г. Челябинск |
|
22 февраля 2022 г. |
Дело N А76-30750/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 февраля 2022 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Киреева П.Н., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Курчатовскому району города Челябинска на решение Арбитражного суда Челябинской области от 16.12.2021 по делу N А76-30750/2021.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "ПКП Синергия" - Бобылев С.В. (паспорт, доверенность от 10.01.2022);
Инспекции Федеральной налоговой службы по Курчатовскому району города Челябинска - Нурутдинова Н.А. (служебное удостоверение, доверенность от 10.01.2022, диплом), Спирин В.В. (служебное удостоверение, доверенность от 06.12.2021), Крумм Ю.Г. (служебное удостоверение, диплом, доверенность от 28.12.2021).
Общество с ограниченной ответственностью "ПКП Синергия" (далее - заявитель, ООО "ПКП Синергия", общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Курчатовскому району города Челябинска (далее - заинтересованное лицо, ИФНС России по Курчатовскому району г.Челябинска, инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 30.04.2021 N 10-16/2446.
Судом первой инстанции к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечена Администрация Копейского городского округа.
Решением суда первой инстанции заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ИФНС России по Курчатовскому району г.Челябинска обратилась с апелляционной жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает на то, что средства субсидии фактически направлены на оплату задолженности за газ именно с НДС, предъявленным поставщиком.
В представленном отзыве налогоплательщик ссылался на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет-сайте.
Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ИФНС России по Курчатовскому району г.Челябинска проведена камеральная налоговая проверка в отношении ООО "ПКП Синергия" (далее - заявитель, общество) на основе уточненной налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2019 года.
По результатам камеральной налоговой проверки за 4 квартал 2019 г. составлен акт проверки от 18.01.2021 N 10-16/7050 и вынесено решение от 30.04.2021 N 10-16-/2446 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в котором заявителю доначислены:
- НДС за 4 квартал 2019 в сумме 2 481 675 руб.,
- пени по НДС в сумме 320 308,41 руб.,
- штраф по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 248 167,50 руб.
Налогоплательщик, не согласившись с вынесенным решением налогового органа, направил апелляционную жалобу в Управление Федеральной налоговой службы по Челябинской области.
Решением УФНС России по Челябинской области от 19.07.2021 N 16- 07/005091 апелляционная жалоба общества оставлена без удовлетворения.
Заявитель, не согласившись с вынесенным решением инспекции, обжаловал его в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что в 2019 году предоставленная заявителю субсидия не включала в состав суммы предъявленного поставщиками топливно-энергетических ресурсов - НДС.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лицо вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, если полагает, что оспариваемый акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации (подпункт 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ).
В соответствии с пунктом 1, подпунктом 1 пункта 2 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.
Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 настоящего Кодекса, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 настоящего Кодекса, а также в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ, вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
Таким образом, при приобретение товаров (работ, услуг) для осуществления операций, являющихся объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость, и наличии счетов-фактур надлежащим образом оформленных первичных документов, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) налогоплательщик считается правомерно реализовавшим право на налоговый вычет по НДС.
Вместе с тем, пунктом 3 статьи 170 НК РФ предусмотрены ситуации, при которых налогоплательщик, правомерно воспользовавшийся налоговым вычетом, обязан восстановить сумму налога, заявленную к вычету.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 3 статьи 170 НК РФ (в редакции, действовавшей с 01.07.2017 по 31.12.2017), суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ, подлежат восстановлению налогоплательщиком в случае получения налогоплательщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации субсидий на возмещение затрат (включая налог), связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога, а также на возмещение затрат по уплате налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.
Подпунктом 6 пункта 3 статьи 170 НК РФ (в редакции, действующей с 01.01.2018) предусмотрено, что суммы налога на добавленную стоимость, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ, подлежат восстановлению в случае получения налогоплательщиком в соответствии с законодательством РФ из бюджетов бюджетной системы РФ субсидий и (или) бюджетных инвестиций на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав.
Подпунктом 6 пункта 3 статьи 170 НК РФ (в редакции, действующей с 01.01.2019) установлено, что суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по приобретенным товарам (работам, услугам) в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ, подлежат восстановлению в случае получения налогоплательщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации субсидий и (или) бюджетных инвестиций на возмещение ранее понесенных затрат на приобретение товаров (работ, услуг), в том числе основных средств, нематериальных активов, имущественных прав и (или) на возмещение затрат по уплате налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.
