21 февраля 2022 г. |
дело N А40-129471/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 февраля 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Кузнецовой Е.Е.
Судей Новиковой Е.М., Тетюка В.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Азарёнок Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Истца
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.12.2021 г. (резолютивная часть от 21.12.2021 г.) по делу N А40-129471/21
по иску Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284) к ФГУП "ГВСУ N 14" (ОГРН 1035009568439) о взыскании,
при участии в судебном заседании:
от истца: не явился, извещен,
от ответчика: не явился, извещен
УСТАНОВИЛ:
Министерство обороны Российской Федерации (далее - истец, заказчик) предъявило ФГУП "ГВСУ N 14" (далее - ответчик, подрядчик) иск о взыскании неустойки в размере 39 591 147 руб. 31 коп.
Решением Арбитражного суда г. Москвы, объявленным в порядке ч. 2 ст. 176 АПК РФ 21.12.2021 г., изготовленным в полном объеме 24.12.2021 г. исковые требования удовлетворены частично.
Суд взыскал с ФГУП " ГВСУ N 14 " в пользу Министерства обороны Российской Федерации неустойку в размере 3 464 730 руб. 63 коп.
Не согласившись с решением, Истец подал апелляционную жалобу.
Неявившиеся стороны уведомлены о времени и месте рассмотрения дела посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте суда в сети Интернет (т. 1 л.д. 85).
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, полагает его подлежащим оставлению без изменения.
Установлено, что между Министерством обороны Российской Федерации (Государственный заказчик) и ФГУП "ГВСУ N 7" (Генподрядчик) заключен государственный контракт от 07.12.2018 N 1820187378272554164000000 на завершение проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ по объекту: "Строительство здания для размещения комплекса технических средств обучения и подготовки авиационного персонала на аэродроме "Канск", Красноярский край (шифр объекта 24-АЭ-УЗ).
Согласно пункту 2.1. Контракта Генподрядчик осуществляет разработку проектной и рабочей документации, строительно-монтажные работы в соответствии с условиями Контакта, в том числе раздела 23 Контракта, ведение авторского надзора и работы (услуги), необходимые для ввода в эксплуатацию объекта в соответствии с условиями Контракта (Возведение объекта "под ключ") (далее - работы).
В соответствии с пунктом 3.1 Контракта (в редакции дополнительного соглашения N 1 от 04.09.2019 к Контракту) цена Контракта составляет 240 099 931,52 руб.
Пунктом 5.2 Контракта установлены сроки выполнения работ: разработка проектной документации - 25.12.2018; получение положительного заключения Государственной экспертизы Министерства обороны Российской Федерации - 15.02.2019; разработка рабочей документации - 15.11.2019; выполнение строительно-монтажных работ - 01.12.2019 (поскольку 01.12.2019 (воскресенье) приходится на нерабочий день, в соответствии со статьей 193 Гражданского кодекса Российской Федерации датой окончания данного обязательства является 02.12.2019); подписание итогового акта приемки выполненных работ -17.02.2020.
Истец основывает свои требования на том, что по состоянию на 12.03.2020 предусмотренные Контрактом работы по этапам: "разработка проектной документации", "разработка рабочей документации", "выполнение строительно-монтажных работ" Генподрядчиком в полном объеме не выполнены.
Выполнение работ по этапу "получение положительного заключения Государственной экспертизы Министерства обороны Российской Федерации" завершено 05.08.2019, что подтверждается положительным заключением Государственной экспертизы Министерства обороны Российской Федерации от 05.08.2019 N 77-1-3-0121-19
Согласно пункту 18.4 Контракта в случае нарушения сроков выполнения этапов работ, предусмотренных Контрактом, Государственный заказчик требует уплату неустойки (пени). Неустойка (пени) начисляется за каждый день просрочки исполнения Генподрядчиком данного обязательства начиная со дня, следующего после дня истечения установленного срока исполнения обязательства, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты неустойки (пени) ключе- вой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены Контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных Контрактом и фактически исполненных Генподрядчиком.
Неустойка за нарушение сроков выполнения этапов работ по Контракту рассчитывается по следующей формуле: (цена Контракта - общая стоимость фактически выполненных работ по Контракту) х размер действующей на дату уплаты неустойки ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации х 1/300 х количество- дней просрочки.
По состоянию на 12.03.2020 Генподрядчиком выполнено работ по Контракту на общую сумму 9 113 074,39 руб. Последнее выполнение представлено Генподрядчиком 08.11.2019, что подтверждается актом приемки выполненных работ (форма N КС-2) и справкой о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3) от 08.11.2019 N 1.
