г. Владимир |
|
21 февраля 2022 г. |
Дело N А43-21371/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 февраля 2022 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кастальской М.Н.,
судей Гущиной А.М., Белышковой М.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лазаревой Э.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СтройИнКом" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 11 октября 2021 года по делу N А43-21371/2021, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СтройИнКом" (ИНН 5260219202) к Департаменту по недропользованию по Приволжскому федеральному округу о признании незаконным решения об отказе, формализованное в уведомлении от 19.05.2021 NНИ-ПФО-02-00-08/402
при участии:
от заявителя - адвокат Фомина О.А. на основании доверенности от 16.08.2021 сроком действия 3 года (л.д. 46).
от ответчика - не явился, извещен
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Нижегородской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "СтройИнКом" (далее - заявитель, ООО "СтройИнКом") с заявлением о признании незаконным решения Департамента по недропользованию по Приволжскому федеральному округу (далее - ответчик, Департамент, Приволжскнедра) об отказе в выдаче лицензии на пользование недрами в целях геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождения полезных ископаемых (кварцевых песков) на участке, расположенном в 0,57 км юго-западнее д.Сонино Балахнинского района Нижегородской области, формализованного в уведомлении от 19.05.2021 N НИ-ПФО-02-00-08/402.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 11 октября 2021 года в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "СтройИнКом" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Нижегородской области от 11 октября 2021 года по делу N А43-21371/2021 и принять по делу новый судебный акт, которым требования ООО "СтройИнКом" удовлетворить в полном объеме.
ООО "СтройИнКом" считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным и подлежащим отмене в связи с неправильным применением судом первой инстанции норм материального права, нарушением норм процессуального права, несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам.
От Приволжскнедра поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором ответчик считает, что в рассматриваемой ситуации решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, дополнении к ней с учетом письменных пояснений, просил решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебное заседание представители ответчика Приволжскнедра не явились, о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257 - 262, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оценивая законность решения суда, апелляционная коллегия исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Как следует из материалов дела, 17.07.2020 ООО "СтройИнКом" обратилось в Приволжскнедра с заявлением о выдаче лицензии на пользование недрами в целях геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождения полезных ископаемых (кварцевых песков) на участке, расположенном в 0,57 км юго-западнее д.Сонино Балахнинского района Нижегородской области.
Решением, формализованным в уведомлении от 19.05.2021 N НИ-ПФО-02-00-08/402, Приволжскнедра отказал в выдаче испрашиваемой лицензии, поскольку приказом Минприроды России от 09.12.2020 N 1039 введен запрет на предоставление права пользования недрами для геологического изучения по "заявительному принципу" песков на территории Нижегородской области.
Не согласившись с указанным решением, ООО "СтройИнКом" обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением.
С позиции заявителя, оспариваемое решение Приволжскнедра является незаконным и нарушающим права и интересы ООО "СтройИнКом" в сфере экономической деятельности, поскольку основан на неподлежащих применению в рассматриваемом случае изменениях, утвержденных приказом Минприроды России от 09.12.2020 N 1039
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что решение Приволжскнедра вынесено в соответствии с требованиями законодательства о недрах и не нарушает права и законные интересы ООО "СтройИнКом".
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда и не усматривает оснований для их переоценки.
В соответствии с пунктом 3 части 10.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон N 2395-1) основаниями возникновения права пользования участками недр является решение комиссии, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются также представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр в целях геологического изучения недр, за исключением недр на участках недр федерального значения и участков недр местного значения.
Порядок рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения недр (за исключением недр на участках недр федерального значения и участках недр местного значения) установлен приказом Минприроды России от 10.11.2016 N 583 (далее - Порядок N 583).
Участки недр предоставляются в пользование субъектам предпринимательской деятельности, соответствующим требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации о недрах к пользователям недр, в том числе, в случаях: а) для геологического изучения участков недр за счет собственных (в том числе привлеченных) средств пользователей недр, по которым в государственном балансе запасов полезных ископаемых отсутствуют данные о наличии запасов твердых полезных ископаемых и запасов углеводородного сырья (пункты 1.5 - 1.8 Порядка N 583) (пункт 1.4 Порядка N 583).
Пунктом 1.5 Порядка N 583 установлено, что для случая, предусмотренного подпунктом "а" пункта 1.4 настоящего Порядка, участки недр предоставляются в пользование, в том числе б) без включения их в перечни объектов, предлагаемых для предоставления в пользование в целях геологического изучения за счет собственных (в том числе привлеченных) средств пользователей недр, - для участков недр, соответствующих требованиям, установленным пунктами 1.7 и 1.8 настоящего Порядка.
