г. Москва |
|
21 февраля 2022 г. |
Дело N А40-149923/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 февраля 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мухина С.М.,
судей: |
Никифоровой Г.М., Яковлевой Л.Г., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Центральной энергетической таможни
на решение Арбитражного суда города Москвы от 15.11.2021 по делу N А40-149923/2021
по заявлению: общества с ограниченной ответственностью "Газпром экспорт"
к Центральной энергетической таможне
о признании недействительным уведомления,
при участии:
от заявителя: |
Суздалев С.Н. по доверенности от 01.12.2021; |
от заинтересованного лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда горда Москвы от 15.11.2021, принятым по настоящему делу с учетом уточнений принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ, удовлетворены требования общества с ограниченной ответственностью "Газпром экспорт" (далее - заявитель, Общество) о признании недействительным уведомления Центральной энергетической таможни (далее - таможенный орган, ЦЭТ) от 12.04.2021 N 10006000/У2021/0000381 о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней и о признании незаконным решения ЦЭТ о корректировке полной таможенной декларации от 20.04.2021 N 10006032/180518/0000818 в части начисления пеней в размере 64 788 214,72 рублей.
Не согласившись с принятым судом решением, ЦЭТ обратилась в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм материального права. Ходатайствовала о рассмотрении дела без участия стороны.
Представитель Общества в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы по доводам отзыва, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 123, 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Апелляционный суд, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав объяснения представителя заявителя, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как следует из фактических материалов дела и установлено судом, в адрес ООО "Газпром экспорт" поступило уведомление таможенного органа от 12.04.2021 N 10006000/У2021/0000381 о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, из которого следует, что основанием для его направления послужило наличие неисполненной обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, исчисленных в декларации на товары N 10006032/180518/0000818 от 09.04.2021 в размере 67 889 206 руб. 99 коп.
Письмом от 14.04.2021 N ГЭ/04-2027 ООО "Газпром экспорт" сообщило таможенному органу о необоснованности уведомления, однако в связи с тем, что уведомление является обязательным, указало, что вынужденно уплачивает денежную сумму по указанному уведомлению и просит использовать для этих целей денежные средства, переведенные на счет Федерального казначейства в качестве авансовых платежей.
Кроме того, 20.04.2021 ЦЭТ принято решение о корректировке полной таможенной декларации N 10006032/180518/0000818, скорректированы графы 47 и в полной таможенной декларации, в результате чего таможенным органом Обществу доначислены пени в размере 67 889 206 руб. 99 коп.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "Газпром экспорт" в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, с учетом положений ст. ст. 4, 198, 200 АПК РФ, а также с учетом совместного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ и Пленума Верховного Суда РФ от 01.07.1996 N 6/8, правомерно исходил из того, что поскольку ООО "Газпром экспорт" осуществляло таможенное оформление спорной поставки природного газа в период март - май 2018 года, к данным правоотношениям в соответствующей части подлежат применению нормы Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон N 311-ФЗ).
На момент подачи ПВД N 10006032/180518/0000818 таможенная стоимость поставляемого природного газа определялась на основании Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 06.03.2012 N 191.
При этом на момент подачи Обществом обращения от 12.03.2021 о внесении изменений (дополнений) в декларацию на товары N 10006032/180518/0000818 вступили в силу Правила определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.12.2019 N 1694.
ООО "Газпром экспорт" осуществляет деятельность по вывозу с таможенной территории РФ за пределы таможенной территории Таможенного союза природного газа, перемещаемого трубопроводным транспортом, и производит декларирование товаров с применением процедуры временного периодического таможенного декларирования в порядке, установленном статьями 214, 312 Федерального закона N 311-ФЗ, в соответствии с которыми временное периодическое таможенное декларирование производится путем подачи декларантом в таможенный орган временной таможенной декларации, а затем одной или нескольких полных таможенных деклараций.
В соответствии с частью 4 статьи 38 ТК ЕАЭС таможенная стоимость товаров, вывозимых с таможенной территории Союза, определяется в соответствии с законодательством о таможенном регулировании государства-члена, таможенному органу которого осуществляется таможенное декларирование товаров.
