г. Москва |
|
22 февраля 2022 г. |
Дело N А40-194413/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 февраля 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мухина С.М.,
судей: |
Никифоровой Г.М., Яковлевой Л.Г., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Терминал"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 20.12.2021 по делу N А40-194413/2021
по заявлению: общества с ограниченной ответственностью "Терминал"
к Центральной почтовой таможне
третье лицо: АО "Почта России"
о признании незаконными решения,
при участии:
от заявителя: |
Свинцов В.С. - генеральный директор; |
от заинтересованного лица: |
Панфилов А.Г. по доверенности от 01.10.2021; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 20.12.2021, принятым по настоящему делу, в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Терминал" (далее - заявитель, Общество) о признании незаконными решения Московской таможни (таможенный орган, Таможня) по международным почтовым отправлениям N N : CL061725343RU, CL061725357RU, CL061725365RU, CL061725374RU, CL061725431RU, CL061725502RU, CL061725476RU, CL061725547RU, CL061725533RU, CL061725604RU, CL061725697RU, CL061725706RU, RR105731027RU, N CL061725808RU, отказано в полном объеме.
Не согласившись с принятым судом решением, общество обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить, требования удовлетворить.
В деле участвует третье лицо - АО "Почта России", представитель которого в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации в картотеке арбитражных дел на сайте (www.//kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями ч. 6 ст. 121 АПК РФ.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы жалобы, считая, что решения таможенного органа приняты незаконно.
До начала судебного заседания через канцелярию суда от таможенного органа поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, который в порядке статьи 262 АПК РФ был приобщен к материалам дела.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из фактических материалов дела, на таможенный пост Международный почтамт Московской таможни для совершения таможенных операций предъявлены международные почтовые отправления (далее - МПО) N N CL061725343RU, CL061725357RU, CL061725365RU, CL061725374RU, CL061725431RU, CL061725547RU, CL061725476RU, CL061725502RU, CL061725533RU, CL061725604RU, CL061725697RU, CL061725706RU, CL061725697RU, RR105731027RU, CL061725808RU.
В соответствии с заявленными сведениями отправителем товаров является ООО "Терминал" (ИНН 7716745864), 129344, г. Москва, Радужная ул., д. 9, корпус 1, квартира 37. Получателями товаров являются различные иностранные лица.
Согласно сведениям, содержащимся в таможенной декларации формы CN23, вложением в МПО являются книги религиозного содержания. Заявленный код товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза - 490199000.
14.02.2021, 19.04.2021, 23.04.2021, 09.05.2021, 26.05.2021, 29.08.2021 таможенным органом на основании результатов таможенного контроля в форме таможенного осмотра с применением технических средств таможенного контроля, используемых при проведении таможенного контроля без вскрытия и нарушения целостности обследуемых объектов (ДРТ для контроля багажа и почтовых отправлений), и на основании сведений заявленных в таможенных декларациях формы CN23 приняты решения об отказе в регистрации таможенных деклараций формы CN23, в отношении товаров пересылаемых в МПО.
При оформлении отказов в регистрации таможенных деклараций таможенный орган указал следующее: "пп. 4 п. 5 ст. 111 ТК ЕАЭС - в CN23 не указаны сведения, подлежащие указанию в соответствии с требованиями ст. 106 ТК ЕАЭС (Требуется более полное описание наименования товара)" и "статья 111, п. 5, пп. 4 ТК ЕАЭС" (Отсутствуют адресные данные (наименование улицы, города) получателя. Рекомендовано: необходимо подать новую таможенную декларацию с полным адресом получателя)".
Не согласившись с вышеуказанными решениями в сфере таможенного регулирования ООО "Терминал" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их незаконными и отмене.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, с учетом положений ст. ст. 4, 198, 200 АПК РФ, а также с учетом совместного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ и Пленума Верховного Суда РФ от 01.07.1996 N 6/8, правомерно исходил из нижеследующего.
