г. Москва |
|
21 февраля 2022 г. |
Дело N А40-147286/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 февраля 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Л.А.Москвиной,
судей: |
С.Л.Захарова, Т.Б.Красновой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.С.Ивановой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу ЦЭТ
на решение Арбитражного суда города Москвы от 29.11.2021 по делу N А40-147286/21 (149-1057)
по заявлению ООО "Газпром экспорт"
к ЦЭТ
о признании незаконными решения, уведомления,
при участии:
от заявителя: |
Суздалев С.Н. по дов. от 01.12.2021; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Газпром экспорт" (далее - заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными уведомления Центральной энергетической таможни (далее - ответчик, таможня, ЦЭТ) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 07.04.2021 N 10006000/У2021/0000267 и решения от 16.04.2021 о корректировке декларации на товары N 10006032/230518/0000865.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 29.11.2021 требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судом первой инстанции решением ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. Указал на неверное толкование и применение судом первой инстанции норм материального права, а также несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Ответчик, будучи уведомленным надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в судебное заседание не направил, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном ст. 156 АПК РФ, в отсутствие представителя указанного лица.
Принимая во внимание положения ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, п. п. 4 - 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2011 года N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" суд апелляционной инстанции также полагает необходимым обратить внимание на то, что информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Девятого арбитражного апелляционного суда по веб-адресу: https://9aas.arbitr.ru/ и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: https://kad.arbitr.ru/.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив все представленные в деле доказательства, выслушав представителя заявителя, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
При исследовании материалов дела установлено, что в адрес ООО "Газпром экспорт" поступило Уведомление Центральной энергетической таможни (далее - ЦЭТ, таможенный орган) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 07.04.2021 N 10006000/У2021/0000267 (далее - Уведомление ЦЭТ, Уведомление об уплате пеней).
Согласно Уведомлению ЦЭТ, основанием для направления данного Уведомления послужило наличие, по мнению таможенного органа, неисполненной со стороны Общества обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, исчисленных в декларации на товары N 10006032/230518/0000865 от 07.04.2021, в размере 2 666 489,94 руб.
09.04.2021 ООО "Газпром экспорт" направило в ЦЭТ письмо N ГЭ/04-1893, которым сообщило, что, по мнению Общества, выставленное Уведомление ЦЭТ является необоснованным. Вместе с тем, поскольку исполнение Уведомления ЦЭТ является обязательным, Общество указало, что вынужденно уплачивает денежную сумму по указанному Уведомлению и просит использовать для этих целей денежные средства, переведенные на счет Федерального казначейства в качестве авансовых платежей.
ООО "Газпром экспорт" вынужденно исполнило Уведомление Центральной энергетической таможни от 07.04.2021 N 10006000/У2021/0000267 об уплате пеней.
16.04.2021 Центральной энергетической таможней было принято Решение о корректировке декларации на товары N 10006032/230518/0000865 (далее - Решение ЦЭТ от 16.04.2021 о корректировке ДТ N 10006032/230518/0000865), в соответствие с которым были скорректированы графы 47 и В декларации на товары N10006032/230518/0000865.
В результате принятия Решения от 16.04.2021 о корректировке декларации на товары N 10006032/230518/0000865 Центральной энергетической таможней были доначислены Обществу пени в размере 2 666 489,94 руб.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения с настоящими требованиями в суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования заявителя правомерно исходил из следующего.
Согласно п. 1 статьи 444 ТК ЕАЭС настоящий Кодекс применяется к отношениям, регулируемым международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и возникшим со дня его вступления в силу.
В силу ч. 1 статьи 4 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 289-ФЗ), вступившего в законную силу с 04.09.2018, отношения в области таможенного дела в Российской Федерации регулируются международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, а также Договором о Союзе и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании. Законодательство Российской Федерации о таможенном регулировании состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним иных федеральных законов.
Поскольку права и обязанности сторон в рамках рассматриваемых правоотношений возникли в период действия Федерального закона N 289-ФЗ и ТК ЕАЭС, к спорным правоотношениям подлежат применению положения норм указанных нормативно-правовых актов.