Пункт 7 Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 06.03.2012 N 191) (далее также - Правила) предусматривает, что основой определения таможенной стоимости вывозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном пунктом 11 Правил.
При этом пункт 8 Правил устанавливает, что в случае если таможенная стоимость оцениваемых (вывозимых) товаров не может быть определена с использованием метода по стоимости сделки с вывозимыми товарами (метод 1), таможенная стоимость таких товаров определяется с использованием либо метода по стоимости сделки с идентичными товарами (метод 2), либо метода по стоимости сделки с однородными товарами (метод 3), либо метода сложения (метод 5). Декларант в зависимости от имеющихся у него документов имеет право выбрать для определения таможенной стоимости оцениваемых (вывозимых) товаров один из указанных методов.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 117 Федерального закона N 311-ФЗ обязанность плательщика по уплате таможенных пошлин, налогов считается исполненной, если размер денежных средств составляет не менее суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов с момента зачета в счет уплаты таможенных пошлин, налогов авансовых платежей или денежного залога, а если такой зачет производится по инициативе плательщика - с момента получения таможенным органом распоряжения о зачете.
В соответствии с частью 3 статьи 121 Федерального закона N 311-ФЗ в качестве распоряжения лица, внесшего авансовые платежи. рассматривается представление им или от его имени таможенной декларации. заявления на возврат авансовых платежей либо совершение иных действий. свидетельствующих о намерении этого лица использовать свои денежные средства в качестве таможенных платежей. При этом согласно части 1 данной статьи авансовыми платежами признаются денежные средства, внесенные в счет уплаты предстоящих вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов и не идентифицированные плательщиком в разрезе конкретных видов и сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов в отношении конкретных товаров.
Согласно материалам дела, 20.03.2018 Обществом начата процедура временного периодического таможенного декларирования рассматриваемой поставки природного газа путем подачи в таможенный орган временной таможенной декларации N 10006032/200318/0000469 (далее также - ВТД) на планируемую поставку природного газа в апреле 2018 года, в том числе, по Контракту от 14.02.2013 с компанией WINGAS GmbH.
20.03.2018 временная таможенная декларация зарегистрирована таможенным органом, таможенные платежи своевременно и в полном объеме уплачены Обществом. Товар в рамках указанной таможенной декларации был выпущен таможенным органом, о чем свидетельствует штамп таможенного органа "Выпуск разрешен".
В апреле 2018 года в целях завершения процедуры таможенного оформления указанной поставки товара, Общество представило в ЦЭТ полную таможенную декларацию N 10006032/180518/0000818. В качестве основы для расчета и уплаты таможенной пошлины таможенная стоимость определена Обществом на основании второго метода по стоимости сделки с идентичными товарами.
Полная таможенная декларация N 10006032/180518/0000818 принята и зарегистрирована таможенным органом, таможенная пошлина в полном объеме уплачена Обществом, о чем свидетельствует, в том числе штамп "Выпуск разрешен", проставленный таможенным органом 21.05.2018.
После осуществления рассматриваемой поставки природного газа и подачи ПВД N 10006032/180518/0000818, между сторонами контракта заключено дополнительное соглашение к контракту об установлении окончательной цены сделки по контракту. В связи с чем, ООО "Газпром экспорт" направлено в ЦЭТ обращение декларанта от 12.03.2021 о внесении изменений (дополнений) в ПВД N 10006032/180518/0000818. ООО "Газпром экспорт" оформлена корректировка декларации на товары N 10006032/180518/0000818/01 к ПВД и доплачена таможенная пошлина в соответствии с окончательной ценой сделки.
Обращение Общества было полностью удовлетворено таможенным органом, таможенная пошлина получена таможенным органом в полном объеме, скорректированные сведения внесены таможенным органом в ПВД N 10006032/180518/0000818, что подтверждается отметками ЦЭТ от 09.04.2021 в графе "D" измененной ПВД N 10006032/180518/0000818.
12.04.2021 таможенным органом Обществу выставлено оспариваемое уведомление N 10006000/У2021/0000381 о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, а также принято оспариваемое решение от 20.04.2021 о корректировке ПВД N 10006032/180518/0000818 с отражением в ней сумм начисленных Обществу пеней в размере 67 889 206 руб. 99 коп.
