город Томск |
|
22 февраля 2022 г. |
Дело N А67-9069/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 февраля 2022 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.,
судей Зайцевой О.О.,
Павлюк Т.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Волковой Т.А. с использованием средств аудиозаписи рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "САТП N 1412" (07АП-12054/2021) на решение от 02.11.2021 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-9069/2020 (судья Ю.М. Сулимская) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "САТП N1412" (634049, Томская обл., г. Томск, ул. Ивана Черных, 20, ОГРН 1147017024714, ИНН 7017366912) к Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области (634034, Томская обл., г. Томск, пр. Кирова, 14, ОГРН 1027000852999, ИНН 7017052120), о признании незаконными решений.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "САТП N 1412": Сударчикова А.И. по доверенности от 13.07.2021 (на 1 год).
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "САТП N 1412" (далее - заявитель, общество, ООО "САТП N 1412") обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области (далее - Департамент) о признании незаконным решения об отказе в предоставлении субсидии на возмещение региональным операторам по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) части затрат, связанных с обеспечением непрерывной работы регионального оператора по обращению с ТКО, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федерального проекта "Комплексная система обращения с ТКО" национальный проект "Экология" в 2020 году, оформленное ответами от 17.08.2020 N 3984, от 02.11.2020 N 5519.
Решением от 02.11.2021 Арбитражного суда Томской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит решение суда первой инстанции отменить, требования удовлетворить в полном объеме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на то, что обществом при подаче заявки 04.08.2021 представлен полный пакет документов, предусмотренный Порядком, произведен расчет затрат регионального оператора по затратам, учтенным при расчете предельного единого тарифа на услуги регионального оператора на 2020 год, подлежащих субсидированию, следовательно оснований у Департамента для отказа в предоставлении ООО "САТП N 1412" субсидии по четвертой зоне деятельности регионального оператора не имелось.
К самой заявке как от 04.08.2020, так и к заявке от 27.10.2020, приложен документ, указанный в приложении под пунктом 1 - соглашение от 15.10.2018, в рамках которого ООО "САТП N 1412" осуществляло деятельность в качестве регионального оператора в период апрель, май, июнь 2020 года.
В отзыве на апелляционную жалобу, представленном в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), Департамент с доводами апелляционной жалобы не соглашается, просит состоявшийся судебный акт оставить без изменения.
В судебном заседании представитель ООО "САТП N 1412" поддержал доводы апелляционной жалобы.
Департамент, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатом направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ), не обеспечил явку своего представителя в судебное заседание суда апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции в порядке части 6 статьи 121, части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя Департамента.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав представителя общества, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены.
Согласно материалам дела, 15.10.2018 по результатам проведенного конкурсного отбора между Департаментом и ООО "САТП N 1412" заключено Соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории четвертой зоны деятельности регионального оператора (далее - Соглашение), согласно пункту 1.2 которого ООО "САТП N 1412" присвоен статус регионального оператора сроком на 10 лет.
Уведомлением от 24.07.2020 N 3518 Департамент сообщил ООО "САТП N 1412", что в соответствии с Постановлением Администрации Томской области от 24.07.2020 N 347а "Об утверждении Порядка предоставления субсидий на возмещение региональным операторам по обращению с твердыми коммунальными отходами части затрат, связанных с обеспечением непрерывной работы региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федерального проекта "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами" национального проекта "Экология" в 2020 году" Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области объявляет прием заявок на предоставление субсидии в части возмещения затрат, возникших не ранее 28.03.2020, в результате сложившейся неблагоприятной ситуации, вызванной распространением новой коронавирусной инфекции, и связанных с предоставлением коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, в рамках регионального проекта "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами" государственной программы "Обращение с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Томской области", утвержденной Постановлением Администрации Томской области от 27.09.2019 N 357а.
Прием заявок с подтверждающими документами, предусмотренными Постановлением Администрации Томской области от 24.07.2020 N 347а, осуществляется по 03.08.2020 включительно.
04.08.2020 ООО "САТП N 1412" обратилось в Департамент с заявкой (вх.N 7701) о предоставлении субсидии из областного бюджета на возмещение региональным операторам по обращению с твердыми коммунальными отходами части затрат, связанных с обеспечением непрерывной работы региональных операторов по обращению с ТКО, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федерального проекта "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами" национального проекта "Экология".
По результатам рассмотрения заявления Департаментом принято решение об отказе в предоставлении субсидии (ответ от 17.08.2020 исх.N 3984), в котором указано, что решение об отказе в предоставлении субсидии принято по причине отсутствия договоров, предусмотренных пунктом 6 Правил предоставления субсидии: акты на "оказание услуг по вывозу ТКО" не могут являться подтверждающим документом в отсутствии договора, так как неизвестен предмет договора и срок его действия.
