город Чита |
|
22 февраля 2022 г. |
Дело N А10-2087/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 февраля 2022 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Каминского В.Л.,
судей Желтоухова Е.В., Юдина С.И.,
при секретаре судебного заседания Федоровой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Регистр.Ангоя" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 21 октября 2021 года по делу N А10-2087/2021 по иску Администрации муниципального образования "Северо-Байкальский район" Республики Бурятия (ОГРН 1020300796526, ИНН 0317001532) к обществу с ограниченной ответственностью "Регистр.Ангоя" (ОГРН 1170327003912, ИНН 0317317670) о возложении обязанности,
в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования "Северо-Байкальский район" Республики Бурятия (далее по тексту - истец, администрация) обратилась в арбитражный
суд к обществу с ограниченной ответственностью "Регистр.Ангоя" (далее по тексту - ответчик, общество, ООО "Регистр.Ангоя") с исковыми требованиями об обязании обеспечить безопасную эксплуатацию котельной по адресу: Республика Бурятия, СевероБайкальский район, поселок Ангоя, улица Теплотехников, дом 8, путём: - оборудования котельной автоматической установкой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; - обозначения на дверях помещений котельной производственного и складского назначения и наружных установках их категории по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; - обеспечения наличия знаков пожарной безопасности, обозначающих, в том числе пути эвакуации и эвакуационные выходы.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 21 октября 2021 года исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, полагая о неполном выяснении обстоятельств имеющих значение для дела, о неправильном применении норм материального права.
О месте и времени судебного заседания участвующие в деле лица извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о принятии апелляционной жалобы размещена на официальном сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда в сети "Интернет".
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Поскольку стороны выразили свои правовые позиции, каких-либо ходатайств не заявили, дело апелляционный суд счел подготовленным для рассмотрения и, руководствуясь частью 3, 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие надлежаще извещенных участвующих в деле лиц. При этом апелляционный суд не оставляет без внимания наличие у сторон возможности в реализации их процессуальных прав путем подачи соответствующих документов в электронном виде по удаленному доступу посредством информационной телекоммуникационной сети "Интернет" через государственную систему "Мой арбитр".
Предметом иска по настоящему делу является требование об обязании обеспечить безопасную эксплуатацию котельной по адресу: Республика Бурятия, Северо-Байкальский район, поселок Ангоя, улица Теплотехников, дом 8, путём оборудования котельной автоматической установкой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
Проанализировав доводы, приведенные в апелляционной жалобе, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 01 сентября 2017 года между муниципальным образованием "Северо-Байкальский район" в лице администрации её руководителя (концедент), Республики Бурятия в лице врио Главы Республики Бурятия Цыденова А.С. и ООО "Регистр.Ангоя" в лице директора(концессионер) заключено концессионное соглашение N 06, по условиям которого концессионер обязуется за свой счет и/или за счет привлеченных средств произвести реконструкцию объекта, указанного в разделе II соглашения, право собственности, на которое принадлежит администрации, и осуществить деятельность по оказанию услуг теплоснабжения потребителям с использованием объекта соглашения и иного имущества, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный соглашением, права владения и пользования объектов соглашения, а также иным имуществом для осуществления указанной деятельности.
Объектом концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения в п. Ангоя, указанные в приложении N 1 - Центральная котельная, здание котельной, сети горячего водоснабжения, сети теплоснабжения, здание ЦТП и другое движимое имущество (раздел II).
Концедент гарантирует, что он является собственником имущества, права владения и пользования которым передаются концессионеру в соответствии с соглашением.
Объекты концессии переданы на основании актов приема-передачи ответчику, который не оспаривал их передачу.
Согласно разделу IV концессионного соглашения концессионер обязан за свой счет и/или за счет привлеченных средств реконструировать объект соглашения в сроки, указанные в разделе IX соглашения.
Мероприятия по реконструкции объекта соглашения указаны в задании, являющемся приложением N 3, в котором предусмотрен капитальный ремонт котла.
Концессионное соглашение вступает в силу с 01.09.2017 и действует 3 года.
Дополнительным соглашением от 05.11.2020 N 1 к концессионному соглашению стороны дополнили раздел I соглашения следующего содержания: к реконструкции объекта относятся мероприятия по его переустройству на основе внедрения новых технологий, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым более производительным оборудованием, изменению технологического или функционального назначения объекта концессионного соглашения или его отдельных частей, иные мероприятия по улучшению характеристик и эксплуатационных свойств объекта концессионного соглашения.
Пункт 3 раздела VIII соглашения изложили в следующей редакции: концессионер обязан осуществлять деятельность с 01.09.2017 по 31.08.2023.
Действие концессионного соглашения установили на 6 лет, начиная с момента вступления в силу 01.09.2017 (пункт 1 раздела IX).
В ходе проведенных пожарно-профилактических обследований котельных, расположенных на территории Северо-Байкальского района, в том числе котельной, расположенной по адресу: п. Ангоя, ул. Теплотехников, д. 8, выявлены, в том числе нарушения: помещения котельной не заблокированы автоматической пожарной сигнализацией, системой оповещения и управления эвакуацией людей на случай пожара; на дверях помещений производственного и складского назначения и наружных установках котельной отсутствуют обозначения их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". Составлено соответствующее информационное письмо от 08.10.2020 N 626.
