г. Челябинск |
|
22 февраля 2022 г. |
Дело N А07-12168/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 февраля 2022 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Киреева П.Н., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15.10.2021 по делу N А07-12168/2021.
В судебном заседании приняли участие представители:
муниципального унитарного предприятия по эксплуатации водопроводно-канализационного хозяйства "Уфаводоканал" городского округа город Уфа - Бикбулатов Д.Ю. (диплом, доверенность от 11.01.2022, паспорт), Дистанова Ф.Э. (паспорт, доверенность от 06.07.2021, диплом);
Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан - Ардиева А.М. (паспорт, доверенность от 14.05.2021, диплом);
общества с ограниченной ответственностью ЖКХ "ШЕМЯК": Степанова А.Г. (доверенность от 11.01.2020, паспорт, диплом);
Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан - Исмагилов Р.Н. (паспорт, диплом, доверенность от 24.01.2022).
Государственное унитарное предприятие Республики Башкортостан "Уфаводоканал" (далее - заявитель, ГУП РБ "Уфаводоканал") обратилось в арбитражный суд с заявлением, согласно которому просило:
- признать недействующим пункт 1.2. постановления Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан N 271 от 26.02.2021 в части определения ГУП РБ "Уфаводоканал" в качестве гарантирующей организации, осуществляющей деятельность по холодному водоснабжению питьевой воды на территории сельских поселений МР Уфимский район: Кирилловский сельсовет (д. Дорогино), Михайловский сельсовет (с. Михайловка), Авдонский сельсовет (с. Авдон);
- признать недействующим пункт 1.3. постановления Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан N 271 от 26.02.2021 в части определения ГУП РБ "Уфаводоканал" в качестве гарантирующей организации осуществляющей деятельность по водоотведению на территории сельских поселений МР Уфимский район: Михайловский сельсовет (с. Михайловка) (с учетом уточнения заявленных требований, удовлетворенного в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан, Администрация сельского поселения Кирилловский сельсовет МР Уфимский район Республики Башкортостан, Администрация сельского поселения Михайловский сельсовет МР Уфимский район Республики Башкортостан, Администрация сельского поселения Авдонский сельсовет МР Уфимский район Республики Башкортостан, ООО "ЖКХ "Шемяк", ООО "КХ "Авдон", МАУ "Хозяйственное управление МР Уфимский район РБ".
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15.10.2021 требования ГУП РБ "Уфаводоканал" удовлетворены частично: признан недействительным пункт 1.2. постановления Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан N 271 от 26.02.2021 в части определения ГУП РБ "Уфаводоканал" в качестве гарантирующей организации, осуществляющей деятельность по холодному водоснабжению питьевой воды на территории сельских поселений МР Уфимский район: Михайловский сельсовет (с. Михайловка), Авдонский сельсовет (с. Авдон); признан недействительным пункт 1.3. постановления Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан N 271 от 26.02.2021 в части определения ГУП РБ "Уфаводоканал" в качестве гарантирующей организации осуществляющей деятельность по водоотведению на территории сельских поселений МР Уфимский район: Михайловский сельсовет (с. Михайловка).
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Администрация муниципального района Уфимский район РБ (далее также - апеллянт, податель жалобы) обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 15.10.2021 отменить, отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что ГУП РБ "Уфаводоканал" не доказало наличие одновременно двух условий, необходимых для признания оспариваемых пунктов постановления Администрации незаконными, а именно несоответствие оспариваемых положений закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. Кроме того, считает, что заявитель согласно пункту 7 статьи 32, пункту 4 и пункту 5 статьи 12 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" должен был обратиться в Государственный комитет Республики Башкортостан по тарифам за установлением тарифов на водоснабжение и водоотведение с учетом услуг по транспортировки. Собственным бездействием истец затрагивает свои же экономические интересы.
