г. Владимир |
|
21 февраля 2022 г. |
Дело N А79-7318/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 февраля 2022 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кастальской М.Н.,
судей Белышковой М.Б., Гущиной А.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лазаревой Э.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 22 ноября 2021 года по делу N А79-7318/2021, принятое по заявлению Прокуратуры Калининского района города Чебоксары к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике об отмене постановления от 05.08.2021 N15 о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренного по части 1 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении акционерного общества "Чувашская энергосбытовая компания" и направления дела на новое рассмотрение Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике-Чувашии, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Прокуратуры Чувашской Республики, акционерного общества "Чувашская энергосбытовая компания", Ивановой Ольги Николаевны
при участии:
от заявителя: Ярцев Ю.В. по удостоверению на основании поручения от 03.02.2022 N 8-21/680-22-20970001,
от ответчика: не явился, извещен,
от третьих лиц: не явились, извещены
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Чувашской Республики обратилась прокуратура Калининского района города Чебоксары (далее - прокуратура Калининского района г. Чебоксары или заявитель) с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике-Чувашии (далее - Управление Роспотребнадзора по Чувашской Республике - Чувашии или Управление) об отмене постановления от 05.08.2021 N 15 о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренного по части 1 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и направления дела на новое рассмотрение Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике-Чувашии.
Определением суда от 28.09.2021 к участию в деле N А79-7318/2021 в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены прокуратура Чувашской Республики, акционерное общество "Чувашская энергосбытовая компания" (далее - АО "ЧЭСК"), Иванова Ольга Николаевна (далее - Иванова О.Н.).
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики от 22 ноября 2021 года признано незаконным и отменено постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике-Чувашии от 05.08.2021 N 15 о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренного по части 1 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении акционерного общества "Чувашская энергосбытовая компания".
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление Роспотребнадзора по Чувашской Республике - Чувашии обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии, принятое по делу N А79-7318/2021 о признании незаконным и отмене постановления N 15 от 05.08.2021 Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республики - Чувашии о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении ОАО "Чувашская энергосбытовая компания" и принять по делу новый судебный акт.
Управление Роспотребнадзора по Чувашской Республике - Чувашии считает, что судом при рассмотрении заявления Прокуратуры Калининского района по делу N А79-7318/2021 нарушены нормы процессуального и материального права, имеющие существенное значение для правильного разрешения дела, поскольку суд не проверил в полном объеме дело об административном правонарушении, не изучил доказательства, содержащиеся в материалах дела, не дат правовую оценку всем обстоятельствам дела, в решении суда не содержится вывод о наличии либо отсутствии в действиях ОЛО "Чувашская энергосбытовая компания" признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ. В тексте решения суда только дана оценка факту наличия двух противоречащих друг другу постановлений, при этом, полностью проигнорированы фактические обстоятельства дела и документы, их подтверждающие.
От заявителя поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором прокуратура Калининского района г. Чебоксары просит решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии по делу N А79-7318/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике - Чувашии от 02.12.2021 -без удовлетворения.
В судебное заседание представители ответчика и третьих лиц не явились, о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение оставить без изменения.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257 - 262, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оценивая законность решения суда, апелляционная коллегия исходит из следующего.
Как следует из заявления и материалов дела, Прокуратурой Калининского района г.Чебоксары в рамках рассмотрения обращения Ивановой О.Н. в период с 02.03.2021 по 31.03.2021 выявлены нарушения жилищного законодательства в деятельности АО "ЧЭСК" при начислении платы за коммунальные услуги, а именно установлено, что предоставление отдельных коммунальных услуг Ивановой О.Н. (электроэнергия) по квартире многоквартирного жилого дома N 20 по ул. Новогородская г.Чебоксары осуществляется АО "ЧЭСК". По состоянию на 11.02.2021 по вышеуказанному жилому помещению числилась задолженность в размере 11 476 руб. 52 коп., в связи с чем в указанный день АО "ЧЭСК" исполнены мероприятия по ограничению предоставления коммунальной услуги - электроснабжение. Ивановой О.Н.