Поскольку Общество осуществляло таможенное оформление спорной поставки природного газа, в том числе, в феврале 2018 - мае 2018 года, к данным правоотношениям в соответствующей части подлежат применению нормы Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 311-ФЗ).
На момент подачи ДТ N 10006032/230518/0000865 таможенная стоимость поставляемого природного газа определялась на основании Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 06.03.2012 N 191. При этом на момент подачи Обществом обращения от 05.03.2021 года о внесении изменений (дополнений) в декларацию на товары N 10006032/230518/0000865 вступили в силу Правила определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.12.2019 N 1694.
ООО "Газпром экспорт" осуществляет деятельность по вывозу с таможенной территории РФ за пределы таможенной территории Таможенного союза природного газа, перемещаемого трубопроводным транспортом, и производит декларирование товаров с применением процедуры временного периодического таможенного декларирования в порядке, установленном статьями 214, 312 Федерального закона N 311-ФЗ, в соответствии с которыми временное периодическое таможенное декларирование производится путем подачи декларантом в таможенный орган временной таможенной декларации, а затем одной или нескольких полных таможенных деклараций.
Согласно ч. 4 статьи 38 ТК ЕАЭС таможенная стоимость товаров, вывозимых с таможенной территории Союза, определяется в соответствии с законодательством о таможенном регулировании государства-члена, таможенному органу которого осуществляется таможенное декларирование товаров.
В соответствии с п. 8 Правил, основой определения таможенной стоимости вывозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном 12 Правил.
При этом пункт 9 Правил устанавливает, что в случае невозможности определения таможенной стоимости вывозимых товаров с использованием метода по стоимости сделки с вывозимыми товарами (далее - метод 1) таможенная стоимость вывозимых товаров определяется с использованием метода по стоимости сделки с идентичными товарами (далее - метод 2) в соответствии с пунктами 24 - 26 Правил либо метода по стоимости сделки с однородными товарами (далее - метод 3) в соответствии с пунктами 27 - 29 Правил, которые применяются последовательно.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 117 Федерального закона N 311-ФЗ обязанность плательщика по уплате таможенных пошлин, налогов считается исполненной, если размер денежных средств составляет не менее суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов с момента зачета в счет уплаты таможенных пошлин, налогов авансовых платежей или денежного залога, а если такой зачет производится по инициативе плательщика. - с момента получения таможенным органом распоряжения о зачете.
В соответствии с частью 3 статьи 121 Федерального закона N 311-ФЗ в качестве распоряжения лица, внесшего авансовые платежи, рассматривается представление им или от его имени таможенной декларации, заявления на возврат авансовых платежей либо совершение иных действий, свидетельствующих о намерении этого лица использовать свои денежные средства в качестве таможенных платежей. При этом согласно части 1 данной статьи авансовыми платежами признаются денежные ср едства, внесенные в счет уплаты предстоящих вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов и не идентифицированные плательщиком в разрезе конкретных видов и сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов в отношении конкретных товаров.
Процедура временного периодического таможенного декларирования рассматриваемой поставки природного газа была начата Обществом 24.03.2016 путем подачи в Центральную энергетическую таможню временной таможенной декларации N 10006032/240316/0000576 (далее - ВТД) на планируемую поставку природного газа в марте 2018 года, в том числе, по Контракту от 20.05.1992 (далее - Контракт) с компанией WIEH GmbH (далее -Покупатель).
Процедура таможенного декларирования рассматриваемой поставки природного газа была начата Обществом путем подачи в Центральную энергетическую таможню временной таможенной декларации N 10006032/240316/0000576 на закачку природного газа в подземное хранилище газа (далее - ПХГ) в период с 01.04.2016 по 31.12.2016 в объеме 60 000 000 метров кубических, а также временной таможенной декларации N 10006032/221216/00002189 на закачку природного газа в ПХГ в период с 01.01.2017 по 31.12.2017 в объеме 1 217 000 000 метров кубических.
Согласно второму разделу графы 1 ВТД Обществом была заявлена процедура временного вывоза.