Таким образом, с 01.07.2017 по 31.12.2017, в 2018 г. и в 2019 г. нормами подпункта 6 пункта 3 статьи 170 НК РФ было предусмотрено восстановление НДС, ранее принятого налогоплательщиком к вычету по товарам (работам, услугам), в случае получения таким налогоплательщиком субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретаемых им товаров (работ, услуг).
В ходе проверки установлено, что обществу "ПКП Синергия" в проверяемом периоде выделена субсидия в соответствии с Порядком предоставления в 2019 году субсидий теплоснабжающим организациям на финансовое обеспечение (возмещение) затрат, связанных с частичным погашением задолженности за топливно-энергетические ресурсы, утвержденным постановлением администрации Копейского городского округа от 14.10.2019 N 2471-п, и в соответствии соглашением о предоставлении субсидии из бюджета городского округа, заключенного между Администрацией Копейского городского округа и ООО "ПКП Синергия" от 08.11.2019 N 92 (далее - соглашение).
Предметом указанного соглашения является предоставление из бюджета городского округа в 2019 году ООО "ПКП Синергия" субсидии на финансовое обеспечение (возмещение) затрат, связанных с частичным погашением задолженности за топливно-энергетические ресурсы (далее - субсидия) по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации: код главного распорядителя средств бюджета городского округа 211, раздел 05, подраздел 02, целевая статья 99.0.50.30800, вид расходов 811 (п.1.1 соглашения).
Согласно п.1.2 соглашения, субсидия имеет целевое назначение и не может быть использована на цели, не предусмотренные пунктом 1.1 соглашения.
Размер субсидии, предоставляемой из бюджета городского округа, в соответствии с соглашением, составляет в 2019 году 25 500 000 руб. (п.2.1 соглашения).
Пунктом 13 указанного Порядка предусмотрено, что размер предоставляемой субсидии для получателя, являющегося плательщиком НДС определяется по формуле (применительно к рассматриваемой ситуации): предельная сумма субсидии, деленная на 1,2 (коэффициент, учитывающий ставку НДС в размере 20%).
Размер субсидии был определен сторонами соглашения как дебиторская задолженность потребителей тепла перед налогоплательщиком на 01.10.2019 в сумме 30 127 276,98 руб. + величина затрат на ТЭР (газ), сложившаяся за счет превышения удельного расход условного топлива (в кг./1 Ггал) и технологических потерь при передаче тепловой энергии (Гкал) над учтенными при установлении тарифа на 2018 г. 488 494,95 руб./на 1,2 = 25 513 143 руб.
На основании п. 4, 13 Порядка и согласно документам, которые налогоплательщик представил в администрацию ("Определение размера субсидии", "Расчет величины затрат", акт сверки от 16.10.2019), размер денежных средств, которые получатель должен был направить в адрес поставщика ТЭР, был определен сторонами как сумма кредиторской задолженности перед ООО "Новатэк-Челябинск" на 16.10.2019 по 9 счетам-фактурам: от 31.01.2019 N ЧР000000372, от 28.02.2019 N ЧР000005261, от 31.03.2019 N ЧР000010665, от 30.04.2019 N ЧР000016047, от 31.05.2019 NЧР000021026, от 30.06.2019 N ЧР000024130, от 31.07.2019 N ЧР000026200, от 31.08.2019 N ЧР000028104 и от 30.09.2019 N ЧР000031389 на общую сумму (задолженности) 32 393 265,29 руб. (в том числе НДС), уменьшенная до величины показателя "Предельная сумма субсидии" (30 615 771,43 руб., рассчитана на основе дебиторской задолженности потребителей), деленного на коэффициент НДС 1,2 (30 615 771,43 руб./1,2 = 25 513 143 руб.), в пределах лимита средств в бюджете Копейского городского округа на данные цели (25 500 000 руб.).
В соответствии с данным расчетом ООО "ПКП Синергия" 13.11.2019 получило 25 500 000 рублей.
Согласно п.4 соглашения, перечисление субсидии осуществлялось на 3 счета заявителя, указанные в указанном пункте.
Указанная субсидия была направлена в оплату всей суммы задолженности по счетам-фактурам от 31.03.2019 N ЧР000010665, от 31.05.2019 NЧР000021026, от 30.04.2019 N ЧР000016047 (в размере 14 890 048 руб., включая НДС) и части задолженности по счетам-фактурам от 31.01.2019 NЧР000000372, от 28.02.2019 N ЧР000005261 (в размере 10 609 952 руб.).
Задолженность по оставшимся 4 счетам-фактурам (от 30.06.2019 N ЧР000024130, от 31.07.2019 N ЧР000026200, от 31.08.2019 N ЧР000028104 и от 30.09.2019 N ЧР000031389 на общую сумму 4 258 416,77 руб. (в том числе НДС) субсидией не погашалась и была оплачена собственными средствами общества.
Таким образом, хотя размер субсидии (25 500 000 руб.) рассчитывался как часть задолженности по 9 счетам-фактурам (32 393 265,29 руб. с понижающими показателями / 1,2), фактически была субсидирована задолженность только по 5 счетам-фактурам (25 500 000 руб.).
Из итоговой суммы по данным 5 счетам-фактурам (32 973 623 руб.) сумма по 3 счетам-фактурам (14 890 048 руб., в том числе НДС): от 31.03.2019 N ЧР000010665, от 30.04.2019 N ЧР000016047 и от 31.05.2019 N ЧР000021026 оплачена субсидией полностью, включая НДС, следовательно, субсидией были возмещены затраты по данным счетам-фактурам, включая налог.
Согласно карточкам бухгалтерского учета по счету 60.1 "Расчеты с поставщиками подрядчиками", актам сверки взаимной задолженности, платежным поручениям по контрагенту ООО "Новатэк-Челябинск, погашение общей суммы кредиторской задолженности включало в себя суммы предъявленного НДС.
Таким образом, кредиторская задолженность, часть которой просило субсидировать общество, формировалась с НДС.
Тот факт, что на расчетных счетах денежные средства обезличиваются, в результате чего средства субсидии сначала направляются в адрес заявителя, а затем в пределах пятидневного срока денежные средства перечисляются ООО "Новатэк-Челябинск", не свидетельствует о том, что конечным источником средств для расчетов не являются бюджетные средства.
В рамках заключенного соглашения, в обязанность общества вменено направить Администрации Копейского городского округа в течение 15 календарных дней со дня предоставления субсидии Отчет об использовании субсидии по форме, установленной Порядком предоставления субсидии, с приложением подтверждающих документов.
Во исполнение данных положений Порядка и Соглашения письмом от 27.11.2019 N 477 ООО "ПКП Синергия" по результатам освоения субсидии в Администрацию был представлен Отчет с указанием:
- в гр.2 вида ТЭР, оплачиваемого средствами субсидии (газ природный);
- в гр.3 суммы платежа;
- в гр.4 реквизиты платежных документов.
Отчет о расходовании субсидии составлялся налогоплательщиком на основании первичных документов и данных бухгалтерского учета.
К Отчету общество приложило платежные документы (в количестве 28 штук). Платежные документы о расходовании субсидии датированы в пределах 5-дневного срока, установленного п.16 Порядка.
По результатам проверки отчета о расходовании субсидии и приложенных платежных документов нарушений со стороны получателя субсидии ООО "ПКП Синергия" в отношении целевого расходования субсидии Администрацией не установлено.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что целевое использование субсидии на оплату кредиторской задолженности с НДС подтверждается материалами дела.
При этом необходимо учитывать, что поскольку налогоплательщик ранее принял к вычету НДС при приобретении товаров (работ, услуг), то получение налогоплательщиком субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для возмещения указанных затрат означает повторное получение НДС за счет бюджета, что противоречит природе налоговых вычетов по НДС.
Обязанность налогоплательщика по восстановлению ранее принятого к вычету НДС возникает в силу условий подпункта 6 пункта 3 статьи 170 НК РФ, иных оснований оспариваемое решение не содержит.
Таким образом, после получения субсидии и использования ее на погашение задолженности за топливно-энергетические ресурсы, включая НДС, ООО "ПКП Синергия" в соответствии с подпунктом 6 пункта 3 статьи 170 НК РФ должно было восстановить НДС, ранее принятый к вычету при приобретении данных топливно-энергетических ресурсов у ООО "Новатэк-Челябинск" в сумме 2 481 674,68 руб., в том числе по сроку 27.01.2020 в размере 827 225 руб., 25.02.2020 в размере 827 225 руб., 25.03.2020 в размере 827 225 руб.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отказа в удовлетворении требований заявителя, а решение суда подлежит отмене на основании пункта 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 16.12.2021 по делу N А76-30750/2021 отменить.
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "ПКП Синергия" отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.П. Скобелкин |
Судьи |
П.Н. Киреев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-30750/2021
Истец: ООО "ПКП Синергия", ООО "ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ КОММЕРЧЕСКОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ СИНЕРГИЯ"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО КУРЧАТОВСКОМУ РАЙОНУ Г. ЧЕЛЯБИНСКА
Третье лицо: Администрация Копейского городского округа