г. Москва |
|
22 февраля 2022 г. |
Дело N А40-116612/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 февраля 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мухина С.М.,
судей: |
Никифоровой Г.М., Яковлевой Л.Г., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 18.11.2021 по делу N А40-116612/2021
по заявлению: общества с ограниченной ответственностью "ДКМТ-Плюс"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
о признании незаконным решения
при участии:
от заявителя: |
Егоров К.М. по доверенности от 04.02.2022; |
от заинтересованного лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 18.11.2021, принятым по настоящему делу, удовлетворены требования общества с ограниченной ответственностью "ДКМТ-Плюс" (заявитель, Общество) о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (заинтересованное лицо, Управление) от 19.05.2021 N КУВД-001/2021-4422208/4, от 17.05.2021 N MFC-0558/2021-212889, суд обязал Управление устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в течение тридцати дней с момента вступления решения суда в законную силу, а именно: осуществить государственную регистрацию прав собственности заявителя в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером N 77:01:0003027:1101, расположенного по адресу: город Москва, улица Большая Почтовая, дом 34А, стр. 1А, объекта недвижимости с кадастровым номером N 77:01:0003027:1033, расположенного по адресу: город Москва, улица Большая Почтовая, дом 34, стр. 4А.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Управление обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение суда отменить как принятое с нарушением норм права.
В судебном заседании апелляционного суда представитель Общества в судебном заседании поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу. Управление, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в судебное заседание не направило, поэтому в соответствии с данными в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 разъяснениями дело рассмотрено в его отсутствие.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из фактических материалов дела и установлено судом, 08.02.2021 Общество обратилось в регистрирующий орган с заявлениями N MFC-0558/2021-212889 о государственной регистрации права собственности в отношении нежилых зданий, расположенных по адресу: Москва, ул. Почтовая Б., д. 34, стр. 1А и стр. 4А.
Осуществление заявленных учетно-регистрационных действий было приостановлено 17.02.2021 в соответствии с п. 5, 49 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", впоследствии решениями от 19.05.2021 N КУВД-001/2021-4422208/4, от 17.05.2021 N MFC-0558/2021-212889 - отказано, о чем заявитель был уведомлен.
Полагая, что отказ регистрирующего органа нарушает права заявителя в экономической деятельности как собственника зданий по вышеуказанному адресу, ООО "ДКМТ-Плюс" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", суд первой инстанции признал оспариваемые отказы Управления недействительными и обязал последнее устранить допущенные нарушения.
Апелляционный суд, оценив в порядке ст. 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства с учетом всех обстоятельств дела, поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Управление осуществляет свою деятельность в рамках полномочий, предоставленных ему в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ, Закон о недвижимости) и иными нормативными правовыми актами.
Частью 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ установлены основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно пункту 6 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости; наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе (пункты 2, 8, 9 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ).
В соответствии со статьей 18 Закона N 218-ФЗ о государственной регистрации недвижимости, заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования: 1) в форме документов на бумажном носителе - посредством личного обращения в орган регистрации прав, к уполномоченному лицу органа регистрации прав при выездном приеме, через многофункциональный центр (далее - личное обращение), посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении (далее - почтовое отправление); 2) в форме электронных документов и (или) электронных образов документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, - с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", посредством единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) (далее - единый портал) или официального сайта с использованием единой системы идентификации и аутентификации (далее - отправление в электронной форме).
К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Пунктом 3 части 1 статьи 29 названного Закона установлено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных Законом N 218- ФЗ оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с ч. 1 ст. 21 Закона N 218-ФЗ, документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.
Документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Требования к правоустанавливающим документам в части необходимости описания объекта недвижимости введены Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а в дальнейшем включены в Законе N 218-ФЗ.
До введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" сведения об этажности, составе помещений не включались в правоподтвердающие документы, а содержалась в технической документации.
Следовательно, в соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению прилагаются документы-основания, выданные до 1997 года и содержащие описание объекта недвижимости согласно ранее действующему законодательству.
В рассматриваемом случае изменение площади объекта не является самостоятельным основанием для отказа в государственной регистрации ранее возникшего права собственности.
Судом установлено, что на основании Договора купли-продажи от 01.10.1996 и Договора купли-продажи от 10.10.1996, удостоверенных нотариусом города Москвы Шиндиной Н.П. в реестре за номерами Зс7289 и 2Д-4414, Заявителем были приобретены два здания по адресу: г. Москва, ул. Большая Почтовая, д. 34, стр. 1А, 4А (далее - Договоры купли-продажи).
Право собственности ООО "ДКМТ-Плюс" на оба здания было зарегистрировано в реестре города Москвы, о чем Заявителю были выданы Свидетельство о внесении в реестр на территории города Москвы серия А N 0004658 от 18.11.1996 и Свидетельство о внесении в реестр на территории города Москвы серия А N 0004659 от 18.11.1996.
