в части отказа во взыскании ущерба в размере 14 566,98 руб.
Возражений по данному обстоятельству лица, участвующие в деле, не представили.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой части, апелляционный суд считает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене или изменению, исходя из следующего.
ООО "ПенаПак" является страхователем по обязательному пенсионному страхованию и плательщиком страховых взносов, как организация, производящая выплаты физическим лицам.
За август 2020 года страхователь представил в пенсионный фонд сведения о застрахованных лицах 15.10.2020 в форме электронного документа.
В соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователь - ООО "ПенаПак" обязан представлять в пенсионный фонд сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (исходная), в том числе, за август 2020 года - не позднее 15.09.2020.
В связи с несвоевременным представлением страхователем сведений по форме СЗВ-М за август 2020 года в отношении застрахованного лица Щучкиной Р.Д. (получателя пенсии) пенсионным фондом произведена индексация пенсии и излишне выплачена пенсия данному застрахованному лицу за период с 01.08.2020 по 30.11.2020 в сумме 19 422 руб. 64 коп. (4 855 руб. 66 коп. - за август, 4 855 руб. 66 коп. - за сентябрь, 4 855 руб. 66 коп. - за октябрь, 4 855 руб. 66 коп. - за ноябрь).
По мнению Пенсионного фонда, переплата пенсии физическому лицу, как работающему пенсионеру, произошла по причине несвоевременного представления страхователем сведений по форме СЗВ-М за август 2020 года, исходная форма поступила от страхователя 15.10.2020.
Отсутствие у Пенсионного фонда сведений об осуществлении трудовой деятельности Щучкиной Р.Д. в ООО "ПенаПак" в августе 2020 года повлекло за собой необоснованное начисление им пенсии с учетом индексации.
Поскольку несвоевременное представление заинтересованным лицом сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М за август 2020 года повлекло неправомерную выплату пенсии физическому лицу в завышенном размере, что привело к возникновению материального ущерба, Пенсионный фонд уведомил страхователя о данном обстоятельстве и потребовал возместить убытки, направив в адрес общества претензию.
Добровольно ООО "ПенаПак" убытки не возместило, в связи с чем Отделение Пенсионного фонда обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь положениями статей 12, 15, 1064, 1082 ГК РФ, пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ и статьи 28 Закона N 400-ФЗ, пришел к обоснованному выводу об отсутствии причинно-следственной связи между нарушением срока предоставления работодателем сведений за август 2020 года и понесенными Фондом расходами в виде выплаты излишних сумм пенсии в размере 14 566 руб. 98 коп. (4 855,66+4 855,+ 4 855,66) за сентябрь, октябрь, ноябрь 2020 года.
Апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции, отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Согласно пункту 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N167-ФЗ) страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе: организации, индивидуальные предприниматели, физические лица.
Согласно статьи 14 Закона N 167-ФЗ страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд; представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Согласно статье 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее по тексту - Закон N 27-ФЗ) индивидуальный (персонифицированный) учет - организация и ведение учета сведений о каждом зарегистрированном лице для обеспечения реализации его прав в системе обязательного пенсионного страхования, сведений о трудовой деятельности для обеспечения возможности использования данных сведений при его трудоустройстве, а также в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и (или) исполнения государственных и муниципальных функций в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с использованием страхового номера индивидуального лицевого счета в качестве идентификатора сведений о физическом лице.
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 5 Закона N 27-ФЗ).
Контроль за достоверностью сведений, представляемых страхователями в Пенсионный фонд Российской Федерации, осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации (абзац 5 пункта 1 статьи 8 Закона N 27-ФЗ).
В соответствии с частью 12 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ) выплата страховой пенсии на территории Российской Федерации производится пенсионеру органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в установленном размере без каких-либо ограничений, за исключением случаев, предусмотренных статьей 26.1 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в редакции, действовавшей в спорный период; далее - Закон N 400-ФЗ) пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), выплачиваются с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 названного Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 Закона N 400-ФЗ, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности (часть 3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
В части 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ установлено, что уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом N 167-ФЗ, в целях реализации положений частей 1 - 3 названной статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы).
