город Воронеж |
|
24 февраля 2022 г. |
Дело N А64-3431/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 февраля 2022 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Аришонковой Е.А.,
судей Капишниковой Т.И.,
Ушаковой И.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мелковой О.А.,
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Коммунальник": представитель не явился, извещено надлежащим образом;
от акционерного общества "Тамбовская сетевая компания": представитель не явился, извещено надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Коммунальник" на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 31.08.2021 по делу N А64- 3431/2021 по исковому заявлению акционерного общества "Тамбовская сетевая компания" (ОГРН 1056882300694, ИНН 6829012231) к обществу с ограниченной ответственностью "Коммунальник" (ОГРН 1186820006317, ИНН 6804008794) о взыскании задолженности за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в размере 989 568,88 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Тамбовская сетевая компания" в лице Тамбовского филиала АО "ТСК" (далее - АО "ТСК", истец) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Коммунальник" (далее - ООО "Коммунальник", ответчик) о взыскании задолженности за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) за период с 01.01.2019 по 30.10.2020 в размере 989 568,88 руб.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 31.08.2021 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ООО "Коммунальник", фактически не оспаривая право на обращение с настоящими требованиями со стороны регионального оператора, полагает, что расчет стоимости услуг по обращению с ТКО должен быть произведен с учетом графика работы ярмарки (по понедельникам и пятницам с 08-00 до 13-00 часов), расположенной на принадлежащем ответчику земельном участке.
Рассмотрение дела судом апелляционной инстанции откладывалось для предоставления сторонам возможности урегулирования настоящего спора путем заключения мирового соглашения.
Как следует из представленного АО "ТСК" проекта мирового соглашения и ответа ООО "Коммунальник" на предложение заключить мировое соглашение на предложенных условиях, стороны не достигли результата примирения, исходя из чего, истец в представленном ходатайстве поддерживает возражения на апелляционную жалобу, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Каких-либо дополнительных пояснений от заявителя апелляционного жалобы не поступило.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции 21.02.2022 представители истца и ответчика не явились. От АО "Тамбовская сетевая компания" поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
На основании статей 123, 156, 184, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассматривалось в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, постановлением Администрации Тамбовской области N 88 от 17.02.2016 ООО "Коммунальник" предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок с кадастровым номером 68:04:1101001:543, площадью 1930 кв.м., расположенный по адресу: Тамбовская область, Знаменский район, р.п. Знаменка, ул. Красная площадь, примерно в 85 метрах по направлению на северо-восток от дома N 8, с разрешенным видом использования - для размещения рынка.
Принадлежность ответчику указанного земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования также подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (том 1 л.д. 27-330), вид разрешенного использования - для размещения ярмарки, а также свидетельством о государственной регистрации права от 10.03.2016 (том 1 л.д. 97)
С 01.01.2019 АО "ТСК" приступило к деятельности в качестве регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) на территории Тамбовской области.
Истцом в адрес ответчика сопроводительным письмом N 106/2819/1 от 16.10.2020 был направлен проект договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N 646/1-ЗО от 22.09.2020.
Согласно отчету об отслеживании почтовых отправлений проект договора получен ответчиком 21.10.2020, однако по состоянию на 08.04.2021 подписанный и надлежаще оформленный экземпляр договора ответчиком в адрес истца не возвращен, ввиду чего, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным между истцом и ответчиком на условиях типового договора, утвержденного Постановлением Правительства от 12.11.2016 N 1156.
Согласно условиям типового договора, региональный оператор обязуется принимать ТКО, обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение, а потребитель, в свою очередь, обязуется оплачивать услуги по обращению с ТКО до 10 числа месяца следующего за месяцем в котором была оказана услуга, по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункты 1, 6 типового договора)
Объем твердых коммунальных отходов, места (площадки) накопления ТКО, в том числе крупногабаритных отходов и периодичность вывоза твердых коммунальных отходов, а также информация о размещении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и подъездных путей к ним (за исключением жилых домов) определяются согласно приложению к настоящему договору (пункт 2 типового договора).
В соответствии с пунктом 5 типового договора под расчетным периодом понимается один календарный месяц. Оплата услуг по настоящему договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Пунктом 6 типового договора определено, что оплата осуществляется до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО.
Истец за период с 01.01.2019 по 30.11.2020 оказал ответчику услуги по вывозу твердых коммунальных отходов на сумму 989 568,88 руб.
Поскольку оплата оказанных услуг не произведена, в адрес ответчика была направлена претензия N 106/68/1 от 12.01.2021 с требованием об оплате образовавшейся задолженности, которая оставлены без ответа и удовлетворения.
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по оплате оказанных услуг, истец обратился в Арбитражный суд Тамбовской области с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные исковые требования регионального оператора, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N89-ФЗ) и Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156).
Согласно пункту 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
Согласно пункту 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Форма типового договора утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156.
