г. Санкт-Петербург |
|
23 февраля 2022 г. |
Дело N А56-26121/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 февраля 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Слоневской А.Ю.,
судей Богдановской Г.Н., Савиной Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Крючковой И.В.,
при участии:
от истца: Мирзеханов Р.С. по доверенности от 17.01.2021;
от ответчика: Суворова В.А. по доверенности от 10.01.2022;
от третьего лица: Воронина Э.А. по доверенности от 02.02.2021;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 13АП-41295/2021, 13АП-41626/2021) Администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Жилищное агентство Красногвардейского района Санкт-Петербурга" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.11.2021 по делу N А56-26121/2021, принятое
по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Терем"
к Администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга
о взыскании,
третье лицо: Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Жилищное агентство Красногвардейского района Санкт-Петербурга",
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Терем" (ОГРН 1147847347911, ИНН 7804542158; Санкт-Петербург, пр.Энтузиастов, д.38, лит.А, пом.31Н; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Администрации Красногвардейского района (ОГРН 1027804200236, ИНН 7806042263; Санкт-Петербург, пр.Среднеохтинский, д.50, лит.А, далее - Администрация) о взыскании задолженности за коммунальные услуги и выполненные работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома за период с 01.02.2018 по 31.12.2020 в размере 867 833 руб. 73 коп.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Жилищное агентство Красногвардейского района Санкт-Петербурга" (ОГРН 1037816003917, ИНН 7806051469; Санкт-Петербург, ул.Тарасова, д.8, корп.1; далее - Учреждение).
Решением суда от 05.11.2021 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда от 05.11.2021, Администрация и Учреждения обратились с апелляционными жалобами, в которых просят отменить решение, отказать в удовлетворении иска, ссылаясь на то, что в квартирах с 6с по 10с, площадью 281,50 кв.м., в жилых помещения, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, зарегистрированы граждане на условиях договоров социального найма. Податели жалоб указывают на несоответствие всех площадей квартир.
Определением суда от 25.01.2022 судебное заседание отложено на 15.02.2022.
Информация о времени и месте судебного заседания размещена в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Суд приобщил к материалам дела акт сверки расчетов.
В судебном заседании представитель ответчика и третьего лица поддержали доводы жалоб; представитель истца отклонил их.
Иные лица, участвующие в обособленном споре, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, что в силу статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие представителей.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании решения общего собрания собственников помещений многоквартирного лома, оформленного в форме протокола N 2 от 18.03.2015, Общество осуществляет управление многоквартирного дома по адресу: Санкт-Петербург, пр.Энтузиастов, д.24, лит.А.
Согласно письму Администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга от 06.11.2020 N 17-2555/20-0-0, поступившему в адрес истца, последнему стало известно, что распоряжением Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области от 28.06.2017 N 234-р "О безвозмездной передаче долей в праве общей долевой собственности на жилые помещения, расположенные по адресу: Санкт-Петербург, пр.Энергетиков, д.24, лит.А из государственной собственности Российской Федерации в государственную собственность Санкт-Петербурга переданы: 264/2106 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение по адресу: Санкт-Петербург, пр.Энергетиков, д.24, лит.А, кв.5-С; 5260/21110 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение по адресу: Санкт-Петербург, пр.Энергетиков, д.24, лит.А, кв.6-С; 1058/2101 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение по адресу: Санкт-Петербург, пр.Энергетиков, д.24, лит.А, кв.7-С; 661/2277 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение по адресу: Санкт-Петербург, пр.Энергетиков, д.24, лит.А, кв.8-С; 786/2103 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение по адресу: Санкт-Петербург, пр.Энергетиков, д.24, лит.А, кв.9-С; 131/2096 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение по адресу: Санкт-Петербург, пр.Энергетиков, д.24, лит.А, кв.10-С.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости собственником спорных помещений является Санкт-Петербург.
Общество за период с 01.02.2018 по 31.12.202 оказало услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, которые Администрацией, как представителем собственника спорных помещений, не оплачены, что послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 Гражданского кодекса), если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В силу пункта 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
На основании статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Частью 2 статьи 154 ЖК РФ установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
В соответствии с частью 1 статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
На основании пункта 1.1 Положения об администрации района Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19.12.2017 N 1098 (далее - Положение N 1098), администрация района Санкт-Петербурга является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, проводящим государственную политику Санкт-Петербурга и осуществляющим государственное управление на территории района Санкт-Петербурга.
Пунктом 3.13.18 Положения N 1098 установлено, что администрация района уполномочена в соответствии с действующим законодательством осуществлять полномочия Санкт-Петербурга как собственника помещений в многоквартирном доме, за исключением полномочий, отнесенных к компетенции иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга.
Подпунктом 1 части 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) предусмотрено, что в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования соответственно.
В силу пункта 4.23 Положения N 1098 полномочия главного распорядителя средств бюджета Санкт-Петербурга отнесены к полномочиям администрации.
В силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Порядок участия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, определены положениями статьи 125 ГК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Органом государственной власти, выступающим в суде от имени Санкт-Петербурга, в рамках его компетенции, установленной актами, определяющими статус этого органа, является администрация района Санкт-Петербурга на основании следующего.