Из материалов дела следует, что в целях надлежащего завершения таможенного оформления процедуры временного вывоза Обществом были поданы полные таможенные декларации N N 1006032/181016/0001728, 1006032/151116/0001863, 1006032/130117/0000029, 1006032/170217/000293, 1006032/140317/0000382, 1006032/170417/0000623, 1006032/160517/0000757, которые были выпущены таможенным органом.
В дальнейшем со стороны Общества в целях осуществления поставки природного газа в марте 2018 года по Контракту от 20.05.1992 (далее -Контракт) с компанией "WIEH GmbH" (далее - Покупатель) в объеме 166 618 792 метров кубических таможенная процедура временного вывоза была завершена помещением временно вывезенного товара под таможенную процедуру экспорта путем представления в ЦЭТ декларации на товары N 10006032/230518/0000865 (далее - ДТ N 10006032/230518/0000865).
В качестве основы для расчета и уплаты таможенной пошлины таможенная стоимость была определена Обществом на основании второго метода по стоимости сделки с идентичными товарами.
ДТ была принята и зарегистрирована таможенным органом, таможенная пошлина в полном объеме была уплачена Обществом, о чем свидетельствует, в том числе штамп "Выпуск разрешен", проставленный таможенным органом 23.05.2018.
В последующем, после осуществления рассматриваемой поставки природного газа и подачи ДТ N 10006032/230518/0000865, между сторонами Контракта было заключено Дополнительное соглашение к Контракту об установлении окончательной цены сделки по Контракту, ООО "Газпром экспорт" было направлено в ЦЭТ Обращение декларанта от 05.03.2021 о внесении изменений (дополнений) в ДТ N 10006032/230518/0000865 (далее - Обращение), ООО "Газпром экспорт" была оформлена корректировка декларации на товары N 10006032/230518/0000865/01 (далее - КДТ1) к ДТ и доплачена таможенная пошлина в соответствии с окончательной ценой сделки.
Обращение Общества было полностью удовлетворено ЦЭТ, таможенная пошлина получена таможенным органом в полном объеме, скорректированные сведения внесены таможенным органом в ДТ N 10006032/230518/0000865, что подтверждается отметками ЦЭТ от 07.04.2021 в графе "D" измененной ДТ N 10006032/230518/0000865.
ЦЭТ было выставлено оспариваемое Уведомление Центральной энергетической таможни о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 07.04.2021 N 10006000/У2021/0000267 и принято оспариваемое Решение ЦЭТ от 16.04.2021 о корректировке ДТ N 10006032/230518/0000865 с отражением в ней сумм начисленных Обществу пеней в размере 2 666 489,94 руб.
Общество указало на то, что у ЦЭТ отсутствовали основания для начисления пеней, вследствие чего Уведомление ЦЭТ, а также Решение ЦЭТ от 16.04.2021 о корректировке ДТ N 10006032/230518/0000865.
Согласно ч. 1 статьи 72 Федерального закона N 289-ФЗ пенями признаются установленные настоящей статьей суммы денежных средств, которые плательщик (лицо, несущее солидарную обязанность) обязан уплатить в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в сроки, установленные Кодексом Союза и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.
Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин начиная со дня, следующего за днем истечения такого срока, если иное не предусмотрено частью 28 статьи 76 Федерального закона N 289- ФЗ.
Размер пеней определяется путем применения ставки пеней и базы для их исчисления, равной сумме таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, обязанность по уплате которых не исполнена. Ставка пени принимается равной одной трехсотшестидесятой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на день ее применения, если иное не предусмотрено частью 11 статьи 72 Федерального закона N 289-ФЗ.
Под таможенной пошлиной согласно подпункту 33 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС понимается обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу Союза, под налогом -обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (пункт 1 статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Поскольку налог и таможенная пошлина имеют одну правовую природу, к спорным отношениям подлежит применению правовая позиция, изложенная в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.1996 N 20 -П "По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24.06.1993 "О федеральных органах налоговой полиции" (далее Постановление КС РФ "О федеральных органах налоговой полиции").