Как собственник вышеуказанных зданий, 28.12.1999 Заявитель заключил с городом Москвой Договор аренды земельного участка от 28.06.1999 N М-01-014543 для эксплуатации прочих административно-управленческих учреждений и общественных организаций сроком до 28.06.2024 года (далее - Договор аренды).
Указанные здания используются Заявителем под размещения отеля и кафе. Заявитель оплачивает налог на недвижимое имущество, что свидетельствует о том, что государство в лице его налоговых органов признает заявителя в качестве собственника зданий по адресу: г. Москва, ул. Большая Почтовая, д. 34, стр. 1А, 4А.
В 2020 году Заявитель начал оформление изменений в ПЗЗ на земельный участок по адресу: г. Москва, ул. Большая Почтовая, д. 34, стр. 1А, 4А, для изменения вида разрешенного использования земельного участка.
Судом установлено, заявителем относительно здания, расположенному по адресу: г. Москва, ул. Большая Почтовая, д. 34, стр. 1А, в Управление Росреестра по Москве были представлены следующие документы: Договор купли-продажи от 01.10.1996, на основании которого ООО "ДКМТ-Плюс" стало собственником здания площадью 232,0 кв.м по адресу: г. Москва, ул. Большая Почтовая, д.34, стр. 1А; Акт приема-передачи от 10.10.1996, по которому здание было передано ООО "ДКМТ-Плюс"; Свидетельство о внесении в реестр на территории города Москвы серия А N 0004659 от 18.11.1996, из содержания которого следовало, что право собственности ООО "ДКМТ-Плюс" на вышеуказанное здание было зарегистрировано в реестре собственности на территории города Москвы; Копию Справки из БТИ "Восточное-2" от 09.10.1996, подтверждающую наличие у продавца здания (АОЗТ предприятие "МЗДС и АЛ СТАНКОРОСС") права собственности на проданное ООО "ДКМТ-Плюс" здание площадью 232,0 кв.м; Ответ из ГБУ МосгорБТИ от 29.07.2020, согласно которому площадь здания по адресу: г. Москва, ул. Большая Почтовая, д. 34, стр. 1А, в 1996 составляла 232,0 кв.м, и по данным на 20.03.2020 245,7 кв.м.
По состоянию на 26.11.2001 года площадь здания составляла 253,5 кв.м, и разница между этим метражом в площадью 232,0 кв.м объясняется включением площади помещений 13,4 кв.м, не входивших в общую площадью в 1996 году; Архивную копию Технического паспорта здания 1996 года; Архивную копию Поэтажного плана и экспликации ТБТИ за здание от 26.11.2001 года; Экспликацию к поэтажному плану помещения от 15.07.2020 года; Заявление из ООО "ДКМТ-Плюс" в Управление Росреестра по Москве с описанием ситуации, где было подробно изложено, что разница между площадью здания 232,0 кв.м в 1951 году и площадью этого же здания 253,5 кв.м, внесенных в ЕГРН, объясняется тем, что в 1951 году в общую площадь здания не были включены площадь лестничных клеток, а также площадь печей отопления, тогда как в ЕГРН 2001 года была учтена площадь здания с учетом площади лестничных клеток и площади печей. Печи были удалены из здания до 1996 года, о чем свидетельствует, архивная копия Технического паспорта здания 1996 года, в здании было оборудовано центральное отопление, в связи с чем площадь, ранее занимаемая печами, была учтена в общей площади здания.
По зданию, расположенному по адресу: г. Москва, ул. Большая Почтовая, д. 34, стр. 4А, заявителем в Управление Росреестра по Москве были представлены следующие документы: Договор купли-продажи от 10.10.1996 года, на основании которого ООО "ДКМТ-Плюс" стало собственником здания площадью 748,3 кв.м по адресу: г. Москва, ул. Большая Почтовая, д. 34, стр. 4А; Акт приема-передачи от 02.10.1996, по которому здание было передано ООО "ДКМТ-Плюс"; Свидетельство о внесении в реестр на территории города Москвы серия А N 0004658 от 18.11.1996, из содержания которого следовало, что право собственности ООО "ДКМТ-Плюс" на вышеуказанное здание было зарегистрировано в реестре собственности на территории города Москвы; Копию Справки из БТИ "Восточное-2" от 25 сентября 1996 года, подтверждающую наличие у продавца здания (АОЗТ предприятие "МЗДС и АЛ СТАНКОРОСС") права собственности на проданное ООО "ДКМТ-Плюс" здание площадью 748,3 кв.м.; Экспликацию и Поэтажный план здания площадью 748,3 кв.м по состоянию на 25.09.1996; Архивные копии Экспликации и поэтажного плана здания площадью 876,1 кв.м. по состоянию на 28.12.1999; Поэтажный план здания с расчетом толщины перегородок 1999 года; Ответ из ГБУ МосгорБТИ от 19.06.2020, согласно которому площадь здания по адресу: г. Москва, ул. Большая Почтовая, д. 34, стр. 4А, увеличилась с 748,3 кв.м. в 1996 году до 876,1 кв.м. в 1999 году в результате учета изменений при проведении текущей инвентаризации и учета в общей площади здания площади лестничных клеток.
