г. Москва |
|
22 февраля 2022 г. |
Дело N А41-82399/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 февраля 2022 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Боровиковой С.В.,
судей Семушкиной В.Н., Погонцева М.И.,
при ведении протокола судебного заседания Малофеевой Ю.В.,
при участии в заседании:
от Комитета лесного хозяйства Московской области - Миронова С.Э. представитель по доверенности от 22.12.21 г.;
от ПАО "Россети Московский регион" - представитель не явился, извещен,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ПАО "Россети Московский регион" на решение Арбитражного суда Московской области от 23 декабря 2021 года по делу N А41-82399/21,
по иску Комитета лесного хозяйства Московской области к ПАО "Россети Московский регион" о обязании,
УСТАНОВИЛ:
Комитет лесного хозяйства Московской области (далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд Московской области с иском к ПАО "Россети Московский регион" (далее - ПАО "Россети Московский регион") об обязании за свой счет в течение 30-ти календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу в выделе 30 квартала 91 Авсюнинского участкового лесничества Орехово-Зуевского лесничества вблизи пос. Мальково городского округа Орехово-Зуево Московской области древесину прошлых лет отделить противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра,
Решением Арбитражного суда Московской области от 23 декабря 2021 года по делу N А41-82399/21 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с данным судебным актом, ПАО "Россети Московский регион" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статье 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель Комитета лесного хозяйства Московской области возражал против доводов заявителя апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Исследовав и оценив в совокупности представленные в материалы дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
15 мая 2020 государственным лесным инспектором Московской области при патрулировании лесного участка, расположенного в выделе 30 квартала 91 Авсюнинского участкового лесничества Орехово-Зуевского лесничества вблизи пос. Мальково городского округа Орехово-Зуево Московской области выявлен факт нарушения лесного законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования, а именно, при эксплуатации ЛЭП, ПАО "Россети Московский регион" допустило нарушение правил пожарной безопасности в лесах, которое выразилось в том, что просека, на которой находится линия электропередач в охранной зоне ЛЭП ВЛ110 кВ КРУН-16 - ТП-1361 не свободна от горючих материалов, а именно: заготовленная древесина прошлых лет не отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра. 08 октября 2020 года в отношении ПАО "Россети Московский регион" составлен протокол об административном правонарушении N 9-166/2020.
08 октября 2020 года ПАО "Россети Московский регион" выдано предписание об устранении нарушений лесного законодательства об обязании очистить земельный участок в охранной зоне воздушной линии электропередачи ВЛ-110 кВ КРУН-16 - ТП-1361: заготовленную древесину отделить противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра в срок до 10 ноября 2020 года.
Данное предписание ПАО "Россети Московский регион" не обжаловано и не отменено. 05 ноября 2020 года заместителем начальника Шатурского территориального отдела лесной охраны Управления судебного обеспечения и по работе с территориями Комитета лесного хозяйства Московской области вынесено Постановление о назначении административного наказания N 9-166/2020.
Согласно данному постановлению ПАО "Россети Московский регион" признано виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст.8.32 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей 00 копеек.
Не согласившись с принятым решением ПАО "Россети Московский регион" обратилось в Орехово-Зуевский городской суд Московской области с требованием отменить Постановление о назначение административного наказания от 05 ноября 2020 года N 9-166/2020. Решением Орехово-Зуевского городского суда Московской области по делу N 12- 259/2021 размер штрафа снижен до 200 000,00 рублей, а жалоба ПАО "Россети Московский регион" удовлетворена частично.
Платежным поручением N 38522 от 27.04.2021 г. административный штраф в размере 200 000 рублей 00 копеек оплачен Ответчиком. 30 ноября 2020 года государственным лесным инспектором Московской области в отношении НЛО "Россети Московский регион" составлен протокол N 9-550/2020 в связи с неисполнением предписания. 04 февраля 2021 г.
Постановлением мирового судьи судебного участка N 247 Даниловского района города Москвы ПАО "Россети Московский регион" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначено наказание в размере 10 000 рублей 00 копеек.
Истец указывает, что ПАО "Россети Московский регион", как пользователь лесных участков, обязано содержать просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями с Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства, Правил использования лесов для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, Правил пожарной безопасности в лесах, Лесным кодексом РФ, Земельным кодексом РФ.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из нижеследующего.
