г. Киров |
|
17 апреля 2024 г. |
Дело N А82-14414/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 апреля 2024 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Овечкиной Е.А.,
судей Малых Е.Г., Савельева А.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Суворовой О.С.,
при участии в судебном заседании посредством веб-конференции представителя ответчика Тягнибединой Е.Н. по доверенности от 02.02.2024 N СЕВ НЮ-6/Д,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 29.01.2024 по делу N А82-14414/2023,
по исковому заявлению публичного акционерного общества "Нефтегазовая компания "Славнефть" (ИНН 7707017509, ОГРН 1027739026270)
к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295)
о взыскании 925 082 рублей 62 копеек,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Нефтегазовая компания "Славнефть" (далее - истец, Компания, ПАО "НГ "Славнефть") обратилось с иском, уточненным в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" в лице Северной железной дороги - филиала ОАО "РЖД" (далее - ответчик, перевозчик, заявитель, податель жалобы, Общество, ОАО "РЖД") о взыскании 925 082 рублей 62 копеек пени за просрочку доставки порожних цистерн.
Исковые требования основаны на положениях статей 27, 38 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), статей 33, 97, 119, 120, 123, 124 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ РФ, Устав, Закон N 18-ФЗ), пунктов 5, 6 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 07.08.2015 N 245 (далее - Правила N 245), и мотивированы нарушением сроков доставки грузов со стороны ОАО "РЖД".
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 29.01.2024 исковые требования удовлетворены частично, по заявлению Общества неустойка снижена до 600 000 рублей 00 копеек.
Суд первой инстанции не установил наличие обстоятельств, свидетельствующих о нарушении срока доставки по не зависящим от Общества, обстоятельствам. В применении моратория на начисление финансовых санкций отказано в связи с отсутствием оснований. Неустойка снижена на основании статьи 333 ГК РФ по заявлению Общества.
ОАО "РЖД" с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит изменить решение Арбитражного суда Ярославской области, отказать во взыскании 394 592 рублей 26 копеек, а остальную сумму неустойки снизить не менее, чем на 70 %.
Податель жалобы ссылается на то, что суд первой инстанции не дал оценки заключению Союза Торгово-промышленной палаты Ярославской области N 29, приводит в пример судебную практику в подтверждение своей позиции. Также Общество настаивает на том, что ненадлежащее исполнение договора перевозки вызвано обстоятельствами непреодолимой силы, отвечающими критериям чрезвычайности (проведение СВО) и непредотвратимости (приоритетный пропуск военных грузов). Податель жалобы указывает, что принимая груз к перевозке, ОАО "РЖД" не могло предусмотреть введение чрезвычайной ситуации. Общество ссылается на то, что задержка вагона N 51165272 связанна с выявлением и устранением технической неисправности вагона (107 выщербина обода колеса), что вина перевозчика в неисправности отсутствует. Общество полагает, что в удовлетворении иска следовало отказать в связи с введением моратория на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" (далее - Постановление N 497). Общество настаивает на том, что пени за просрочку доставки по перевозкам в период с 01.04.2022 по 01.10.2022 текущими платежами не являются. По мнению подателя жалобы, суд необоснованно отказал в применении статьи 333 ГК РФ в размере 70 %; ссылается на санкции недружественных стран, диверсии, террористические атаки, увеличение объема железнодорожных перевозок, воинские железнодорожные перевозки в первоочередном порядке.
Подробнее позиция ОАО "РЖД" изложена письменно.
Истец отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 11.03.2024 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 12.03.2024 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 АПК РФ. На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы. ПАО "НГ "Славнефть" ходатайствовало о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
В судебном заседании представитель ОАО "РЖД" поддрежал поизцию, изложенную в апелляционной жалобе, сослался на свежую судебную практику, которая, по мнению заявителя, подтверждает его доводы.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя Компании.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, ОАО "РЖД" в период с 21.08.2022 по 05.09.2022 оказывало ПАО "НГ "Славнефть" услуги по перевозке порожних вагонов железнодорожным транспортом.
Претензией от 20.09.2022 N 06-864 Компания заявила о нарушении сроков доставки и потребовала от ОАО "РЖД" уплатить неустойку в сумме 997 839 рублей 34 копеек.