Касаемо наличия у ГУП РБ "Уфаводоканал" сетей водоснабжения апеллянт отмечает, что воду потребителям района поставляет ГУП РБ "Уфаводоканал" из городских водозаборов, однако потребители не могут заключить договоры непосредственно с ГУП РБ "Уфаводоканал". Фактически ГУП РБ "Уфаводоканал" продает воду ресурсоснабжающим организациям Уфимского района, таким, как ООО ЖКХ "Шемяк", ООО КХ "Авдон" и т.д., которые, в свою очередь, перепродают воду с наценкой конечным потребителям. Однако именно ГУП РБ "Уфаводоканал", являясь организацией, поставляющей воду в единой системе водоснабжения г. Уфы, к которой, являясь пригородным районом, относится и Уфимский район (а именно, населенные пункты с. Михайловка, с. Авдон, д. Кириллово, д. Дорогино, питающиеся водой из городских сетей водоснабжения), должна поставлять воду непосредственно потребителям.
ГУП РБ "Уфаводоканал" обеспечивает качество воды до границ эксплуатационной ответственности с транзитными организациями (ООО КХ "Авдон", ООО ЖКХ "Шемяк, МАУ "Хозяйственное управление MP Уфимский район РБ" и др.), которые в свою очередь обеспечивают транспортировку воды с учетом допустимых изменений качества воды от точки приема до точки подачи, согласно п.1 ст. 16 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении.
Апеллянт также не согласен с выводом суда о том, что наделение ГУП РБ "Уфаводоканал" статусом гарантирующей организации не предусмотрено уставом заявителя, а принуждение к осуществлению указанной деятельности нарушает права предприятия, поскольку указанный вывод не основан на федеральном законодательстве, которое устанавливает критерии наделения статусом гарантирующей организации, а именно согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" организация наделяется статусом гарантирующей организации, если к сетям этой организации присоединено наибольшее количество абонентов из всех организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение. Судом не учтено, что между организациями (ООО КХ "Авдон", ООО ЖКХ "Шемяк") осуществляющие эксплуатацию отдельных частей системы водоснабжения и водоотведения г. Уфа (с.Авдон, с.Михайловка) и ГУП РБ "Уфаводоканал" заключены договоры на поставку питьевой воды и прием сточных вод, согласно п.1 ст. 13, п.1 ст. 14 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
По мнению подателя жалобы, судом сделан ошибочный вывод том, что невозможно назначить гарантирующую организацию без утвержденной схемы водоснабжения и водоотведения, поскольку единственным критерием для наделения статусом гарантирующей организацией является наличие наибольшего количества абонентов, определение же схемы водоснабжения осуществляется после определения гарантирующей организации. ГУП РБ "Уфаводоканал" уже наделен статусом гарантирующей организации, приказом N 04/06-430 от 31.12.2019 Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан, что подтверждает наличие наибольшего количества абонентов; на одной системе водоснабжения и (или) водоотведения возможно присутствие множества правообладателей отдельных ее частей, но не каждый собственник из них наделяется статусом гарантирующей организации; во исполнение пункта 7 статьи 7 Федерального закона от 07.12.2011 N416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" у организаций, эксплуатирующих свои сети (ООО КХ "Авдон", ООО ЖКХ "Шемяк) появились абоненты; наличие абонентов в с. Михайловка и с. Авдон, достаточно чтобы абоненты были подключены к централизованной системе водоснабжения и (или) водоотведения, вне зависимости от балансовой принадлежности сети.
В адрес суда от ГУП РБ "Уфаводоканал", Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан поступили отзывы на апелляционную жалобу. Судом, в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отзывы приобщены к материалам дела.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не прибывших в судебное заседание участников процесса.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, постановлением от 26.02.2021 N 271 о внесении изменений в постановление администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан от 06.10.2020 N 1816 "Об определении гарантирующей организации по водоснабжению и водоотведению и определении зоны ее деятельности в муниципальном районе Уфимский район Республики Башкортостан" Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан определила ГУП РБ "Уфаводоканал" пунктом 1.2. в качестве гарантирующей организации, осуществляющей деятельность по холодному водоснабжению питьевой воды на территории сельских поселений МР Уфимский район: Кирилловский сельсовет (д. Дорогино), Михайловский сельсовет (с. Михайловка), Авдонский сельсовет (с. Авдон); пунктом 1.3. в качестве гарантирующей организации осуществляющей деятельность по водоотведению на территории сельских поселений МР Уфимский район: Михайловский сельсовет (с. Михайловка).