Расчет неустойки Истца за нарушение срока выполнения работ по этапу "разработка проектной документации": (240 099 931,53 руб. - 9 113 074,39 руб.) х 1/300 х 6,00%-х-443 дня (количество дней просрочки с 26.12.2018 по 12.03.2020) =20 465 435, 54 руб.
Расчет неустойки за нарушение срока выполнения работ по этапу "получение положительного заключения Государственной экспертизы Министерства обороны Российской Федерации": (240 099 931,53 руб. - 9 113 074,39 руб.)_х_1/300 х 6,00% х 171 день (количество дней просрочки с 16.02.2019 г. по 05.08.2019=7 899 750,51 руб.
Расчет неустойки за нарушение срока выполнения работ по этапу "разработка рабочей документации": (240 099 931,53 руб. - 9 113 074,39 руб.) х 1/300 х 6,00% х 118 дней (количество дней просрочки с 16.11.2019 по 12.03.2020) = 5 451 289,83 руб.
Расчет неустойки за нарушение срока выполнения работ по этапу "выполнение строительно-монтажных работ": (240 099 931,53 руб. - 9 113 074, 39 руб.) х 1/300 х 6,00% х 101 день (количество дней просрочки с 03.12.2019 по 12.03.2020) = 4 665 934,51 руб.
Согласно пункту 13.12 Контракта выполнение Генподрядчиком всех обязательств по Контракту (за исключением гарантийных) подтверждается подписанием итогового акта приемки выполненных работ.
По состоянию на 12.03.2020 обязательства по Контракту Генподрядчиком в полном объеме не исполнены, в связи с чем итоговый акт приемки выполненных работ по Контракту не подписан.
Согласно пункту 18.3 Контракта, Контракта в случае просрочки исполнения Генподрядчиком своих обязательств, предусмотренных Контрактом, Государственный заказчик требует уплату неустойки (пени). Неустойка (пени) начисляется за каждый день исполнения просрочки Генподрядчиком обязательства начиная со дня, следующего после дня истечения установленного срока исполнения обязательства, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты неустойки (пени), ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены Контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных Генподрядчиком.
Неустойка за просрочку исполнения обязательств по Контракту рассчитывается по формуле: (цена Контракта - общая стоимость фактически выполненных работ по Контракту) х размер действующей на дату уплаты неустойки ключевой ставки Центрального банка Российской Феде- рации х 1/300 х количество дней просрочки.
Расчет неустойки за просрочку исполнения обязательств по Контракту: (240 099 931,53 руб.- 9 113 074,39 руб.) х 1/300 х 6,00% х 24 дня (количество дней просрочки с 18.02.2020 по12.03.2020) = 1 108 736,91 руб.
Общий размер неустойки по государственному контракту от 07.12.2018 N 1820187378272554164000000, по мнению Истца, складывается из суммы неустойки за нарушение сроков выполнения этапов работ, предусмотренных Контрактом (п. 18.4 Контракта) и неустойки за просрочку исполнения Генподрядчиком своих обязательств, предусмотренных Контрактом (п.18.3 Контракта) и составляет: 20 465 435,54 руб. + 7 899 750,51 руб. + 5 451 289,83 руб. + 4 665934,51 руб. + 1 108 736,91 руб. = 39 591147,31 руб.
Согласно ст. 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно ст. 310 ГК РФ, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно п.1 ст. 314 ГК РФ, если обязательство предусматривает пли позволяет определить день его исполнения пли период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода.
В соответствии со ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обстоятельства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Согласно ч. 1 ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения.
Неустойка одновременно является способом обеспечения обязательства и одной из форм гражданско-правовой ответственности.
Основанием для применения неустойки является факт неправомерного поведения стороны в обязательстве.
Отсутствие своей вины в просрочке исполнения обязательства Ответчик не доказал.
Вместе с тем, Истцом неправильно произведен расчет неустойки за нарушение сроков выполнения Контракта.
Истец производит начисление неустойки за подписание итогового акта приемки выполненных работ.
В соответствии с п. 1.1.16 Контракта итоговый акт приемки выполненных работ - документ, подтверждающий выполнение Генпроектировщиком всех обязательств, предусмотренных Контрактом, и являющийся основанием для окончательного расчета за выполненные работы.
Истец не вправе требовать неустойку за несвоевременное подписание Ответчиком итогового акта, поскольку само по себе подписание данного акта не является работой (строительством объекта), за окончание срока выполнения которой пунктом 10.3 Контракта предусмотрена ответственность в виде начисления неустойки.
Согласно ст.708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, просрочки исполнения. Соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме независимо от формы основного обязательства (ст. ст. 330, 331 ГК РФ).