На день подачи заявки ООО "СтройИнКом" (17.07.2020) Порядок N 583 предусматривал, что Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации ежегодно не позднее 1 декабря текущего года на основании предложений Федерального агентства по недропользованию утверждает перечень полезных ископаемых и (или) территорий, в отношении которых в следующем календарном году не допускается подача заявок на получение права пользования участком недр в соответствии с подпунктом "б" пункта 1.5 настоящего Порядка в целях геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений твердых полезных ископаемых или углеводородного сырья, проводимого за счет собственных (в том числе привлеченных) средств заявителей, в порядке, предусмотренном главами 4 и 5 настоящего Порядка (пункт 1.18).
Пункт 1.18 Порядка N 583 в редакции приказа Минприроды России от 09.12.2020 N 1039, вступивший в силу с 16.02.2021, установил, что Перечень полезных ископаемых и (или) территорий, в отношении которых не допускается предоставление права пользования участком недр в соответствии с подпунктом "б" пункта 1.5 настоящего Порядка, определяется в приложении 1 к настоящему Порядку.
В приложении к Порядку N 583 утвержден Перечень полезных ископаемых и (или) территорий, в отношении которых не допускается предоставление права пользования участком недр в соответствии с подпунктом "б" пункта 1.5 настоящего порядка. В данный перечень включен, в том числе песок.
В связи с данным правовым регулированием в сфере предоставления права пользования недрами для геологического изучения месторождений песка, собственник недр в Российской Федерации приказом Минприроды России от 09.12.2020 N 1039 с 16.02.2021 установил перечень полезных ископаемых и (или) территорий, в отношении которых не допускается предоставление права пользования участком недр, которые не включены в перечни объектов, предлагаемых для предоставления в пользование в целях геологического изучения за счет собственных (в том числе привлеченных) средств пользователей недр.
В рассматриваемом случае, ООО "СтройИнКом" в соответствии с разделом IV Порядка N 583 (в редакции от 14.05.2019) 17.07.2020 обратилось в Департамент с заявлением о выдаче лицензии на пользование недрами в целях геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождения полезных ископаемых (кварцевых песков) на участке, расположенном в 0,57 км юго-западнее д.Сонино Балахнинского района Нижегородской области.
В соответствии с пунктом 4.1 Порядка N 583 для получения права пользования участком недр, который указан в пункте 1.8 настоящего Порядка, в целях геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений твердых полезных ископаемых или углеводородного сырья, проводимого за счет собственных (в том числе привлеченных) средств заявителей, необходимы следующие документы и сведения: 1) заявка, в которой должны быть указаны: наименование и организационно-правовая форма, место нахождения юридического лица; фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, - для индивидуального предпринимателя; 2) копии учредительных документов, заверенные печатью заявителя (при наличии) и подписью уполномоченного лица - для юридического лица; 3) документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя - юридического лица (копия решения о назначении или об избрании либо копия приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которыми такое физическое лицо обладает правом действовать от имени заявителя без доверенности. В случае, если от имени заявителя действует иное лицо, заявка должна содержать также доверенность на осуществление действий от имени заявителя, заверенную печатью заявителя (при наличии) и подписанную руководителем (для юридического лица) или уполномоченным руководителем лицом. В случае, если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем, заявка должна содержать также документ, подтверждающий полномочия такого лица); 4) данные о финансовых возможностях заявителя, необходимых для выполнения работ, связанных с намечаемым пользованием недрами: копия годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (с приложением всех обязательных форм) за последний отчетный период, предшествующий дате подачи заявки, с отметкой налогового органа о его принятии или с приложением квитанций, подтверждающих прием налоговым органом бухгалтерской (финансовой) отчетности, заверенных в установленном порядке; справки из банковских учреждений об остатках денежных средств на счетах заявителя, полученные не ранее чем за 20 рабочих дней до даты подачи заявки; договоры займа или кредита, вступившие в силу на дату подачи заявки (в случае проведения работ за счет привлеченных средств); 5) документы, подтверждающие наличие у заявителя или у привлекаемых им подрядных организаций технических средств, технологического оборудования и квалифицированных специалистов для эффективного и безопасного ведения работ на участке недр; 6) предложения заявителя по условиям пользования недрами, включая предложения по проведению геологического изучения участка недр с указанием видов, объемов, сроков