30 ноября 2020 года истец направил ответчику ООО "Регистр.Ангоя" требование об устранении выявленных нарушений N 3980 и установил срок - 30 календарных дней. Требование вручено 01.12.2020 согласно почтовому уведомлению.
19 февраля 2021 года МКУ "Комитет по управлению муниципальным хозяйством" совместно с ООО "Регистр.Ангоя" составили акт по выполнению замечаний, выданных отделением надзорной деятельности и профилактической работы по Северобайкальскому району и установили, что часть работ обществом выполнена, остались невыполненными: отсутствие автоматической пожарной сигнализации, отсутствие системы оповещения и управления эвакуацией людей, на котельных на дверях помещений производственного и складского назначения и наружных установках отсутствуют обозначения по их взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны в соответствии с главами 5,7,8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Вышеперечисленные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с иском о возложении обязанности.
Суд первой инстанции, руководствуясь статьями 8, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее по тексту - Законом N 69-ФЗ), Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее по тексту - Закон N123-ФЗ), условиями спорного договора, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права, сделал обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
С данными выводами суд апелляционной инстанции соглашается, поскольку выводы суда подробно мотивированы, судом дана надлежащая оценка представленным доказательствам, в том числе и условиям договора, оснований с которой не согласиться у апелляционного суда не имеется.
Наряду с изложенным, апелляционный суд отмечает, что заключенное между сторонами концессионное соглашение N 06 от 01.09.2017 по своей правовой природе является договором безвозмездного пользования.
Данные отношения регулируются также и Федеральным законом от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ)
Согласно пункту 1, 2, 3 статьи 3 Федерального закона N 115-ФЗ по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, за исключением случаев, если концессионное соглашение заключается в отношении объекта, предусмотренного пунктом 21 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
Концессионное соглашение является договором, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных федеральными законами. К отношениям сторон концессионного соглашения применяются в соответствующих частях правила гражданского законодательства о договорах, элементы которых содержатся в концессионном соглашении, если иное не вытекает из настоящего Федерального закона или существа концессионного соглашения.
В целях настоящего Федерального закона к реконструкции объекта концессионного соглашения относятся мероприятия по его переустройству на основе внедрения новых технологий, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым более производительным оборудованием, изменению технологического или функционального назначения объекта концессионного соглашения или его отдельных частей, иные мероприятия по улучшению характеристик и эксплуатационных свойств объекта концессионного соглашения.
В силу пункта 2 статьи 8 Федерального закона N 115-ФЗ, при исполнении концессионного соглашения концессионер, наряду с другими обязанностями, обязан:
- обеспечивать при осуществлении деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, возможность получения потребителями соответствующих товаров, работ, услуг;
- поддерживать объект концессионного соглашения в исправном состоянии, проводить за свой счет текущий ремонт и капитальный ремонт, нести расходы на содержание этого объекта, если иное не установлено концессионным соглашением;
Согласно части 2 статьи 37 Закона N 69-ФЗ организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; содержать в исправном состоянии системы и средства пожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
На основании части 1 статьи 38 Закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители предприятий; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
В силу части 1 статьи 1 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее по тексту - Закон N123-ФЗ) данный закон принимается в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
В пункте 3 статьи 52 Закона N 123-ФЗ определено, что одним из способов защиты людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара является устройство систем обнаружения пожара (установок и систем пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
В соответствии с пунктом 61 Правил N 390, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012, действовавшие в момент проверки, руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (автоматических (автономных) установок пожаротушения, автоматических установок пожарной сигнализации, установок систем противодымной защиты, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации, противопожарных дверей, противопожарных и дымовых клапанов, защитных устройств в противопожарных преградах) и организует не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности указанных систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки.
Поскольку ответчик является концессионером, т.е. лицом владеющим и пользующимся спорной котельной на законных основаниях, где осуществляют трудовые функции и находятся люди и находится имущество, и именно ответчик ответственен за нарушение правил пожарной безопасности и обязан проводить реконструкцию объекта концессионного соглашения, поддерживать объект концессионного соглашения в исправном состоянии, проводить за свой счет текущий ремонт и капитальный ремонт (п 3 ст. 3 и п. 2 ст. 8 Федерального закона N 115-ФЗ), правомерны выводы суда о возложении на ответчика обязанности по обеспечению установки автоматической пожарной сигнализации на объекте концессионного соглашения.
Вопреки мнению апеллянта, нарушения или неправильного применения норм материального права судом первой инстанции не допущено.
Доводы апелляционной жалобы, проверенные в полном объеме, не опровергают правильные выводы суда первой инстанции и не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, либо влияли на обоснованность и законность судебного решения.
При таких фактических обстоятельствах и правовом регулировании у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции в обжалуемой части по приведенным доводам, в том числе и безусловные.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четвертый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 21 октября 2021 года по делу N А10-2087/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Л. Каминский |
Судьи |
Е.В. Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-2087/2021
Истец: Администрация муниципального образования Северо-Байкальский район Республики Бурятия
Ответчик: ООО Регистр. Ангоя