г. Москва |
|
21 февраля 2022 г. |
Дело N А40-219171/21 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Т.Б.Красновой
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу ООО "Медиатор-ЗИ"
на Решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.12.2021 по делу N А40-219171/21, принятое в порядке упрощенного производства,
по заявлению ООО "Медиатор-ЗИ"
к Центральному Банку РФ
об оспаривании постановления,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Медиатор-ЗИ" (далее также - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ЦБ РФ (далее также - Банк России, ответчик) об оспаривании постановления N ЦА-39-ЮЛ-21-4949 от 17.09.2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.7.3 КоАП РФ.
Решением суда от 10.12.2021, принятым в порядке упрощенного производства, заявление Общества оставлено без удовлетворения.
С таким решением суда не согласилось Общество и обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке, установленном статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, без вызова сторон.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Апелляционный суд, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, полагает, что обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения по следующим основаниям.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Отказывая Обществу в удовлетворении заявления, суд первой инстанции правомерно и обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с ч.1 статьи 19.7.3 КоАП РФ, непредставление или нарушение порядка либо сроков представления в Банк России отчетов, уведомлений и иной информации, предусмотренной законодательством и (или) необходимой для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление информации не в полном объеме и (или) недостоверной информации, за исключением случаев, если в соответствии со страховым законодательством, законодательством Российской Федерации о кредитной кооперации, о микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях и о ломбардах Банком России дается предписание об устранении нарушения страхового законодательства, законодательства Российской Федерации о кредитной кооперации, о микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях и о ломбардах, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок до одного года; на юридических лиц - от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
Согласно пункту 18.3 статьи 4 Федерального закона от 10.07.2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России осуществляет контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2010 г. N 224-ФЗ "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), Банк России требует от органов и организаций, указанных в пункте 9 статьи 4 Федерального закона, а также от российских и иностранных юридических лиц, иностранных организаций, не являющихся юридическими лицами, физических лиц (включая иностранных граждан), в том числе индивидуальных предпринимателей, представления документов, необходимых для осуществления проверки.
Согласно требованиям части 1 статьи 16 Федерального закона органы и организации, указанные в пункте 9 статьи 4 Федерального закона, юридические лица, их должностные лица и работники, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны по мотивированному (обоснованному) письменному требованию (запросу) Банка России представлять в срок, указанный в данном требовании (запросе), документы, объяснения, информацию соответственно в письменной и устной форме, в том числе сведения, составляющие коммерческую, служебную, банковскую тайну, тайну связи (в части информации о почтовых переводах денежных средств) и иную охраняемую законом тайну (за исключением государственной и налоговой тайны), которые необходимы для предотвращения, выявления и пресечения фактов неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком. Установленный в требовании (запросе) Банка России срок должен обеспечивать возможность подготовки указанными органами, организациями, юридическими и физическими лицами документов, объяснений, информации.
Таким образом, требование Банка России является обязательным для исполнения.
В соответствии с частью 4 статьи 16 Федерального закона лица, уклоняющиеся от выполнения требований Банка России при осуществлении им полномочий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также представившие в Банк России заведомо ложные и (или) вводящие в заблуждение документы, объяснения, информацию, которые указаны в части 1 статьи 16 Федерального закона, либо сокрывшие такие документы, объяснения, информацию, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в связи с проведением проверки по факту выявления признаков нарушений запретов, установленных статьей 6 Закона о манипулировании рынком, в адрес Общества направлено Требование, в соответствии с которым Общество в течение семи рабочих дней с даты его получения было обязано представить следующие документы, объяснения, информацию:
1. Справку, содержащую сведения о видах деятельности, которые Общество фактически осуществляет (-ло) в период с 01.01.2019 по дату получения настоящего требования (далее - Период), с приложением подтверждающих документов.
2. Копии всей бухгалтерской отчетности Общества (бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, приложения к ним и пояснительную записку, а также при наличии аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности), составленной в Период.