Между тем, у ЦЭТ отсутствовали основания для начисления пеней, вследствие чего Уведомление ЦЭТ, а также Решение ЦЭТ от 20.04.2021 о корректировке ПВД N 10006032/180518/0000818 являются незаконными в силу следующих обстоятельств.
Согласно ч. 1 ст. 72 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ пенями признаются установленные настоящей статьей суммы денежных средств, которые плательщик (лицо, несущее солидарную обязанность) обязан уплатить в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в сроки, установленные Кодексом Союза и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.
Таким образом, основанием для начисления пени является факт неуплаты или неполной уплаты плательщиком в установленные сроки таможенных пошлин, налогов.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Под таможенной пошлиной согласно пп. 33 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС понимается обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу Союза, под налогом - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (п. 1 ст. 8 Налогового кодекса РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Учитывая, что налог и таможенная пошлина имеют одну правовую природу, то к спорным отношениям подлежит применению правовая позиция, изложенная в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.1996 N 20-П "По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года "О федеральных органах налоговой полиции", в пункте 3 которого указано, что налоговые правоотношения основаны на властном подчинении одной стороны другой. Они предполагают субординацию сторон, одной из которых - налоговому органу, действующему от имени государства, принадлежит властное полномочие, а другой - налогоплательщику - обязанность повиновения. Требование налогового органа и налоговое обязательство налогоплательщика следуют не из договора, а из закона. С публично-правовым характером налога и государственной казны и с фискальным суверенитетом государства связаны законодательная форма учреждения налога, обязательность и принудительность его изъятия, односторонний характер налоговых обязательств. Вследствие этого спор по поводу невыполнения налогового обязательства находится в рамках публичного (в данном случае налогового), а не гражданского права.
В пункте 5 данного Постановления разъяснено, что неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пени, как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога.
Учитывая вышеизложенное, пени являются право восстановительной мерой, носящей компенсационный характер для бюджета РФ.
Также в пункте 39 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.12.2019 года, указывается на незаконность начисления пени на задолженность по уплате таможенных пошлин, если у декларанта имелись перечисленные авансовые платежи, превышающие произведенные ему доначисления, и таможенный орган имел возможность самостоятельно зачесть их в счет уплаты таможенных пошлин и налогов.
Кроме того, в соответствии с правовой позицией Верховного Суда РФ, изложенной в пункте 29 Постановления Пленума от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" следует, что при определении наличия оснований для применения таможенными органами статьи 72 Федерального закона N 289-ФЗ и начисления пеней по определенным данной нормой правилам судам необходимо учитывать, что нахождение в федеральном бюджете авансовых платежей, излишне уплаченных или взысканных таможенных платежей, превышающих по своему размеру величину произведенных декларанту доначислений, может свидетельствовать об отсутствии потерь бюджета, требующих компенсации посредством взимания пеней, если иное не следует из представленных таможенным органом доказательств, в том числе сведений таможенного органа об использовании (возврате) авансовых и таможенных платежей за соответствующие периоды начисления пеней, информации об иных причитавшихся к уплате таможенных платежах, относящихся к этому же периоду.
Решение ЦЭТ от 20.04.2021 года о корректировке ПВД N 10006032/180518/0000818 было принято, а Уведомление об уплате пеней выставлено в связи с нарушением, по мнению ЦЭТ, Обществом сроков уплаты таможенной пошлины в сумме 377 147 710,62 руб. в период с 22.05.2018 года по 12.03.2021 года.