На территории Российской Федерации общий порядок оказания услуг почтовой связи регламентирован Всемирной почтовой конвенцией, а также Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ "О почтовой связи" и Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными приказом Минкомсвязи России от 31 июля 2014 г. N 234.
Прием, обработку, перевозку и доставку международных почтовых отправлений в соответствии с положениями Всемирной почтовой конвенции обеспечивают почтовые администрации стран - членов Всемирного почтового союза. В Российской Федерации такой организацией является АО "Почта России".
Пересылка международных почтовых отправлений должна сопровождаться документами, предусмотренными актами Всемирного почтового союза.
Актами Всемирного почтового союза предусмотрены следующие документы, сопровождающие международные почтовые отправления - таможенная декларация формы CN 22, CN 23, сопроводительный адрес СР 71, бланк-пачка СР 72, бланк Е1 (при таможенном декларировании международных почтовых отправлений, содержащих логотип EMS).
Таможенное декларирование товаров, в том числе пересылаемых в международных почтовых отправлениях, производится с использованием декларации на товары (решение Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. N 257 "О форме декларации на товары и порядке ее заполнения").
В качестве декларации на товары могут использоваться транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы согласно Инструкции о порядке использования транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве декларации на товары, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. N 263.
Статьей 286 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза установлены особенности совершения таможенных операций в отношении международных почтовых отправлений и товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях.
В соответствии с пунктом 8 статьи 286 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза при таможенном декларировании товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, документы, предусмотренные актами Всемирного почтового союза и сопровождающие международные почтовые отправления, могут использоваться в качестве декларации на товары в случае, установленном законодательством государств - членов Евразийского экономического союза в соответствии с пунктом 10 статьи 286 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза.
В соответствии с частью 8 статьи 203 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" документы, предусмотренные актами Всемирного почтового союза и сопровождающие международные почтовые отправления, могут использоваться в качестве декларации на товары при таможенном декларировании товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, в соответствии с таможенной процедурой экспорт в следующих случаях:
1) в отношении таких товаров не подлежат уплате таможенные пошлины, налоги;
2) в отношении таких товаров не установлены запреты и ограничения, не применяются меры защиты внутреннего рынка.
Условия использования таких документов в качестве декларации на товары определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела (Минфин России).
До издания соответствующего нормативного правового акта Минфина России ФТС России совместно с АО "Почта России" проводит эксперименты по применению на основе документов Всемирного почтового союза упрощенного порядка таможенного оформления экспортируемых товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, в отношении которых не требуется подтверждение фактического вывоза в целях подтверждения налоговой ставки 0 процентов НДС.
Основное упрощение касается таможенного декларирования. В качестве таможенной декларации применяется таможенная декларация CN 23.
Представление сведений в отношении экспортируемых товаров с использованием таможенной декларации CN 23 осуществляется в электронной форме с применением сервиса АО "Почта России" и последующей передачей данных в информационную систему ФТС России.
Согласно пп. 4 п. 1 ст. 106 ТК ЕАЭС, в декларации на товары подлежат указанию сведения о товарах: наименование, описание, необходимое для исчисления и взимания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, для обеспечения соблюдения запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, идентификации, отнесения к одному 10-значному коду Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности; код товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности; происхождение товаров; наименование страны отправления и страны назначения; производитель товаров; товарный знак; наименование места происхождения товара, являющееся объектом интеллектуальной собственности, включенным в единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств-членов и (или) национальный таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, который ведется таможенным органом государства-члена, таможенному органу которого подается декларация на товары.
В соответствии с пунктом 1 статьи 111 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС), таможенный орган проводит проверку поданной таможенной декларации в целях установления отсутствия оснований для отказа в ее регистрации, предусмотренных пунктом 5 статьи 111 ТК ЕАЭС.
