г. Москва |
|
22 февраля 2022 г. |
Дело N А41-71528/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 февраля 2022 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Панкратьевой Н.А.,
судей: Иевлева П.А., Хомякова Э.Г.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бабаян Э.К.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росреестра по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 16.12.2021 по делу N А41-71528/21, по заявлению ООО "Газпромнефть-Центр" к Управлению Росреестра по Московской области о признании,
при участии в заседании:
от ООО "Газпромнефть-Центр" - извещено, не явился;
от Управления Росреестра по Московской области - извещено, не явился;
УСТАНОВИЛ:
ООО "Газпромнефть-Центр" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области к Управлению Росреестра по Московской области (далее - заинтересованное лицо, управление, регистрирующий орган) о признании незаконным уведомления об отказе государственного кадастрового учета N КУВД-001/2021-14877639/6 от 23.07.2021; обязании осуществить государственный кадастровый учет следующего объекта недвижимости: сооружение - автозаправочная станция N 165 с кадастровым номером 50:21:0030105:1140, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 50:21:0030210:99 по адресу: Московская обл., Ленинский р-н, с/о Булатниковский, п. Измайлово, 31 км МКАД.
Решением Арбитражного суда Московской области от 16.12.2021 по делу N А41-71528/21 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе регистрирующий орган просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств по делу, неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с нормами статей 121-123, 153, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.kad.arbitr.ru.
Изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
ООО "Газпромнефть - Центр" является собственником автозаправочной станции N 165 (далее - АЗС 165), расположенной на земельном участке с кадастровым номером 50:21:0030210:99 по адресу: Московская обл., Ленинский р-н, с/о Булатниковский, п. Измайлово, 31 км МКАД.
15.11.2019 Министерством жилищной политики Московской области в отношении АЗС N 165 было выдано разрешение на реконструкцию N RU50-21-14674-2019 сроком действия до 15.07.2020.
По окончании проведения строительных работ ООО "Газпромнефть-Центр" обратилось за выдачей разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
23.01.2020 Министерством жилищной политики Московской области выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N RU20-21-15220-2020.
15.04.2021 ООО "Газпромнефть - Центр" обратилось с заявлением (в электронном виде) о государственном кадастровом учете реконструированной АЗС N 165 с приложением следующих документов: технический план с разрешением на ввод объекта в эксплуатацию, доверенность.
22.04.2021 Ленинским отделом управления направлено уведомление N КУВД-001/2021-14877639/1 о приостановлении государственного кадастрового учета по заявлению от 15.04.2021 N КУВД-001/2021-14877639 по причине того, что технический план в электронном формате XML подготовлен в нарушение Приказа Росреестра N П/338 от 25.06.2015 "Об организации работ по размещению на официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" XML- схем, необходимых для представления в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых для кадастрового учета документов, в виде технического плана здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения в форме электронных документов" (далее - Приказ) и не обеспечивает считывание и контроль представленных данных GKUOKS. Срок приостановления установлен до 22.07.2021.
27.04.2021 ООО "Газпромнефтъ-Центр" вновь представил технический план на электронном носителе (диск) и заявление о возобновлении государственного кадастрового учета путем подачи документов через МФЦ городского округа Химки Московской области, что подтверждается распиской - описью документов.
10.06.2021 Ленинским отделом управления обществу направлено уведомление о неустранении причин приостановки государственного кадастрового учета N КУВД-001/2021-14877639/2, в котором вновь указывается, что представленный технический план в электронном формате XML подготовлен в нарушение Приказа и не обеспечивает считывание и контроль представленных данных GKUOKS.
10.06.2021 Ленинским отделом управления обществу направлено второе уведомление о неустранении причин приостановки государственного кадастрового учета N КУВД-001/2021-14877639/3 с указанием на то, что в представленном техническом плане имеются противоречия п. 62 и п. 20 Требований к подготовке технического плана и состав содержащихся в нем сведений (далее - Требования), утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953.
На основании представленных замечаний на недостатки технического плана ООО "Газпромнефть-Центр" внесло в него изменения.
18.06.2021 ООО "Газпромнефть - Центр" был представлен технический план на электронном носителе (диске) с внесенными изменениями в соответствии с проектной документацией путем подачи документов через МФЦ городского округа Химки Московской области, что подтверждается распиской - описью документов.