Вместе с тем, при принятии решения от 20.04.2021 о корректировке ПВД N 10006032/180518/0000818 и выставления Уведомления об уплате пени, таможенным органом не было учтено, что в течение вышеуказанного периода, за который Обществу начислены пени, в федеральном бюджете находились суммы авансовых платежей, а также излишне уплаченных таможенных платежей, превышающие сумму таможенной пошлины, сроки уплаты которой, по мнению ЦЭТ, Общество нарушило, в том числе: в размере 2 003 656 405,81 руб. в период с 22.05.2018 по 12.08.2018, в размере 3 130 083 687,74 руб. в период с 17.08.2018 по 26.08.2018, в размере 377 881 003,50 руб. в период с 05.09.2018 по 13.09.2018, в размере 3 097 605 062,06 руб. в период с 19.09.2018 по 24.09.2018, в размере 6 348 249 865,69 руб. в период с 17.10.2018 по 31.10.2018, в размере 6 036 935 077,86 руб. в период с 01.11.2018 по 30.11.2018, в размере 6 030 684 067,89 руб. в период с 01.12.2018 по 17.12.2018, в размере 381 318 264,87 руб. в период с 18.12.2018 по 12.03.2021.
Факт наличия в федеральном бюджете авансовых платежей, а также излишне уплаченных таможенных платежей в вышеуказанных периодах и размере подтверждается следующими документами и обстоятельствами.
Относительно излишней уплаты Обществом таможенной пошлины в размере 2 003 656 405,81 руб. в период с 22.05.2018 по 12.08.2018.
Излишняя уплата таможенной пошлины в размере 2 003 656 405,81 руб. в период с 22.05.2018 по 12.08.2018 складывается из сумм излишне уплаченных таможенных пошлин в размере 1 679 023 838,97 руб. и 324 632 566,84 руб. по полным таможенным декларациям, что подтверждается нижеследующим.
Об излишней уплате таможенной пошлины в сумме 1 679 023 838,97 руб. в период с 22.05.2018 по 12.08.2018.
В целях оформления поставок природного газа в 2015 - 2016 году Общество представило в Центральную энергетическую таможню нижеследующие полные таможенные декларации:
Номер ДТ |
Пошлина, уплаченная одновременно с подачей декларации, руб. |
Размер таможенной пошлины после корректировки в соответствии с КДТ, руб. |
Излишне уплаченная таможенная пошлина, руб. |
10006032/170815/0001258 |
1 514 456 694,58 |
1 359 225 110,06 |
155 231 584,52 |
10006032/170915/0001440 |
1 515 027 505,46 |
1 359 736 400,64 |
155 291 104,82 |
10006032/191015/0001675 |
1 591 992 097,08 |
1 428 816 155,72 |
163 175 941,36 |
10006032/181115/0001850 |
1 286 468 245,07 |
1 154 601 589,79 |
131 866 655,28 |
10006032/151215/0002033 |
1 110 456 338,27 |
996 636 445,57 |
113 819 892,70 |
10006032/170216/0000300 |
1 529 970 916,27 |
1 373 148 473,86 |
156 822 442,41 |
10006032/180316/0000538 |
654 793 971,85 |
587 679 366,52 |
67 114 605,33 |
10006032/180416/0000677 |
746 075 064,33 |
669 604 840,62 |
76 470 223,71 |
10006032/180516/0000908 |
980 110 031,47 |
879 649 000,16 |
100 461 031,31 |
10006032/170616/0001082 |
780 573 574,43 |
700 562 340,28 |
80 011 234,15 |
10006032/180716/0001249 |
917 020 128,36 |
823 023 387,96 |
93 996 740,40 |
10006032/170816/0001382 |
779 528 813,56 |
699 630 042,50 |
79 898 771,06 |
10006032/150916/0001496 |
621 326 654,01 |
557 639 516,05 |
63 687 137,96 |
10006032/171016/0001720 |
514 599 706,47 |
461 853 031,86 |
52 746 674,61 |
10006032/171116/0001924 |
884 329 101,50 |
793 687 258,36 |
90 641 843,14 |
10006032/191216/0002123 |
953 995 923,83 |
856 207 967,62 |
97 787 956,21 |
Всего: 1 679 023 838,97 рублей.
Таможенная пошлина была уплачена Обществом в полном объёме при подаче вышеуказанных таможенных деклараций, о чём свидетельствует, в том числе, штамп ЦЭТ "Выпуск разрешён" на таможенных декларациях. В последующем, в связи с тем, что стоимость сделок по поставкам природного газа была пересмотрена в меньшую сторону, ООО "Газпром экспорт" были оформлены корректировки к вышеуказанным декларациям на товары (КДТ1). Составленные Обществом КДТ1 были приняты ЦЭТ, скорректированные сведения внесены таможенным органом в ПВД, что подтверждается отметками ЦЭТ в графах "D" КДТ1 к соответствующим ПВД.
