г. Ессентуки |
|
22 февраля 2022 г. |
Дело N А25-2275/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 февраля 2022 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Сомова Е.Г., судей Цигельникова И.А. и Жукова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Руковицкой Е.О., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Карачаево-Черкесской Республике на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 28.10.2021 по делу N А25-2275/2021, при участии в судебном заседании представителей: от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Карачаево-Черкесской Республике - Анапиева А.Я. (доверенность от 12.01.2022), от акционерного общества "Оборонэнерго" - Затуливетрова П.А. (доверенность от 21.09.2021),
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Оборонэнерго" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Карачаево-Черкесской Республике (далее - управление, регистрирующий орган) о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на здание трансформаторной подстанции ТП N 1 площадью 53 кв.м, количество этажей, в том числе подземных - 1, кадастровый номер 09:06:0010501:24, инвентарный номер 91:210:002:000005070, расположенное по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, Урупский район, хребет "Толстый" (далее - спорный объект), оформленного уведомлением от 27.07.2021 N КУВД-001/2021-14974391/3 и возложении на управление обязанности по осуществлению государственной регистрации права.
Решением суда от 28.10.2021 требования удовлетворены. Оспариваемый отказ признан незаконным, на управление возложена обязанность осуществить государственную регистрацию права собственности общества на объект недвижимого имущества - нежилое здание ТП N 1 площадью 53 кв.м, количество этажей, в том числе подземных - 1, кадастровый номер 09:06:0010501:24, инвентарный номер 91:210:002:000005070, расположенное по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, Урупский район, хребет "Толстый".
Не согласившись с принятым судебным актом, управление обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить, принять новый судебный акт. Податель жалобы ссылается на отсутствие доказательств, подтверждающих закрепление собственником спорного имущества за обществом на праве хозяйственного ведения. Судебным актом по делу N А25-1645/2016 уже признано право собственности на объект недвижимого имущества - здание трансформаторной подстанции ТП N 1, литера А, 14/1 площадью 53 кв.м, количество этажей - 1, инвентарный номер 91:210:002:000005070, что явилось также основанием для приостановления государственной регистрации и предоставления соответствующих документов. Суд не привлек к участию в деле Министерство обороны Российской Федерации (далее - министерство).
В отзыве на апелляционную жалобу общество просило решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании представители участвующих в деле лиц поддержали доводы и возражения, изложенные в жалобе и отзыве на нее.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, приказом Министра обороны Российской Федерации от 25.11.2009 N 1319 "О закреплении недвижимого и движимого имущества в хозяйственное ведение федерального государственного унитарного предприятия "28 Электрическая сеть Военно-Морского флота" прекращено право оперативного управления Государственного учреждения "Зеленчукская квартирно-эксплуатационная часть (района)" на здание трансформаторной подстанции (нежилое здание ТП N 1, площадью 53 кв.м, количество этажей, в том числе подземных - 1, кадастровый номер 09:06:0010501:24, инвентарный номер 91:210:002:000005070, расположенное по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, Урупский район, хребет "Толстый") и закреплено на праве хозяйственного ведения за Федеральным государственным унитарным предприятием "28 Электрическая сеть Военно-Морского Флота" Министерства обороны Российской Федерации.
Указанным приказом было предписано в трехмесячный срок с даты его издания осуществить государственную регистрацию прав собственности Российской Федерации и хозяйственного ведения ФГУП "28 Электрическая сеть Военно-Морского Флота" Министерства обороны Российской Федерации на недвижимое имущество, указанное в приложениях N 1 и N 2 к данному приказу, в том числе, на спорное здание трансформаторной подстанции.
На основании приказа министра обороны Российской Федерации от 23.12.2009 N 1446 "Об условиях приватизации ФГУП "28 Электрическая сеть Военно-Морского Флота" Министерства обороны Российской Федерации" юридическое лицо ФГУП "28 Электрическая сеть Военно-Морского Флота" Министерства обороны Российской Федерации было приватизировано путем преобразования в открытое акционерное общество "28 Электрическая сеть".
Состав подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУП "28 Электрическая сеть Военно-Морского Флота" Министерства обороны Российской Федерации указан в приложении N 1 к приказу от 23.12.2009 N1446, в состав указанного комплекса, в том числе, было включено спорное здание трансформаторной подстанции.
