г. Москва |
|
1 июня 2022 г. |
Дело N А41-71528/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25.05.2022.
Полный текст постановления изготовлен 01.06.2022.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего - судьи Лазаревой И.В.
судей Федуловой Л.В. и Филиной Е.Ю.
при участии в заседании:
от заявителя - не явился, извещен
от заинтересованного лица - не явился, извещен
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (заинтересованного лица) на решение Арбитражного суда Московской области от 16.12.2021 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2022 по делу N А41-71528/2021
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Газпромнефть-Центр"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Газпромнефть-Центр" (далее - ООО "Газпромнефть-Центр", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление, регистрирующий орган, заинтересованное лицо), оформленное уведомлением от 23.07.2021 N КУВД-001/2021-14877639/6 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета, об обязании осуществить государственный кадастровый учёт объект недвижимости: сооружение - автозаправочная станция N 165 с кадастровым номером 50:21:0030105:1140, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 50:21:0030210:99 по адресу: Московская область, Ленинский р-н, с/о Булатниковский, п. Измайлово, 31 км МКАД.
Решением Арбитражного суда Московской области от 16.12.2021, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2022, заявление удовлетворено.
Не согласившись с судебными актами судов первой и апелляционной инстанций, Управление обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворение заявления. В обоснование кассационной жалобы заявитель ссылается на нарушение судом норм процессуального и материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и представленным в дело доказательствам и указывает, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляется на государственный кадастровый учет не в составе технического плана, указанный документ отдельно представлен не был.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации информация о рассмотрении настоящей кассационной жалобы размещена на общедоступных сайтах Арбитражного суда Московского округа http://www.fasmo.arbitr.ru и http://kad.arbitr.ru в сети "Интернет".
Извещенные надлежащим образом участвующие в деле лица своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Отзывов на кассационную жалобу не поступило.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 286, 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, судебная коллегия суда кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения и постановления по заявленным в жалобе доводам, поскольку считает, что судами при рассмотрении настоящего дела была дана правильная квалификация спорным правоотношениям сторон, применены подлежащие применению нормы материального права, установлены все имеющие значение для правильного разрешения спора обстоятельства, не допущено таких нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных актов.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ООО "Газпромнефть-Центр" является собственником автозаправочной станции N 165 (далее - АЗС N 165), расположенной на земельном участке с кадастровым номером 50:21:0030210:99 по адресу: Московская обл., Ленинский р-н, с/о Булатниковский, п. Измайлово, 31 км МКАД.
15.11.2019 Министерством жилищной политики Московской области в отношении АЗС N 165 выдано разрешение на реконструкцию N RU50-21-14674-2019 сроком действия до 15.07.2020.
По окончании проведения строительных работ ООО "Газпромнефть-Центр" обратилось за выдачей разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
23.01.2020 Министерством жилищной политики Московской области выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N RU20-21-15220-2020.
15.04.2021 ООО "Газпромнефть-Центр" обратилось с заявлением (в электронном виде) о государственном кадастровом учете АЗС N 165 в связи с ее реконструкцией с приложением технического плана и разрешением на ввод объекта в эксплуатацию.
22.04.2021 регистрирующим органом вынесено уведомление N КУВД-001/2021-14877639/1 о приостановлении государственного кадастрового учета до 22.07.2021 по заявлению от 15.04.2021 N КУВД-001/2021-14877639 ссылаясь на то, что технический план в электронном формате XML подготовлен в нарушение Приказа N П/338 от 25.06.2015 "Об организации работ по размещению на официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" XMLсхем, необходимых для представления в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых для кадастрового учета документов, в виде технического плана здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения в форме электронных документов" и не обеспечивает считывание и контроль представленных данных GKUOKS.
27.04.2021 ООО "Газпромнефть-Центр" представлен технический план на электронном носителе (диск) и заявление о возобновлении государственного кадастрового учета путем подачи документов через многофункциональный центр (далее - МФЦ) городского округа Химки Московской области.
10.06.2021 Управлением вынесено уведомление о неустранении причин приостановки государственного кадастрового учета N КУВД-001/2021-14877639/2, в связи с тем, что представленный технический план в электронном формате XML подготовлен в нарушение Приказа и не обеспечивает считывание и контроль представленных данных GKUOKS.
10.06.2021 Управлением обществу направлено второе уведомление о неустранении причин приостановки государственного кадастрового учета N КУВД-001/2021-14877639/3 с указанием на то, что в представленном техническом плане имеются противоречия пунктов 20 и 62 Требований, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований по его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений".