Согласно Положению о Комитете лесного хозяйства Московской области, утвержденному постановлением Правительства Московской области от 26.06.2012 N 863/22, комитет является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, проводящим государственную политику и осуществляющим межотраслевое управление, координацию, а также функциональное регулирование деятельности в области лесных отношений.
Комитет, осуществляя свои полномочия в пределах земель лесного фонда на территории Московской области, в соответствии с пунктом 14.5 Положения может обращаться в установленном порядке в суд, в арбитражный суд в защиту публичных интересов
Согласно Приказа Минприроды России от 10.07.2020 N 434 "Об утверждении Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и Перечня случаев использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута" (далее - Приказ N 434) при использовании лесов в целях строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов не допускается: повреждение лесных насаждений, растительного покрова и почв за пределами земель, на которых осуществляется использование лесов, и охранной зоны линейных объектов; захламление территорий, прилегающих к землям, на которых осуществляется использование лесов, строительным и бытовым мусором, отходами древесины; загрязнение земель, на которых осуществляется использование лесов, и территорий, прилегающих к землям, на которых осуществляется использование лесов, химическими и радиоактивными веществами.
В соответствии с пунктом 11 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов в целях использования линейных объектов (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ) допускаются выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью.
Согласно пункту 17 Правил использования лесов лица, осуществляющие использование лесов в целях строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, граждане, юридические лица, осуществляющие использование лесов в целях строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, обеспечивают: регулярное проведение очистки просеки, примыкающих опушек леса, искусственных и естественных водотоков от захламления строительными, лесосечными, бытовыми отходами, от загрязнения отходами производства, токсичными веществами; восстановление нарушенных производственной деятельностью лесных дорог, осушительных канав, дренажных систем, шлюзов, мостов, других гидромелиоративных сооружений, квартальных столбов, квартальных просек; принятие необходимых мер по устранению аварийных ситуаций, а также ликвидации их последствий. Указанные нормы права возлагают на пользователя лесов обязанность по осуществлению комплекса мероприятий, направленных на обеспечение противопожарной безопасности леса.
В соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 25 ЛК РФ одним из видов использования лесов является строительство, реконструкция и эксплуатация линейных объектов.
Согласно пункту 1 статьи 51 ЛК РФ, леса подлежат охране от пожаров. В силу части 3 статьи 53 ЛК РФ правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации. В соответствии со статьей 45 ЛК РФ использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 21 Кодекса (часть 1 статьи 45 ЛК РФ); в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков (часть 4 статьи 45 ЛК РФ); порядок использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 5 статьи 45 ЛК РФ).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 23 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160, сетевые организации при содержании просек обязаны обеспечивать содержание просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности в лесах. Единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах определены Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 N 1614 (далее - Правила N 1614).
В соответствии с пунктом 45 Правил N 1614 при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов, а также при содержании проложенных вдоль таких объектов просек обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктами 26-31 Правил.
Пунктом 26 Правил N 1614 установлено, что при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков. Таким образом, древесина, порубочные остатки (ветки, вершинки деревьев) являются горючими материалами, от которых просеки, на которых находятся линии электропередач, в период пожароопасного сезона должны быть свободны, сетевые организации обязаны обеспечить содержание просек в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями Правил пожарной безопасности в лесах.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69- ФЗ "О пожарной безопасности", ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственник имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
По смыслу приведенных правовых норм, обязанность по надлежащему содержанию просек, на которых находятся линии электропередач, возлагается на лицо, в собственности которого эти линии находятся. Являясь собственником линии электропередачи, ответчик обязан обеспечить соблюдение требований лесного законодательства при использовании лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередач, а также осуществлять контроль за соблюдением Правил пожарной безопасности в лесах при выполнении работ по расширению просек.
В случае нарушения данных требований ответственность возлагается на ответчика..
В данном случае ответчик не обеспечил расчистку ЛЭП от порубочных остатков, что зафиксировано в акте проверки и на приложенном к нему фотоматериале.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда Московской области.
Оценив все имеющиеся доказательства по делу, апелляционный суд полагает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, так как доводы, изложенные в ней не подтверждаются материалами дела.
Руководствуясь статьями 266, 268, пункта 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 23 декабря 2021 года по делу N А41-82399/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий |
С.В. Боровикова |
Судьи |
М.И. Погонцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-82399/2021
Истец: Комитет лесного хозяйства МО
Ответчик: ПАО "РОССЕТИ МОСКОВСКИЙ РЕГИОН"