Полагая, что постановление в части оспариваемых пунктов нарушает права и законные интересы заявителя, последний обратился с соответствующим заявлением в арбитражный суд
Арбитражный суд первой инстанции, установив, что оспариваемые пункты постановления нарушают права заявителя и не соответствуют действующему законодательству частично удовлетворил заявленные требования.
Исследовав и оценив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив в порядке статей 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения судебного акта в силу следующих обстоятельств.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления, закрепляет правовые основы компетенции муниципальных образований, включая установление полномочий органов местного самоуправления по решению таких вопросов, а также прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения.
В силу статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ), статьей 6 которого к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях отнесено, в частности, определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации, утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов.
К полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации; утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов (часть 1 статьи 6 Федерального закона N 416-ФЗ).
В соответствии с пунктом 6 статьи 2 Федерального закона N 416-ФЗ гарантирующая организация - организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления поселения, городского округа, которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), - юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем (пункт 15 статьи 2 Федерального закона N 416-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 38 Федерального закона N 416-ФЗ развитие централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в соответствии со схемами водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов. Схемы водоснабжения и водоотведения разрабатываются в соответствии с документами территориального планирования, а также с учетом схем энергоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения (часть 2).
На основании статьи 6 Федерального закона N 416-ФЗ утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов отнесено к полномочиям органов местного самоуправления на соответствующих территориях.
Под водоснабжением понимается водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение).
Под централизованной системой холодного водоснабжения понимается комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам.
Той же нормой права установлено, что организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, является юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона N 416-ФЗ органы местного самоуправления поселений, городских округов для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности.
На основании указанных положений Федерального закона N 416-ФЗ суд первой инстанции правильно указал на критерии, которые определены законом в качестве обязательных признаков для наделения лица статусом гарантирующей организации по водоотведению: организация осуществляет холодное водоснабжение и эксплуатирует в этих целях сети централизованной системы водоснабжения; к этим сетям присоединено наибольшее количество абонентов.
Отсутствие указанных признаков должно препятствовать органу местного самоуправления определять гарантирующую организацию, поскольку это прямо противоречит положениям части 2 статьи 12 Федерального закона N 416-ФЗ.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в соответствии с п. 4 Приказа Министерства жилищно - коммунального хозяйства Республики Башкортостан N 04/06-430 от 31.12.2019, МУП "Уфаводоканал" было наделено статусом гарантирующей организации, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан. Этим же Приказом зона деятельности МУП "Уфаводоканал" была установлена в границах территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
В соответствии с пунктом 1.4. Устава ГУП РБ "Уфаводоканал", предприятие находится в ведомственном подчинении Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан. Функции учредителя предприятия осуществляют от имени Республики Башкортостан Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан и Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан.
В настоящее время водопроводные сети на территории Уфимского района, в том числе села Михайловка, Адвон, Дорогино (часть), находятся в пользовании третьих лиц, в том числе: ООО ЖКХ "Шемяк", ООО КХ "Авдон", МАУ "Хозяйственное управление муниципального района Уфимский район РБ".
Материалами дела подтверждается, что ООО ЖКХ "Шемяк", ООО КХ "Авдон" осуществляют холодное водоснабжение и водоотведение сельских поселений Михайловка, Адвон, Дорогино (часть) муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, используя водопроводные и канализационные сети, расположенные на территории данных сельских поселений, выдают технические условия, подключают абонентов к централизованным сетям водоснабжения и водоотведения, заключают договоры на холодное водоснабжение и водоотведение, принимают плату за оказанные услуги водоснабжения и водоотведения. Водопроводные и канализационные сети ГУП УВК РБ на территории вышеуказанных сельских поселений Уфимского района отсутствуют. Следовательно, абоненты сельских поселений Михайловка, Адвон, Дорогино (часть) муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан пользуются услугами по водоснабжению и водоотведению, оказываемыми только ООО ЖКХ "Шемяк", ООО КХ "Авдон".
