г. Санкт-Петербург |
|
22 февраля 2022 г. |
Дело N А56-46337/2021 |
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Баженовой Ю.С.
судей Галенкиной К.В., Полубехиной Н.С.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Вороной Б.И.
при участии:
от заявителя: представитель Байкалов А.В. по доверенности от 18.08.2020;
от ответчика: представитель Котолевская Н.Л. по доверенности от 10.01.2022;
рассмотрев в открытом судебном заседании 03.02.2022 апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-37099/2021) Комитета по природным ресурсам Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.09.2021 по делу N А56-46337/2021, принятое
по заявлению закрытого акционерного общества "Карьер "Гаврилово" (188870, Ленинградская обл., п.Гаврилово, карьер, ОГРН: 1084704002107, ИНН: 4704076807)
к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области (191124, Санкт-Петербург, площадь Растрелли, дом 2, литер А, ОГРН: 1077847192609, ИНН: 7842354966)
о признании недействительным отказа,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Карьер "Гаврилово" (далее - Заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным отказа N 02-9470/2021 от 11.05.2021 Комитета по природным ресурсам Ленинградской области (далее - Ответчик, Комитет) в предоставлении лесного участка общей площадью 29,1 га, кадастровый номер 47:01:0000000:501/1075 в аренду на срок до 31.12.2021, местоположение лесного участка Рощинское участковое лесничество, Черкасовское участковое лесничество квартал N 88 (части выделов 7, 17, 18, 19, 24, 25, 28), квартал N 101 (части выделов 1, 8, 9, 16, 22, 23, 24, 35, 37, 39, 40, выдел 2), а также лесного участок общей площадью 7,22 га, кадастровый номер 47:01:0000000:501/1076 в аренду на срок до 31.12.2021, местоположение лесного участка Рощинское лесничество, Черкасовское участковое лесничество квартал N 101 (части выделов 5, 10, 12, 16, 17, 27, 37, выдел 11) и об обязании Комитета заключить договор аренды указанных лесных участков на срок до 31.12.2021.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.09.2021 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, Комитет обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В обоснование жалобы ее податель указывает, что действия Комитета в полном объеме соответствуют нормативному правовому акту (административному регламенту).
В судебном заседании представитель Комитета поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения участвующих в деле лиц, апелляционный суд установил следующее.
18.11.2009 Обществу выдана лицензия на пользование недрами ЛОД 47047 ТЭ с целевым назначением и видами работ разведка и добыча песков строительных на Северном участке месторождения "Гавриловское" в Выборгском районе Ленинградской области.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 440 "О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 и 2021 годах" срок действия лицензии продлен на 12 месяцев до 31.12.2021 года.
Общество обратилось в Комитет с заявлением от 25.04.2021 (вх. N 01-9640/2021 от 29.04.2021) о предоставлении без торгов в аренду на срок до 31.12.2021 в целях разведки и добычи строительных песков лесных участков:
- общей площадью 29,1 га, кадастровый номер 47:01:0000000:501/1075, местоположение лесного участка Рощинское участковое лесничество, Черкасовское участковое лесничество квартал N 88 (части выделов 7, 17, 18, 19, 24, 25, 28), квартал N 101 (части выделов 1, 8, 9, 16, 22, 23, 24, 35, 37, 39, 40, выдел 2);
- общей площадью 7,22 га, кадастровый номер 47:01:0000000:501/1076, местоположение лесного участка Рощинское лесничество, Черкасовское участковое лесничество квартал N 101 (части выделов 5, 10, 12, 16, 17, 27, 37, выдел 11).
По результатам рассмотрения заявления Комитетом был принят отказ в предоставлении государственной услуги N 02-9470/2021 от 11.05.2021. В качестве причины отказа Комитет указал, что в соответствии с проектными документациями N 100 и N 101 от 14.06.2019 испрашиваемые лесные участки большей частью отнесены к лесам, выполняющим функции защиты природных и иных объектов (лесам, расположенным в первом, втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения), которые в соответствии с перечнем объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, утвержденным распоряжением Правительства РФ N 849-р от 27.05.2013, не предназначены для рассматриваемого вида лесопользования.