3. Справку, содержащую полные реквизиты всех счетов Общества, актуальных в Период, открытых в российских и иностранных кредитных организациях (с указанием наименования кредитной организации применительно к каждому номеру счета).
4. Справку, содержащую подробные сведения о целях использования в Период счета в соответствии с заключенным Обществом с ООО НКО "Яндекс.Деньги" договора об информационно-технологическом взаимодействии при осуществлении переводов физических лиц N НЭК.44451,01, в том числе сведения об Интернет-ресурсах/платежных ботах, к которым привязан указанный счет, и о природе платежей, принимаемых от физических лиц (в рамках каких отношений, в оплату чего они произведены), с приложением документов, подтверждающих изложенное.
5. Справку, содержащую сведения о способе идентификации платежей, поступающих на счет Общества, открытый в ООО НКО "Яндекс.Деньги" в рамках Договора N НЭК.44451.01.
6. Справку, содержащую сведения о характере делового сотрудничества между Обществом и ООО "Финрейсерз" (ИНН: 9705070927), с приложением документов, подтверждающих изложенное.
7. Копии договоров N 07-19 от 01.07.2019, N 12-19 от 16.11.2019, N 04-20 от 01.04.2020, N 05-20 от 01.04.2020, N 07-20 от 01.07.2020, N 08-20 от 01.08.2020, заключенных Обществом с ООО "Финрейсерз", предусматривающих оказание услуг по созданию информационного контента, со всеми приложениями и дополнениями.
8. Копии документов, подтверждающих исполнение договоров, указанных в пункте 7 Требования, со всеми приложениями и дополнениями.
9. Справку, содержащую сведения о наличии делового сотрудничества Общества и компаний Holdomville Capital Limited1, с указанием характера, периода делового сотрудничества, с приложением документов, подтверждающих изложенное.
10. Справку, содержащую все сведения, имеющиеся в распоряжении Общества в отношении компаний Holdomville Capital Limited, указанных в пункте 9 Требования, с приложением копий всех договоров и соглашений, заключенных Обществом с указанными компаниями.
11. Справку, содержащую сведения об участии Общества (сотрудников Общества) в деятельности Telegram-канала "РынкиДеньгиВласть" (https://t.me/AK47pfl), с подробным описанием фактических функциональных обязанностей каждого из сотрудников Общества и периода осуществления таких обязанностей.
12. Справку, содержащую сведения по факту следующей информации, отраженной на сайте rdvpremiumbot.com: все права по сервису RDV PREMIUM принадлежат ООО "Медиатор-ЗИ" ("ИНН 9705032230", "КПП 772301001", "юридический адрес: 115193, г. Москва, ул. Кожуховская 5-я, д. 9, пом VII ком 1 оф 26"), с приложением документов, подтверждающих изложенное.
13. Справку, содержащую подробные сведения о том, какого рода информация (с приложением сканированных образов) публикуется в платной части 2 Telegram-канала "РынкиДеньгиВласть" - RDV PREMIUM (@RDVPREMIUMbot); о том, публикуются ли в RDV PREMIUM (@RDVPREMIUMbot) сообщения, которые публикуются в бесплатном Telegram-капале "РынкиДеньгиВласть" (https://t.me/AK47pfl), и если публикуются то насколько раньше осуществляется такая публикация в RDV PREMIUM (@RDVPREMIUMbot), чем в Telegram-канале "РынкиДеньгиВласть" (https://t.me/AK47pfl), и являются ли данные сообщения идентичными или отличаются структурой и стилем изложения.