В соответствии с пунктом 3 статьи 71 Устава Санкт-Петербурга (принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 14.01.1998) от имени Санкт-Петербурга права собственника осуществляют органы государственной власти Санкт-Петербурга в рамках их компетенции, установленной Уставом и иными правовыми актами, определяющими статус этих органов. Устав Санкт-Петербурга имеет высшую юридическую силу по отношению к другим правовым актам Санкт-Петербурга, правовым актам органов государственной власти Санкт-Петербурга и органов местного самоуправления, образованных на территории Санкт-Петербурга (ст. 5).
Администрация района Санкт-Петербурга является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, проводящим государственную политику Санкт-Петербурга и осуществляющим государственное управление на территории района Санкт-Петербурга (пункт 1.1 Положения N 1098).
В соответствии с пунктом 4.8 Положения N 1098 администрация района выступает от имени Санкт-Петербурга в судебных органах, иных государственных органах, органах местного самоуправления в Санкт-Петербурге по вопросам, находящимся в компетенции Администрации.
В силу подпункта 3 пункта 3 статьи 158 БК РФ главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию по искам по которым в соответствии с федеральным законом интересы соответствующего публично-правового образования представляет орган, осуществляющий в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования.
Таким образом, исходя из приведенных законоположений в их системном толковании, Администрация является органом государственной власти, выступающим в суде от имени Санкт-Петербурга в силу закона.
При изложенных обстоятельствах Администрация является надлежащим ответчиком по иску в части помещений, по которым Учреждением не заключен договор с истцом, так как представляет интересы Санкт-Петербурга как собственника помещений, имущества казны Санкт-Петербурга, в связи с чем обязана нести бремя содержания спорного имущества, включая оплату коммунальных услуг.
Факт оказания услуг подтверждается материалами дела, установлен судом и ответчиками не опровергнут. Расчет задолженности произведен с учетом действующих тарифов.
Возражая против удовлетворения иска в полном объеме, ответчик указывает на проведение с Учреждением сверки расчетов по жилой площади в многоквартирном доме, принадлежащей на праве собственности Санкт-Петербургу.
В результате сверки, проведенной по предложению апелляционного суда, выявлено расхождение между пустующей площадью, принадлежащей Санкт-Петербургу, и зарегистрированными долями. Так, на праве собственности Санкт-Петербургу суммарно принадлежит 51,50 кв.м жилой площади, а общей 98,31 кв.м. Выявлено завышение площади всех квартир на 110,16 кв.м.
Истец рассчитывал задолженность, исходя из долей собственности, что привело к завышению площади пустующих помещений и неверном определении размера задолженности без учета технического паспорта на дом. При этом не опровергнуты доводы ответчика о том, что ресурсоснабжающая организация начисляет плату, исходя из площадей помещений, а истец начисляет собственникам плату за отопление больше, чем начисляет истцу ресурсоснабжающая организация.
Ответчик представил сверку расчетов по жилой площади на основании сведений о регистрации, представленных органами учета в письме от 13.08.2021 и из Единого реестра прав на недвижимое имущество. Сведения о пользователях конкретных помещений подтверждается актом приема-передачи карточек регистрации подписанным истцом. Вопреки позиции истца из указанных документов можно достоверно определить пользователей конкретных помещений на этажах многоквартирного дома и площадь тих помещений.
Суд апелляционной инстанции, проверив расчеты сторон, установил, что расчет истца неверен, расчет долей, принадлежащих Санкт-Петербургу, не соответствует фактическим площадям (метрам) помещений.
В планах этажей, приобщенных к материалам дела, указаны жилые помещения, занятые как собственниками, так и гражданами - нанимателями.
Согласно части 3 статьи 67,части 2 статьи 153, пункту 1 Правил пользования жилыми помещениями, утвержденными Постановлением Правительства РФ 21012006, наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Таким образом, требования истца о взыскании задолженности нанимателей за жилищные и коммунальные услуги не подлежат удовлетворению, поскольку направлены на освобождение нанимателей, проживающих в многоквартирном доме, от внесения платы за занимаемые ими жилые помещения на условиях договора социального найма.
Согласно подробному расчету ответчика, представленному в апелляционный суд, основанному на верном определении площади помещений, являющихся собственностью Санкт-Петербурга и не занятых иными лицами, задолженность составила 269 169 руб. 33 коп.
При изложенных обстоятельствах, решение суда от 05.11.2021 подлежит изменению, исковые требования частичному удовлетворению. С Администрации следует взыскать в пользу Общества 269 169 руб. 33 коп. задолженности. В остальной части исковые требования отклоняются.
Расходы по государственной пошлине распределены по правилам статьи 110 АПК РФ пропорционально удовлетворенным требованиям.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.11.2021 по делу N А56-26121/2021 изменить.
Взыскать с Администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга в пользу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Терем" 269 169 руб. 33 коп. задолженности, 6 314 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Возвратить общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Терем" из федерального бюджета 5 973 руб. государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Ю. Слоневская |
Судьи |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-26121/2021
Истец: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ТЕРЕМ"
Ответчик: Администрация Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Третье лицо: САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЖИЛИЩНОЕ АГЕНСТВО КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА