г. Москва |
|
22 февраля 2022 г. |
Дело N А40-160313/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 февраля 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лепихина Д.Е.,
судей: |
Марковой Т.Т., Суминой О.С., |
при ведении протокола |
помощником судьи Михеевой З.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы
ПАО "КАМАЗ" и АО "Российский экспортный центр"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 28.10.2021 по делу N А40-160313/21 по заявлению ПАО "КАМАЗ" (ОГРН: 1021602013971, ИНН: 1650032058)
к Министерству промышленности и торговли Российской Федерации,
третьи лица: 1. АО "РЭЦ", 2. Федеральное казначейство,
о признании незаконным требования,
в присутствии:
от заявителя: |
Попова В.В. по доверенности от 01.01.2020; |
от заинтересованного лица: |
Сушильников И.С. по доверенности от 17.12.2021; |
от третьих лиц |
1. Горшков М.С. по доверенности от 28.12.2021; 2. Хусаинов И.Р. по доверенности от 15.12.2021; |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 28.10.2021 оставлено без удовлетворения заявление ПАО "КАМАЗ" (далее - общество) о признании незаконным требования Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (далее - министерство) от 26.01.2021 N 4454/03 о возврате представленных средств субсидии в размере 4 520 141,40 руб. и процентов за пользование чужими денежными средствами в доход федерального бюджета в размере 937 304 руб.
С решением суда не согласились общество и АО "Российский экспортный центр", обратились в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобами.
В судебном заседании суда апелляционного суда представители общества и АО "Российский экспортный центр" поддержали доводы, изложенные в апелляционных жалобах, представители министерства и Федерального казначейства поддержали решение суда.
Законность и обоснованность принятого судом решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы, изложенные в апелляционных жалобах, выслушав представителей участвующих в деле лиц, апелляционный суд с учетом положения ч.1 ст.268 АПК РФ о повторности рассмотрения дела, п.13 ч.2 ст.271 АПК РФ приходит к выводу об отмене оспариваемого решения суда по следующим мотивам.
Согласно материалам дела, министерство, АО "Российский экспортный центр" и общество заключили соглашение N 496.2017.62 от 08.12.2017 о предоставлении субсидий из федерального бюджета российским организациям, в том числе организациям автомобилестроения, сельскохозяйственного машиностроения, транспортного машиностроения и энергетического машиностроения, на компенсацию части затрат на транспортировку продукции (далее - соглашение).
Соглашение заключено в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 26.04.2017 N 496 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета российским организациям, в том числе организациям автомобилестроения, сельскохозяйственного машиностроения, транспортного машиностроения и энергетического машиностроения, на компенсацию части затрат на транспортировку продукции" (далее - Постановление N496).
Постановлением N 496 утверждены Правила о предоставлении субсидии из федерального бюджета российским организациям, в том числе организациям машиностроения, сельскохозяйственного машиностроения, транспортного машиностроения и энергетического машиностроения, на компенсацию части затрат на транспортировку продукции (далее - Правила).
Согласно п/п "в" п.3 Правил субсидии предоставляются при соблюдении, в том числе, условия, что организация при осуществлении транспортировки продукции понесла затраты по контрактам на поставку продукции, требования к которым устанавливаются в агентском договоре и соглашении о предоставлении субсидий.
Согласно п. 1.3. соглашения перечень затрат, на компенсацию которых предоставляется субсидия, приведен в приложении N 4.
Постановлением N 496 утверждено Положение об осуществлении АО "Российский экспортный центр" функций агента Правительства Российской Федерации по вопросу предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям, в том числе организациям автомобилестроения, сельскохозяйственного машиностроения, транспортного машиностроения и энергетического машиностроения, на компенсацию части затрат на транспортировку продукции (далее - Положение).
В соответствии с п.2 Положения АО "Российский экспортный центр" выполняет функции агента Правительства Российской Федерации по вопросу о предоставлении субсидии на основании агентского договора между министерством и АО "Российский экспортный центр" (далее - агентский договор).
Согласно п.3 Положения в обязанности АО "Российский экспортный центр" входит проведение проверки полноты и достоверности сведений, содержащихся в предоставленных организацией документах, а также их соответствие условиям и целям предоставления субсидии и направления в министерство заключения АО "Российский экспортный центр" о соответствии организации положениям, предусмотренным Правилами, подписание соглашений при условии получения от министерства уведомления о заключении соглашений и направление их в установленном порядке в министерство для подписания.
