г. Пермь |
|
22 февраля 2022 г. |
Дело N А60-21555/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 февраля 2022 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Назаровой В.Ю.
судей Бородулиной М.В., Яринского С.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Можеговой Е.Х.
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, явку представителей не обеспечили,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Демидовское",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 20 октября 2021 года по делу N А60-21555/2021
по иску публичного акционерного общества "Т Плюс" (ИНН 6315376946, ОГРН 1056315070350)
к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Демидовское" (ИНН 6625043023, ОГРН 1076625002178)
о взыскании задолженности по договору теплоснабжения,
УСТАНОВИЛ:
ПАО "Т Плюс" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к ООО УК "ДЕМИДОВСКОЕ" о взыскании 1697959 руб. 26 коп. долга по договору теплоснабжения N 87977 за февраль 2021 года (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 АК РФ).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 20.10.2021 исковые требования удовлетворены.
Ответчик, не согласившись с принятым решением, подал апелляционную жалобу, в доводах которой указал на то, что в мотивировочной части решения должны быть указаны: 1) фактические и иные обстоятельства дела, установленные арбитражным судом; 2) доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения; мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле; 3) законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии решения, и мотивы, по которым суд не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле. В нарушение указанных норм суд не привел в мотивировочной части обжалуемого решения доводов, по которым признал расчет истца соответствующим действующему законодательству.
То обстоятельство, что рассчитанная истцом стоимость коммунального ресурса меньше, чем в расчете ответчика, само по себе не свидетельствует о соответствии первого расчета Правилам N 354.
С учётом многочисленных споров между сторонами по вопросу применения формулы 20(1) приложения N 2 к Правилам N 354 при определении стоимости горячей воды в домах с бойлерами и отсутствия единообразной судебной практики по данному вопросу, в том числе на уровне вышестоящих судов, нормативное обоснование вывода о соответствии расчета истца или ответчика положениям названных Правил имеет для сторон существенное значение. Просит изменить мотивировочную часть решения от 20.10.2021 по делу N А60-21555/2021.
Истец, находя решение суда законным и обоснованным, представил письменный отзыв, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании в порядке статьи 163 АПК РФ был объявлен перерыв до 15.15 час. 21.02.2022.
После перерыва судебное заседание продолжено в прежнем составе суда.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, и установлено судом первой инстанции, между ПАО "Т Плюс" (ранее - ООО "СТК") и ООО УК "Демидовское" заключен договор энергоснабжения от 10.05.2012 N 87977.
Согласно условиям данного договора истец обязался поставлять ответчику через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде и теплоноситель, а ответчик - оплачивать принятую тепловую энергию и теплоноситель, а также соблюдать режим их потребления, обеспечивать безопасность находящихся в его ведении тепловых сетей и исправность используемых им приборов и оборудования (п. 1.1 договора).
Объектами теплоснабжения являлись многоквартирные жилые дома, находящиеся в управлении ответчика.
Как указал истец, в феврале 2021 года на нужды ответчика поставлена тепловая энергия и теплоноситель.
Отсутствие со стороны ответчика оплаты поставленного теплового ресурса послужило основанием для обращения в суд с рассматриваемым иском.
Суд первой инстанции, рассмотрев заявленное требование, учитывая, что размер задолженности подтверждается материалами дела, пришел к выводу о том, что истец правомерно, в силу ст. ст. 539, 544, 547, 548, 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, предъявил требование о взыскании с ответчика основного долга в размере 1697959 руб. 26 коп.
Суд апелляционной инстанции, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, пришел к следующим выводам.
Согласно п. 1 ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу подп. 10 п. 1 ст. 4 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае, если подача абоненту через присоединенную сеть тепловой энергии и горячей воды осуществляется в целях оказания соответствующих коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирных жилых домах, эти отношения подпадают под действие жилищного законодательства.
В ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) предусмотрено, что условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом названных Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Приведенные нормы в их системном истолковании в судебной практике рассматриваются как исключающие возложение на управляющую организацию - исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающими организациями обязанности по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами - пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций, минуя посредничество управляющей организации. Находящиеся в управлении ответчика многоквартирные дома оборудованы локальными бойлерами, то есть система горячего водоснабжения является нецентрализованной (горячая вода приготавливается с помощью внутридомового оборудования - локальных бойлеров).
Ответчик приобретает у истца только тепловую энергию, а не горячую воду как готовый коммунальный ресурс.
В связи с этим плата за тепловую энергию в данном случае рассчитывается в соответствии с п. 54 Правил N 354.
В пункте 12 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении) дано понятие нецентрализованной системы горячего водоснабжения, под которой следует понимать сооружения и устройства, в том числе индивидуальные тепловые пункты, с использованием которых приготовление горячей воды осуществляется самостоятельно за счет приобретения отдельных компонентов - холодной воды и тепловой энергии.