Неисполнение Обществом требований Компании стало основанием для обращения последней с иском в суд.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя ответчика, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
Статьями 309, 310 ГК РФ предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
В соответствии со статьей 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
В соответствии со статьей 792 ГК РФ перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок.
Согласно пункту 1 статьи 793 ГК РФ в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную данным Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Статья 33 УЖТ РФ предусматривает, что перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки. За несоблюдение сроков доставки грузов, за исключением указанных в части. 1 статьи 29 УЖТ РФ случаев, перевозчик уплачивает пени в соответствии со статьей 97 УЖТ РФ.
За просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних грузовых вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере шести процентов платы за перевозку грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров) за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере 50 процентов платы за перевозку данных грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров), если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 Устава обстоятельств (статья 97 Устава).
На основании пункта 6.3 Правил N 245 сроки доставки грузов, порожних вагонов увеличиваются на все время задержки в случае задержки вагонов, контейнеров в пути следования, связанной с оформлением и исправлением обнаруженной технической неисправности, возникшей по не зависящим от перевозчика причинам.
Сам по себе факт технической неисправности вагонов не влечет увеличение срока доставки груза в силу пункта 6.3 Правил N 245.
Выщербина обода колеса (код 107) относится к эксплуатационной неисправности, которая вызвана естественным износом деталей и узлов вагона в процессе его эксплуатации или произошедшая по причинам, не связанным с низким качеством изготовления или планового ремонта вагона.
Дефект выявлен в пути следования. В данном случае истец без замечаний принял к перевозке вагоны ответчика по спорным накладным, признав тем самым их техническую пригодность.
Соответственно, пункт 6.3 Правил N 245 не может быть применен для продления нормативного срока доставки груза по спорной перевозке.
Общество настаивает на наличии непреодолимой силы, препятствовавшей доставке цистерн в срок по отправкам ЭЦ401822, ЭЧ335018, ЭЧ335023, ЭЧ528477, ЭЧ176408, ЭШ439233, ЭЧ335020, ЭЧ345657, ЭЧ251706, ЭЧ251706, ЭЧ250203, ЭЧ293991, ЭЧ572290, ЭЧ068850, ЭЧ191737, ЭЧ295276, ЭЧ616023, ЭЧ667090, ЭЧ667095, ЭЦ975550, ЭЦ866197, ЭЦ866198.
Ответчик ссылается на судебную практику Арбитражного суда Московского округа по данному вопросу.
Общество в обоснование своей позиции ссылается на заключение Союза Торгово-Промышленной палаты Ярославской области от 28.12.2023 N 33, распоряжение Губернатора Ростовской области от 19.02.2022 N 28 "О введении режима чрезвычайной ситуации", распоряжение Губернатора Саратовской области от 21.02.2022 N 171-р "О введении режима чрезвычайной ситуации".
В соответствии с пунктом 6.4 Правил N 245 сроки доставки грузов, порожних вагонов увеличиваются на все время задержки в случае задержки вагонов, контейнеров в пути следования вследствие обстоятельств, установленных частью первой статьи 29 Устава.
Вследствие обстоятельств непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии или иных не зависящих от перевозчиков и владельцев инфраструктур обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок, погрузка и перевозка грузов, грузобагажа, перевозки порожних грузовых вагонов могут быть временно прекращены либо ограничены перевозчиком или владельцем инфраструктуры с немедленным уведомлением в письменной форме руководителя федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта о таком прекращении или об ограничении. Указанный руководитель устанавливает срок действия прекращения или ограничения погрузки и перевозки грузов, грузобагажа, перевозок порожних грузовых вагонов и уведомляет об этом перевозчиков и владельцев инфраструктур (часть 1 статьи 29 УЖТ РФ).
Административным регламентом Федерального агентства железнодорожного транспорта предоставления государственной услуги по установлению сроков действия прекращения или ограничения погрузки и перевозки грузов и грузобагажа, вызванного обстоятельствами непреодолимой силы, военными действиями, блокадой, эпидемией или иными не зависящими от перевозчика и владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования обстоятельствами, препятствующими осуществлению перевозок, и уведомление об этом перевозчиков и владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, утвержденным Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 25.07.2012 N 263, установлено, что Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор) является уполномоченным органом по установлению сроков действия прекращения или ограничения погрузки и перевозки грузов и грузобагажа, вызванного обстоятельствами непреодолимой силы, военными действиями, блокадой, эпидемией или иными не зависящими от перевозчика и владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования обстоятельствами, препятствующими осуществлению перевозок, и уведомление об этом перевозчиков и владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.
