г. Санкт-Петербург |
|
22 февраля 2022 г. |
Дело N А42-7320/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 февраля 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Галенкиной К.В.,
судей Баженовой Ю.С., Полубехиной Н.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Вороной Б.И.,
при участии:
от заявителя: представитель не явился, извещен,
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-85/2022) Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия на решение Арбитражного суда Мурманской области от 02.12.2021 по делу N А42-7320/2021, принятое по заявлению:
заявитель: отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по ЗАТО Александровск Мурманской области (адрес: Россия, 184682, Мурманская область, город Снежногорск, Флотская улица, дом 9, ОГРН: 1025100750311, Дата присвоения ОГРН: 27.12.2002, ИНН: 5112000216)
заинтересованное лицо: Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия (адрес: Россия, 183038, Мурманская область, город Мурманск, Пушкинская улица, 12, ОГРН: 1105190003049, Дата присвоения ОГРН: 18.03.2010, ИНН: 5190915348)
о признании незаконным бездействия, обязании,
УСТАНОВИЛ:
Отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по ЗАТО Александровск (далее - заявитель, Отдел, ОМВД России по ЗАТО Александровск) обратился в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным бездействия Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия (далее - Управление, МТУ Росимущества) и обязании Управления принять недвижимое имущество и земельный участок из оперативного управления Отдела.
Решением от 02.12.2021 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, МТУ Росимущества подало апелляционную жалобу, просит решение отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, считая решение незаконным, принятым с нарушением норм материального права; ссылается на то, что изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления, является правом Управления как представителя собственника имущества, а не обязанностью; указывает, что письмом от 07.06.2021 N 51-ДЕ-05/4793 Управление разъяснило Отделу, что проводится работа по выявлению потребности федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, а также государственных учреждений в спорном имуществе.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Управлению на праве оперативного управления принадлежит объект недвижимого имущества - здание ГИБДД общей площадью 330,4 кв.м, этажей 2, расположенный по адресу: Мурманская область, г. Полярный, ул. Видяева, д. 8, с кадастровым номером 51:08:0010104:43, а также земельный участок с кадастровым номером 51:08:0010104:36 общей площадью 611+/-9 кв.м, закрепленный на праве постоянного (бессрочного) пользования по адресу: Мурманская область, г. Полярный, ул. Видяева, д. 8.
Указанные объекты недвижимого имущества находились в пользовании у Отдела с 2012 года, однако в настоящее время им не используются.
В связи с прекращением использования перечисленных объектов недвижимости УМВД России по Мурманской области, а также ОМВД России по ЗАТО Александровск обратилось в Министерство внутренних дел Российской Федерации с письмом о согласовании отказа от права оперативного управления в отношении указанных объектов недвижимости.
Министерством внутренних дел Российской Федерации 08.02.2021 был согласован вопрос прекращения права оперативного управления спорным имуществом (исх. от 08.02.2021 N 22/4/1-2474, от 08.02.2021 N 22/4/1-2475).
ОМВД России по ЗАТО Александровск были направлены обращения в МТУ Росимущества о прекращении права оперативного управления на указанные объекты недвижимости (исх. от 25.03.2021 N 56/4507, от 28.05.2021 N 56/8823), однако вопрос о прекращении права оперативного управления и изъятии объектов недвижимости так и не был решен.
Посчитав бездействие МТУ Росимущества, выразившееся в непринятии решения о прекращении права оперативного управления в отношении неиспользуемых объектов, неправомерным и нарушающим его права и законные интересы, истец обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд пришел к выводу, что обжалуемое решение не подлежит отмене.
Как указано в пункте 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Таким образом, право оперативного управления имуществом возникает с момента передачи имущества, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или решением собственника.
Состав федерального имущества, закрепленного на праве оперативного управления, обусловлен нацеленностью на создание условий для обеспечения задач и деятельности истца.
На этом основании Отдел неоднократно обращался в МТУ Росимущества с письмами, в которых просило Управление принять в казну спорное недвижимое имущество и земельный участок под ним.
Полномочиями по изъятию в установленном порядке излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного в оперативном управлении федеральных государственных учреждений, согласно пунктам 4, 5.22 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, обладают территориальные органы Росимущества.
На территории Мурманской области полномочиями по распоряжению федеральным имуществом наделено МТУ Росимущества, действующее на основании Положения, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 19.12.2016 N 468 (далее - Положение N 468).
В соответствии с пунктом 4.1.9 Положения N 468 Управление закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество на праве оперативного управления с целью размещения территориальных органов федеральных органов государственной власти и подведомственных им федеральных государственных учреждений на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также производит в установленном порядке изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного на праве оперативного управления за территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями, и закрепление данного имущества за иными территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями.
Как следует из положений пункта 4 статьи 214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).
В соответствии с пунктом 1 статьи 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества. На основании пункта 2 указанной статьи собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения или казенного предприятия, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.
В силу пункта 3 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
Как установлено пунктом 1 статьи 235 ГК РФ, право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Как закреплено Положением о МТУ Росимуществе, Территориальный орган закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество на праве оперативного управления с целью размещения территориальных органов федеральных органов государственной власти и подведомственных им федеральных государственных учреждений на территории соответствующих субъектов Российской Федерации, а также производит в установленном порядке изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного на праве оперативного управления за территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями, и закрепление данного имущества за иными территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями.
Из представленной в материалы дела переписки следует, что Министерством внутренних дел Российской Федерации 08.02.2021 был согласован вопрос прекращения права оперативного управления спорным имущество (исх. от 08.02.2021 N 22/4/1-2474, от 08.02.2021 N 22/4/1-2475).
ОМВД России по ЗАТО Александровск были направлены обращения в МТУ Росимущества о прекращении права оперативного управления на указанные объекты недвижимости (исх. от 25.03.2021 N 56/4507, от 28.05.2021 N 56/8823), однако вопрос о прекращении права оперативного управления и изъятии объектов недвижимости не был решен. Решение территориальным органом Росимущества не принято.
В соответствии со статьей 236 ГК РФ юридическое лицо может отказаться от права собственности (иного вещного права) на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Приняв во внимание, что Отдел не использует спорное имущество в своей деятельности, принял все необходимые меры к его возврату в казну, по настоящее время несет расходы по содержанию неиспользуемого имущества, суд пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения требований.
Довод МТУ Росимущества о том, что вопросы изъятия федерального имущества в государственную казну Российской Федерации рассматриваются им исключительно после определения балансодержателя такого имущества, правомерно отклонен судом со ссылкой на то, что право федерального государственного учреждения отказаться от закрепленного за ним имущества не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иного балансодержателя.
Доводы апелляционной жалобы повторяют аргументы Управления, положенные в основу обоснования отзыва на заявление. Они рассмотрены судом первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. В связи с изложенным доводы жалобы отклоняются апелляционной инстанцией как несостоятельные. Новых доводов в обоснование жалобы заявителем не приведено.
Судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального права, обстоятельства, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве оснований для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 02.12.2021 по делу N А42-7320/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
К.В. Галенкина |
Судьи |
Ю.С. Баженова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-7320/2021
Истец: ОТДЕЛ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЗАТО АЛЕКСАНДРОВСК МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ И РЕСПУБЛИКЕ КАРЕЛИЯ