Согласно п.9 Правил АО "Российский экспортный центр" проверяет в течение 12 календарных дней со дня поступления заявления и документов, представленных в соответствии с п.8 настоящих Правил, полноту и достоверность содержащихся в них сведений, а также их соответствие условиям и целям предоставления субсидии и направляет организации уведомление о принятии документов для последующего направления в министерство, а при несоответствии представленных организацией в соответствии с п.8 настоящих Правил документов целям и условиям, предусмотренным настоящими Правилами, или недостоверности содержащихся в них сведений возвращает организации заявление и представленные документы.
Согласно п. 10 Правил министерство в течение 12 календарных дней со дня получения заключения, предусмотренного п/п "в" п.9 Правил, принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении субсидии и уведомляет АО "Российский экспортный центр" о принятом решении; в течение 3 календарных дней после представления АО "Российский экспортный центр" соглашения о предоставлении субсидии, подписанного с организацией, подписывает соглашение.
В п.11 Правил предусмотрено, что организации может быть отказано в предоставлении субсидии в случае несоответствия представленных организацией документов положениям, предусмотренным п.8 Правил, в случае наличия в представленных организацией документах, предусмотренных п.8 Правил, недостоверной информации.
Как следует из материалов дела, 13.10.2017 общество обратилось в АО "Российский экспортный центр" с заявлением N 85-891 о заключении соглашения о предоставлении субсидии с приложением подтверждающих документов за период времени с 01.10.2016 по 13.10.2017.
По результатам проверки АО "Российский экспортный центр" документов на полноту содержащихся в них сведений, их соответствия условиям и целям предоставления субсидии, расчета субсидии, платежным поручением от 15.12.2017 N 594366 министерство перечислило обществу 88 557 035, 50 руб.
Обществу по соглашению от 08.12.2017 N 496.2017.62 министерство компенсировало затраты на перевозку морским и железнодорожным транспортом, а также своим ходом, на техобслуживание после прохождения 2 500 км, на получение транзитных номеров, на ОСАГО и на КАСКО.
16.02.2021 обществом получено требование министерства от 26.01.2021 N 4454/03 о возврате представленных средств субсидии в размере 4 520 141, 40 руб. и процентов за пользование чужими денежными средствами в доход федерального бюджета согласно п.15 Правил.
Основанием для издания министерством требования от 26.01.2021 N 4454/03 является представление Федерального казначейства от 15.12.2020 N 18-03-01/26118 по итогам проведенной выездной проверки министерства в части предоставления и использования субсидий из федерального бюджета в рамках механизма государственной поддержки российских организаций промышленности гражданского назначения в целях снижения затрат на транспортировку продукции в рамках подпрограммы "Содействие в реализации инвестиционных проектов и поддержка производителей высокотехнологической продукции в гражданских отраслях промышленности" государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" за 2017-2019 годы.
Согласно п. 15 Постановления N 496 в случае установления по итогам проверок, проведенных министерством и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функцию по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, факта нарушения целей, условий и порядка предоставления субсидий соответствующие средства подлежат возврату в доход федерального бюджета: а) на основании требования министерства не позднее 3-го рабочего дня со дня получения указанного требования организацией; б) на основании представления и (или) предписания федерального органа исполнительной власти, осуществляющим функцию по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в сроки, установленные в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в отношении общества какие-либо проверки министерством либо федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функцию по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и Бюджетным кодексом Российской Федерации не проводились.
Общество не было привлечено к проверке Федерального казначейства.
При таких обстоятельствах министерство лишило общество права предоставлять доводы и возражения во время проведения проверки.
Субсидии из федерального бюджета предоставляются в целях оказания российским хозяйствующим субъектам государственной поддержки их экономической деятельности.
Положением п/п "г" п. 3 Правил предусмотрено, что субсидии предоставляются при соблюдении следующих условий: транспортировка продукции осуществлялась не ранее 1 октября года, предшествующего текущему финансовому году, от пунктов отправления, расположенных на территории Российской Федерации, до конечного пункта назначения автомобильным транспортом экологического класса не ниже 3-го, железнодорожным транспортом, водным транспортом, своим ходом, а также несколькими видами транспорта.
18.02.2021 общество направило в адрес министерства письмо N 50-10-76 с просьбой получить документы по проведенной Федеральным казначейством выездной проверке предоставления и использования субсидий из федерального бюджета в отношении общества, включая уведомление о начале проверки, акт проверки и итоговое представление, информацию о соблюдении прав общества на непосредственное участие в проводимой проверке.
Общество известило министерство о том, что при получении и ознакомлении с документами, оно оставляет за собой право на предоставление возражений в случае нарушения прав и законных интересов общества.