Кроме того, в связи с тем, что в платежных поручениях отсутствует информация о периоде, за который вносится плата, и также не предоставлена справка с указанием сведений, позволяющих сопоставить платежные поручения с актами выполненных работ, невозможно определить месяц, за который соответствующая плата внесена.
В тоже время в соответствии с Правилами предоставления субсидии производится возмещение затрат за три месяца (апрель, май, июнь).
27.10.2020 ООО "САТП N 1412" повторно обратилось в Департамент с заявкой (вх.N10502) о предоставлении субсидии из областного бюджета на возмещение региональным операторам по обращению с твердыми коммунальными отходами части затрат, связанных с обеспечением непрерывной работы региональных операторов по обращению с ТКО, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федерального проекта "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами" национального проекта "Экология".
По результатам рассмотрения данного заявления Департаментом в адрес заявителя направлен ответ от 02.11.2020 N 5519, согласно которому заявка о предоставлении субсидии не рассматривалась, поскольку ООО "САТП N 1412" лишено статуса регионального оператора, а также, поскольку Порядком предоставления субсидии не предусмотрено повторное направление заявки заявителем и ее повторное рассмотрение, в случае принятия ранее решения об отказе в предоставлении субсидии.
Полагая, что решения Департамента об отказе в предоставлении субсидии, оформленные ответами от 17.08.2020 N 3984 и от 02.11.2020 N 5519, не соответствуют законодательству и нарушают его права и законные интересы, ООО "САТП N 1412" обратилось в арбитражный суд.
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемые решения не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем основания для удовлетворения требований заявителя не имеется.
Суд апелляционной инстанции считает данный вывод правомерным, при этом исходит из следующего.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействий) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействий) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействиями) прав и законных интересов заявителя.
Постановлением Администрации Томской области от 24.07.2020 N 347а утвержден Порядок предоставления субсидий на возмещение региональным операторам по обращению с твердыми коммунальными отходами части затрат, связанных с обеспечением непрерывной работы региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федерального проекта "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами" национального проекта "Экология" в 2020 году".
Согласно пункту 2 Порядка предоставления субсидии, субсидия предоставляется на возмещение части затрат региональных операторов по обращению с ТКО, возникших не ранее 28.03.2020, в результате сложившейся неблагоприятной ситуации, вызванной распространением новой коронавирусной инфекции, и связанных с предоставлением коммунальной услуги по обращению с ТКО, в рамках регионального проекта "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами" государственной программы "Обращение с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Томской области", утвержденной Постановлением Администрации Томской области от 27.09.2019 N 357а.
Условия которым должен отвечать региональный оператор для получения субсидии установлены пунктом 5 Порядка.
Перечень документов, предоставляемых региональным оператором в Департамент для получения субсидии, установлен пунктом 6 Порядка предоставления субсидии.
В частности, в силу п. "в" п.п. 3) п. 6 Порядка предоставления субсидий региональными операторами в Департамент должны предоставляться оригиналы либо надлежащим образом заверенные копии документов, подтверждающих расчет произведенных затрат на оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, источником возмещения которых является субсидия, а именно: по расходам на оплату работ и услуг, выполняемых сторонними организациями и индивидуальными предпринимателями, по транспортированию твердых коммунальных отходов - договоры, акты оказанных услуг, платежные поручения.
Для того, чтобы подтвердить осуществленные расходы, организации необходимо оформить подтверждающие документы, из которых должно определенно усматриваться, какие расходы, в каком объеме и за какой период данные расходы произведены, то есть, документы должны содержать реквизиты, позволяющие идентифицировать факт хозяйственной деятельности организации.
Представленные ООО "САТП N 1412" документы должны позволять идентифицировать факт хозяйственной деятельности общества в качестве регионального оператора за 3 месяца 2020 года (апрель, май, июнь).
Подтверждающие документы должны быть представлены в том объеме, который прямо указан в Порядке предоставления субсидий: подтверждающими документами по расходам на оплату работ и услуг, выполняемых сторонними организациями и индивидуальными предпринимателями, по транспортированию твердых коммунальных отходов, которыми, как было указано выше, являются договоры, акты оказанных услуг и платежные поручения.
Нормы Порядка предоставления субсидии не содержат указания на то, что представляться должен один из указанных в порядке документов, в том числе, по выбору заявителя. Для определения размера как расходов, так субсидии необходимо предоставление полного пакета документов, перечисленных в п.п. в) п.п. 3 п. 6 Порядка, и из которых бесспорно возможно установить суммы затрат, подлежащих субсидированию.
