г. Москва |
|
22 февраля 2022 г. |
Дело N А40-212701/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 февраля 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифоровой Г.М.,
судей: |
Мухина С.М., Яковлевой Л.Г., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу МТУ Ростехнадзора
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.12.2021 г. по делу N А40-212701/21
по заявлению МТУ Ростехнадзора
к ОАО "РЖД"
о привлечении к административной ответственности
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
Добромыслова Т.С. по доверенности от 07.12.2021; |
УСТАНОВИЛ:
МТУ Ростехнадзора, далее административный орган, обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о привлечении ОАО "РЖД" к административной ответственности по ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ и назначении наказания в виде административного штрафа.
Решением от 24.12.2021 Арбитражный суд города Москвы отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, МТУ Ростехнадзора обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт о привлечении к административной ответственности.
В судебном заседании представитель ОАО "РЖД" поддержал решение суда первой инстанции.
Представитель МТУ Ростехнадзора в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в связи с чем дело рассмотрено в порядке ст. 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в его отсутствие.
Девятый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы на основании следующего.
Как установлено судом и следует из материалов дела, МТУ Ростехнадзора в соответствии с решением N Р-200-146 от 09 августа 2021 г. проведена внеплановая выездная проверка ОАО "РЖД" при строительстве объекта капитального строительства: "Организация ускоренного движения электропоездов на участке Москва-Одинцово Московской железной дороги. III этап. Реконструкция ст. Москва-товарная-Смоленская для пропуска и отстоя ускоренных электропоездов на Усово и Одинцово. Этап III. 1. Реконструкция ст.Москва-товарная-Смоленская для пропуска и отстоя ускоренных электропоездов на Усово и Одинцово на платформу N1 Белорусского вокзала", расположенного по адресу: Московская обл., г. Москва (далее -Объект).
В ходе проведения проверки на Объекте установлено, что ОАО "РЖД" не устранило в установленный срок нарушения, указанные в предписании от 18 мая 2021 г. N 219-Г/3.3-20/Х-127, а именно осуществляется эксплуатация Объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию, что нарушает часть 1 статьи 55 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, о чем составлен акт проверки от 30.08.2021 N628-Г/3.3-20/Х-127.
На основании выявленных нарушений МТУ Ростехнадзора в отношении ОАО "РЖД" при наличии сведений о его извещении надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении составлен протокол от 02.09.2021N 889-г/3.3-17/Х-127 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ, материалы направлены в суд для решения вопроса о привлечении общества к административной ответственности по ч.6 ст.19.5 КоАП РФ.
Рассмотрев материалы дела, оценив представленные суду доказательства, изучив доводы заявления и отзыва на него, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с п.6 ст.205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Протокол об административном правонарушении составлен с соблюдением требований ст. 28.1, 28.2 КоАП РФ. Нарушений процедуры составления в отношении общества протокола об административном правонарушении, которые могут являться основанием для отказа в привлечении к административной ответственности в соответствии с п.10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, судом не установлено.
Срок давности, предусмотренный ч. 3 ст. 4.5 КоАП РФ, привлечения к административной ответственности, предусмотренной ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела, не истек.
В соответствии ч.6 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
Объективной стороной указанного правонарушения является невыполнение в установленный срок законного предписания органа государственного строительного надзора.
Согласно части 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства
градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
В соответствии с частью 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимо, в том числе, заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства установленным требованиям.
Вместе с тем, реализация инвестиционного проекта "Организация ускоренного движения электропоездов на участке Москва-Одинцово Московской железной дороги. III Этап. Реконструкция ст. Москва-товарная-Смоленская для пропуска и отстоя ускоренных электропоездов на Усово и Одинцово, который включает в себя Этап III. 1. Реконструкция ст. Москва-товарная-Смоленская для пропуска и отстоя ускоренных электропоездов на Усово и Одинцово на платформу N 1 Белорусского вокзала" осуществляется в целях исполнения Распоряжения Правительства Российской Федерации от 22.11.2008 N1734-р "О Транспортной стратегии Российской Федерации", Постановления Правительства РФ от 20.12.2017 N 1596 (ред. от 26.11.2019) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы", в рамках инвестиционной программы ОАО "РЖД" по развитию Центрального транспортного узла и реализации комплексного проекта развития Московского транспортного узла (далее - Программа).
В соответствии с заданием на проектирование и проектной документацией Объект относится к объектам транспортной инфраструктуры, является линейным объектом, включающим в себя здания и сооружения для эксплуатации железнодорожной линии.
Согласно п. 10 задания на проектирование от 28.05.2012 г. строительство ведется в полосе отвода железной дороги и на прилегающих территориях на действующем железнодорожном участке без прекращения движения поездов.
На Объект получено положительное заключение ФАУ "Главгосэкспертиза России" от 15.07.2020 г. N 77-1-1-3-031822-2020 и разрешение на строительство от 17.11.2020 г. N 77-01-2597-2020МС сроком действия до 18.01.2023 г.