Кроме того, судом установлено, что решением N 207 Заместителя председателя Совета СП Михайловский с/с МР Уфимский район РБ от 25.12.2020 утверждена Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры СП Михайловский сельсовет МР Уфимский район РБ.
В п.1.4. данной программы указано: "Организацией, эксплуатирующей сети водоснабжения в сельском поселении Михайловский сельсовет является - ООО ЖКХ "Шемяк". В настоящее время в селе Михайловка источником существующего водоснабжения является МУП "Уфаводоканал". В селе имеются старая и новая насосные станции с производительностью 3840 м3/сут. и 4800 м3/сут. соответственно. Вода от водопровода МУП "Уфаводоканал" с помощью насосных станций подается в разводящую сеть села и в напорные емкости. В деревне имеется разветвленная замкнутая сеть водопровода. Протяженность сетей водоснабжения на территории сельского поселения Михайловский сельсовет составляет - 29,0 км.
Техническое состояние систем водоснабжения неудовлетворительное. Ветхость водопроводных сетей не обеспечивает стабильного водоснабжения населения питьевой водой надлежащего качества. Зоны санитарной охраны водозаборов не соответствуют требуемым нормам.
На орган местного самоуправления возложена обязанность определить, для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения гарантирующую организацию и установить зоны ее деятельности. Для наделения лица статусом гарантирующей организации подлежит установлению фактическое присоединение к сетям этого лица наибольшего количества абонентов из всех организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и водоотведение.
Материалы дела не позволяют сделать вывод о том, что к эксплуатирующимся третьими лицами сетям присоединено наибольшее количество абонентов.
Таким образом, в материалах дела документы, подтверждающие соответствие общества требованиям части 2 статьи 12 Федерального закона N 416-ФЗ, отсутствуют. Суду не представлено доказательств соблюдения администрацией критериев, определенных законом в качестве обязательных признаков для наделения лица статусом гарантирующей организации по водоотведению.
В нарушение вышеперечисленных правовых норм администрацией не доказано соответствие пунктов 1.2, 1.3 оспариваемого постановления требованиям части 2 статьи 12 Федерального закона N 416-ФЗ, а именно не представлено отвечающих требованиям допустимости доказательств факта подключения к указанным сетям (холодного водоснабжения и водоотведения) наибольшего количества абонентов, при этом нарушена процедура определения гарантирующей организации (не проведена инвентаризация).
Более того, суд апелляционной инстанции отмечает, что в силу пункта 2 статьи 42 Федерального закона N 416-ФЗ в срок до 1 июля 2013 года органы местного самоуправления поселения, городского округа обязаны осуществить инвентаризацию водопроводных и канализационных сетей, участвующих в водоснабжении и водоотведении (транспортировке воды и сточных вод), утверждают схему водоснабжения и водоотведения, определяют гарантирующую организацию, устанавливают зоны ее деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти в сфере водоснабжения и водоотведения отнесено утверждение порядка разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, требований к их содержанию. Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2013 N 782 "О схемах водоснабжения и водоотведения" утверждены "Правила разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения" (далее по тексту - Правила N 782).
В соответствии с п.2 Постановления Правительства Российской Федерации от 05.09.2013 N 782, органам местного самоуправления рекомендовано утвердить схемы водоснабжения и водоотведения до 31 декабря 2013 года.
Пунктом 5 Правил N 782 установлено, что проекты схем водоснабжения и водоотведения разрабатываются уполномоченным органом местного самоуправления поселения, городского округа, органом исполнительной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Указанные уполномоченные органы для разработки проектов схем водоснабжения и водоотведения могут в установленном порядке привлекать юридических лиц, в том числе иностранных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц.
Согласно пункту 4 Правил N 782 схемы водоснабжения и водоотведения утверждаются органами местного самоуправления.