В июле 2018 года Общество направило в адрес Центральной энергетической таможни Заявление от 31.07.2018 года N ГЭ/04-5278 о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств в общем размере 1 679 023 838,97 руб., излишне уплаченных в рамках вышеуказанных ПВД.
13.08.2018 года Центральная энергетическая таможня по заявлению от 31.07.2018 года N ГЭ/04-5278 вернула Обществу излишне уплаченную таможенную пошлину в размере 1 679 023 838,97 руб., что подтверждается платежным поручением от 13.08.2018 года N 393629.
Таким образом, по вышеуказанным ПВД в федеральном бюджете в период с 19 декабря 2016 года по 13 августа 2018 года находилась излишне уплаченная Обществом таможенная пошлина в размере 1 679 023 838,97 руб.
Об излишней уплате таможенной пошлины в сумме 324 632 566,84 руб. в период с 22.05.2018 года по 12.08.2018 года
В целях оформления поставок природного газа в 2015 - 2016 году Общество представило в Центральную энергетическую таможню нижеследующие полные таможенные декларации:
Номер ДТ |
Пошлина, уплаченная одновременно с подачей декларации, руб. |
Размер таможенной пошлины после корректировки в соответствии с КДТ, руб. |
Излишне уплаченная таможенная пошлина, руб. |
10006032/180116/0000071 |
1 518 236 938,22 |
1 356 843 067,12 |
161 393 871,10 |
10006032/220616/0001117 |
62 864 496,23 |
56 210 851,46 |
6 653 644,77 |
10006032/150716/0001198 |
464 919 251,24 |
431 249 543,17 |
33 669 708,07 |
10006032/190816/0001432 |
2 493 428,08 |
2 419 387,97 |
74 040,11 |
10006032/200916/0001601 |
18 695 146,66 |
18 154 534,82 |
540 611,84 |
10006032/170117/0000099 |
1 188 759 449,48 |
1 066 458 758,53 |
122 300 690,95 |
Всего: 324 632 566,84 рублей.
Таможенная пошлина была уплачена Обществом в полном объеме при подаче вышеуказанных таможенных деклараций, о чем свидетельствует, в том числе, штамп ЦЭТ "Выпуск разрешен" на таможенных декларациях. В последующем, в связи с тем, что стоимость сделок по поставкам природного газа была пересмотрена в меньшую сторону, ООО "Газпром экспорт" были оформлены корректировки к вышеуказанным декларациям на товары (КДТ1). Составленные Обществом КДТ1 были приняты ЦЭТ, скорректированные сведения внесены таможенным органом в ПВД, что подтверждается отметками ЦЭТ в графах "D" КДТ1 к соответствующим ПВД.
В сентябре 2018 года Общество направило в адрес Центральной энергетической таможни Заявление от 07.09.2018 года N ГЭ/04-6273 о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств в общем размере 324 632 566,84 руб. излишне уплаченных в рамках вышеуказанных ПВД.
19.09.2018 года Центральная энергетическая таможня по заявлению от 07.09.2018 года N ГЭ/04-6273 вернула Обществу излишне уплаченную таможенную пошлину в размере 324 632 566,84 руб., что подтверждается платежным поручением от 19.09.2018 года N 495810.
Таким образом, по вышеуказанным ПВД в федеральном бюджете в период с 22.05.2018 года по 12.08.2018 года находилась излишне уплаченная Обществом таможенная пошлина в размере 324 632 566,84 руб.
Принимая во внимание вышеприведенные суммы излишне уплаченной таможенной пошлины, следует сделать вывод о том, что в период с 22.05.2018 года по 12.08.2018 года в бюджете РФ находилась излишне уплаченная таможенная пошлина в размере 2 003 656 405,81 руб., которая складывается из сумм излишне уплаченных таможенных пошлин в размере 1 679 023 838,97 руб. и 324 632 566,84 руб. по полным таможенным декларациям.