14. Справку, содержащую сведения о форме предоставления информации в RDV PREMIUM (@RDVPREMIUMbot) (в виде текста общего характера; параметров заявки с указанием цены и желательного объема сделки с определенным финансовым инструментом для получения положительного финансового результата; общих параметров инвестиционной идеи и др.) и наличии возможности у подписчиков RDV PREMIUM (@RDVPREMIUMbot) самостоятельно принимать решения о совершении той или иной сделки после публикации сообщения в RDV PREMIUM (@RDVPREMIUMbot) в отношении определенного финансового инструмента (возможность использования подписчиками торгового робота в виде услуги "автоследования"; подписчики самостоятельно заполняют параметры заявки для выставления ее по своему брокерскому счету или другие способы (указать подробности) реализации инвестиционных идей, предоставляемых RDV PREMIUM (@RDVPREMIUMbot).
15. Полный список всех сотрудников Общества за Период с указанием помимо прочего следующей информации: должности; сведений о работе по совместительству; дат назначения на должность и освобождения от занимаемой должности; сведений о работе за пять лет, предшествующих началу работы в Обществе; адресов места жительства и регистрации; реквизитов документа, удостоверяющего личность; ИНН (при наличии); контактных данных (адреса электронной почты, номеров телефонов, в том числе мобильных).
16. Копии должностных инструкций всех сотрудников Общества, актуальных в Период.
17. Копии внутренних документов, содержащих политику Общества в отношении наличия у сотрудников личных брокерских счетов и ограничений совершения по ним операции с ценными бумагами с учетом специфики деятельности Общества и исполняемых сотрудником обязанностей, актуальных в Период, со всеми приложениями.
18. Списки участников Общества, актуальные в Период, с указанием информации о принадлежащей каждому участнику доли Общества, лиц, являющихся конечными собственниками Общества, и лиц, под контролем либо значительным влиянием которых находится Общество.
19. Списки аффилированных лиц Общества за Период с указанием изменений, происходивших в Период, а также основания аффилированности для каждого лица.
В случае отсутствия каких-либо затребованных документов, информации Обществу необходимо было представить письменные объяснения причин непредставления указанных документов, информации.
Требование было направлено в адрес Общества посредством почтовой связи (идентификатор почтового отправления N 10701661032924) и согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором N 10701661032924, размещенному на сайте АО "Почта России" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (https://www.pochta.ru/TRACKING#10701661032924), Требование было получено Обществом 03.08.2021.
Следовательно, отчет об исполнении Требования с приложением запрошенных информации, документов либо письменные объяснения причин непредставления указанных в Требовании информации, документов должны были поступить в Банк России не позднее 12.08.2021.
Вместе с тем ответ Общества в Банк России поступил за пределами установленного срока (16.08.2021, вх. N 349582). Из представленных Обществом информации и документов также следует, что Требование исполнено не в полном объеме.
По пункту 1 Требования Обществом не представлены документы, подтверждающие сведения о видах деятельности, которые фактически осуществляет Общество (объяснения причин непредставления указанных документов Обществом не представлены).
По пункту 2 Требования Обществом не представлены приложения к бухгалтерским балансам и пояснительные записки, а также аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности, (объяснения причин непредставления указанных документов Обществом не представлены).
По пункту 8 Требования Обществом не представлены документы, подтверждающие исполнение договоров, указанных в пункте 7 Требования, со всеми приложениями и дополнениями.
По пункту 15 Требования Обществом представлена справка с указанием мобильного телефона и адреса электронной почты генерального директора Общества.
Иной информации, предусмотренной пунктом 14 Требования, а именно: списка всех сотрудников Общества за Период, указанный в пункте 1 Требования, с указанием помимо прочего следующей информации: должности; сведений о работе по совместительству; дат назначения на должность и освобождения от занимаемой должности; сведений о работе за пять лет, предшествующих началу работы в Обществе; адресов места жительства и регистрации; реквизитов документа, удостоверяющего личность; ИНН (при наличии); контактных данных (адреса электронной почты, номеров телефонов, в том числе мобильных) Обществом не представлено (объяснения причин непредставления указанных документов Обществом не представлены).
В Банк России 14.09.2021(вх. N 395799) также поступило письмо Общества с дополнительными документами и пояснениями.