Однако ответчик не представил доказательств уведомления руководителя федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта о временном прекращении либо ограничении перевозки грузов вследствие обстоятельств непреодолимой силы и наличия соответствующего распоряжения указанного руководителя о сроке действия прекращения или ограничения погрузки и перевозки грузов и уведомления об этом перевозчиков и владельцев инфраструктур, как того требуют положения УЖТ РФ.
Согласно пункту 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств и к таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров и отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно пункту 1.4 Методических рекомендаций по вопросам выдачи торгово-промышленными палатами заключений об обстоятельствах непреодолимой силы по договорам, заключаемым между российскими субъектами предпринимательской деятельности, утвержденных Торгово-промышленной палатой Российской Федерации от 27.03.2020 N 02в/0241 (далее - Методические рекомендации), Торгово-промышленная палата Российской Федерации выдает заключения об обстоятельствах непреодолимой силы, наступивших на территории Российской Федерации.
Согласно пункту 1.3 Методических рекомендаций обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор) - чрезвычайные, непредвиденные и непредотвратимые обстоятельства, возникшие в течение реализации договорных (контрактных) обязательств, которые нельзя было разумно ожидать при заключении договора (контракта) либо их избежать или преодолеть, а также находящиеся вне контроля сторон такого договора (контракта).
Общество отмечает, что принимая груз к перевозке, ОАО "РЖД" не могло предусмотреть введение чрезвычайной ситуации.
В качестве причин задержки в актах общей формы указано: "вследствие непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемий, стихийные бедствия, при которых администрацией данной территории объявляется чрезвычайное положение, и иные обстоятельства, препятствующие осуществлению перевозок грузов".
Распоряжениями Губернаторов Ростовской и Саратовской областей режим чрезвычайной ситуации, введен с февраля 2022 года, следовательно, принимая груз к перевозке в августе - сентябре 2022 года, Общество, если оно полагало, что имеются обстоятельства, влияющие на сроки доставки, было уведомлено об указанных обстоятельствах.
Распоряжениями Губернатора Ростовской области от 19.02.2022 N 28 "О введении режима чрезвычайной ситуации" и Губернатора Саратовской области от 21.02.2022 N 171-р "О введении режима чрезвычайной ситуации" режим чрезвычайной ситуации введен в связи со значительным увеличением прибытия граждан из приграничных территорий, необходимостью обеспечения их жизнедеятельности в пунктах временного проживания и питания.
Причинно-следственная связь между установлением режима чрезвычайной ситуации в субъектах Российской Федерации и просрочкой доставки цистерн по конкретным отправкам в августе и сентябре 2022 года апелляционным судом не усматривается, ОАО "РЖД" не доказана.
Общество ссылается на заключение Союза Торгово-промышленной палаты Ростовской области от 24.08.2023, однако в материалы дела в суд первой инстанции такое заключение представлено не было.
Ответчиком в нарушение статьи 65 АПК РФ не предоставлено доказательств возникновения/наличия обстоятельств, препятствовавших осуществлению перевозок грузов, равно как не представлено документов об ограничении или о прекращении перевозок в соответствии со статьей 29 УЖТ РФ, с пунктом 5.3.9 Положения о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта, утвержденного Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 397.
Постановлением N 497 введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей (пункт 1).
Мораторием предусмотрен запрет на начисление неустоек, иных финансовых санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей в период с 01.04.2022 по 01.10.2022.
В Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 14.06.2023 N 305-ЭС23-1845 изложена правовая позиция, согласно которой распространение моратория исключительно на денежные требования противоречит целям его применения как антикризисного инструмента, направленного на минимизацию последствий санкционного режима и обеспечение стабильности экономики государства, с учетом того, что неденежное имущественное обязательство, как правило, скрывает за собой финансовые вложения. Данный вывод может повлечь оказание меры поддержки только тем должникам, которые осуществляют исполнение в денежной форме, что в нарушение конституционно значимых принципов правового регулирования приведет к фундаментальному неравенству между участниками гражданского оборота (статья 19 Конституции Российской Федерации, статья 1 ГК РФ).