В пункте 3 Постановления КС РФ "О федеральных органах налоговой полиции" Конституционный Суд Российской Федерации указал, что налоговые правоотношения основаны на властном подчинении одной стороны другой. Они предполагают субординацию сторон, одной из которых - налоговому органу, действующему от имени государства, принадлежит властное полномочие, а другой - налогоплательщику - обязанность повиновения. Требование налогового органа и налоговое обязательство налогоплательщика следуют не из договора, а из закона. С публично - правовым характером налога и государственной казны и с фискальным суверенитетом государства связаны законодательная форма учреждения налога, обязательность и принудительность его изъятия, односторонний характер налоговых обязательств. Вследствие этого спор по поводу невыполнения налогового обязательства находится в рамках публичного (в данном случае налогового), а не гражданского права.
В пункте 5 Постановления КС РФ "О федеральных органах налоговой полиции" Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил, что неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога.
Позиция о том, что пени носит компенсационный характер как платеж, направленный на компенсацию потерь государственной казны в результате неуплаты налога в срок, также отражена и в пункте 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации".
Таким образом, судом первой инстанции верно отмечено, что пени являются правовосстановительной мерой, носящей компенсационный характер для бюджета РФ.
В п. 39 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.12.2019, указывается на незаконность начисления пени на задолженность по уплате таможенных пошлин, если у декларанта имелись перечисленные авансовые платежи, превышающие произведенные ему доначисления, и таможенный орган имел возможность самостоятельно зачесть их в счет уплаты таможенных пошлин и налогов.
В соответствии с правовой позицией Верховного Суда РФ, изложенной в пункте 29 Постановления Пленума от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" следует, что при определении наличия оснований для применения таможенными органами статьи 72 Федерального закона N 289-ФЗ и начисления пеней по определенным данной нормой правилам судам необходимо учитывать, что нахождение в федеральном бюджете авансовых платежей, излишне уплаченных или взысканных таможенных платежей, превышающих по своему размеру величину произведенных декларанту доначислений, может свидетельствовать об отсутствии потерь бюджета, требующих компенсации посредством взимания пеней, если иное не следует из представленных таможенным органом доказательств, в том числе сведений таможенного органа об использовании (возврате) авансовых и таможенных платежей за соответствующие периоды начисления пеней, информации об иных причитавшихся к уплате таможенных платежах, относящихся к этому же периоду.
Как следует из материалов дела, решение ЦЭТ от 16.04.2021 о корректировке ДТ N 10006032/230518/0000865 было принято, а Уведомление об уплате пеней выставлено в связи с нарушением, по мнению ЦЭТ, Обществом сроков уплаты таможенной пошлины в сумме 14 915 108,35 руб. в период с 24.05.2018 по 05.03.2021.
Вместе с тем, как верно отметил суд первой инстанции, при принятии ЦЭТ Решения от 16.04.2021 о корректировке ДТ N 10006032/230518/0000865 и выставления Уведомления об уплате пени, таможенным органом не было учтено, что в течение всего вышеуказанного периода, за который Обществу начислены пени, в федеральном бюджете находилась суммы авансовых платежей, а также излишне уплаченных таможенных платежей, превышающие сумму таможенной пошлины, сроки уплаты которой, по мнению ЦЭТ, Общество нарушило, в размере 1 019 156 268,10 руб. в период с 19.03.2018 по 13.08.2018, в размере 89 965 179,36 руб. в период с 13.08.2018 по 22.08.2018; в размере 46 224 293,44 руб. в период с 17.08.2018 по 01.10.2018; в размере 1 135 697 634.58 руб. в период с 01.10.2018 по 17.10.2018; в размере 127183 149,79 руб. в период с 17.10.2018 по 02.07.2021.
Факт наличия в федеральном бюджете авансовых платежей, а также излишне уплаченных таможенных платежей в вышеуказанных периодах и размере подтверждается следующими документами и обстоятельствами.
