г. Москва |
|
22 февраля 2022 г. |
Дело N А40-183710/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 февраля 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ж.В.Поташовой,
судей: |
П.А.Порывкина, В.А.Свиридова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.А.Третяком, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.12.2021 по делу N А40-183710/21
по ООО "Вторметпроект" (ИНН: 7722566616)
к Управлению Росреестра по г. Москве (ИНН: 7726639745)
об оспаривании уведомления от 31.08.2021 N MFC-0558/2021-8327118 КУВД001/2021- 19471285 об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав,
при участии:
от заявителя: |
Некерова Т.В. по дов. от 21.01.2022; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Вторметпроект" (заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением об оспаривании решения Управления Росреестра по Москве (ответчик), изложенного в уведомлении от31.08.2021 N MFC-0558/2021-8327118 КУВД001/2021-19471285 об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (с учетом принятых уточнений заявленных требований в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением от 22.12.2021 решение Управления Росреестра по Москве, выраженное в уведомлении от 31.08.2021 N MFC-0558/2021-8327118 КУВД001/2021-19471285 об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, признано незаконным.
На Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве возложена обязанность устранить в десятидневный срок со дня вступления в законную силу судебного акта допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем снятия с государственного кадастрового учета и прекращения права собственности ООО "Вторметпроект" в отношении объекта - нежилого здания, расположенного по адресу: г.Москва, Карачаровское ш., д.8, стр.4.
Не согласившись с решением суда, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просил обжалуемое решение отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований.
В судебном заседании представитель заявителя возражал против удовлетворения жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменений.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился. Суд рассмотрел дело в порядке ст.ст. 123 и 156 АПК РФ в его отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ.
Сроки, предусмотренные ч. 4 ст. 198 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно счел соблюденными.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и представлением содержащихся в нем сведений регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
На основании ст. 1 указанного Федерального закона государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (государственная регистрация прав).
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН.
В реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав в обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости (п. 1 ст. 9 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (п. 1 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом РФ и иными законами.
Согласно п.п. 3 и 4 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (государственная регистрация прав).
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН.
Частью 1 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ установлено, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
При этом перечень оснований, наличие которых необходимо для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, установлен ст. 14 указанного Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ. Как следует из пункта 2 части 2 статьи 14 Закона основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, установленный ст. 18 Закона, включает в себя, в частности, документы, которые в соответствии с законодательством РФ подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
В соответствии с ч. 1 ст. 21 Закона документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРН. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества.
Согласно пункту 5 статьи 18 Закона не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Закона и требованиям принятых в соответствии с Законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено Законом или иными федеральными законами.
В соответствии со статьей 27 Закона в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации отказывается в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 Закона.
Как следует из материалов дела, согласно сведениям, содержащимся в ЕГРН, ООО "Вторметпроект" является собственником объекта недвижимости (свидетельство о государственной регистрации права N 77-77-12/023/2006-878 от 29.12.2006) (Приложение 1): нежилое здание, с кадастровым номером 77:04:0002001:7509, расположенный по адресу: г. Москва, ш. Карачаровское, д.8, стр.4, площадью 8,3 кв.м. (далее - Объект).
Согласно имеющимся сведениям, нежилое здание - строение 4 пл. 8.3. списано с бухгалтерского учета 31 декабря 2010 года, при этом как выяснилось действия по снятию данного нежилого здания с кадастрового учета и погашение право собственности не были произведены.
17.05.2021 ООО "Вторметпроект" в адрес Управления Росреестра по г. Москве было подано заявление о снятии с государственного кадастрового учета и прекращении права собственности на нежилое здание с кадастровым номером 77:04:0002001:7509 ранее расположенное по адресу: г. Москва, ш. Карачаровское, д.8, стр.4, и принадлежавшие на праве собственности ООО "Вторметпроект".
Одновременно с заявлением был представлен акт обследования, подтверждающий прекращение существования объекта недвижимости вместе с документами в электронном виде, что подтверждается описью.