В отношении пояснительных записок и аудиторского заключения Общество сообщило о том, что аудиторские проверки не проводились, пояснительные записки не составлялись, при этом Общество не сообщило о наличии/отсутствии приложений к бухгалтерским балансам.
В отношении сотрудников Общества было сообщено о том, что информацию о некоторых сотрудниках не представляется возможным предоставить ввиду увольнения указанных лиц и отсутствия у Общества сведений о них.
Также Обществом был представлен список сотрудников без указания реквизитов документа, удостоверяющего личность, адреса места жительства и регистрации, номера телефона, и сведений о работе по совместительству.
Таким образом, Банком России установлено исполнение Обществом Требования не в полном объеме, а также нарушение сроков представления документов по Требованию, за что частью 1 статьи 19.7.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
По факту выявленного правонарушения 02.09.2021 должностным лицом Банка был составлен протокол об административном правонарушении о привлечении Общества к административной ответственности по статье 19.7.3 КоАП РФ.
По имеющемуся в распоряжении Банка России адресу Общества направлена телеграмма от 25.08.2021 N 39-3-1/948 с вызовом для составления протокола на 02.09.2021 в 11:00. На дату составления протокола в материалах дела имелись доказательства надлежащего извещения Общества о дате, времени и месте рассмотрения дела.
Постановлением и.о. директора Департамента противодействия недобросовестным практикам Центрального Банка Российской Федерации Мухлынова Р.В. по делу об административном правонарушении N ЦА-39-ЮЛ-21-4949 от 17.09.2021, ООО "Медиатор-ЗИ" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.3 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде предупреждения.
Какие-либо объяснения, содержащие уважительные причины неисполнения Требования, заявления, ходатайства о продлении срока исполнения Требования в материалах дела отсутствуют.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что процедура привлечения Общества к ответственности административным органом не нарушена.
Требования статей 25.1, 28.2, 29.7 КоАП РФ ответчиком соблюдены.
Процессуальных нарушений, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело о привлечении заявителя к административной ответственности, не имеется.
Общество имело возможность исполнить Требование Банка России, но им не были приняты все зависящие от него меры по его исполнению.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу пункта 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, подтверждающих факт принятия заявителем исчерпывающих мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства, предотвращение и устранение выявленных нарушений до даты обнаружения выявленных административных правонарушений, в материалы дела не представлено, в связи с чем, суд пришел к выводу о наличии вины общества в совершении вменяемого административного правонарушения.
Доказательств того, что допущенное Обществом нарушение вызвано объективно непредотвратимыми обстоятельствами, находящимися вне контроля Общества, Заявителем не представлено, а, следовательно, Общество должно было соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него в целях надлежащего исполнения публично-правовой обязанности.
Общество имело возможность для исполнения запроса Банка России в полном объеме в установленный срок, но им не были приняты все зависящие от него меры по его исполнению.
Доводы жалобы об отсутствии уведомления о проведении проверки, предусмотренного п. 2.53 Инструкции Банка России от 13.01.2020 г. N 201-И "О порядке проведения Банком России проверок соблюдения Требований Федерального закона N 224-ФЗ" отклоняются, поскольку Общество проверяемым лицом не являлось, в связи с чем уведомление в его адрес не направлялось. Требование было направлено Банком Обществу как лицу, в отношении которого имеются основания полагать, что оно располагает необходимой информацией, что предусмотрено п. 3 ч. 1 ст. 14 Закона о манипулировании рынком и п. 5.14 вышеназванной Инструкции.
Апелляционный суд полагает правомерным применение Банком России ст. 4.1.1 КоАП РФ и назначение административного наказания в виде предупреждения.
Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ не имелось.
В соответствии с частью 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое Заявителем постановление N ЦА-39-ЮЛ-21-4949 от 17.09.2021 г. по делу об административном правонарушении является законным и обоснованным.
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266-269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 10.12.2021 по делу N А40-219171/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
Т.Б. Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-219171/2021
Истец: ООО "МЕДИАТОР-ЗИ"
Ответчик: Центральный Банк Российской Федерации