Относительно уплаченных и неиспользованных Обществом сумм авансовых платежей в размере 3 130 083 687,74 руб. в период с 17.08.2018 года по 26.08.2018 года.
В целях оформления поставок природного газа в 2018 году Общество осуществило внесение авансовых платежей по платежному поручению от 17.08.2018 года N 611 на сумму 28 155 037 769 руб.
При этом Общество распорядилось вышеуказанными авансовыми платежами только 27.08.2018 года, представив в Центральную энергетическую таможню дополнительную временную таможенную декларацию N 10006032/270818/0001380 (далее ДВД N 10006032/270818/0001380) на планируемую поставку природного газа.
В соответствии с вышеуказанной ДВД N 10006032/270818/0001380 Общество выразило намерение на вывоз природного газа в объеме 3 700 000 000 м3. Одновременно с подачей вышеуказанной ДВД N 10006032/270818/0001380 Общество распорядилось об уплате таможенной пошлины, используя для этих целей, в том числе, уплаченные по платежному поручению от 17.08.2018 года N 611 авансовые платежи в размере 3 130 083 687,74 руб., что подтверждается графой "В" ДВД N 10006032/270818/0001380.
27.08.2018 года ДВД N 10006032/270818/0001380 была принята и зарегистрирована ЦЭТ, а также, таможенным органом был проставлен штамп "Выпуск разрешен", что свидетельствует о надлежащей и полной уплате Обществом соответствующих сумм таможенных платежей.
Таким образом, вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что в период с 17.08.2018 года по 26.08.2018 года в бюджете находились неиспользованные Обществом авансовые платежи в сумме 3 130 083 687,74 рублей.
Относительно уплаченных и неиспользованных Обществом сумм авансовых платежей в размере 377 881 003,5 руб. в период с 05.09.2018 года по 13.09.2018 года.
Сумма неиспользованных авансовых платежей в размере 377 881 003,5 руб. в период с 05.09.2018 года по 13.09.2018 года складывается из сумм неиспользованных авансовых платежей в размере 188 940 501,75 руб. и 188 940 501,75 руб., что подтверждается нижеследующим.
О неиспользованных авансовых платежах в сумме 188 940 501,75 руб. в период с 05.09.2018 года по 13.09.2018 года
В целях таможенного оформления поставок нефтепродуктов в 2018 году Общество 05.09.2018 года по платежному поручению N 972 внесло в федеральный бюджет авансовые платежи на сумму 636 350 000 руб.
При этом Общество распорядилось вышеуказанными авансовыми платежами только 14.09.2018 года, представив в Центральную энергетическую таможню временную таможенную декларацию N 10006061/140918/0005511 (далее - ВТД N 10006061/140918/0005511) на планируемую поставку нефтепродуктов.
В соответствии с вышеуказанной ВТД N 10006061/140918/0005511 Общество выразило намерение на вывоз нефтепродуктов. Одновременно с подачей вышеуказанной ВТД N 10006061/140918/0005511 Общество распорядилось об уплате таможенной пошлины, используя для этих целей, в том числе, уплаченные по платежному поручению от 05.09.2018 года N 972 авансовые платежи в размере 188 940 501,75 руб., что подтверждается графой "В" ВТД N 10006061/140918/0005511.
14.09.2018 ВТД N 10006061/140918/0005511 была принята и зарегистрирована ЦЭТ, а также, таможенным органом был проставлен штамп "Выпуск разрешен", что свидетельствует о надлежащей и полной уплате Обществом соответствующих сумм таможенных платежей.
Таким образом, вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что в период с 05.09.2018 года по 13.09.2018 года в бюджете находились неиспользованные Обществом авансовые платежи в сумме 188 940 501,75 рублей РФ.
О неиспользованных авансовых платежах в сумме 188 940 501,75 руб. в период с 05.09.2018 по 13.09.2018.
В целях таможенного оформления поставок нефтепродуктов в 2018 году Общество 05.09.2018 года по платежному поручению N 972 внесло в федеральный бюджет авансовые платежи на сумму 636 350 000 руб.