Передаточным актом от 23.12.2009 имущественный комплекс ФГУП "28 Электрическая сеть Военно-Морского Флота" Министерства обороны Российской Федерации передан ОАО "28 Электрическая сеть".
ОАО "28 Электрическая сеть" реорганизовано путем присоединения к обществу.
ОАО "28 Электрическая сеть" и общество составили передаточный акт от 09.06.2011 с приложением к нему перечня объектов основных средств (передаваемого недвижимого имущества), в том числе, спорного здания трансформаторной подстанции.
Общество обратилось в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации права собственности на объект - здание трансформаторной подстанции.
Обществом на государственную регистрацию были предоставлены следующие документы: протокол N 1 заседания совета директоров общества от 28.07.2011; протокол N 3 внеочередного общего собрания акционеров общества; протокол N 2 внеочередного общего собрания акционеров ОАО "28 Электрическая сеть" от 08.06.2011; приказ Министра обороны Российской Федерации от 25.11.2009 N 1319; приказ Министра обороны Российской Федерации от 23.12.2009 N 1446; передаточный акт ОАО "28 Электрическая сеть", реорганизуемого в форме присоединения.
Уведомлением от 27.04.2021 N КУВД-001/2021-14974391/1 государственная регистрация была приостановлена, управление предложило обществу устранить причины, препятствующие проведению государственной регистрации права собственности на заявленный объект недвижимого имущества.
В связи с неустранением обстоятельств, послуживших основанием для приостановления государственной регистрации, управление сообщением от 27.07.2021 N КУВД-001/2021-14974391/3 отказало в регистрации права собственности на испрашиваемый обществом объект.
Не согласившись с указанным решением об отказе в регистрации права собственности, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Кодекса при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 Кодекса арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из положений статей 198-201 Кодекса для признания незаконным ненормативного акта, действий органа государственной власти необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого акта, действий закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя по делу.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества (статья 217 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием, возникает у этого предприятия с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
На основании пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат, в том числе право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
С государственной регистрацией Закон N 218-ФЗ связывает определенные юридические последствия: возникновение, ограничение (обременение), переход или прекращение прав на недвижимое имущество.
Обязательными этапами проведения государственной регистрации прав является правовая экспертиза документов и проверка законности сделки, установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных названным Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном данным Законом порядке (часть 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ).
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; иные документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости (пункты 2 и 8 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ).
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости (часть 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ).
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 данного Закона и требованиям принятых в соответствии с названным Законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено данным Законом или иными федеральными законами (часть 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ).
Осуществление государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 5 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ).
Не устранение причин, препятствующих осуществлению государственной регистрации прав, указанных в статье 26 данного Закона, в течение срока приостановления служит основанием для отказа в осуществлении регистрационных действий (статья 27 Закона N 218-ФЗ).
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства и фактические обстоятельства дела в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных обществом требований. Правовых препятствий для осуществления управлением регистрационных действий, с учетом представленных обществом документов, не имелось.
В обоснование приостановления государственной регистрации права собственности общества на спорный объект недвижимого имущества управление со ссылкой на пункт 6 статьи Закона N 218-ФЗ, пункт 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации указало, что права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом. Управление указало, что право хозяйственного ведения у ФГУП "28 Электрическая сеть Военно-Морского Флота" Министерства обороны Российской Федерации на спорное здание трансформаторной подстанции, и впоследствии право собственности у ОАО "28 Электрическая сеть" на данный объект недвижимого имущества не возникли. Поскольку ОАО "28 Электрическая сеть" не является собственником спорного здания трансформаторной подстанции, данная организация не вправе распоряжаться этим имуществом, передача имущества по передаточному акту была произведена неправомерно.
Вместе с тем регистрирующим органом не учтены следующие обстоятельства.
Из буквального смысла статьи 11 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" следует, что определение состава подлежащего приватизации имущества государственного предприятия никак не связано с государственной регистрацией прав предприятия на такое недвижимое имущество.
Документом, определяющим состав приватизированного имущества, является передаточный акт, утвердив который федеральный собственник распорядился спорным объектом, передав его в собственность ОАО "28 Электрическая сеть".
В силу пункта 2 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят все права и обязанности присоединяемого юридического лица в порядке универсального правопреемства вне зависимости от составления передаточного акта.
С момента государственной регистрации ОАО "28 Электрическая сеть" в качестве юридического лица возникло его право собственности на спорное здание трансформаторной подстанции.