В соответствии со ст. 55 ГрК РФ после завершения строительства застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, выдавший разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
При этом законодательством РФ допускается осуществление временной эксплуатации одного либо нескольких объектов капитального строительства или их частей, которые входят в состав такого линейного объекта и не могут быть введены в эксплуатацию автономно.
Временная эксплуатация - период от окончания технологического этапа реконструкции или строительства объекта инфраструктуры железнодорожного транспорта до сдачи этапа строительства в эксплуатацию, в течение которого по участку железнодорожного пути общего пользования обеспечиваются перевозки не только строительных, но и других грузов, грузобагажа, багажа, почты и пассажиров при обеспечении требований, установленных правилами технической эксплуатации.
В соответствии с ч. 9 ст. 3 Федерального закона от 31.07.2020 N 254-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 31.07.2020 N 254-ФЗ) до получения разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта инфраструктуры, разрешения на ввод в эксплуатацию в отношении этапа строительства, реконструкции такого объекта инфраструктуры допускается осуществление временной эксплуатации такого объекта капитального строительства (далее - временная эксплуатация) в целях осуществления перевозки грузов и (или) пассажиров при условии подтверждения технической готовности указанного объекта к временной эксплуатации в соответствии с частями 10 и 11 настоящей статьи.
Распоряжением Правительства РФ от 07.09.2020 N 2278-р "Об утверждении Перечня объектов инфраструктуры, в отношении которых применяются особенности, установленные Федеральным законом "Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Перечень) утвержден перечень объектов инфраструктуры, в отношении которых применяются особенности, установленные Федеральным законом "Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно п. 2 Распоряжения от 07.09.2020 N 2278-р в данный Перечень включены объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, проектируемые в их составе объекты капитального строительства, подлежащие строительству (реконструкции) при размещении таких объектов объекты инженерной инфраструктуры, электрические сети и сети связи, перечисленные (указанные) в комплексном плане модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2018 г. N 2101-р, государственных программах Российской Федерации, федеральных целевых программах, федеральной адресной инвестиционной программе, ведомственных целевых программах Российской Федерации, государственных программах субъектов Российской Федерации, ведомственных целевых программах субъектов Российской Федерации, адресных инвестиционных программах субъектов Российской Федерации, долгосрочной программе развития открытого акционерного общества "Российские железные дороги", инвестиционной программе открытого акционерного общества "Российские железные дороги".
Как отмечено выше, объект "Организация ускоренного движения электропоездов на участке Москва-Одинцово Московской железной дороги. III Этап. Реконструкция ст. Москва-товарная-Смоленская для пропуска и отстоя ускоренных электропоездов на Усово и Одинцово" реализуется в рамках инвестиционной программы открытого акционерного общества "Российские железные дороги" по развитию Центрального транспортного узла.
Согласно п. 10 Федерального закона от 31.07.2020 N 254-ФЗ техническая готовность линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации определяется комиссией, в состав которой в обязательном порядке включаются представители лица, осуществляющего строительство, представители застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции объекта на основании договора строительного подряда), а также представители организации, которая должна осуществлять временную эксплуатацию объекта капитального строительства, при условии подтверждения технической готовности указанного объекта к временной эксплуатации. Порядок формирования и функционирования указанной комиссии устанавливается Правительством Российской Федерации.
Требования к техническому состоянию линейного объекта инфраструктуры, допускаемого к временной эксплуатации, порядок подтверждения технической готовности указанного объекта к временной эксплуатации, порядок осуществления такой временной эксплуатации и технического обслуживания указанного объекта устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Строительно-монтажные работы по строительству и реконструкции железнодорожных путей общего пользования на объекте "Организация ускоренного движения электропоездов на участке Москва-Одинцово Московской железной дороги. III Этап. Реконструкция ст. Москва-товарная-Смоленская для пропуска и отстоя ускоренных электропоездов на Усово и Одинцово" выполнены в полном объеме, но работы по реконструкции поста ЭЦ ст. Москва-пассажирская-Смоленская, Телемеханника, демонтаж базы ШЧ-15 не завершены в полном объеме, в связи с чем готовые строения введены во временную эксплуатацию актом приемки во временную эксплуатацию вновь построенных и реконструированных железнодорожных путей общего пользования проекта: "Организация ускоренного движения электропоездов на участке Москва-Одинцово Московской железной дороги. III этап. Реконструкция ст. Москва-товарная-Смоленская для пропуска и отстоя ускоренных электропоездов на Усово и Одинцово" от 04.12.2020 г.
Поскольку разрешение на строительство от 17.11.2020 г. N 77-01-2597-2020МС, выданное Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, действует до 18.01.2023, строительно-монтажные работы по реконструкции поста ЭЦ ст. Москва-пассажирская-Смоленская, Телемеханника, демонтаж базы ШЧ-15 продолжаются на законном основании.