Данные сведения представляются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах".
Согласно статье 28 Закона N 400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 статьи 28 Закона N 400-ФЗ, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 3 статьи 28)
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что сведения по форме СЗВ-М в отношении Щучкиной Р.Д. за сентябрь представлены в установленный срок (15.10.2020), за октябрь представлены в установленный срок (16.11.2020), за ноябрь представлены в установленный срок (15.12.2020).
Таким образом, на момент формирования в программном комплексе распоряжения о перерасчете и на момент начала фактической выплаты пенсии в повышенном размере (за сентябрь, октябрь и ноябрь 2020 года) Пенсионный фонд уже располагал сведениями об осуществлении пенсионером Щучкиной Р.Д. оплачиваемой трудовой деятельности и не был лишен возможности на основании полученных от страхователя сведений по форме СЗВ-М принять новое решение об отмене выплаты индексации пенсии, что следует из положений частей 6 и 7 статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ и пунктов 86, 88, 90 Правил.
В целях обеспечения проведения проверки часть 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ предусматривает не автоматический перерасчет пенсии при непоступлении сведений по форме СЗВ-М за очередной месяц, а поэтапное осуществление Пенсионным фондом действий, в частности: принятие решения об индексации пенсии (в месяце, следующем за поступлением сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ - отчет СЗВ-М); непосредственная выплата проиндексированной пенсии каждый месяц (начиная со следующего месяца после принятия вышеуказанного решения). На каждом этапе решение должно приниматься обоснованно, с учетом актуальной информации о состоянии лицевого счета застрахованного лица в целом, всех поступивших по нему сведений по всем предусмотренным формам отчетов.
Федеральный закон от 29.12.2015 N 385-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий", которым внесены изменения в Федеральный закон N 27-ФЗ и Федеральный закон N 400-ФЗ, возлагает обязанности не только на страхователя, но и предписывает Пенсионному фонду ежемесячно уточнять факт осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности (часть 4 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ), и в зависимости от этого принимать решение о выплате индексации или о прекращении ее выплаты.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, отделением Пенсионного фонда не доказана совокупность обстоятельств, необходимых для возложения на общество ответственности в виде возмещения убытков в размере 14 566 руб. 98 коп. (за сентябрь, октябрь и ноябрь 2020 года), а именно, наличия причинно-следственной связи между действиями заинтересованного лица по непредставлению сведений за август 2020 года по форме СВЗ-М и возникновением у Отделения Пенсионного фонда убытков за период с 01.08.2020 по 30.11.2020, в связи с чем суд правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований в данной части.
На обстоятельства, свидетельствующие об обратном, в апелляционной жалобе не указано, соответствующих доказательств, опровергающих указанные выше выводы суда, не представлено.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Пенсионный фонд, не получив сведения о работающем пенсионере за август 2020 года в установленные законом сроки, не выявил факт трудовой деятельности указанного лица в августе 2020 года, в связи с чем, принял решение о выплате пенсионеру пенсии, исчисленной с учетом индексации, отклоняются, поскольку обстоятельства ненадлежащего выполнения страхователем своей обязанности по представлению сведений индивидуального учета на застрахованных лиц за август 2020 года, не является достаточным для вывода о том, что именно это действие (бездействие) страхователя повлекли излишнюю выплату пенсии.
В связи с изложенным, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе безусловных (часть 4 указанной статьи), у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку органы Пенсионного фонда освобождены от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос о распределении в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебных расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, п. 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 13.12.2021 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-21339/2021 в обжалуемой части - оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Новосибирской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно - Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
О.О. Зайцева |
Судьи |
И.И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-21339/2021
Истец: ГУ Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Новосибирской Области
Ответчик: ООО "ПенаПак"
Третье лицо: Седьмой арбитражный апелляционный суд