09.06.2021 в общество поступило письмо министерства от 28.05.2021 N 44096/03 без приложения документов, которые просило предоставить общество.
В ходе ознакомления с материалами дела N А40-121102/21-65-1270 общество получило выдержку из акта выездной проверки, проведенной Федеральным казначейством в отношении министерства.
В соответствии с выводами из акта выездной проверки, в нарушение п/п1 п.2 ст.78, п/п 10 п.1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ, п.7 Правил, п.1.3 соглашения от 08.12.2017 N 496.2017.62 в 2017 году министерством обществу была предоставлена субсидия при включении в расчет размера субсидии затрат, понесенных на транспортировку продукции при перевозке автомобилей своим ходом, не предусмотренные приложением N 4 к Соглашению от 08.12.2017 N 496.2017.62, что привело к необоснованному предоставлению субсидии в сумме 4 520 141,40 руб., в том числе: транспортные расходы при перевозке автомобилем своим ходом - 2 310 811,64 руб; техобслуживание после прохождения 2 500 км - 2 123 789,66 руб; получение транзитных номеров - 44 356,10 руб; КАСКО-41 184,00 руб.
Министерство без предоставления обосновывающих документов потребовало у общества частично вернуть ранее предоставленную по Соглашению от 08.12.2017 N 496.2017.62 субсидию в размере 4 520 141, 40 руб.
Претензии по оставшейся сумме субсидии по аналогичным затратам со стороны министерства обществу не направлялись.
Проверка полноты и достоверности содержащихся сведений в документах на предоставление субсидии, а также их соответствие условиям и целям предоставления субсидии является обязанностью АО "Российский экспортный центр" и министерства.
Общество предоставило уполномоченному органу АО "Российский экспортный центр" заявление и документы, подтверждающие понесенные затраты по перевозке продукции морским и железнодорожным транспортом, транспортные расходы при перевозке автомобилей своим ходом, техобслуживание после прохождения 2 500 км, получение транзитных номеров, расходы на ОСАГО и КАСКО.
Субсидия была предоставлена обществу после оплаты им соответствующих услуг и при наличии полного пакета обосновывающих документов.
Заявление и документы были проверены и приняты уполномоченными органами АО "Российский экспортный центр" и министерства без возражений и замечаний.
Соглашение о предоставлении субсидии подготавливалось АО "Российский экспортный центр" на основании заявления и документов общества.
Таким образом, предоставив АО "Российский экспортный центр" и министерству надлежащие документы и получив субсидию по итогам их рассмотрения общество вправе было полагать, что у уполномоченных органов АО "Российский экспортный центр" и министерства нет претензий к условиям предоставления субсидии.
При изложенных обстоятельствах у министерства отсутствуют правовые основания требовать у общества возвратить субсидию в размере 4 520 141,40 руб. и проценты за пользование чужими денежными средствами.
Правовой подход в разрешении аналогичных споров изложен в судебных актах по делам N А40-115324/21, N А40-95507/21, N А40-115154/21.
Вышеизложенные обстоятельства не были учтены судом первой инстанции, что в силу ч.1 ст.268 АПК РФ позволяет апелляционному суду переоценить выводы суда.
При изложенных обстоятельствах апелляционные жалобы подлежат удовлетворению, заявление общества подлежит удовлетворению, решение суда подлежит отмене, как принятое при неполно выясненных обстоятельствах, имеющих значение для дела.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 28.10.2021 по делу N А40-160313/21 отменить.
Признать незаконным требование Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 26.01.2021 N 4454/03 о возврате представленных средств субсидии в размере 4 520 141,40 руб. и процентов за пользование чужими денежными средствами в доход федерального бюджета в размере 937 304 руб.
Взыскать с Министерства промышленности и торговли Российской Федерации в пользу ПАО "КАМАЗ" расходы по уплате государственной пошлины по заявлению 3 000 (три тысячи) руб., по апелляционной жалобе 3 000 (три тысячи) руб.
Взыскать с Министерства промышленности и торговли Российской Федерации в пользу АО "Российский экспортный центр" расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в размере 3 000 (три тысячи) руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.Е. Лепихин |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-160313/2021
Истец: ПАО "КАМАЗ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Третье лицо: АО "РОССИЙСКИЙ ЭКСПОРТНЫЙ ЦЕНТР", ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО
Хронология рассмотрения дела:
18.08.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-18246/2022
16.06.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-26620/2022
22.02.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-81634/2021
28.10.2021 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-160313/2021