В соответствии с абз. 3, 4 п. 8(17) постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (вместе с "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами") потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил. В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Правила N 1156 под потребителем понимают собственника твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами был опубликован региональным оператором на официальном сайте АО "ТСК" (https://oaotsk.ru), а также 28.12.2018 в средствах массовой информации - печатном издании - общественно-политической газете "Тамбовская жизнь".
С учетом положений части 2 статьи 437 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) публикация договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичной офертой.
Также из материалов дела следует, что проект договора на оказание услуг по обращению с ТКО был направлен ответчику (потребителю), однако им не подписан.
Принимая во внимание, что ответчик не исполнил императивные требования Правил N 1156 об обязанности подписать и направить один экземпляр договора региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект, апелляционный суд соглашается с выводом суда области о том, что у ответчика в данном случае возникла обязанность по оплате оказанных услуг на указанных в договоре условиях.
Само по себе отсутствие договора, как единого подписанного сторонами документа, не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с типовым договором или соглашением, что прямо предусмотрено пунктом 5 статьи 24.7 ФЗ "Об отходах производства и потребления" и пунктами 5 и 7 постановления Правительства Российской Федерации N 1156 от 12.11.2016.
До дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора (п. 8 (18) Правил N 1156).
Согласно условиям типового договора, региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы, обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение, а потребитель обязуется оплачивать услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга, по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (п. п. 1, 6 договора).
Неподписание сторонами актов при доказанности самого факта оказания услуг также не может являться основанием для освобождения заказчика от их оплаты и для отказа в иске по мотиву отсутствия доказательств оказания услуг. Подтверждение факта оказания услуг иной первичной документацией, помимо актов оказанных услуг, само по себе не противоречит нормам Гражданского кодекса РФ о возмездном оказании услуг.
Доказательств того, что услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в рассматриваемый период оказывал иной оператор, ответчиком в материалы дела не представлено (ст. ст. 9, 65 АПК РФ).
В соответствии с разъяснениями, данными Минприроды России в письме от 15.01.2019 N 12-50/00189-ОГ "Об обращении с ТКО", условием образования ТКО является смешение различных материалов и изделий при утрате ими потребительских свойств, что обуславливает схожесть компонентного состава видов отходов, относящихся к ТКО, вне зависимости от источника образования, и агрегатное состояние "смесь материалов и изделий".
Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 утвержден Федеральный классификационный каталог отходов, в соответствии с которым "твердые коммунальные отходы" включены в Блок N 7 "Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве и при предоставлении услуг населению", в который включены следующие группы: отходы при предоставлении услуг оптовой и розничной торговли, относящиеся к твердым коммунальным отходам (код 7 35 000 00 00 0); отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами (код 7 35 100 01 72 5); отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли промышленными товарами (код 7 35 100 02 72 5).
При этом судом установлено, что ответчик является лицом, владеющим на законных основаниях земельным участком с кадастровым номером 68:04:1101001:543, площадью 1930 кв.м., расположенным по адресу: Тамбовская область, Знаменский район, р.п. Знаменка, ул. Красная площадь, примерно в 85 метрах по направлению на северо-восток от дома N 8, с целевым назначением - для размещения рынка.
В соответствии с постановлением администрации Знаменского района по Тамбовской области N 54 от 03.02.2014 "О проведении еженедельной ярмарки в р.п. Знаменка на улице Красная площадь в районе домов N 6 и N 15" ответчик определен в качестве организатора еженедельной ярмарки на указанном земельном участке. Также соответствующие сведения об ООО "Коммунальник" как организаторе ярмарки доведены администрацией до сведения АО "ТСК" ((письмо от 26.02.2020 N 0119/559).
Таким образом, из имеющихся в материалах дела доказательств следует, что в ходе предпринимательской деятельности в целях извлечения прибыли земельный участок, принадлежащий ответчику на праве постоянного (бессрочного) пользования, используется им для размещения и проведения ярмарок, в которых участвуют различные юридические лица и индивидуальные предприниматели, в результате чего неизбежно образуются твердые коммунальные отходы, соответственно, их сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание и захоронение на территории субъекта Российской Федерации осуществляется региональным оператором.
При этом доводы ответчика о том, что участники ярмарок в соответствии с указаниями Общества весь образующийся мусор должны забирать с собой, не могут быть приняты во внимание, поскольку противоречат действующему правому регулированию, исходя из которого, потребитель не вправе выбирать, воспользоваться или нет услугами регионального оператора.
В подтверждение факта оказания услуг со стороны истца в материалы дела представлены акты и счета за взыскиваемый период, которые были направлены в адрес ответчика сопроводительным письмом N 106/3662/1 от 02.12.2020, а также маршрутные листы и распечатки треков спутниковой системы "Глонасс" по населенному пункту р.п. Знаменка Тамбовской области.