Таким образом, в период с 1996 по 2001 года никаких перепланировок, повлекших за собой изменение общей площади зданий по адресу: г. Москва, ул. Большая Почтовая, д. 34, стр. 1А и стр. 4А, произведено не было, были лишь изменения в подлежащей учету площади лестничных клеток и площади уже не существовавших к 1996 году печей отопления.
Довод ответчика о том, что 08 февраля 2021 года ООО "ДКМТ-Плюс" были представлены лишь документы-основания в отношении нежилого здания по адресу: г. Москва, ул. Большая Почтовая, д. 34, стр. 1А правомерно был отклонен судом по следующим основаниям.
08.02.2020 общество в Управление были предоставлены документы-основания, как на здание по адресу: г. Москва, ул. Большая Почтовая, д. 34, стр. 1А, так и на здание по адресу: г. Москва, ул. Большая Почтовая, д. 34, стр. 4А, о чем ООО "ДКМТ-Плюс" были выданы соответствующие Описи документов, приложенные к материалам судебного дела.
Поскольку документы о регистрации права собственности на здания 1А и 4А подавались Обществом одновременно, то сотрудниками Филиала ГБУ МФЦ города Москвы МФЦ района Басманный была допущена опечатка, и вместо строения 4А при приеме документов было указано строение 1А, но с указанием площади строения 4А.
Поскольку право собственности ООО "ДКМТ-Плюс" на здания по адресу: г. Москва, ул. Большая Почтовая, д. 34, стр. 1А и 4А, было зарегистрировано в Реестре собственности на территории города Москвы 1996 году, то рассматриваемые правоотношения регулируются нормой ст. 69 Федеральный закон от 13.07.2015 N 218- ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон).
Согласно ч. 1 ст. 69 Закона права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
Соответственно, право собственности ООО "ДКМТ-Плюс" на здания по адресу: г. Москва, ул. Большая Почтовая, д. 34, стр. 1А и 4А, признается юридически действительным.
В соответствии с п. 4 ст. 69 Закона технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества.
При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Здания по адресу: г. Москва, ул. Большая Почтовая, д. 34, стр. 1А и 4А, прошли кадастровый учет, им были присвоены кадастровые номера, и в ЕГРН внесены сведения о характеристиках этих объектов недвижимости, что нашло своё отражение в тексте Уведомлений о приостановлении государственной регистрации от 17 февраля 2021 года.
Таким образом, сведения об объектах недвижимости, расположенных по вышеуказанным адресам согласно требованиям п. 4 ст. 69 Закона признаются юридически действительными.
Согласно п. 8 ст. 69 Закона орган регистрации прав принимает решение об отказе во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости и (или) сведений о выявленных правообладателях таких объектов недвижимости, предусмотренных пунктом 25 части 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, в случае, если: 1) имеются несоответствия представленных документов требованиям, установленным законодательством и действовавшим в месте издания документа на момент его издания; 2) в представленных или поступивших документах отсутствуют сведения, позволяющие считать такой объект недвижимости ранее учтенным, а также сведения о площади объекта недвижимости при условии, что объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение, либо об основной характеристике объекта недвижимости (протяженности, глубине, глубине залегания, площади, объеме, высоте, площади застройки) и о ее значении при условии, что объектом недвижимости является сооружение, и (или) не поступил ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа регистрации прав, указанный в пункте 3 части 5 настоящей статьи; 3) сведения об объекте недвижимости содержатся в Едином государственном реестре недвижимости; 4) ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа регистрации прав, указанный в пункте 3 части Б настоящей статьи, свидетельствует об отсутствии необходимых документа и (или) сведений и соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе; 5) на момент представления органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя либо органом местного самоуправления, уполномоченными в соответствии со статьей 69.1 настоящего Федерального закона на выявление правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости, заявления о внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о таком правообладателе в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о зарегистрированных правах на этот объект недвижимости.
Таким образом, заявителем при обращении в Управление полностью соблюдены требования законодательства и предоставлены документы, достаточные для проведения регистрационных действий, в связи с чем, основания для отказа, предусмотренных п. 8 ст. 69 Закона, отсутствуют.
Кроме того, суд в соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ обоснованно обязал Управление Росреестра по Москве осуществить регистрационные действия.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятого по делу судебного акта.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Расходы по уплате госпошлины по апелляционной жалобе распределяются в соответствии со ст. 110 АПК РФ и подлежат отнесению на подателя жалобы, который освобожден от ее уплаты.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 18.11.2021 по делу N А40-116612/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.М. Мухин |
Судьи |
Г.М. Никифорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-116612/2021
Истец: ООО "ДКМТ-ПЛЮС"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