18.06.2021 ООО "Газпромнефть-Центр" был представлен технический план на электронном носителе (диске) с внесенными изменениями на основании представленных замечаний на недостатки технического плана и в соответствии с проектной документацией путем подачи документов через МФЦ городского округа Химки Московской области.
23.07.2021 в адрес общества Управлением направлены: уведомление о неустранении причин приостановки государственного кадастрового учета N КУВД-001/2021-14877639/4, уведомление о неустранении причин приостановки государственного кадастрового учета N КУВД-001/2021-14877639/5 и уведомление об отказе в государственном кадастровом учете N КУВД-001/2021-14877639/6.
Полагая, что отказ Управления в осуществлении учетно-регистрационных действий является незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из следующего.
Согласно части 1 статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно системному толкованию статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 6 Постановления Пленума Верхового Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно статье 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации) государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона о регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Частью 1 статьи 20 Закона о регистрации предусмотрены исчерпывающие основания для отказа в государственной регистрации.
В силу части 5 статьи 18 Закона о регистрации не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Согласно пункту 71 Приказа Минэкономразвития России от 07.06.2017 N 278 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество" (далее - Приказ N 278) Уведомление об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав должно содержать все причины, послужившие основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с указанием норм (пунктов, частей, статей) нормативных правовых актов, несоблюдение которых привело к приостановлению, а неустранение этих причин - к отказу в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, и содержание данных норм, а также указание на то, в чем именно заключалось несоблюдение требований указанных нормативных правовых актов.
Данные причины должны быть указаны таким образом, чтобы заявителю, не обладающему специальными знаниями в области права, было ясно без дополнительных разъяснений, на основании каких правовых норм и какие действия он должен был совершить в целях устранения этих причин, неустранение которых привело к принятию решения об отказе в оказании ему государственной услуги, а также для подачи вновь документов на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав или подготовки им заявления в суд, арбитражный суд об обжаловании отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что основанием для отказа в государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета явилось не устранение причин, указанных в уведомлении, вместе с тем, все замечания государственного регистратора были устранены путем приобщения дополнительных документов 27.04.2021 и 18.06.2021, среди которых представлялись исправленные технические планы. При этом уведомления от 23.07.2021 N КУВД-001/2021-14877639/4, N КУВД-001/2021-14877639/5 о не устранении нарушений содержат иные основания для приостановления государственного кадастрового учета, которые не указаны в уведомлении от 10.06.2021 N КУВД-001/2021-14877639/3, а именно: разрешение на ввод объекта в эксплуатацию необходимо представить не в составе технического плана, а в виде отдельного документа.
Суды обоснованно указали, что уведомление о невозможности возобновления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав не может содержать иных оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, связанных с такими дополнительно представленными документами.
Кроме того, суды установили, что уведомление о невозможности возобновления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по заявлению от 18.06.2021 было вынесено лишь 23.07.2021, что является существенным нарушением сроков, поскольку исходя из вышеуказанных нормативных правовых актов, данное уведомлении должно быть направлено в течение трех рабочих дней.
Вынося уведомление об отказе в государственной регистрации от 23.07.2021, одновременно с вынесением уведомлений о невозможности возобновления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по заявлению от 18.06.2021, регистрирующий орган лишил возможности общество представить дополнительные документы.
Исследовав и оценив материалы дела в соответствии с требованиями статей 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суды пришли к выводу, что документы, с учетом изменений, были поданы обществом в установленном законом порядке и в установленный срок, в связи с чем оспариваемое решение регистрирующего органа не соответствует положениям закона и нарушает права и законные интересы заявителя.
Доводы заявителя кассационной жалобы, по которым он не согласен с оспариваемыми судебными актами, направлены на переоценку обстоятельств, установленных судами, что недопустимо при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции, исходя из положений главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах, суд кассационной инстанции не установил оснований для изменения или отмены судебных актов, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. ст. 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 16.12.2021 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2022 по делу N А41-71528/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий - судья |
И.В. Лазарева |
Судьи |
Л.В. Федулова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 71 Приказа Минэкономразвития России от 07.06.2017 N 278 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество" (далее - Приказ N 278) Уведомление об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав должно содержать все причины, послужившие основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с указанием норм (пунктов, частей, статей) нормативных правовых актов, несоблюдение которых привело к приостановлению, а неустранение этих причин - к отказу в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, и содержание данных норм, а также указание на то, в чем именно заключалось несоблюдение требований указанных нормативных правовых актов."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 1 июня 2022 г. N Ф05-9349/22 по делу N А41-71528/2021