Ссылаясь на то, что Комитет необоснованно уклоняется от заключения договора аренды, а также на отсутствие оснований для отказа в применении административной процедуры по предоставлению лесных участков в аренду, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, указав на то, что Заявителем получены согласования на проведение лицензионных работ от органа, регулирующего спорные правоотношения, в связи с чем, оспариваемый Заявителем отказ противоречит закону и нарушает права заявителя на осуществление лицензируемой деятельности.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Рассмотрение заявления Общества осуществлено Комитетом в рамках предоставления государственной услуги, порядок предоставления которой определен Административным регламентом, утвержденным постановлением Губернатора Ленинградской области от 28.05.2018 N 29-пг (далее - Регламент).
В соответствии с пунктом 3.3.5 Регламента результатом выполнения административной процедуры по рассмотрению заявления является подготовленный проект письма об отказе в предоставлении лесного участка в аренду либо подготовленный проект распоряжения Правительства Ленинградской области о предоставлении лесного участка в аренду.
Согласно подпункту 4 пункта 2.10 Регламента одним из оснований для отказа в предоставлении государственной услуги является запрещение в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществления заявленного вида использования лесов на данном лесном участке.
В соответствии со статьей 607 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи). Законом могут быть установлены виды имущества, сдача которого в аренду не допускается или ограничивается.
Согласно статье 1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на принципах обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребности общества в лесах и лесных ресурсах.
Перечень видов возможного использования лесов приведен в статье 25 ЛК РФ. В частности, пунктом 11 части 1 названной статьи предусмотрено использование лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых.
В силу части 2 статьи 43 ЛК РФ для использования лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых лесной участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется в аренду или в отношении этого лесного участка может быть установлен сервитут в соответствии со статьей 9 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 73.1 ЛК РФ в случаях, предусмотренных статьями 36, 38.1, 43 - 45 настоящего Кодекса, договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются без проведения торгов.
Между тем согласно ч. 1 ст. 10 ЛК РФ леса, расположенные на землях лесного фонда, делятся на следующие виды: 1) защитные леса; 2) эксплуатационные леса; 3) резервные леса. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов устанавливаются статьями 110 - 119 настоящего Кодекса.
Согласно представленной в материалы дела проектной документации испрашиваемые Обществом в аренду лесные участки относятся к защитным лесам, часть площади которых занята ценными лесами (запретные полосы, расположенные вдоль водных объектов), а часть лесами, выполняющими функции защиты природных и иных объектов (леса, расположенные в 1-м, 2-м поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственного-бытового водоснабжения).
Статьей 111 ЛК РФ определено, что к защитным лесам относятся леса, которые являются природными объектами, имеющими особо ценное значение, и в отношении которых устанавливается особый правовой режим использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.
В соответствии с ч.2 ст. 111 ЛК РФ выделяются следующие категории защитных лесов: 1) леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях; 2) леса, расположенные в водоохранных зонах; 3) леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов; 4) ценные леса; 5) городские леса.
В соответствии с п.11 ч.1 ст.115 ЛК РФ к ценным лесам относятся леса, имеющие уникальный породный состав лесных насаждений, выполняющие важные защитные функции в сложных природных условиях, имеющие исключительное научное или историко-культурное значение, в том числе, запретные полосы лесов, расположенные вдоль водных объектов (леса, примыкающие непосредственно к руслу реки или берегу другого водного объекта, а при безлесной пойме - к пойме реки, выполняющие водорегулирующие функции).
Согласно п. ч.1 ст. 114 ЛК РФ к лесам, выполняющим функции защиты природных и иных объектов, относятся: леса, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (леса, расположенные в границах соответствующих поясов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения).
В защитных лесах запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями (ч. 6 ст.111 ЛК РФ).
В части 4 статьи 12 ЛК РФ предусмотрено, что защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
При этом частью 7 статьи 21 ЛК РФ предусмотрено, что Перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, утверждается Правительством Российской Федерации для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.05.2013 N 849-р утвержден Перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры для защиты лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов.
Согласно пунктам 2 и 2 (1) (в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 N 628-р) названного Перечня карьеры включены в перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для осуществления работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых в защитных лесах, относящихся к категории защитных полос лесов, расположенных вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, в эксплуатационных лесах и в резервных лесах, за исключением особо защитных участков лесов (помимо объектов, указанных в пункте 1 Перечня) и в защитных лесах, относящихся к категории лесов, расположенных в водоохранных зонах, пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах, а также в запретных полосах лесов, расположенных вдоль водных объектов, и в нерестоохранных полосах лесов, за исключением особо защитных участков лесов.
Пунктом 2(1) распоряжения Правительства Российской Федерации от 27.05.2013 N 849-р (в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 N 628-р) не предусмотрена возможность размещения карьера в защитных лесах, расположенных в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в ценных лесах.
Действие указанного пункта распространяется на леса следующих категорий защитности - леса, расположенные в водоохранных зонах (п. 2 части 1 ст. 111 ЛК РФ) и ценные леса (п. 4 ст. 111 ЛК РФ) в части запретных полос лесов, расположенных вдоль водных объектов (п. 11 ч. 1 ст. 115 ЛК РФ).
В силу пункта 3 части 1 статьи 111 ЛК РФ, пункта 1 части 1 статьи 114 ЛК РФ леса, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (леса, расположенные в границах соответствующих поясов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения) относятся к категории защитности - леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов, указанной в пункте 3 части 1 статьи 111 ЛК РФ.
Перечень, установленный пунктом 2(1) распоряжения Правительства Российской Федерации от 27.05.2013 N 849-р является исчерпывающим (закрытым).
В связи с этим размещение карьера в защитных лесах, не относящихся к категориям, указанным в пункте 2(1) Перечня, противоречит лесному законодательству и несовместимо с их целевым назначением.
Вопреки доводам Общества и выводам суда первой инстанции, изменения, внесенные распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 N 628-р, в пункт 2(1) распоряжения Правительства Российской Федерации от 27.05.2013 N 849-р не изменили существа указанных правоотношений, так как только поменяли понятие "отвал" на понятие "объекты, являющиеся неотъемлемой технологической частью объекта, указанного в настоящем пункте, и предусмотренные в утвержденных в установленном порядке технических проектах разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр" не изменив установленный указанным пунктом перечень лесов на которых возможно размещение карьера.
Поскольку в силу части 7 статьи 21 ЛК РФ Перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов утверждается Правительством Российской Федерации, доводы Общества о возможности устройства карьеров на испрашиваемых лесных участках на основании СанПиН 2.1.4.1110-02 и письма Управления Роспотребнадзора по ЛО от 18.02.2021 N 4700-02/45-949-2021 подлежат отклонению.
Наличие лицензии на право пользования участком недр наделило заявителя лишь исключительным правом на получение земельного участка без проведения торгов, но никоим образом не повлекло возникновения безусловной обязанности у уполномоченного органа предоставить такой участок в нарушение условий и ограничений, предусмотренных лесным законодательством.
Таким образом, оспариваемый отказ Комитета о предоставлении в аренду спорных лесных участков является правомерным, поскольку данные лесные участки относятся к таким категориям защитных лесов как ценные леса и леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов - расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а Перечнем объектов, утвержденным распоряжением Правительства N 849-р, не предусмотрено размещение объектов, связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых, в защитных лесах указанных категорий.
Ранее по аналогичным основаниям постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27.06.2014 по делу N А56-47981/2013 было отказано в удовлетворении заявления ЗАО "Карьер "Гаврилово" о признании незаконным отказа Комитета в продлении аренды лесного участка площадью 42, 57 га из категории земель лесного фонда, расположенного в квартале 101 (выделы 1, 9, 10, 11 части выделов 4, 5, 12, 16, 17, 8, 22, 23, 24, 35) и квартале 88 (выдел 17, часть выдела 18) Черкесовского участкового лесничества Рощинского лесничества (договор аренды от 03.05.2011 N 103/к-2011-05).
В связи с неправильным применением судом первой инстанции норм материального права, обжалуемое решение подлежит отмене с принятием судом апелляционной инстанции нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявления Общества.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.09.2021 по делу N А56-46337/2021 отменить.
В удовлетворении заявления закрытого акционерного общества "Карьер "Гаврилово" отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.С. Баженова |
Судьи |
К.В. Галенкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-46337/2021
Истец: ЗАО "Карьер "Гаврилово"
Ответчик: Комитет по природным ресурсам Ленинградской области