В силу действующего законодательства субсидия предоставляется региональному оператору на возмещение только тех его затрат, которые он понес в ходе исполнения обязанностей в качестве регионального оператора по соглашению об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенному с уполномоченным органом.
В актах выполненных работ (оказанных услуг) не содержится предмет, необходимый для определения затрат юридического лица в качестве затрат, которые были им понесены исключительно в силу исполнения обязанностей регионального оператора по соглашению с уполномоченным органом. Для обоснования вышеуказанных расходов требуется соответствующий договор.
Сами по себе акты также не подтверждают того, что региональный оператор понес расходы. Подтверждением того, что оплата имела место, будет являться заверенное надлежащим образом банковское платежное поручение.
В состав заявки вх. N 7701 от 04.08.2020 входили только акты оказанных услуг и платежные поручения.
В поле платежных поручений "Назначение платежа" содержится информация об оплате либо по договору подряда от 01.01.2020 б/н, либо по договору подряда от 30.12.2019 б/н, в то время, как основанием для выставления к оплате актов от 30.04.2020 N 65, от 31.05.2020 N 97, от 30.06.2020 N 98 являлось следующее: "основной от 30.12.2019". Представленные акты в графе "Наименование услуг" содержат указание - Вывоз ТКО, 3 зон", "Вывоз ТКО, 4 зона".
Из анализа представленных актов и платежных поручений не представлялось возможным установить необходимую для расчета информацию, поскольку акты содержат одно основание, а в назначении платежа в платежных документах указано иное основание.
В платежных поручениях отсутствовала информация о периоде, за который вносится плата, а суммы, которые указаны в актах, не соответствуют суммам, указанным в платежных поручениях, в связи с чем ответчику невозможно было определить ни месяц, за который соответствующая плата внесена, ни размер денежных средств, которые были уплачены ООО "САТП N 1412" за вывоз ТКО в соответствующем периоде.
Договоры по расходам на оплату работ и услуг, выполняемых сторонними организациями и индивидуальными предпринимателями, по транспортированию ТКО ООО "САТП N 1412" вместе с заявкой в Департамент не предоставлены.
Из анализа вышеуказанных документов и информации усматривается, что содержащиеся в них данные не соответствуют друг другу, не представляется возможным установить, что посредством представленных платежных поручений были оплачены именно услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов согласно выставленным актам в 4 зоне деятельности регионального оператора. Учитывая изложенное, арбитражный суд признает обоснованным довод о том, что ООО "САТП N 1412" не подтвердило фактически произведенные им затраты, в связи с чем невозможно произвести расчет размера субсидии в соответствии с пунктом 9 Порядка предоставления субсидий.
17.08.2020 (исх. N 3984) Департаментом уже был направлен отказ в предоставлении субсидии по 3 зоне деятельности регионального оператора, а процедура, установленная Порядком предоставления субсидий, не предусматривает досыла документов региональными операторами и возможность изменения посредством такого досыла принятого Департаментом решения, представленные заявителем документы, которые были направлены 27.08.2020 (копия договора N б/н от 30.12.2019 на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов и копия письма от 17.08.2020 N 378/1 об изменении назначения платежа в платежном поручении) Департаментом не рассматривались.
Доказательств направления необходимых документов в установленные сроки, а также до принятия Департаментом оспариваемого решения от 17.08.2020, заявителем не представлено.
В соответствии с пунктом 8 Порядка предоставления субсидий N 347а основаниями для отказа в предоставлении субсидии являются: 1) несоответствие представленных региональным оператором документов требованиям, определенным пунктом 6 настоящего Порядка, или непредставление (предоставление не в полном объеме) указанных документов; 2) недостоверность представленной региональным оператором информации; 3) несоблюдение сроков, предусмотренных пунктом 6 настоящего Порядка.
Поскольку заявителем при подаче заявки 04.08.2020 не был представлен полный пакет документов, подтверждающих несение расходов, подлежащих субсидированию, представленные с заявкой документы, содержали в себе противоречивую информацию, не позволяющую безусловно, бесспорно определить размер затрат, подлежащих субсидированию, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у Департамента правовых оснований для принятия положительного решения по предоставлению ООО "САТП N 1412" соответствующей субсидии.