При этом Общество распорядилось вышеуказанными авансовыми платежами только 14.09.2018 года, представив в Центральную энергетическую таможню временную таможенную декларацию N 10006061/140918/0005513 (далее - ВТД N 10006061/140918/0005513) на планируемую поставку нефтепродуктов.
В соответствии с вышеуказанной ВТД N 10006061/140918/0005513 Общество выразило намерение на вывоз нефтепродуктов. Одновременно с подачей вышеуказанной ВТД N 10006061/140918/0005513 Общество распорядилось об уплате таможенной пошлины, используя для этих целей, в том числе, уплаченные по платежному поручению от 05.09.2018 года N 972 авансовые платежи в размере 188 940 501,75 руб., что подтверждается графой "В" ВТД N 10006061/140918/0005513.
14.09.2018 года ВТД N 10006061/140918/0005513 была принята и зарегистрирована ЦЭТ, а также, таможенным органом был проставлен штамп "Выпуск разрешен", что свидетельствует о надлежащей и полной уплате Обществом соответствующих сумм таможенных платежей.
Таким образом, вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что в период с 05.09.2018 года по 13.09.2018 года в бюджете находились неиспользованные Обществом авансовые платежи в сумме 188 940 501,75 рублей.
Принимая во внимание вышеприведенные суммы неиспользованных авансовых платежей, следует сделать вывод о том, что в период с 05.09.2018 года по 13.09.2018 года в
бюджете РФ находилась неиспользованные авансовые платежи в размере 377 881 003,5 руб., которые складываются из сумм неиспользованных авансовых платежей в размере 188 940 501,75 руб. и 188 940 501,75 руб.
Относительно уплаченных и неиспользованных Обществом сумм авансовых платежей в размере 3 097 605 062,06 руб. в период с 19.09.2018 года по 24.09.2018 года.
В целях таможенного оформления поставок природного газа в 2018 году Общество 19.09.2018 года по платежному поручению N 1090 внесло в федеральный бюджет авансовые платежи на сумму 39 905 990 756 руб.
При этом Общество распорядилось вышеуказанными авансовыми платежами только 25.09.2018 года, представив в Центральную энергетическую таможню дополнительную таможенную декларацию N 10006032/250918/0001546 (далее - ДВД N 10006032/250918/0001546) на планируемую поставку природного газа.
В соответствии с вышеуказанной ДВД N 10006032/250918/0001546 Общество выразило намерение на вывоз природного газа в объеме 3 500 000 000 м3. Одновременно с подачей вышеуказанной ДВД N 10006032/250918/0001546 Общество распорядилось об уплате таможенной пошлины, используя для этих целей, в том числе, уплаченные по платежному поручению от 19.09.2018 года N 1090 авансовые платежи в размере 3 097 605 062,06 руб., что подтверждается графой "В" ДВД N 10006032/250918/0001546.
25.09.2018 года ДВД N 10006032/250918/0001546 была принята и зарегистрирована ЦЭТ, а также, таможенным органом был проставлен штамп "Выпуск разрешен", что свидетельствует о надлежащей и полной уплате Обществом соответствующих сумм таможенных платежей.
Таким образом, вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что в период с 19.09.2018 года по 24.09.2018 года в бюджете находились неиспользованные Обществом авансовые платежи в сумме 3 097 605 062,06 рублей.
Относительно уплаченных и не использованных Обществом сумм авансовых и излишне уплаченных таможенных платежей в период с 17.10.2018 года по 17.12.2018 года.
Факт нахождения в федеральном бюджете авансовых и излишне уплаченных таможенных платежей в период с 17.10.2018 года по 17.12.2018 года в федеральном бюджете подтверждается Отчетами ЦЭТ о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей и расчетами Общества к данным Отчетам ЦЭТ, а именно:
Период излишней уплаты |
Суммы авансовых и излишне уплаченных таможенных платежей, руб. |
с 17.10.2018 года по 31.10.2018 года |
6 348 249 865,69 |
с 01.11.2018 года по 30.11.2018 года |
6 036 935 077,86 |
с 01.12.2018 года по 17.12.2018 года |
6 030 684 067,89 |
В Отчете ЦЭТ о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей, отражаются зачисленные Обществом денежные средства в качестве авансовых платежей, возврат таможенным органом излишне уплаченных таможенных платежей и иные операции с денежными средствами Общества.