Представление суду апелляционной инстанции утвержденной схемы водоснабжения и водоотведения сельского поселения Авдонский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан не опровергает вышеуказанные выводы суда.
Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение и эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети, наделяется статусом гарантирующей организации, если к водопроводным и (или) канализационным сетям этой организации присоединено наибольшее количество абонентов из всех организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Таким образом, определить количество абонентов, а также зону ответственности гарантирующей организации возможно только после инвентаризации сетей и утверждении схем водоснабжения и водоотведения, проводимой органами местного самоуправления в силу прямого указания закона. В связи с чем, подлежит отклонению соответствующий довод апелляционной жалобы.
Согласно части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В нарушение вышеперечисленных правовых норм администрацией не доказано соответствие оспариваемого пунктов 1.2, 1.3 постановления Администрации N 271 от 26.02.2021 требованиям Федерального закона N416-ФЗ. Соответственно, указанные пункты нарушают права и законные интересы заявителя, ввиду чего заявленные требования на основании части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.
При этом, коллегией принято во внимание то обстоятельство, что в соответствии с пунктом 2.2. Устава ГУП РБ "Уфаводоканал" предприятие осуществляет следующие виды деятельности (предмет деятельности): _ - реализация услуг предприятиям, организациям и населению ГО город Уфа Республики Башкортостан по подаче питьевой воды, отводу и очистке сточных вод в пределах мощности водоснабжения и канализации (водоотведения) ГО город Уфа РБ и в соответствии с их проектными показателями при условии удовлетворения качества воды в источнике водоснабжения требованиям соответствующих стандартов.
Следовательно, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что осуществление вышеуказанной деятельности вне ГО город Уфа, нарушает права предприятия, так как проектные показатели систем водоснабжения ГО г. Уфа не предусматривали водоснабжение прилегающих муниципальных образований, что не является обязанностью ГУП РБ "Уфаводоканал".
Указание на то, что ГУП РБ "Уфаводоканал" обеспечивает качество воды до границ эксплуатационной ответственности с транзитными организациями подлежит отклонению в силу следующего.
Согласно статье 23 Федерального закона N 416-ФЗ организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям.
Согласно пункту 34 Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана: б) обеспечивать питьевое водоснабжение в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и очистку сточных вод в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды; в) обеспечивать эксплуатацию водопроводных и канализационных сетей, принадлежащих организации водопроводно-канализационного хозяйства на праве собственности или ином законном основании и (или) находящихся в границах эксплуатационной ответственности такой организации в соответствии с требованиями нормативно-технических документов; д) осуществлять производственный контроль качества питьевой воды.
Доводы жалобы об отсутствии доказательств нарушения оспариваемыми пунктами постановления прав в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности опровергается материалами дела. В частности таким доказательством является сводная таблица расчётов о затратах, составленная 28.09.2021, доходов от подачи воды за вычетом затрат на зарплату в связи с увеличением количества абонентов, формирование базы платы за транспортировку (транзит) по чужим сетям, осуществление контроля качества воды и другие.
Иные доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как необоснованные по приведенным выше мотивам.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения и удовлетворения жалобы не имеется.
В связи с подачей апелляционной жалобы лицом, освобожденным от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, взыскание государственной пошлины за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции не производится.
Руководствуясь статьями 176, 268- 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15.10.2021 по делу N А07-12168/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.П. Скобелкин |
Судьи |
П.Н. Киреев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-12168/2021
Истец: ГУП РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН УФАВОДОКАНАЛ
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА УФИМСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Третье лицо: Администрация СП Авдонский сельсовет МР Уфимский район, Администрация СП Михайловский сельсовет МР Уфимский район, Кирилловский с/с МР Уфимский район РБ, МАУ "Хозяйственное управление муниицпального района Уфимский район РБ", Министерство жилищно-коммунального хозяйства РБ, ООО ЖКХ "Шемяк ", ООО КХ "Авдон"
Хронология рассмотрения дела:
06.06.2022 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-3399/2022
22.02.2022 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-17516/2021
14.12.2021 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-15858/2021
15.10.2021 Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-12168/2021