При этом суд первой инстанции правомерно отклонил довод заявителя со ссылкой на п.2 Приложения N 2 к Порядку предоставления субсидий, в котором указано на необходимость предоставления иных документов, указанных в п.п. 2) п.6 настоящего порядка (в котором, по мнению заявителя, отсутствует указание на необходимость представления соответствующих договоров), так как, как было указано выше, в п.5 данного Порядка указаны условия предоставления субсидий, в том числе, доказательства осуществления деятельности по обращению с ТКО, а также несение соответствующих затрат, указанных в п.6 Порядка (который, в свою очередь содержит обязанность по представлению подтверждающих документов: договоры, акты оказанных услуг, платежные поручения).
27.10.2020 (вх. N 10502) в адрес Департамента от ООО "САТП N 1412" повторно поступила заявка о предоставлении субсидии из областного бюджета региональному оператору.
Заявка о предоставлении субсидии не рассматривалась, поскольку ООО "САТП N 1412" лишено статуса регионального оператора, а также, поскольку Порядком предоставления субсидии не предусмотрено повторное направление заявки заявителем и ее повторное рассмотрение, в случае принятия ранее решения об отказе в предоставлении субсидии, что следует из ответа от 02.11.2020 N 5519.
Неоднократное направление региональными операторами заявок после 03.08.2020 и их последующее рассмотрение Департаментом является невозможным в силу условий и требований Порядка предоставления субсидий.
В силу пункта 6 Порядка предоставления субсидий заявка и прилагаемые к ней документы представляются в течение 10-ти дней со дня получения письменного уведомления от Департамента о начале сбора заявок от региональных операторов на предоставление субсидии.
Уведомление от Департамента о начале сбора заявок направлено Департаментом в адрес региональных операторов, в том числе, в адрес общества, посредством электронного сообщения 24.07.2020 (исх. N 3518). Следовательно, прием заявок Департаментом осуществлялся в период с 25.07.2020 по 03.08.2020 (10 календарных дней). На представленную ООО "САТП N 1412" 04.08.2020 к рассмотрению заявку Департаментом направлен ответ о результатах ее рассмотрения 17.08.2020 (исх. N 3984).
В отсутствие законодательно закрепленных полномочий по рассмотрению повторных заявок, направленных после истечения срока на подачу таких заявок, у Департамента отсутствовали правовые основания как для принятия таких заявок к рассмотрению, так и рассмотрения их по существу. Поскольку на представленную 04.08.2020 ООО "САТП N 1412" к рассмотрению заявку Департаментом 17.08.2020 дан ответ о результатах ее рассмотрения (исх. N 3984), Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды по Томской области оставил заявку, направленную Обществом повторно 27.10.2020 (вх. N 10502), без рассмотрения.
Соответствующий порядок (пункт 7) не предусматривает оставление поданной заявки без рассмотрения. При этом несоблюдение сроков, предусмотренных пунктом 6 настоящего Порядка, является основанием для отказа в предоставлении субсидии (п.п. 3 п.8 Порядка предоставления субсидии). Из материалов дела следует, что соответствующий договор представлен заявителем с нарушением установленного Порядком срока (27.10.2020).
Ссылки на соглашение от 15.10.2018 правомерно отклонены судом первой инстанции, так как, как следует из материалов дела, с заявлением о предоставлении субсидии от 04.08.2020 договоры, подтверждающие несение расходов не предоставлялись, данный договор представлен с заявлением от 27.10.2020 (договор от 30.12.2019), а также к письму от 25.08.2020 N 386.
В связи с тем, что документы, представленные заявителем 27.10.2020, представлены с нарушением установленного срока, что в силу вышеуказанного Порядка является основанием для отказа в предоставлении субсидии, решение ответчика от 02.11.2020, по мнению суда, не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем основания для удовлетворения требований заявителя в данной части также не имеется.
Кроме того, решением от 08.04.2021 Арбитражного суда Томской области, оставленным без изменения постановлением от 24.06.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда, а также постановлением от 15.09.2021 Арбитражного суда Западно-Сибирского округа, в удовлетворении требования ООО "САТП N 1412" к Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области признании незаконным приказа от 31.07.2020 N 126 "О лишении ООО "САТП N 1412" статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории четвертой зоны деятельности регионального оператора" отказано.
В целом доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения и оценки судом первой инстанции, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения.
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на апеллянта; излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 104, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 02.11.2021 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-9069/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "САТП N1412" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "АТП N 1801" (ИНН 7017366912) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 (Одна тысяча пятьсот) руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 29.11.2021 N 629.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Томской области.
Председательствующий |
И.И. Бородулина |
Судьи |
О.О. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-9069/2020
Истец: ООО "САТП N1412"
Ответчик: Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области
Третье лицо: Сударчикова Анастасия Ивановна