Управление Росреестра по Москве уведомлением от 31.05.2021 N КУВД001/2021-19471285 (MFC-0558/2021-832718) сообщило о приостановлении снятия с государственного кадастрового учета и прекращении государственной регистрации прав на основании пункта 5, 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в связи с тем, что не представляется возможным осуществить заявленные действия, по причине отсутствия в составе акта обследования следующих документов: - документ, подтверждающий соблюдение установленной законом процедуры сноса вышеуказанного объекта недвижимости - уведомление о завершении сноса объекта капитального строительства в соответствии с п. 12 ст. 55.31 ГрК РФ.
Решением Управления Росреестра по Москве, изложенным в уведомлении от 31.08.2021 N MFC-0558/2021-8327118 КУВД-001/2021-19471285 отказано государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 13.07.2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее Закон N 218-ФЗ) при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в связи с прекращением существования таких объектов недвижимости, права на которые зарегистрированы в ЕГРН такие государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются по заявлению собственника здания, сооружения.
Статья 55.31 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на которые ссылается Ответчик в оспариваемых отказах, применяются к отношениям, возникшим после вступления в силу Федерального закона от 03.08.2018 N 340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
К заявлению от 17.05.2021 N MFC-0558/2021-832718-1 о проведении регистрационных действий Истец приложил Акт обследования от 20.04.2021 (далее - Акт обследования), подготовленный кадастровым инженером.
В силу пункта 2 части 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению должны быть приложены документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является, в том числе акт обследования (пункт 7 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ).
Согласно части 1, 2 статьи 23 Закона N 218-ФЗ акт обследования представляет собой документ, в котором кадастровый инженер в результате осмотра места нахождения здания, сооружения, помещения, машино-места или объекта незавершенного строительства с учетом имеющихся сведений Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости, а также иных предусмотренных требованиями к подготовке акта обследования документов подтверждает прекращение существования здания, сооружения или объекта незавершенного строительства в связи с гибелью или уничтожением такого объекта недвижимости либо прекращение существования помещения, машино-места в связи с гибелью или уничтожением здания или сооружения, в которых они были расположены, гибелью или уничтожением части здания или сооружения, в пределах которой такое помещение или такое машиноместо расположено.
В соответствии с пунктом 3 приложения N 2 к Приказу Министерства экономического развития РФ от 20.11.2015 года N 861 "Об утверждении формы и состава сведений акта обследования, а также требований к его подготовке" (далее Приказ N 861), акт обследования кадастрового инженера подготавливается инженером на основании сведений, полученных в результате осмотра места нахождения объекта недвижимости с учетом сведений ЕГРН.
При составлении Акта обследования были соблюдены установленные требования к их подготовке: -произведен осмотр места нахождения Объекта; -подтверждено прекращение существования Объекта (п. 10 Требований в разделе "Заключение кадастрового инженера" Приказ N 861).
Из норм закона N 218-ФЗ и Приказа N 861 следует, что акт обследования объекта недвижимости сам по себе является документом, подтверждающим произведенный кадастровым инженером осмотр Объекта и подтверждающим факт прекращения существования Объекта.
Отсутствие каких-либо иных дополнительных документов, подтверждающих прекращение существования Объекта или являющихся основанием для его сноса, не влечет за собой безусловное признание такого акта обследования не соответствующим Приказу N 861 и не может являться основанием для отказа в снятии Объекта с кадастрового учета и прекращения прав на него.
Таким образом, снятие объекта с кадастрового учета и государственная регистрация прав в связи с прекращением существования объекта недвижимости возможны при предоставлении: заявления собственника и акта обследования, подтверждающего прекращение существования здания в связи с его гибелью или уничтожением.
Кадастровым инженером был произведен осмотр места нахождения нежилого здания с кадастровым номером 77:04:0002001:7509 с учетом имеющихся сведений Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости, и подтверждено прекращение существования здания с кадастровым номером 77:04:0002001:7509.
В пункте 9 Приказа N 861 перечислены необходимые документы, которые включаются в акт, обследования для государственной регистрации прекращения права и снятия с кадастрового учета.
При этом Приказом N 861 не определен исчерпывающий перечень документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости. Приказ N 861 допускает составление акта обследования и без приложения какихлибо документов (абзац 2 пункта 3 Требований к подготовке акта обследования, утвержденных Приказом N 861).