Таким образом, несмотря на то, что обязательство Общество имеет неденежный характер, оснований для начисления неустойки за просрочку доставки в период с 01.04.2022 по 01.10.2022 отсутствуют, кроме текущих обязательств.
В данном случае неустойка начислена Компанией за нарушение ответчиком сроков доставки грузов в августе-сентябре 2022 года, то есть после введения моратория, в связи с чем оснований для применения моратория, вопреки мнению Общества, не имеется.
Статьей 333 ГК РФ предусмотрено, что если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.
В силу разъяснений, приведенных в пункте 71 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - Постановление N 7) если должником является коммерческая организация, индивидуальный предприниматель, а равно некоммерческая организация при осуществлении ею приносящей доход деятельности, снижение неустойки судом допускается только по обоснованному заявлению такого должника, которое может быть сделано в любой форме (пункт 1 статьи 2, пункт 1 статьи 6, пункт 1 статьи 333 ГК РФ).
В пункте 78 Постановления N 7 разъяснено, что правила о снижении размера неустойки на основании статьи 333 ГК РФ применяются также в случаях, когда неустойка определена законом, например, положениями Закона N 18-ФЗ. Аналогичная правовая позиция содержится и в пункте 36 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации".
Бремя доказывания несоразмерности неустойки и необоснованности выгоды кредитора возлагается на ответчика. Несоразмерность и необоснованность выгоды могут выражаться, в частности, в том, что возможный размер убытков кредитора, которые могли возникнуть вследствие нарушения обязательства, значительно ниже начисленной неустойки.
По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
При оценке соразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства необходимо учитывать, что никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения, а также то, что неправомерное пользование чужими денежными средствами не должно быть более выгодным для должника, чем условия правомерного пользования (пункты 3, 4 статьи 1 ГК РФ). Установив основания для уменьшения размера неустойки, суд снижает сумму неустойки.
Снижение размера договорной неустойки, подлежащей уплате коммерческой организацией, индивидуальным предпринимателем, а равно некоммерческой организацией, нарушившей обязательство при осуществлении ею приносящей доход деятельности, допускается в исключительных случаях, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства и может повлечь получение кредитором необоснованной выгоды (пункты 1 и 2 статьи 333 ГК РФ).
В соответствии с правовой позицией Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 21.12.2000 N 263-О, предоставленная суду возможность снижать размер неустойки в случае ее чрезмерности по сравнению с последствиями нарушения обязательств является одним из правовых способов, предусмотренных в законе, которые направлены против злоупотребления правом свободного определения размера неустойки, то есть, по существу, - на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
К выводу о наличии или отсутствии оснований для снижения суммы неустойки суд приходит в каждом конкретном случае при оценке имеющихся в деле доказательств по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании, в связи с чем довод о наличии в судебной практике дел, разрешенных более благоприятно для Общества и заявление ответчика о необходимости снижения неустойки не менее, чем на 70 %, не свидетельствует о необходимости снижения пени именно в желаемом ответчиком размере.
При этом ответчик является субъектом естественной монополии в области железнодорожной перевозки и наряду с другими участниками гражданского оборота несет коммерческие риски при осуществлении предпринимательской деятельности, направленной на систематическое получение прибыли (абзац 3 пункта 1 статьи 2 ГК РФ).
Оснований для снижения неустойки в большем объеме апелляционный суд не установил. Суд апелляционной инстанции отмечает, что суд первой инстанции, при вынесении решения основываясь на предоставленных ему дискреционных полномочиях, снизил сумму неустойки более, чем на треть, до той суммы, которая, по его мнению, в данном конкретном деле отвечает принципу соразмерности нарушенного обязательства, что не свидетельствуют о нарушении норм права.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 29.01.2024 по делу N А82-14414/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ярославской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Е.А. Овечкина |
Судьи |
Е.Г. Малых |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-14414/2023
Истец: ПАО "НЕФТЕГАЗОВАЯ КОМПАНИЯ "СЛАВНЕФТЬ"
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ", ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" в лице "Северной железной дороги - филиала "РЖД"