Относительно излишней уплаты Обществом таможенной пошлины в размере 1 019156 268,10 руб. в период с 19.03.2018 по 13.08.2018:
В целях оформления поставок природного газа в 2015 - 2016 году Общество представило в Центральную энергетическую таможню нижеследующие полные таможенные декларации:
Таможенная пошлина была уплачена Обществом в полном объёме при подаче вышеуказанных таможенных деклараций, о чём свидетельствует, в том числе, штамп ЦЭТ "Выпуск разрешён" на таможенных декларациях. В последующем, в связи с тем, что стоимость сделок по поставкам природного газа была пересмотрена в меньшую сторону, ООО "Газпром экспорт" были оформлены корректировки к вышеуказанным декларациям на товары (КДТ1). Составленные Обществом КДТ1 были приняты ЦЭТ, скорректированные сведения внесены таможенным органом в ПВД, что подтверждается отметками ЦЭТ в графах "D" КДТ1 к соответствующим ПВД.
В июле 2018 года Общество направило в адрес Центральной энергетической таможни Заявление от 31.07.2018 N ГЭ/04-5277 о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств в общем размере 1 019 156 268,10 руб., излишне уплаченных в рамках вышеуказанных ПВД.
13.08.2018 Центральная энергетическая таможня по заявлению от 31.07.2018 N ГЭ/04-5277 вернула Обществу излишне уплаченную таможенную пошлину в размере 1 019 156 268,10 руб., что подтверждается платежным поручением от 13.08.2018 N 393733.
Таким образом, по вышеуказанным ПВД в федеральном бюджете в период с 19.03.2018 по 13.08.2018 находилась излишне уплаченная Обществом таможенная пошлина в размере 1 019 156 268,10 руб.
Относительно излишней уплаты Обществом таможенной пошлины в размере 89 965 179,36 в период с 13.08.2018 по 22.08.2018:
В целях таможенного оформления поставок нефтехимической продукции в 2018 году Общество 03.08.2018 по платежному поручению N 460 внесло в федеральный бюджет авансовые платежи на сумму 521 060 000 руб.
В дальнейшем в целях временного периодического таможенного декларирования поставок природного газа Обществом 22.08.2018 была подана в Центральную энергетическую таможню временная таможенная декларация N 10006061/220818/0005026 на планируемую поставку нефтехимической продукции, в том числе, по Контракту с Gunvor S.A.
Временная таможенная декларация была зарегистрирована таможенным органом 22.08.2018, таможенные платежи на сумму 89 965 179,36 руб. были своевременно и в полном объеме уплачены Обществом. Товар в рамках вышеуказанной таможенной декларации был выпущен таможенным органом, о чем свидетельствует штамп ЦЭТ "Выпуск разрешен".
В целях уплаты таможенной пошлины Обществом были использованы авансовые платежи, внесенные в федеральный бюджет на основании платежного поручения от 03.08.2018 N 460, что подтверждается графой В ВТД N 10006061/220818/0005026.
Таким образом, в период с 13.08.2018 по 22.08.2018 в бюджете находились неиспользованные Обществом авансовые платежи в сумме 89 965 179,36 руб.
Относительно излишней уплаты Обществом таможенной пошлины в размере 46 224 293,44 руб. в период с 17.08.2018 по 01.10.2018:
В целях таможенного оформления поставок нефтехимической продукции в 2018 году Общество 17.08.2018 по платежному поручению N 611 внесло в федеральный бюджет авансовые платежи на сумму 28 155 037 769 руб.
При этом графой 7 Отчета ЦЭТ о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей в период с 01.10.2018 по 31.10.2018 подтверждается, что по состоянию на 01.10.2018 остаток от авансовых платежей по платежному поручению от 17.08.2018 N 611 составлял сумму в размере 46 224 293,44 руб.
Таким образом, вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что в период с 17.08.2018 по 01.10.2018 в бюджете находились неиспользованные Обществом авансовые платежи в сумме 46 224 293,44 руб.
Относительно излишней уплаты Обществом таможенной пошлины в размере 1 135 697 634,58 руб. в период с 01.10.2018 по 17.10.2018:
Факт нахождения в федеральном бюджете авансовых и излишне уплаченных таможенных платежей в период с 01.10.2018 по 17.10.2018 в федеральном бюджете подтверждается Отчетами ЦЭТ о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей в период с 01.10.2018 по 31.10.2018.