Приказ N 861 либо иные законодательные акты Российской Федерации не предусматривают обязанности по предоставлению документов, подтверждающих соблюдение установленного законом порядка сноса, заявленного к кадастровому учету и государственной регистрации прав объекта недвижимости.
Управление Росреестра не может отказывать в регистрации прекращения права собственности на объект, если объект уже фактически не существует. Выявление фактов соблюдения заявителем установленного законом порядка сноса не входит в компетенцию Управление Росреестра.
На основании п. 1 ст. 235 ГК РФ и с учетом разъяснений, данных в п. 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", право собственности на объект недвижимости прекращается по факту уничтожения (утраты физических свойств) имущества.
В случае утраты недвижимостью свойств объекта гражданских прав, исключающей возможность его использования в соответствии с первоначальным назначением, запись о праве собственности на это имущество не может быть сохранена в ЕГРН по причине ее недостоверности.
Противоречия между правами на объект недвижимости и сведениями о нем, содержащимися в ЕГРН, в случае гибели или уничтожения такого объекта могут быть устранены как самим правообладателем, так и судом по иску лица, чьи права и законные интересы нарушаются сохранением записи о праве собственности на это недвижимое имущество.
В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается в обоснование своих требований или возражений, неся, в противном случае, бремя негативных для себя последствий. Обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.
На основании ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле обстоятельств. Арбитражным процессуальным законодательством установлены критерии оценки доказательств в качестве подтверждающих фактов наличия тех или иных обстоятельств.
Признак допустимости доказательств предусмотрен положениями ст. 68 АПК РФ, в соответствии с которой обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Управление в апелляционной жалобе указывает, что в состав Акта обследования не включены необходимые документы, подтверждающие порядок сноса объекта недвижимости, что является основание для отмены Решения.
Вопреки доводам жалобы, ООО "Вторметпроект" является собственником объекта недвижимости нежилого здания, с кадастровым номером 77:04:0002001:7509, расположенного по адресу: г. Москва, ш. Карачаровское, д.8, стр.4, площадью 8,3 кв.м. (далее - Объект).
Согласно инвентарной карточки учета объекта основных средств N 00000253 от 20.07.2006 года и акта о списании объекта основных средств N 00000023 от 31.12.2010 нежилое здание - строение 4 пл. 8,3 кем. прекратило свое существование и было списано с бухгалтерского учета 31 декабря 2010 года.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 13.07.2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее Закон N 218-ФЗ) при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в связи с прекращением существования таких объектов недвижимости, права на которые зарегистрированы в ЕГРН такие государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются по заявлению собственника здания, сооружения.
В силу пункта 2 части 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению должны быть приложены документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является, в том числе акт обследования (пункт 7 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ).
17 мая 2021 года ООО "Вторметпроект" в адрес Управления Росреестра по г. Москве было подано заявление о снятии с государственного кадастрового учета и прекращении права собственности на нежилое здание с кадастровым номером 77:04:0002001:7509.
Одновременно с заявлением был представлен Акт обследования, подтверждающий прекращение существования объекта недвижимости вместе с документами в электронном виде.
Управлением Росреестра вынесено Уведомление об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и(или) государственной регистрации от 31.08.2021 N MFC-05558/2021-832718 КУВД-001/2021-19471285.
Объект прекратил свое существование и был списан с бухгалтерского учета ООО "Вторметпроект" 31.12.2010 года, то есть на отношения по снятию с государственного кадастрового учета и прекращении права собственности на Объект статья 55.31 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части внесения в акт обследования сведений об уведомлении о завершении сноса объекта капитального строительства и о направлении такого уведомления в орган местного поселения, городского округа или муниципального района по месту нахождения земельного участка, на котором располагается снесенный объект капитального строительства, недолжна применятся.
На основании изложенного, апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции, что решение Управления Росреестра по Москве от 31.08.2021 N MFC-0558/2021-8327118 КУВД-001/2021- 19471285 об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя и третьих лиц.
В силу действия части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены или изменения оспариваемого решения суда.
Нарушений норм процессуального права, влекущих в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловную отмену обжалуемого судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 22.12.2021 по делу N А40-183710/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Ж.В. Поташова |
Судьи |
П.А. Порывкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-183710/2021
Истец: ООО "ВТОРМЕТПРОЕКТ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