В соответствии с расчетом Общества о движении денежных средств, а также операциями, производимыми Обществом, связанных с зачислением либо распоряжением авансовыми и таможенными платежами в федеральном бюджете находились вышеуказанные суммы авансовых и излишне уплаченных Обществом таможенных платежей в период с 17.10.2018 года по 17.12.2018 года, которые превышают по своему размеру величину произведенных Обществу доначислений таможенной пошлины.
Относительно излишне уплаченной таможенной пошлины в размере 381 318 264,87 руб. в период с 18.12.2018 по 12.03.2021.
В целях таможенного оформления поставленного природного газа в ноябре 2018 года в адрес компании WIEH GmbH Общество представило в Центральную энергетическую таможню полную таможенную декларацию N 10006032/181218/0002004 (далее - ПВД N 10006032/181218/0002004). ПВД N 10006032/181218/0002004 была принята и зарегистрирована таможенным органом, таможенная пошлина в размере 5 306 959 112 руб. своевременно и в полном объеме была уплачена Обществом, о чем свидетельствует, в том числе штамп "Выпуск разрешен" от 19 декабря 2018 года, проставленный таможенным органом в графе "С" ПВД N 10006032/181218/0002004.
В последующем, в связи с тем, что стоимость рассматриваемой сделки по поставке природного газа была пересмотрена в меньшую сторону в связи с заключением Дополнения от 29.03.2019 к Контракту, ООО "Газпром экспорт" была оформлена корректировка декларации на товары N 10006032/181218/0002004/1 (далее - КДТ1) к ПВД.
В результате произведенной корректировки сумма таможенной пошлины по ПВД N 10006032/181218/0002004 составила 4 925 640 847,42 руб. КДТ1 к ПВД N 10006032/181218/0002004 была принята ЦЭТ, скорректированные сведения внесены таможенным органом в ПВД N 10006032/181218/0002004/1, что подтверждается отметками ЦЭТ от 09.04.2021 года в графе "D" КДТ1.
09.04.2021 года Обществу была возвращена излишне уплаченная сумма таможенной пошлины в размере 381 318 264,87 рублей РФ по ПВД N 10006032/181218/0002004, что подтверждается графой 122 Отчета ЦЭТ о движении денежных средств за период с 01.04.2021 по 30.04.2021.
Таким образом, вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что в бюджете в период с 18.12.2018 года по 09.04.2021 года находилась излишне уплаченная таможенная пошлина в сумме 381 318 264,87 рублей РФ.
Учитывая, что вышеуказанные суммы авансовых платежей и излишне уплаченных Обществом таможенных платежей превышают по своему размеру величину произведенных Обществу доначислений, и находились в вышеуказанных периодах, за который Обществу начислены спорные пени, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что в рассматриваемом случае отсутствуют потери бюджета, требующие компенсации посредством взимания пеней.
Учитывая изложенные обстоятельства, у таможенного органа отсутствовали основания для принятия оспариваемого решения и выставления Обществу оспариваемого уведомления, которые не соответствуют действующему таможенному законодательству и нарушают права и законные интересы заявителя.
Доводы таможенного органа об обратном являются несостоятельными и противоречат правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в пункте 29 Постановления Пленума от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза", в соответствии с которой нахождение в федеральном бюджете авансовых платежей, излишне уплаченных или взысканных таможенных платежей, превышающих по своему размеру величину произведенных декларанту доначислений, может свидетельствовать об отсутствии потерь бюджета, требующих компенсации посредством взимания пеней.
Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В настоящем случае суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о необходимости удовлетворения заявленных Обществом требований.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Расходы по уплате госпошлины по апелляционной жалобе распределяются в соответствии со ст. 110 АПК РФ и подлежат отнесению на подателя жалобы, который освобожден от ее уплаты.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 15.11.2021 по делу N А40-149923/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.М. Мухин |
Судьи |
Г.М. Никифорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-149923/2021
Истец: ООО "ГАЗПРОМ ЭКСПОРТ"
Ответчик: ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ТАМОЖНЯ