г. Красноярск |
|
22 февраля 2022 г. |
Дело N А33-21324/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена "16" февраля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен "22" февраля 2022 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шелега Д.И.,
судей: Барыкина М.Ю., Иванцовой О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Маланчик Д.Г.,
при участии:
от истца (Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю): Мещеряковой Н.Е., представителя по доверенности от 10.01.2022,
от ответчика (Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Красноярскому краю): Муравьевой Е.В., представителя по доверенности от 04.12.2021 N Д-097,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю (ОГРН 1022402648718, ИНН 2466001885)
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "10" декабря 2021 года по делу N А33-21324/2021,
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Советском районе г. Красноярска (межрайонное) (ОГРН 1022402648718, ИНН 2466001885, далее - заявитель, учреждение, Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Главному управлению Федеральной службы судебных приставов по Красноярскому краю (ИНН 2466124527, ОГРН 1042402980355, далее - управление, ГУ ФССП по Красноярскому краю) о взыскании 7 000 рублей штрафа за непредставление страхователем в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М.
Решением от 10.12.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Пенсионный фонд ставит вопрос об отмене состоявшегося по делу судебного акта по мотиву неправильного применения норм материального права, ссылаясь на вынесение оспариваемого решения в соответствии с действующим законодательством и наличие правовых оснований для привлечения ГУ ФССП по Красноярскому краю к административной ответственности.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступном информационном сервисе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет").
При изложенных обстоятельствах, в силу статей 121-123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции признает лиц, участвующих в деле надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела установлены следующие обстоятельства.
По результатам проверки дополнительно представленных ГУ ФССП по Красноярскому краю сведений, предусмотренных пунктом 2-2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), пенсионный фонд пришел к выводу о представлении управлением сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за 2020 год за периоды "июль", "август", "сентябрь", "октябрь", "декабрь", с нарушением установленного срока и принял решение о привлечении ГУ ФССП по Красноярскому краю к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
В целях добровольной уплаты примененной финансовой санкции управлению были выставлены требования, неисполнение которых в установленный срок послужило основанием для обращения пенсионного фонда в арбитражный суд с настоящим требованием.
Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах Российской Федерации, постоянно или временно проживающих (пребывающих) на территории Российской Федерации иностранных гражданах и лицах без гражданства в целях обеспечения реализации их прав в системе обязательного пенсионного страхования, учета сведений о трудовой деятельности, а также в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций установлены Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона N 27-ФЗ сведения о застрахованных лицах представляются страхователями. В силу части 2 указанной статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета, представляемые в соответствии с настоящим Федеральным законом в органы Пенсионного фонда Российской Федерации, представляются в соответствии с порядком и инструкциями, устанавливаемыми Пенсионным фондом Российской Федерации. Формы и форматы сведений для индивидуального (персонифицированного) учета, порядок заполнения страхователями форм указанных сведений определяются Пенсионным фондом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2.2 части 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) сведения, перечисленные в данном пункте.
За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица (часть 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ).
В силу статей 8, 9, 15 Закона N 27-ФЗ указанные сведения предоставляются в соответствующий орган Пенсионного фонда, к которому относится территориальный орган Пенсионного фонда по месту регистрации лица в качестве страхователя.
Статьей 16 Закона N 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Индивидуальные сведения представляются страхователями в письменной или электронной форме в соответствии с Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 22.04.2020 N 211н (далее - Инструкция N211н).
На основании статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Судом установлено и следует из материалов дела, что первоначальные сведения, представленные обществом по форме СЗВ-М за спорный период, направлены в установленный срок.
Пенсионный фонд пришел к выводу о наличии допущенной ГУ ФССП по Красноярскому краю ошибки при формировании сведений о застрахованном лице - Минин Игорь Владимирович, а именно: в отношении указанного лица неверно указаны данные СНИЛС, в связи с чем страхователю направлены уведомления о необходимости устранить имеющиеся расхождения (ошибки) в СНИЛС застрахованного лица.
Исправленные сведения за спорный период представлены ГУ ФССП по Красноярскому краю 15.12.2020, 29.12.2020. Указанные в требованиях расхождения за спорные периоды в отношении застрахованного лица - Минина И.В. обусловлены фактом повторного присвоения указанному лицу номера СНИЛС, о чем страхователь не был своевременно уведомлен.
По этой причине сведения по форме СЗВ-М (исходящая) за спорные периоды были поданы страхователем с указанием номера СНИЛС в отношении указанного лица, действующего по состоянию на дату трудоустройства до даты присвоения нового СНИЛС. С даты, когда страхователю предоставлены данные нового СНИЛС в отношении указанного лица, обязанность по верному указанию актуальных предусмотренных пунктом 2.2 части 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ сведений, в том числе в отношении указанного лица, страхователем исполняется.
Указанные обстоятельства заявителем не опровергнуты.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к выводу, что при правильно указанных фамилии, имени, отчестве и ИНН застрахованного лица в индивидуальных сведениях, указание ранее установленного СНИЛС за застрахованным лицом - Мининым Игорем Владимировичем, а не закрепленного за данным лицом на момент представления сведений персонифицированного учета, не свидетельствует о недостоверности представленной страхователем информации с учетом того, что речь идет об одном и том же застрахованном лице и не может препятствовать надлежащей идентификации лица и размера начисленных и уплаченных за него страховых взносов для их последующего разнесения на индивидуальные лицевые счета.
Судом первой инстанции верно отмечено, что указание ранее установленного СНИЛС не свидетельствует о недостоверности представленной страхователем информации с учетом того, что речь идет об одном и том же застрахованном лице (с указанием ИНН, фамилии и имени).
Суд правильно применил указанные выше положения Закона N 27-ФЗ, Инструкции N211-н, и пришел к обоснованному выводу об отсутствии законных оснований для привлечения страхователя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, поскольку состав правонарушения отсутствует - исходные сведения о застрахованных лицах направлены обществом в установленный срок, ошибка в изначально направленных сведениях не препятствовала надлежащей идентификации лица, устранена страхователем путем направления корректирующих сведений.
Судом верно указано, что формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности. Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда Российской Федерации, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание положения Закона N 27-ФЗ, Инструкции N 211-н, а также позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную, в том числе в пункте 36 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.12.2019, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в действиях страхователя вменяемого состава правонарушения и отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы пенсионного фонда о доказанности объективной стороны состава административного правонарушения не опровергают выводы суда, сводятся к несогласию с установленными судом фактическими обстоятельствами дела и оценкой доказательств, подлежат отклонению в силу их несостоятельности и ошибочности толкования норм права. Несогласие заявителя жалобы с выводами суда первой инстанции, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Ссылка заявителя жалобы на иную судебную практику признается несостоятельной, поскольку указанные истцом судебные акты приняты при иных обстоятельствах.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "10" декабря 2021 года по делу N А33-21324/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.
Председательствующий |
Д.И. Шелег |
Судьи |
М.Ю. Барыкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-21324/2021
Истец: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СОВЕТСКОМ РАЙОНЕ Г. КРАСНОЯРСКА
Ответчик: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