ОАО "28 Электрическая сеть" реорганизовано путем присоединения к обществу, о чем сделана запись 31.08.2011 в Едином государственном реестре юридических лиц.
При таких обстоятельствах, право собственности на здание трансформаторной подстанции перешло к Обществу в процессе реорганизации ОАО "28 Электрическая сеть" и возникло с момента прекращения деятельности ОАО "28 Электрическая сеть".
Таким образом, суд правомерно удовлетворил требования общества.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы управления, суд апелляционной инстанции признает их несостоятельными в силу следующего.
В части идентификационных признаков спорного объекта, а также объекта, который являлся предметом исследования по делу N А25-1645/2016 обществом в материалы дела представлены технические паспорта указанных объектов, содержащие ранее присвоенные инвентарные номера, описания конструктивных элементов, ситуационные планы (схематическое расположение здания на земельном участке), экспликации площадей земельных участков, поэтажные планы зданий; позволяют идентифицировать данные объекты недвижимости, определить их особенности и признаки, а также отличить друг от друга.
В рамках дела N А25-1645/2016 было признано право собственности на объект недвижимого имущества: ТП N 1. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) от 01 февраля 2022 года ТП N 1 - здание (нежилое здание), с кадастровым номером 09:05:0040201:382, площадью: 53 кв. м, 1991 года постройки, с количеством этажей, в том числе подземных этажей: 1, ранее присвоенный государственный учетный номер 91:230:002:000017030, расположенное по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, р-н Урупский, с. Уруп, тер. Урочище Хребет Толстый; на праве собственности принадлежит обществу, о чем сделана запись о регистрации N 09:05:0040201:382-09/001/2017-1 от 02.11.2017.
Под кадастровым номером 09:05:0040201:30 в ЕГРН зарегистрирован земельный участок с видом разрешенного использования "обеспечение обороны и безопасности" площадью - 520 000 +/- 1262 кв. м, правообладателем которого является Российская Федерация, предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно выписке из ЕГРН от 01 февраля 2022 года, в составе земельного участка с кадастровым номером 09:05:0040201:30 перечислены объекты недвижимого имущества, расположенные в его пределах, при этом спорный объект (09:06:0010501:24) в списке отсутствует.
В Приказах N 1319, N 1446 и N 2296 имеются два объекта (ТП N 1 - 09:06:0010501:24, ТП N 2 - 09:05:0040201:382) с похожими характеристиками, в том числе площадями 53 кв. м, годом постройки - 1991 и территориальным расположением.
В Передаточном акте спорный объект (09:06:0010501:24) указан в строке под N 2477 с наименованием ТП N 1, а объект (09:05:0040201:382) указан в строке N 2478 с наименованием ТП N 2.
В настоящее время объект ТП N 2, который являлся предметом рассмотрения по делу N А25-1645/2016 поставлен на кадастровый учет под наименованием ТП N 1 (наименованием указано ошибочно вместо ТП N 2) с кадастровым номером 09:05:0040201:382 на него зарегистрировано право собственности за обществом, которое владеет и пользуется им.
В свою очередь, допущенные ошибки в тексте решения от 27.02.2017 по делу N А25-1645/2016 не послужили для общества препятствием в его государственной регистрации, а также, до настоящего времени не породили никаких правовых последствий и могут быть исправлены судом в порядке статьи 178 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При данных обстоятельства, спорный объект ТП N 1 (09:06:0010501:24) и объект ТП N 2 (09:05:0040201:382) являются разными (самостоятельными) объектами недвижимости, расположены на значительном расстоянии друг от друга.
Вопреки доводам заявителя, непривлечение к участию в деле Министерства обороны Российской Федерации не влияет на судьбу обжалуемого судебного акта, поскольку юридическое лицо оспаривает отказ государственного органа, при этом права и законные интересы Министерства обороны Российской Федерации не затрагиваются.
В связи с чем, доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены обжалованного судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы управления апелляционным судом не рассматривался, поскольку на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации управление освобождено от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 266, 268, 271, 272, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 28.10.2021 по делу N А25-2275/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Г. Сомов |
Судьи |
И.А. Цигельников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А25-2275/2021
Истец: АО "Оборонэнерго" в лице филиала "Северо-Кавказский" "Оборонэнерго"
Ответчик: Управление Росреестра по КЧР
Третье лицо: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКЕ