г. Тула |
|
22 февраля 2022 г. |
Дело N А09-4119/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 февраля 2022 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мордасова Е.В., судей Афанасьевой Е.И., Большакова Д.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Шамыриной Е.И., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Носова Андрея Владимировича на решение Арбитражного суда Брянской области от 24.09.2021 по делу N А09-4119/2021 (судья Грахольская И.Э.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Носова Андрея Владимировича (г. Брянск, ОГРНИП 313325610500232, ИНН 325501765794) к ИФНС России по г. Брянску (г. Брянск, ОГРН 1133256000008, ИНН 3257000008), ГУ-УПФР в городском округе г. Брянска (г. Брянск, ОГРН 1023201068450, ИНН 3232032985) о признании недействительным решения об отказе N 368 от 30.10.2020;
при участии в заседании:
индивидуального предпринимателя Носова Андрея Владимировича (паспорт);
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Носов Андрей Владимирович (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по г. Брянску (далее - инспекция) и Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе г. Брянска (межрайонное) (далее - управление) о признании недействительным решения об отказе в возврате сумм излишне уплаченных денежных средств от 30.10.2020 N 368, а также обязать инспекцию возвратить излишне уплаченные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 79 355 руб. 05 коп.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 24.09.2021 предпринимателю отказано в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, предприниматель обжаловал его в апелляционном порядке.
В обоснование своей позиции апеллянт ссылается на несообщение ему налоговым органом о факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.
Инспекция и Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Брянской области (Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Брянской области реорганизовано в форме присоединения к нему подведомственных территориальных органов ПФР, в том числе управления) (далее - отделение), в отзывах на апелляционную жалобу просят оставить решение суда первой инстанции без изменения, а жалобу общества - без удовлетворения.
Проверив в порядке, установленном ст. 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, предпринимателем были излишне уплачены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 79 355 руб. 05 коп., что подтверждается справкой инспекции N 305214 о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам по состоянию на 25.04.2018, а также письмом инспекции от 08.12.2020.
Предприниматель неоднократно обращался в инспекцию и в управление с заявлениями о зачете или возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Решение управления от 28.10.2020 N 042F07200001098 об отказе в возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов было доведено до предпринимателя уведомлением от 30.10.2020 N 368.
Не согласившись с решением управления об отказе в возврате излишне уплаченных страховых взносов, предприниматель обратился в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании недействительным решения об отказе в возврате сумм излишне уплаченных денежных средств от 30.10.2020 N 368 и обязании инспекции возвратить излишне уплаченные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 79 355 руб. 05 коп.
Отказывая предпринимателю в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
До 01.01.2017 отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, регулировались Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
В силу положений ч. 1 ст. 16 Закона N 212-ФЗ расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанными в п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона N 212-ФЗ, производится ими самостоятельно в соответствии со ст. 14 Закона N 212-ФЗ.
Порядок определения размера страховых взносов, уплачиваемых плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, регламентирован ст. 14 Закона N 212-ФЗ, согласно которой плательщики страховых взносов, указанные в п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона N 212-ФЗ (в том числе индивидуальные предприниматели), уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с ч. 1.1 и 1.2 данной статьи.
Частью 1.1 ст. 14 Закона N 212-ФЗ установлено, что размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено данной статьей:
1) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 руб., - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного п. 1 ч. 2 ст. 12 данного Закона, увеличенное в 12 раз;
2) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 руб., - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного п. 1 ч. 2 ст. 12 Закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 руб. за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного п. 1 ч. 2 ст. 12 настоящего Закона, увеличенное в 12 раз.
Страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено данной статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 руб. за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом (ч. 2 ст. 16 Закона N 212-ФЗ).
Закон N 212-ФЗ утратил силу с 01.01.2017 в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 N250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон. N 250-ФЗ), в соответствии с которым с 01.01.2017 вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование регулируются главой 34 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ), а полномочия по администрированию страховых взносов переданы налоговым органам.
Факт переплаты предпринимателем страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и ее размер подтверждены представленными в дело доказательствами.
Вместе с тем, предпринимателем пропущен срок для обращения за возвратом излишне уплаченных страховых взносов.
Довод предпринимателя о том, что он узнал об имеющейся излишней уплате страховых взносов только 25.04.2018 (дата получения справки инспекции N 305214) в связи с чем срок обращения за возвратом денежных средств им не пропущен, правомерно отклонен судом области в связи со следующим.
Согласно п. 6, 7 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленному через личный кабинет налогоплательщика, а также в составе налоговой декларации в соответствии со ст. 229 настоящего Кодекса) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления. Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством РФ о налогах и сборах или по результатам взаимосогласительной процедуры в соответствии с международным договором РФ по вопросам налогообложения. Это правило применяется также в отношении зачета или возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов и распространяются на плательщиков страховых взносов (п. 14 ст. 78 НК РФ).
Таким образом, трехлетний срок обращения за возвратом излишне уплаченных страховых взносов в административном порядке является пресекательным, а принимая во внимание, что последний платеж за спорный период был произведен предпринимателем 22.03.2017, то закончился срок 23.03.2020, в то время как предприниматель обратился в управление 15.10.2020.
При указанных обстоятельствах получение справки инспекции N 305214 от 25.04.2018 нельзя считать моментом, когда предприниматель узнал или мог узнать об излишней уплате страховых взносов. Доказательств, свидетельствующих о наличии объективных препятствий для реализации права на возврат излишне уплаченных страховых взносов в трехлетний срок, материалы дела не содержат.
Довод апеллянта о несообщении ему налоговым органом в нарушение п. 3 ст. 78 НК РФ об имеющейся переплате страховых взносов отклоняется судебной коллегией в связи со следующим.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.06.2001 N 173-О указано, что норма, содержащаяся в п. 7 ст. 78 НК РФ, не препятствует налогоплательщику в случае пропуска трехлетнего срока подачи заявления в налоговый орган обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 200 ГК РФ).
Исходя из правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.2009 N 12882/08, вопрос определения времени, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишней уплате налога, суд должен разрешать с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств, в частности: установить причину, по которой возникла переплата налога; наличие у налогоплательщика возможности для правильного исчисления налога по данным первоначальной налоговой декларации; изменение действующего законодательства в течение рассматриваемого налогового периода, а также другие обстоятельства, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания не пропущенным срока на возврат налога.
Бремя доказывания этих причин в силу положений ст. 65 АПК РФ возлагается на налогоплательщика. При таких обстоятельствах, налогоплательщик должен доказать, когда он узнал о факте излишней уплаты налога, доказать отсутствие объективной возможности правильной уплаты налога и своевременного выявления его переплаты.
Принимая во внимание, что предпринимателем платежи осуществлены самостоятельно, он, соблюдая надлежащий учет платежей, имел возможность установить переплату без получения дополнительной информации от Пенсионного фонда или налоговых органов. Данный вывод полностью согласуется с позицией Верховного суда Российской Федерации, изложенной в определении от 04.12.2020 N 310-ЭС20-18942: "расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, производится ими самостоятельно, вследствие чего о наличии спорной переплаты предприниматель должен был знать с момента ее образования".
Таким образом, предпринимателем пропущен трехлетний срок на возврат излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно принял решение об отказе в удовлетворении требований предпринимателя.
При рассмотрении дела судом установлена, исследована и оценена вся совокупность обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора, имеющимся по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 24.09.2021 по делу N А09-4119/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Носову Андрею Владимировичу из федерального бюджета 150 рублей излишне уплаченной государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Мордасов |
Судьи |
Е.И. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-4119/2021
Истец: ИП Носов А.В.
Ответчик: ГУ УПФР в городском округе г. Брянска, ИФНС по г. Брянску