В Отчете ЦЭТ о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей, отражаются зачисленные Обществом денежные средства в качестве авансовых платежей, возврат таможенным органом излишне уплаченных таможенных платежей и иные операции с денежными средствами Общества.
В соответствии с расчетом Общества о движении денежных средств, а также операциями, производимыми Обществом, связанных с зачислением либо распоряжением авансовыми и таможенными платежами в федеральном бюджете находились сумма авансовых и излишне уплаченных Обществом таможенных платежей в период с 01.10.2018 по 31.10.2018 в размере более 1 135 697 634,58 руб., которые превышают по своему размеру величину произведенных Обществу доначислений таможенной пошлины.
Относительно излишней уплаты Обществом таможенной пошлины в размере 127183149,79 руб. в период с 17.10.2018 по 02.07.2021:
В целях таможенного оформления поставленного природного газа в сентябре 2018 года в адрес компании Uniper Global Commodities SE Общество представило в Центральную энергетическую таможню полную таможенную декларацию N 10006032/161018/0001633 (далее - ПВД N 10006032/161018/0001633). ПВД N10006032/161018/0001633 была принята и зарегистрирована таможенным органом, таможенная пошлина в размере 985 782 166,14 руб. своевременно и в полном объеме была уплачена Обществом, о чем свидетельствует, в том числе штамп "Выпуск разрешен" от 16.10.2018, проставленный таможенным органом в графе "С" ПВД N 10006032/161018/0001633.
В связи с тем, что стоимость рассматриваемой сделки по поставке природного газа была пересмотрена в меньшую сторону в связи с заключением Дополнения от 30.04.2019 к Контракту, ООО "Газпром экспорт" была оформлена корректировка декларации на товары N 10006032/161018/0001633/1 (далее - КДТ1) к ПВД. В результате произведенной корректировки сумма таможенной пошлины по ПВД N 10006032/161018/0001633 составила 858 599 016,35 руб. КДТ1 к ПВД N 10006032/161018/0001633 была принята ЦЭТ, скорректированные сведения внесены таможенным органом в ПВД N 10006032/161018/0001633/1, что подтверждается отметками ЦЭТ от 02.07.2021 в графе "D" КДТ1.
02.07.2021 Обществу была возвращена излишне уплаченная сумма таможенной пошлины в размере 127 183 149,79 рублей РФ по ПВД N 10006032/161018/0001633, что подтверждается графой 12 Отчета ЦЭТ о движении денежных средств за период с 02.07.2021 по 02.07.2021.
Вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что в период с 17.10.2018 по 02.07.2021 в бюджете находилась излишне уплаченная таможенная пошлина в сумме 127 183 149,79 руб.
Судом первой инстанции верно отмечено, что допущенные, по мнению ЦЭТ, нарушения Обществом сроков уплаты таможенной пошлины в сумме 14 915 108,35 руб., при наличии факта нахождения в федеральном бюджете авансовых платежей, а также излишне уплаченных Обществом таможенных платежей в вышеуказанных периодах и размерах не могли послужить основанием для начисления пени.
Учитывая, что вышеуказанные суммы авансовых платежей и излишне уплаченных Обществом таможенных платежей превышают по своему размеру величину произведенных Обществу доначислений, и, находились в федеральном бюджете на протяжении всего периода, за который Обществу начислены спорные пени, становится очевидным тот факт, что в рассматриваемом случае отсутствуют потери бюджета, требующие компенсации посредством взимания пеней.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что оспариваемые Решение и Уведомление ЦЭТ противоречат действующему законодательству и нарушают законные права и имущественные интересы Общества, поскольку возлагают на него дополнительные обязанности по уплате таможенных платежей и пошлин, в связи с чем удовлетворил заявленные требования.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку установленных судом первой инстанции обстоятельств.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции у Девятого арбитражного апелляционного суда не имеется.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, принято законное и обоснованное решение и у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения Арбитражного суда г. Москвы.
Заявителем жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда г. Москвы.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 29.11.2021 по делу N А40-147286/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.А.Москвина |
Судьи |
С.Л.Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-147286/2021
Истец: ООО "ГАЗПРОМ ЭКСПОРТ"
Ответчик: ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ТАМОЖНЯ