Начисление неустойки за просрочку подписания итогового акта не основано на условиях Контракта и нормах законодательства, поскольку из содержания Контракта следует, что подписание итогового акта не является отдельным видом работ, за просрочку выполнения которого предусмотрена неустойка.
Поскольку подписание итогового акта это совместное действие сторон Контракта, расценивать его как отдельное обязательство, за нарушение сроков которого возможно начисление неустойки неправомерно.
Начисление неустойки за нарушение срока этапа "Получение положительного заключения государственной экспертизы" противоречит существу обязательства и неправомерно, ввиду противоречия нормам Градостроительного кодекса РФ.
Условиями Контракта на Ответчика не возлагается обязанность по прохождению экспертизы и получению соответствующего заключения (раздел 8 Контракта "Права и обязанности Генподрядчика"), указанные мероприятия осуществляются Заказчиком (ФКП "УЗКС МО РФ"), в свою очередь на Ответчика возложена ответственность за несвоевременное исполнение третьим лицом своих обязательств по Контракту, т.е. Ответчик несет ответственность за наступление обстоятельства, которое не зависит от его воли.
В соответствии с п. 1 ст. 49 ГрК РФ только заказчик или технический заказчик имеет право направлять проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу. В соответствии с п. 10 ст. 49 ГрК РФ только заказчик или технический заказчик имеет право оспаривать отрицательное Заключение экспертизы.
Таким образом, направлять документацию на государственную экспертизу, обжаловать заключение экспертизы, а, следовательно, получать положительное заключение государственной экспертизы может исключительно Заказчик или технический заказчик.
Таким образом, указанное действие не может быть совершено Ответчиком, расценивать его как отдельное обязательство, за нарушение сроков которого возможно начисление неустойки не правомерно. Обязательства по прохождению Государственной экспертизы возложено на Заказчика, а не на Ответчика (п. 1 ст. 49 ГрК РФ).
Кроме того, согласно, условий п. 2 Административного регламента предоставления Министерством обороны Российской Федерации государственной услуги по проведению государственной экспертизы проектной документации, результатов инженерных изысканий и проверки достоверности определения сметной стоимости капитального строительства объектов обороны и безопасности, являющихся объектами военной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 06.07.2012 г, N 1700, заявителем на предоставление услуги по проведению государственной экспертизы проектной документации, результатов инженерных изысканий является Заказчик, обратившийся с заявлением.
Вопросы передачи Заказчиком документации на государственную экспертизу, а также вопросы соблюдения сроков рассмотрения проектной документации органами государственной Экспертизы находятся вне компетенции Ответчика, и он не может нести ответственности за описанные обстоятельства.
Более того, условиями Контракта не предусмотрена ответственность за нарушение срока получения положительного заключения государственной экспертизы, поскольку пунктом 18.4 Контракта (на который ссылается Истец в обоснование исковых требований) предусмотрена ответственность лишь за невыполнение обязательств по срокам выполнения Работ.
Согласно п. 1.10 Документация - Проектная документация, Рабочая документация и отчеты по Обследованиям, Инженерным изысканиям.
Согласно разделу 5 Постановления Правительства РФ от 05.03.2007 N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий" результатом государственной экспертизы проектной документации является заключение о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) проектной документации требованиям технических регламентов, санитарно- эпидемиологическим требованиям, требованиям в области охраны окружающей среды, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям к безопасному использованию атомной энергии, требованиям промышленной безопасности, требованиям к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требованиям антитеррористической защищенности объекта, заданию застройщика или технического заказчика на проектирование, результатам инженерных изысканий - в случае, если осуществлялась оценка соответствия проектной документации.
Таким образом, получение положительного заключения государственной экспертизы к Работам не относится, следовательно, п. 18.4 Контракта не предусматривает ответственности за несвоевременное получение положительного заключения.
Кроме того, истцом неверно произведен расчет неустойки за нарушение срока выполнения работ исходя из общей цены контракта, без учета выполненных работ.
Таким образом, правомерно заявлена ко взысканию неустойка в размере 3 464 730 руб. 63 коп.
Доказательств погашения неустойки в добровольном порядке ответчик не представил.
Учитывая установленные судом фактические обстоятельства спора, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции обоснованно взыскал с ответчика в пользу истца неустойку в размере 3 464 730 руб. 63 коп.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, основаны на несогласии заявителя с выводами суда первой инстанции, основанными на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, которым дана надлежащая правовая оценка.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь ст. ст. 176, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 24.12.2021 г. (резолютивная часть от 21.12.2021 г.) по делу N А40-129471/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.Е. Кузнецова |
Судьи |
В.И. Тетюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-129471/2021
Истец: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: ФГУП "ГЛАВНОЕ ВОЕННО-СТРОИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ N 7"