23.07.2021 Ленинским отделом управления обществу направлены: уведомление о неустранении причин приостановки государственного кадастрового учета N КУВД-001/2021-14877639/4, уведомление о неустранении причин приостановки государственного кадастрового учета N КУВД-001/2021-14877639/5 и уведомление об отказе в государственном кадастровом учете N КУВД-001/2021-14877639/6.
Не согласившись с отказом в государственном кадастровом учете, общество обратилось в суд.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Порядок государственной регистрации перехода права собственности установлен положениями федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В соответствии с п. 10 ст. 40 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, обществом были представлены все необходимые документы для осуществления государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета.
Основанием для отказа в оказании услуги явилось не устранение причин указанных в уведомлении о приостановлении.
Согласно уведомлению N КУВД-001/2021-14877639/1 от 22.04.2021 о приостановлении государственного кадастрового учета технический план в электронном формате XML подготовлен в нарушение Приказа и не обеспечивает считывание и контроль представленных данных GKUOKS.
Как следует из материалов дела, все замечания государственного регистратора были устранены путем приобщения дополнительных документов 27.04.2021 и 18.06.2021, среди которых представлялись исправленные технические планы.
При этом уведомления N КУВД-001/2021-14877639/4 и N КУВД-001/2021-14877639/5 от 23.07.2021 о не устранении нарушений содержат иные основания для приостановления государственного кадастрового учета, которые не указаны в уведомлении от 10.06.2021 N КУВД-001/2021-14877639/3, содержащем основные причины по существу приостановления государственного кадастрового учета после получения читаемого технического плана, а именно: разрешение на ввод объекта в эксплуатацию необходимо представить не в составе технического плана, а в виде отдельного документа.
Вместе с тем, уведомление о невозможности возобновления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав не может содержать иных оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, связанных с такими дополнительно представленными документами.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, документы, с учетом изменений, были поданы обществом в установленном законом порядке и в установленный срок в связи с чем, у управления отсутствовали основания не учитывать дополнительно представленные документы при вынесении оспариваемого уведомления.
Кроме того, в силу части 5.1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ и пункта 239 Приказа Минэкономразвития России от 07.06.2017 N 278 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество" при рассмотрении дополнительно представленных в орган регистрации прав документов, направленных в целях устранения причин, послуживших основанием для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, направление уведомления о невозможности возобновления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав допускается в случае, если в этих документах не устранены ранее выявленные причины такого приостановления или если при рассмотрении этих документов выявлены иные причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. В этом случае уведомление о невозможности возобновления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав направляется заявителю органом регистрации прав не позднее чем в течение трех рабочих дней со дня получения таких документов и должно содержать указанные неустраненные основания приостановления, иные причины приостановления, связанные с такими дополнительно представленными документами. Уведомление о невозможности возобновления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав не может содержать иных оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, связанных с такими дополнительно представленными документами.
Как следует из материалов дела, уведомление о невозможности возобновления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по заявлению от 18.06.2021 было вынесено лишь 23.07.2021, что является существенным нарушением сроков, поскольку исходя из вышеуказанных нормативных правовых актов данное уведомлении должно быть направлено в течение трех рабочих дней.
Вынося уведомление об отказе в государственной регистрации от 23.07.2021, одновременно с вынесением уведомлений о невозможности возобновления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по заявлению от 18.06.2021, регистрирующий орган лишил возможности общество представить дополнительные документы.
Учитывая изложенное, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что для испрашиваемого регистрационного действия общество представило в регистрирующий орган все необходимые документы для проведения государственной регистрации и постановки на кадастровый учет объекта.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (ч. 2 ст. 201 АПК РФ).
Учитывая изложенное выше, апелляционный суд приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Из доводов заявителя, материалов дела оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не усматривается.
Несогласие заявителя с оценкой установленных судом обстоятельств по делу не свидетельствует о неисследованности материалов дела судом и не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 16.12.2021 по делу N А41-71528/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.А. Панкратьева |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-71528/2021
Истец: ООО "ГАЗПРОМНЕФТЬ - ЦЕНТР"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