Расчет задолженности истцом произведен исходя из площади объекта, на основании предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с ТКО на 2019 год (приказ Управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 19.12.2018 N 186-В (в ред. приказа управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 13.06.2019 N 44-В): с 01.01.2019 - 580,29 руб./м3 (с НДС), с 01.07.2019 - 575,83 руб./м3 (с НДС) и на 2020 год (приказ Управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 18.12.2019 N 205-В): с 01.01.2020 - 549,00 руб./м3 (НДС не облагается), с 01.07.2020 по 31.12.2020 - 570,92 руб./м3 (НДС не облагается), а также нормативов накопления ТКО на территории Тамбовской области, утвержденных приказом Управления топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тамбовской области от 10.05.2017 N43 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Тамбовской области" (0,04 м 3 на 1 кв. метр торговой площади для предприятий торговли).
В обоснование объема площади, занимаемой ответчиком при ведении им предпринимательской деятельности, истцом представлены сведения из ЕГРН об объектах недвижимости, содержащие информацию о площади земельного участка.
Представленный истцом расчет судом проверен, признан соответствующим обстоятельствам дела и арифметически верным.
Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" утверждены Правила, устанавливающие порядок коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов с использованием средств измерения, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, или расчетным способом в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 5 Правил коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется: а) расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов; б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
Норматив накопления твердых коммунальных отходов - среднее количество твердых коммунальных отходов, образующихся в единицу времени (Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "Об отходах производства и потребления").
В целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 настоящих Правил (п. 6 Правил).
Учет расчетным путем, исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов, не может быть применен по причине отсутствия согласованных с органом местного самоуправления и региональным оператором контейнерных площадок на территориях торговых объектов ответчика.
Учет расчетным путем, исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения, применяется во взаимоотношениях с операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, владеющими на праве собственности или на ином законном основании объектами объекты обработки, обезвреживания и (или) захоронения твердых коммунальных отходов и транспортируемых с таких объектов (п. 9 Правил).
Как следует из письма администрации Знаменского района Тамбовской области от 26.02.2020 N 0119/559 (том 1 л.д. 100), оснащенность данной территории контейнерами отсутствует. Также данное обстоятельство подтверждено представителем ответчика в ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
Таким образом, в отношении торгового объекта ответчика, коммерческий учет твердых коммунальных отходов может осуществляться только расчетным путем, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема. Сбор твердых коммунальных отходов осуществляется в строго отведенных для этого местах, а именно в специально оборудованных в соответствии с действующими нормативными актами и санитарными нормами и правилами мест (площадок) накопления ТКО, согласно реестру мест накопления ТКО, утвержденных постановлением органа местного самоуправления.
Реестры размещаются в открытом доступе на официальных сайтах муниципалитетов или на порталах субъектов РФ. Согласно Постановлению Администрации Знаменского района Тамбовской области от 18.09.2019 N 829 "О внесении изменений в постановление администрации района от 12.12.2018 N 1240 "Об утверждении реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования Знаменский поссовет Знаменского района", утвержден Реестр мест (площадок) накопления ТКО.
Пунктом 21 Реестра установлен адрес места накопления (площадки) по ТКО - р.п.Знаменка ул.Красная площадь, д. 15. В приложение N 1 к проекту договора на оказание услуг по обращению с ТКО, направленного в адрес Ответчика, указан адрес: Красная площадь, д. 8.
Соответственно, место накопления ТКО (для населения), оборудованное по ул. Красная площадь, д. 15, является максимально приближенным к объекту Ответчика, так как своя оборудованная в соответствии с санитарными нормами и правилами, контейнерная площадка у него отсутствует. Доказательств обратного ответчиком не представлено.
Ответчик в своей апелляционной жалобе приводит контррасчет стоимости оказанных услуг с учетом графика работы ярмарки (по понедельникам и пятницам с 08-00 до 13-00 часов).
Представленный ответчиком контррасчет не может быть принят судом апелляционной инстанции, поскольку не соответствует вышеизложенным положениям относительно порядка расчета стоимости оказанных услуг исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Объем и стоимость оказанных истцом услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с за период с 01.01.2019 по 30.10.2020 правомерно определен региональным оператором расчетным путем исходя из нормативов накопления, рассчитанных с учетом площади и назначения принадлежащего ответчику земельного участка, и единого тарифа на услуги регионального оператора по обращению с коммунальными отходами.
При этом иной порядок определения стоимости услуг регионального оператора может быть реализован не иначе как путем заключения соответствующего договора между сторонами.
С учетом изложенного, требования истца о взыскании задолженности за услуги по обращению с ТКО за период с 01.01.2019 по 30.10.2020 в размере 989 568,88 руб. обоснованно удовлетворены судом первой инстанции в полном объеме
Доводов, основанных на доказательственной базе, апелляционная жалоба не содержит, возражения заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения (часть 4 статьи 270 АПК РФ).
При указанных обстоятельствах Арбитражного суда Тамбовской области от 31.08.2021 надлежит оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исходя из результатов рассмотрения дела, расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции относятся за заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тамбовской области от 31.08.2021 по делу N А64-3431/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Коммунальник" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.А. Аришонкова |
Судьи |
Т.И. Капишникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-3431/2021
Истец: АО "Тамбовская сетевая компания" "ТСК"
Ответчик: ООО "Коммунальник"
Третье лицо: 19 Арбитражный апелляционный суд