г. Тула |
|
22 февраля 2022 г. |
Дело N А62-4007/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 февраля 2022 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мордасова Е.В., судей Большакова Д.В., Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Акуловой О.Д., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников недвижимости "Домовик" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 06.10.2021 по делу N А62-4007/2021 (судья Еремеева В.И.), принятое по заявлению товарищества собственников недвижимости "Домовик" (Смоленская область, г. Ярцево, ОГРН 1156733009597, ИНН 6727025954) к главному управлению "Государственная жилищная инспекция Смоленской области" (г. Смоленск, ОГРН 1066731117353, ИНН 6730067200), третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора: общество с ограниченной ответственностью "Смоленская региональная теплоэнергетическая компания "Смоленскрегионтеплоэнерго" в лице Ярцевского филиала (Смоленская область, г. Ярцево, ИНН 6730048214, ОГРН 1036758309719), о признании недействительным предписания от 16.04.2021 N 0393/96/2021;
лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом;
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников недвижимости "Домовик" (далее - товарищество) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к Главному управлению "Государственная жилищная инспекция Смоленской области" (далее - инспекция) о признании недействительным предписания N 0393/96/2021 от 16.04.2021.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 06.10.2021 товариществу отказано в удовлетворении заявленного требования.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, товарищество обжаловало его в апелляционном порядке.
В обоснование своей позиции апеллянт ссылается на то, что внеплановая проверка проведена при отсутствии оснований, предусмотренных п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), не была согласована с органами прокуратуры; полагает ошибочным вывод суда о том, что переустройство системы отопления мест общего пользования в многоквартирных домах (далее - МКД) выполнено с нарушением установленных требований в связи с отсутствием согласия всех собственников помещений в МКД; указывает, что изменение способа отопления не является реконструкцией здания.
От третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, - общества с ограниченной ответственностью "Смоленскрегионтеплоэнерго" в лице Ярцевского филиала (далее - общество) - поступил отзыв, в котором оно просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Проверив в порядке, установленном ст. 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены в связи со следующим.
В силу ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 АПК РФ и п. 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Как следует из материалов дела, в рамках проверки фактов, изложенных в обращении Сивцовой О.В. от 09.03.2021 (вх. N ж-01046 от 16.03.2021) и общества от 17.02.2021 N 294 (вх. N 00960 от 25.02.2021), в соответствии с приказом от 12.04.2021 N 0832/ИП в период с 14.04.2021 по 13.05.2021 инспекцией проведена внеплановая выездная проверка деятельности товарищества, предметом которой являлось соблюдение обязательных требований действующего законодательства Российской Федерации.
В ходе проверки (акт проверки от 14.04.2021 N 0832/96/2021) установлено, что в МКД N 13, N 17 в подъездах N 1 - 5 по ул. Старозавопье г. Ярцево установлены отопительные приборы (радиаторы электрические) взамен имевшихся при строительстве дома водяных радиаторов, подключенных к системе центрального отопления дома. На момент проверки водяные радиаторы отключены от системы центрального отопления дома и демонтированы. Разрешительной документации на демонтаж отопительных радиаторов системы центрального отопления и установку электрических приборов отопления на лестничных клетках первых этажей МКД N 13, N 17 по ул. Старозавопье г. Ярцево не предоставлено.
Инспекция, посчитав, что товариществом нарушены ст. 25, 26 ЖК РФ, п. 1.7.1. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, вынесло предписания N 0393/96/2021 от 16.04.2021, в котором указано на необходимость восстановления предусмотренной при строительстве системы центрального отопления лестничных клеток или узаконения существующего переустройства в срок до 01.10.2021.
Товарищество, не согласившись с вынесенным предписанием, обратилось в Арбитражный суд смоленской области.
Отказывая товариществу в удовлетворении заявленного требования суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с ч. 4.2 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) (в редакции, действовавшей в спорный период) основаниями для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ, являются поступления в орган государственного жилищного надзора обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц о фактах нарушения требований правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, нарушения правил содержания общего имущества в многоквартирном доме. Внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении внеплановой проверки.
Следовательно, вопреки доводу апеллянта, у инспекции имелись основания проведения проверки деятельности товарищества без согласования с органами прокуратуры. Данный вывод соответствует позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в кассационном определении Судебной коллегии по административным делам от 04.08.2021 N 18-КАД21-44-К4.
В силу ст. 25 ЖК РФ переустройство помещения в МКД представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в МКД.
Перепланировка помещения в МКД представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.
Отключение мест общего пользования в МКД от центральной системы отопления с установкой альтернативного источника отопления (электрические отопительные приборы) сопровождается переустройством системы отопления и системы электроснабжения, поскольку изменяются параметры общедомового имущества (происходит уменьшение внутридомовой системы отопления за счет демонтажа радиаторов центрального отопления и увеличение внутридомовой системы электроснабжения за счет установки электрических отопительных приборов), изменяется режим пользования этим имуществом, изменяется нагрузка на отопление и электроснабжение МКД.
Согласно ст. 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка помещения в МКД проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
Предусмотренный ч. 5 ст. 26 ЖК РФ документ является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в МКД.
Согласно п. 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.
Следовательно, изменение способа отопления мест общего пользования МКД N 13 и N 17 путем отключения от системы централизованного отопления и использование для целей отопления мест общего пользования электрических отопительных приборов требует:
- согласия всех собственников помещений в МКД (ч. 3 ст. 36 ЖК РФ), так как в силу п. 1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в МКД, в том числе относится принятие решений о переустройстве и (или) перепланировке помещения, входящего в состав общего имущества в МКД. Такое решение, содержащие 100 % согласие собственников помещений в МКД, товариществом не получено;
- - разработку проекта на переход от централизованной системы отопления подъездов МКД на отопление посредством электрических конвекторов (ст. 26 ЖК РФ). Такой проект, а также документы по согласованию демонтажа с теплоснабжающей организацией, разрешение на переустройство и акт приемочной комиссии у товарищества отсутствуют;
Как справедливо указал в обжалуемом судебном акте суд первой инстанции, введение нормативных требований к порядку переустройства направлено, в первую очередь, на обеспечение надежности и безопасности, в том числе теплоснабжения и электроснабжения МКД, что отвечает интересам собственников и пользователей всех помещений в нем.
Кроме того, судебная коллегия отмечает, что отклоняется и довод апеллянта о недоказанности уменьшения размеров общего имущества в МКД без проведения судебной строительно-технической экспертизы. Утверждая обратное, товарищество доказательств своей позиции в материалы дела не представило, ходатайство о проведении судебной строительно-технической экспертизы не заявило.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены на основании имеющихся в деле доказательств, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о законности оспариваемого предписания и об отсутствии нарушения в данном случае прав и законных интересов товарищества.
Следовательно, отсутствует совокупность условий, установленных ч. 1 ст. 198 АПК РФ и необходимых для признания ненормативного правового акта недействительным, вследствие чего суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований товарищества.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 06.10.2021 по делу N А62-4007/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Мордасов |
Судьи |
Д.В. Большаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-4007/2021
Истец: ТОВАРИЩЕСТВО СОБСТВЕННИКОВ НЕДВИЖИМОСТИ "ДОМОВИК", Товарищество собственников недвижимости "Домовик"
Ответчик: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ"
Третье лицо: ООО "Смоленская региональная теплоэнергетическая компания "Смоленскрегионтеплоэнерго" в лице Ярцевского филиала "Смоленскрегионтеплоэнерго", ООО "Смоленская региональная теплоэнергетическая компания "Смоленскрегионтеплоэнерго" в лице Ярцевского филиала