11 февраля 2021 приняты меры по погашению задолженности за потребленную электроэнергию и расходов исполнителя коммунальной услуги по возобновлению подачи электроснабжения.
Вместе с тем, АО "ЧЭСК" отказало в возобновлении подачи электроэнергии по причине неисполнения Ивановой О.Н. обязанности по возмещению расходов, связанных с введением ограничения предоставления коммунальной услуги.
В то же время, АО "ЧЭСК" в нарушение норм жилищного законодательства не обеспечило доведение до Ивановой О.Н. информации о сумме расходов, связанных с введением ограничения предоставления коммунальных услуг и способах ее погашения, что исключило возможность её своевременной оплаты, поскольку в квитанциях об оплате коммунальных услуг за период с ноября 2020 года по февраль 2021 года, а также в предоставленных ответах от 16.02.2021 и 09.03.2021 на обращения Ивановой О.Н. отсутствует информация о сумме и способах оплаты расходов, связанных с введением ограничений предоставления коммунальной услуги.
07 апреля 2021 заместителем прокурора Калининского района г.Чебоксары в отношении АО "ЧЭСК" вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ, в котором ООО "ЧЭСК" вменяется нарушение норм жилищного законодательства в связи с отсутствием информации о сумме расходов, связанных с введением ограничения предоставления коммунальных услуг и способах её погашения.
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении передано в Управление Роспотребнадзора по Чувашской Республике - Чувашии на рассмотрение.
Постановлением Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии от 05.08.2021 N 15 производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ в отношении АО "ЧЭСК" прекращено в виду отсутствия состава административного правонарушения.
Не согласившись с названным постановлением от 05.08.2021, прокуратура Калининского района г. Чебоксары обратилась в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Управлением Роспотребнадзора по Чувашской Республике - Чувашии приняты два противоречащих друг другу постановления по делу об административном правонарушении в отношении АО "ЧЭСК", что является нарушением статьи 29.11 КоАП РФ.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда и не усматривает оснований для их переоценки.
Пунктом 1 части 1.1. статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) установлено, что постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае объявления устного замечания в соответствии со статьей 2.9 настоящего Кодекса.
Статьей 30.1 КоАП РФ закреплено право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении, а равно определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, вынесенного в отношении юридического лица.
В соответствии с абзацем 4 пункта 19.2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", порядок рассмотрения дел об оспаривании постановлений о прекращении производства по делу об административном правонарушении, определений об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении определяется, как и для дел об оспаривании постановлений о назначении административного наказания, исходя из положений статьи 207 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно пункту 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" суду при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности или дела об оспаривании решения административного органа, о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений статьи 28.2 КоАП РФ, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности в силу части 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации либо для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно части 1 статьи 14.4 КоАП РФ продажа товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг, за исключением случаев, предусмотренных статьями 14.4.2 и 14.4.3 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения являются права потребителей и порядок организации предпринимательской деятельности.
Объективная сторона правонарушения состоит в том, что виновный нарушает порядок (правила) оказания услуг населению.
Правовые отношения, связанные с предоставлением коммунальных услуг потребителям в многоквартирных и индивидуальных жилых домах, наряду с Правилами N 354, в силу характера оказываемых услуг и их назначения, также регламентированы Законом РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1).
В соответствии со ст. 10 Закона N 2300-1 изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Дополнительно положениями ст. 39.1 Закона N 2300-1 закреплено, что правила оказания отдельных видов услуг, выполнения отдельных видов работ потребителям устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии со п. 31 Правил N 354 исполнитель коммунальных услуг, наряду с иным, обязан информировать потребителей об оказываемых услугах в объеме и порядке предусмотренных действующим законодательством.
Также п. 69 Правил N 354 закреплено, что основным способом доведения информации до потребителя является направление в его адрес платежных документов, которые должны содержать информацию, предусмотренную п.п. 69, 70 Правил N 354, в том числе сведения о размере определенных законом или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, неустоек (штрафов, пеней) за нарушение потребителем условий такого договора.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 26.01.2018 N 43/пр утверждена примерная форма платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг, которая содержит графу "неустойка (штраф, пеня)".
Приведенные выше нормы федерального законодательства свидетельствуют о возложении обязанности исполнителя коммунальных услуг доводить всю необходимую для предоставления коммунальных услуг информацию потребителям преимущественно путем размещения соответствующих сведений в платежных документах.
В рассматриваемом случае до потребителя коммунальных услуг Ивановой О.Н. информация о сумме расходов, связанных с введением ограничения предоставления коммунальных услуг и способах ее погашения путем размещения соответствующих сведений в платежном документе, а равно иным способом не доводилась, в связи с чем потребитель лишен возможности исполнить возложенную на него обязанность по уплате расходов связанную с введением ограничения предоставления коммунальных услуг и обеспечить возобновление предоставления коммунальных услуг.
В силу изложенного вывод Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике - Чувашии об отсутствии состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ, является незаконным.
Согласно части 1 статьи 29.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление: 1) о назначении административного наказания; 2) о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
В соответствии с частью 1 статьи 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны, в том числе: обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; мотивированное решение по делу.
Согласно части 2 статьи 29.11 КоАП РФ копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу, или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.
Вместе с тем, частью 1 статьи 29.11 КоАП РФ установлена обязанность административного органа объявить постановление по делу об административном правонарушении немедленно по окончании рассмотрения дела.
С целью подготовки мотивированного постановления, в порядке, установленном ст. 29.10 КоАП РФ текст постановления может быть изготовлен в полном объеме в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.
Применительно к данному делу в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции представитель прокуратуры Калининского района г. Чебоксары Лукина Т.В. и потерпевшая Иванова О.Н., которые участвовали 05.08.2021 в Управлении при рассмотрении материалов дела об административном правонарушении по части 1 статьи 14.4 КоАП РФ в отношении АО "ЧЭСК", судом первой установлено, что 05.08.2021 Управлением Роспотребнадзора по Чувашской Республике - Чувашии по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении АО "ЧЭСК" оглашена резолютивная часть постановления о привлечении АО "ЧЭСК" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 20 000 руб. 00 коп.
Между тем, Управлением Роспотребнадзора по Чувашской Республике - Чувашии при составлении полного текста вынесено постановление от 05.08.2021 N 15 о прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава правонарушения.
Данное нарушение, связано с умышленным нарушением административным органом установленной законодателем императивной правовой нормы (ч.1 ст.29.11 КоАП РФ).
Последствия данного нарушения в ходе судебного рассмотрения дела не могут быть устранены.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике-Чувашии от 05.08.2021 N 15 о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренного по части 1 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении акционерного общества "Чувашская энергосбытовая компания" не соответствует закону.
Вместе с тем, в части требования прокуратуры Калининского района города Чебоксары о направлении дела на новое рассмотрение Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике-Чувашии суд первой инстанции правомерно отметил, что закон (статья 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) и его официальное толкование (абзац пятый пункта 19.2 постановления Пленума ВАС РФ N 10) не обязывают суд указывать в резолютивной части судебного акта на направление материалов административного дела в административный орган.
Доводы Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике - Чувашии, изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Несогласие ответчика с выводами суда, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, не свидетельствуют о наличии в принятом судебном акте существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что Арбитражный суд Чувашской Республики принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
По правилам статьи 208 АПК РФ апелляционная жалоба на решение суда об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 22 ноября 2021 года по делу N А79-7318/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
М.Н. Кастальская |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-7318/2021
Истец: прокуратура Калининского района города Чебоксары Чувашской Республики
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике-Чувашии
Третье лицо: АО "Чувашская энергосбытовая компания", Иванова О.Н., Иванова Ольга Николаевна, Первый арбитражный апелляционный суд, Прокуратура ЧР