В силу с пунктом 5 статьи 111 ТК ЕАЭС, таможенный орган отказывает в регистрации таможенной декларации по следующим основаниям:
1) таможенная декларация подана таможенному органу, неправомочному регистрировать таможенные декларации;
2) таможенная декларация подана неуполномоченным лицом и (или) не подписана либо не удостоверена надлежащим образом;
3) не соблюдена форма таможенного декларирования;
4) в таможенной декларации не указаны сведения, подлежащие указанию в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, и (или) таможенная декларация заполнена не в соответствии с установленным порядком ее заполнения;
5) таможенная декларация на бумажном носителе составлена не по установленной форме, и (или) структура и формат электронной таможенной декларации или электронного вида таможенной декларации на бумажном носителе не соответствуют установленным структурам и форматам таких документов;
6) товары, в отношении которых подается таможенная декларация, за исключением товаров, указанных в пункте 2 статьи 109 ТК ЕАЭС, либо товаров в случаях, определенных Комиссией в соответствии с пунктом 3 статьи 109 ТК ЕАЭС, не находятся на территории государства-члена, таможенному органу которого подается таможенная декларация;
7) не совершены действия, которые в соответствии с ТК ЕАЭС и (или) законодательством государств-членов должны совершаться до подачи или одновременно с подачей таможенной декларации;
8) не соблюдены особенности таможенного декларирования товаров, установленные законодательством государств-членов о таможенном регулировании в соответствии с пунктом 8 статьи 104 ТК ЕАЭС, которые должны соблюдаться до подачи или одновременно с подачей таможенной декларации.
Согласно п. 2.11 ст. 20-001 Заключительного протокола Регламента конвенции Всемирного почтового союза (материалы XXV Всемирного почтового конгресса, г. Стамбул 2016 г.) вложение отправления должно быть подробно указано в таможенных декларациях CN23. Указания общего характера не допускаются. В соответствии с правилами заполнения таможенной декларации CN23, приведенными на оборотной стороне документа, необходимо представить подробное описание каждого предмета, содержащегося в отправлении, его количество в единицах измерения, вес и стоимость с указанием наименования валюты.
В вышеуказанных МПО в графе "Подробное описание вложения" отсутствует подробное описание и характеристики пересылаемого вложения -полное наименование книги, автор книги, количество страниц, полное наименование издательства, соблюдение возрастных ограничений.
В соответствии с п.1 ст. 20-001 Заключительного протокола Регламента конвенции Всемирного почтового союза (материалы XXV Всемирного почтового конгресса, г. Стамбул 2016 г.), назначенные операторы не несут никакой ответственности за таможенные декларации. Составление таможенных деклараций лежит исключительно на ответственности отправителя. Тем не менее, назначенные операторы должны принять все необходимые меры, чтобы проконсультировать своих клиентов о способах выполнения таможенных формальностей и особенно следить, чтобы таможенные декларации CN 23 были полностью заполнены для ускорения таможенного досмотра отправлений.
В соответствии с пунктом 6 статьи 111 ТК ЕАЭС, при оформлении отказа в регистрации таможенной декларации таможенный орган указывает все причины, послужившие в соответствии с пунктом 5 статьи 111 ТК ЕАЭС основанием для отказа, а также, если это предусмотрено законодательством государств-членов о таможенном регулировании, - рекомендации по их устранению.
Как установлено выше, таможенным органом указана причина отказа в регистрации таможенных деклараций, а также в разделе "Примечание" даны рекомендации по устранению недостатков.
ООО "Терминал" обжалует решение таможенного органа относительно МПО N RR105731027RU по причине того, что необходимые сведения были им указаны таможенной декларации CN23, поданной почтовому оператору при сдаче товара на пересылку получателя на бумажном носителе.
Однако Обществом не учтено следующее.
Временный порядок использования Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов при совершении таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых в МПО, помещаемых под таможенную процедуру экспорта и в отношении которых требуется или не требуется подтверждение фактического вывоза для целей возмещения налога на добавленную стоимость, доведенный распоряжения ФТС России от распоряжением ФТС России от 12.07.2019 N 129-р "О внесении изменений в распоряжение ФТС России от 29.08.2016 N 232-р", определяет последовательность действий по использованию Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (далее - ЕАИС ТО) при представлении таможенным органам документов и сведений в электронном виде при декларировании товаров до прибытия МПО в места международного почтового обмена (далее - ММПО) и в случае представления назначенным оператором почтовой связи таможенным органам в электронном виде информации об МПО и пересылаемых в них товарах при прибытии МПО в ММПО, при убытии МПО из ММПО и убытии МПО из Российской Федерации.