Пунктом 6 статьи 31 Закона о водоснабжении предусмотрено, что при приготовлении горячей воды с использованием нецентрализованных систем горячего водоснабжения, в том числе в многоквартирных домах, тариф на горячую воду (горячее водоснабжение) в соответствии с настоящим Федеральным законом не устанавливается, плата за потребленную горячую воду рассчитывается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Применительно к горячему водоснабжению Правилами N 354 предусмотрен различный порядок определения подлежащего оплате объема в зависимости от того, производится ли соответствующий коммунальный ресурс (коммунальная услуга) самостоятельно исполнителем коммунальной услуги с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (раздел IV приложения N 2), либо приобретается исполнителем коммунальной услуги у ресурсоснабжающей организации и без каких-либо преобразований или изменений физических и химических свойств передается конечным потребителям (разделы I, VII приложения N 2).
В соответствии с пунктом 40 Правил N 354 потребитель коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенной и предоставленной исполнителем потребителю при отсутствии централизованных систем теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, вносит плату, рассчитанную в соответствии с пунктом 54 настоящих Правил.
Согласно пункту 54 Правил N 354 в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.
Объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется по показаниям прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса, а при его отсутствии - пропорционально расходам такого коммунального ресурса на производство тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Применительно к случаю, когда коммунальный ресурс приготавливается с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в МКД, жилищное законодательство не содержит прямого указания на возложение на управляющую организацию - исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающими организациями обязанности по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами - пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций, минуя посредничество управляющей организации, объем подлежащего оплате ресурсоснабжающей организации коммунального ресурса подлежит определению в соответствии с разделом IV Приложения N 2 к Правилам N 354 (формулы 20, 20.1).
Указанное соответствует правовой позиции, касающейся нормативного регулирования применительно к ситуации, когда коммунальный ресурс приготавливается с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в МКД (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 16.05.2019 по делу N 305-ЭС19-1381, А41-32043/2018).
При этом общий объем (количество) произведенной исполнителем за расчетный период тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определяется по показаниям приборов учета, установленных на оборудовании, с использованием которого исполнителем была произведена коммунальная услуга по отоплению и (или) горячему водоснабжению, а при отсутствии таких приборов учета - как сумма: объемов (количества) тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных по показаниям индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии, которыми оборудованы жилые и нежилые помещения потребителей, объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных в порядке, установленном настоящими Правилами для потребителей, жилые и нежилые помещения которых не оборудованы такими приборами учета, объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды, определенных исходя из нормативов потребления горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях горячего водоснабжения.
Объем (количество) тепловой энергии, потребленной за расчетный период на нужды отопления многоквартирного дома или жилого дома, определяется с учетом положений пункта 42(1) настоящих Правил.
Размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулами 20 и 20(1) приложения N 2 к настоящим Правилам как сумма двух составляющих:
- произведение объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду;
- произведение объема (количества) коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и тарифа (цены) на коммунальный ресурс. При этом объем (количество) коммунального ресурса определяется исходя из удельного расхода коммунального ресурса, использованного на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в объеме, равном объему горячей воды, потребленной за расчетный период в жилом или нежилом помещении и на общедомовые нужды (в ред. постановлений Правительства Российской Федерации от 14.02.2015 N 129, от 22.05.2019 N 637).
Поскольку применительно к случаю, когда коммунальный ресурс приготавливается с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, жилищное законодательство не содержит прямого указания на возложение на управляющую организацию - исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающей организацией обязанности по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами - пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающей организации, минуя посредничество управляющей организации, следовательно, объем подлежащего оплате ресурсоснабжающей организации коммунального ресурса подлежит определению в соответствии с разделом IV приложения N 2 к Правилам N 354.
Раздел IV Правил N 354 содержит алгоритм определения платы за тепловую энергию, используемую на подогрев воды (формулы 20, 20.1, 20.2 приложения N 2 к Правилам N 354).
Размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную за расчетный период в i-м жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме, согласно пункту 54 Правил N 354 определяется по формуле 20: Pпгвi = Vпгвi x Tхв + qvкр x Vпгвi x Tкр, где qvкр - удельный расход v-го коммунального ресурса на подогрев воды, утвержденный в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченным органом норматив расхода v-го коммунального ресурса на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
При наличии коллективного (общедомового) прибора учета v-го коммунального ресурса, использованного за расчетный период на производство тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и подогреву воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, потребленной в жилых и нежилых помещениях и на общедомовые нужды многоквартирного дома, определяется по формуле 20.1:
Согласно информационному письму Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 07.11.2019 N 42047-СН/04, пункт 54 Правил N 354 устанавливает, что размер платы за коммунальную услугу рассчитывается исходя из объема коммунального ресурса, "использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению".
Таким образом, приведенной нормой установлена необходимость учитывать при расчете удельного расхода коммунального ресурса на производство тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению фактическую ситуацию, а именно: используется ли указанный коммунальный ресурс исключительно для производства теплоэнергии в целях отопления, либо используется для производства теплоэнергии, потребляемой и в целях отопления, и в целях подогрева воды для горячего водоснабжения.
При этом формула 20.1, утверждающая порядок расчета удельного расхода коммунального ресурса на подогрев воды в целях ГВС, прямо устанавливает, что в качестве величины Vкр применяется объем коммунального ресурса, использованного за расчетный период на производство тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Следует отметить, что контррасчет ответчика соответствует действующему законодательству.
Находящиеся в его управлении многоквартирные дома оборудованы коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии, которые фиксируют общее количеств тепловой энергии, поступившее в многоквартирный дом, но они не измеряют количество тепловой энергии, которое израсходовано для приготовления горячей воды, а также объем горячей воды.
На основании абз. 3 п. 54 Правил N 354 общий объем (количество) произведенной исполнителем за расчетный период тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определяется как сумма:
объемов (количества) тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных по показаниям индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии, которыми оборудованы жилые и нежилые помещения потребителей,
объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных в порядке, установленном настоящими Правилами для потребителей, жилые и нежилые помещения которых не оборудованы такими приборами учета, объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды, определенных исходя из нормативов потребления горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях горячего водоснабжения.
В расчетах стоимости тепловой энергии, представленных ответчиком, количество горячей воды рассчитано на основании абз. 3 п. 54 Правил N 354 как сумма ее следующих объемов:
а) потребленной на нужды помещений, оборудованных индивидуальными приборами учета горячей воды;
б) потребленной на нужды помещений, в которых отсутствуют указанные приборы учета;
в) израсходованной на содержание общего имущества в многоквартирных домах.
В данном случае использованное в расчетах ответчика количество горячей воды на нужды жилых помещений, оборудованных и не оборудованных индивидуальными приборами учета, подтверждается материалами дела.
Из расчета стоимости горячей воды, представленного ответчиком, видно, что стоимость тепловой энергии на горячее водоснабжение рассчитана ответчиком как произведение суммы вышеуказанных объемов горячей воды, в том числе для СОИ, на норматив потребления тепловой энергии на подогрев холодной воды, установленный постановлением РЭК Свердловской области от 22.11.2017 N 123-ПК.
Данным постановлением утверждены нормативы расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, на территории Свердловской области. Они дифференцируются по виду системы теплоснабжения (открытая / закрытая), признаку изолированности горячее водоснабжения и наличию / отсутствию полотенцесушителей.
Поскольку норматив потребления тепловой энергии на подогрев холодной воды для многоквартирных домов, где горячая вода приготавливается с помощью локальных бойлеров, не утвержден; система теплоснабжения в спорных многоквартирных домах является закрытой, внутридомовые стояки горячего водоснабжения неизолированные с полотенцесушителями, в своих расчетах ответчик использовал норматив потребления тепловой энергии в размере 0,5349 Гкал / куб.м.; его же ответчик применяет при расчете стоимости коммунальной услуги по горячему водоснабжению для граждан.
Таким образом, представленный ответчиком расчет стоимости тепловой энергии, потребленной в спорном периоде, соответствует п. 54 Правил N 354 и правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 29.07.2019 N 309-ЭС19-2341.
Согласно расчету ООО УК "Демидовское" стоимость тепловой энергии, поставленной истцом в феврале 2021 года на горячее водоснабжение, в том числе для СОИ, составляет 417450 руб. 97 коп., стоимость тепловой энергии, поставленной в феврале 2021 года на отопление, составляет 3304062 руб. 72 коп. За вычетом объема ресурса, который потреблен на отопление встроенных нежилых помещений, оплате ответчиком подлежат денежные средства в общей сумме 3488107 руб. 70 коп., с учетом произведенных оплат в размере 1 230 000 руб. задолженность ответчика составляет 2 258 107 руб. 70 коп. (л.д. 44 - 45), следовательно, по расчету ответчика.
Между тем, как следует из заявленного истцом (инициатором судебного разбирательства) требования, с учетом его уточнения, размер задолженности за спорный период составляет 1697959 руб. 26 коп.
Таким образом, апелляционный суд полагает, что поскольку по расчету ответчика размер подлежащего оплате долга за февраль 2021 года (2258107 руб. 70 коп.) больше, чем тот размер, который предъявлен истцом ко взысканию (1697959 руб. 26 коп.), оснований для принятия иного решения, чем решение об удовлетворении заявленного требования в полном объеме, у суда первой инстанции не имелось.
При этом следует отметить, что основания для исключения из мотивировочной части решения вывода суда первой инстанции о том, что поскольку "размер задолженности подтверждается материалами дела, истец правомерно, в силу ст. ст. 539, 544, 547, 548, 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, предъявил требование о взыскании с ответчика основного долга в размере 1697959 руб. 26 коп., исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме", отсутствуют, поскольку данный вывод соответствует материалам дела и нормам права.
Вместе с тем, апелляционный суд отмечает, что указание судом первой инстанции на принятие расчета задолженности истца (с учетом произведенной истцом корректировки) как обоснованного, подтвержденного документально и соответствующего положениям действующего законодательства, не привело в итоге к принятию незаконного решения по существу спора.
Таким образом, оснований для отмены (изменения) решения суда первой инстанции не имеется.
Расходы по оплате госпошлины по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя (статья 110 АПК РФ).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 20 октября 2021 года по делу N А60-21555/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
В.Ю. Назарова |
Судьи |
М.В. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-21555/2021
Истец: ЗАО ПУБЛИЧНОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО Т ПЛЮС
Ответчик: ООО УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ ДЕМИДОВСКОЕ