После того, как строительно-монтажные работы, входящие в состав Объекта, были завершены и готовы для эксплуатации, в соответствии с п. 10 Федерального закона от 31.07.2020 N 254-ФЗ была собрана комиссия, в состав которой включены представители компаний, осуществляющих строительство (подрядная организация СМТ N3 - филиала АО "РЖДстрой"), представитель застройщика и организации, осуществляющей строительный контроль (ДКРС-Москва ОАО "РЖД"), а также представитель организации, которая должна осуществлять временную эксплуатацию объекта капитального строительства (представитель ПЧЗС-17). Кроме того в составе комиссии участвовал представитель генерального проектировщика ГИП "Мосжелдорпроект", который осуществлял проектирование Объекта.
Решением комиссии установлено, что предъявленные комиссии работы для открытия движения по вновь построенным путям, реализованные в рамках объекта "Организация ускоренного движения электропоездов на участке Москва-Одинцово Московской железной дороги. III Этап. Реконструкция ст. Москва-товарная-Смоленская для пропуска и отстоя ускоренных электропоездов на Усово и Одинцово" выполнены в соответствии с проектом, отвечают санитарно-эпидемиологическим, экологическим, пожарным, строительным нормам и правилам, государственным стандартам, требованиям ПТЭ и принимаются с открытием движения во временную эксплуатацию.
Срок завершения всех строительно-монтажных работ и ввод всего Объекта в эксплуатацию, предусмотренный ст. 55 ГрК РФ, запланированы на I квартал 2023 года.
Получение разрешения на ввод Объекта в эксплуатацию, предусмотренного ст. 55 ГрК РФ, Заказчик строительства получает на стадии полного завершения выполнения работ по строительству или реконструкции объектов, но данные требования не относятся к завершившимся работам по выполнению этапа строительства Объекта или его части. Приемочная комиссия, назначаемая Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, создается после завершения всех работ на Объекте и на стадии ввода всего Объекта в эксплуатацию.
После завершения работ на части реконструкции Объекта и ее временного ввода в эксплуатацию, необходимо руководствоваться порядком, установленным Федеральным законом от 31.07.2020 N 254-ФЗ.
Также согласно п. 3-5 Правил подтверждения технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации Постановления Правительства от 23.01.2021 N 35, подтверждение технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации осуществляется в отношении всего объекта или его участков, создаваемых в рамках этапов строительства, реконструкции в соответствии с проектной документацией. Подтверждение технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации осуществляется комиссией, определяющей техническую готовность линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации. Подтверждение технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации оформляется решением комиссии, принимаемым по результатам проверки соответствия линейного объекта инфраструктуры требованиям к техническому состоянию линейного объекта инфраструктуры, допускаемого к временной эксплуатации. Данная проверка осуществляется посредством анализа документации, подтверждающей соответствие линейного объекта инфраструктуры требованиям к техническому состоянию линейного объекта инфраструктуры, в том числе подготовленной лицом, осуществляющим строительство, во время строительства, реконструкции линейного объекта инфраструктуры, и представленной застройщиком или техническим заказчиком (в случае осуществления строительства, реконструкции линейного объекта инфраструктуры железнодорожного транспорта на основании договора строительного подряда) либо лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию иного линейного объекта инфраструктуры (в случае осуществления строительства, реконструкции иного линейного объекта инфраструктуры на основании договора строительного подряда); измерений, проведенных в том числе с помощью автоматизированных путеизмерительных и диагностических систем и оборудования, испытаний сооружений, устройств и механизмов, а также комплексного опробования оборудования. Данные требования учтены комиссией при рассмотрении вопроса о готовности построенных и реконструированных железнодорожных путей общего пользования на объекте "Организация ускоренного движения электропоездов на участке Москва-Одинцово Московской железной дороги. III этап. Реконструкция ст. Москва-товарная-Смоленская для пропуска и отстоя ускоренных электропоездов на Усово и Одинцово" для пропуска и отстоя ускоренных электропоездов на Усово и Одинцово" актом приемки во временную эксплуатацию от 04.12.2020 г.
При этом Федеральный закон от 31.07.2020 N 254-ФЗ начал свое действие с 31 июля 2020 и применяется по 31 декабря 2024 года включительно, направлен на модернизацию и расширение магистральной инфраструктуры и является обязательным для исполнения на всей территории Российской Федерации.
Учитывая изложенные обстоятельства, в действиях заинтересованного лица отсутствует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.6 ст. 19.5 КоАП РФ.
Правовых оснований для переоценки выводов суда первой инстанции в порядке ч.1 ст.268 АПК РФ апелляционный суд не усматривает.
Суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
То обстоятельство, что в судебном акте не отражены все имеющиеся в деле доказательства либо доводы участвующих в деле лиц, не свидетельствует об отсутствии их надлежащей судебной оценки и проверки.
Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы, изложенные обществом в суде первой инстанции, являлись предметом тщательной проверки судом и не нашли своего подтверждения.
Безусловных оснований для отмены оспариваемого решения суда первой инстанции, предусмотренных ч.4 ст.270 АПК РФ, апелляционным судом не установлено.
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г.Москвы от 24.12.2021 г. по делу N А40-212701/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Г.М. Никифорова |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-212701/2021
Истец: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"