Декларация на товары, пересылаемые в МПО, помещаемые под таможенную процедуру экспорта, или таможенная декларация, представленная по форме CN23, используемая в качестве декларации на товары, поданная в виде электронного документа, а так же электронные документы и сведения из документов, составленные в письменной форме, представляются декларантом с использованием автоматизированной подсистемы "Личный кабинет" ЕАИС ТО, а так же с использованием специализированных программных средств декларанта до сдачи МПО в отделение почтовой связи.
Электронная декларация должна содержать сведения из документов, предусмотренных актами Всемирного почтового союза, принимаемые таможенными органами в качестве таможенной декларации, а так же иные сведения о:
- уникальном номере МПО;
- отправителе и его паспортных данных;
- получателе товара и его адресные данные;
- стране отправления товаров;
- стране назначения товаров;
- каждом товаре;
- количестве товаров;
- весе нетто товара;
- весе брутто МПО;
- стоимости товаров;
- общей стоимости товаров;
- коде товара в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешней экономической деятельности Евразийского экономического союза;
- стране происхождения товара;
- категории отправления;
- документах, подтверждающих не отнесение товаров к товарам, в отношении которых требуется соблюдение запретов и ограничений;
- номере и дате коммерческих документов;
- индивидуальном номере налогоплательщика;
- коде таможенного органа, которому планируется предъявить МПО для проведения таможенного контроля.
Также п. 1 ст. 106 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) определены сведения о товаре, подлежащие указанию в декларации на товары.
Согласно пп. 4 п. 5 ст. Ill TK ЕАЭС таможенный орган отказывает в регистрации таможенной декларации в случае, если не указаны сведения, подлежащие указанию в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, и (или) таможенная декларация заполнена не в соответствии с установленным порядком ее заполнения.
В МПО N RR105731027RU в графах "Город" и "Почтовый индекс" отсутствуют адресные данные.
Взаимодействие оператора почтовой связи с таможенными органами при представлении информации об МПО и перемещаемых в них товарах, помещаемых под таможенную процедуру экспорта в отношении которых не требуется подтверждение фактического вывоза для целей возмещения налога на добавленную стоимость, и выпуске товаров с учетом Порядка использования Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов осуществляется посредством электронного способа обмена информацией.
В отношении почтовой электронной декларации и электронных документов в ЕАИС таможенных органов в автоматическом режиме проводится форматный контроль соответствия их структуре и форматам, соответствующим Требованиям к документам.
В случае принятия таможенным органом решения об отказе в регистрации ТД оператору почтовой связи из ЕАИС таможенных органов направляются авторизованное сообщение: "Отказано в регистрации. Причина..." с указанием причин отказа и сформированный лист отказа в регистрации в электронном виде.
Таким образом, CN22, поданная почтовому оператору на бумажном носителе, в соответствии с применяемыми технологиями таможенного контроля, в таможенный орган не должна представляться. Необходимые для декларирования товаров сведения отсутствовали в электронной декларации.
Согласно вышеизложенному, причина отказа в регистрации МПО N RR105731027RU была сформирована и отправлена оператору почтовой связи в электронном виде, который, в свою очередь должен доводить полученную от таможенного органа информацию до отправителя.
В связи с тем, что законных оснований для регистрации деклараций по форме CN 23 не имелось, оспариваемые решения Московской таможни являются законным и не нарушили права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 20.12.2021 по делу N А40-194413/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.М. Мухин |
Судьи |
Г.М. Никифорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-194413/2021
Истец: ООО "ТЕРМИНАЛ"
Ответчик: МОСКОВСКАЯ ТАМОЖНЯ
Третье лицо: АО "ПОЧТА РОССИИ"