проведения работ; 6.1) согласия пользователей недр, полученные в соответствии с пунктом 1.20 настоящего Порядка; 7) предложения заявителя по обоснованию границ участка, на котором планируется проведение работ, включая план (карту), с обозначением границ участка недр, а также описание этого участка недр, при этом предельная площадь участка не может превышать значения, установленные пунктом 1.8 настоящего Порядка; 8) копия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя, заверенная в случае представления ее заявителем подписью заявителя; 9) копия свидетельства о постановке заявителя на учет в налоговом органе с указанием идентификационного номера налогоплательщика, заверенная в случае представления ее заявителем печатью заявителя (при наличии) и подписью уполномоченного лица - для юридических лиц, или подписью заявителя - для физических лиц; 10) копия документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц (для юридических лиц), заверенная в случае представления ее заявителем печатью заявителя (при наличии) и подписью уполномоченного лица; 11) копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридического лица), заверенная в случае представления ее заявителем печатью заявителя (при наличии) и подписью уполномоченного лица; 12) выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, полученная не ранее чем за один месяц до даты подачи заявки (для юридического лица); 13) выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, полученная не ранее чем за один месяц до даты подачи заявки (для индивидуального предпринимателя); 14) сведения об участке недр, в отношении которого подана заявка на получение права пользования недрами в целях геологического изучения недр, включающего поиски и оценку месторождений твердых полезных ископаемых или углеводородного сырья, проводимого за счет собственных (в том числе привлеченных) средств: о соответствии участка недр критериям, предусмотренным абзацами вторым, третьим или четвертым пункта 1.8 настоящего Порядка, полученные в срок, не превышающий 15 рабочих дней с даты поступления соответствующего запроса; об отсутствии в границах участка недр, в отношении которого подана заявка, участков недр, предоставленных в пользование или предполагаемых для предоставления в пользование в установленном порядке и (или) включенных на дату подачи заявки в перечни объектов, предлагаемых для предоставления в пользование в целях геологического изучения и (или) разведки и добычи полезных ископаемых, полученные в срок, не превышающий 15 рабочих дней с даты поступления соответствующего запроса; об отсутствии в границах участка недр особо охраняемых природных территорий федерального, регионального и местного значения; об отсутствии участков недр местного значения, предоставленных в пользование, в границах участка недр, в отношении которого подана заявка, полученные в срок, не превышающий 20 рабочих дней с даты поступления соответствующего запроса; об отсутствии у заявителя нарушений условий пользования недрами по лицензиям на пользование недрами, ранее полученным им в порядке, предусмотренном настоящей главой, и (или) об устранении заявителем нарушений условий пользования недрами по лицензиям на пользование недрами, ранее полученным им в соответствии с настоящей главой, на дату подачи заявки.
Согласно пункту 4.2 Порядка N 583 для получения права пользования участком недр, который указан в пункте 1.8 настоящего Порядка, заявитель должен представить документы и сведения, перечисленные в пункте 4.1 настоящего Порядка, за исключением документов и сведений, перечисленных в подпунктах 8 - 14 пункта 4.1 настоящего Порядка. Требование о предоставлении иных документов не допускается. Заявитель вправе представить документы и сведения, перечисленные в подпунктах 8 - 14 пункта 4.1 настоящего Порядка, по собственной инициативе.
В силу пункта 4.5 Порядка N 583 Федеральное агентство по недропользованию или его территориальный орган, в который в соответствии с пунктом 4.3 настоящего Порядка была направлена заявка, в срок, не превышающий 5 рабочих дней с даты регистрации заявки, проверяет содержание представленной заявки на предмет соответствия описи входящих в ее состав документов и сведений. Федеральное агентство по недропользованию или его территориальный орган также в срок, не превышающий 5 рабочих дней с даты регистрации заявки, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия осуществляет направление запросов в государственные органы и подведомственные государственным органам организации, в распоряжении которых находятся документы и сведения, перечисленные в подпунктах 8 - 14 пункта 4.1 настоящего Порядка. Для получения сведений о соответствии участка недр требованиям настоящего Порядка Федеральное агентство по недропользованию или его территориальный орган направляет запросы: а) в Министерство обороны Российской Федерации и Федеральную службу безопасности Российской Федерации или в их территориальные органы - в отношении наличия или отсутствия земельных участков из состава земель обороны, безопасности в границах участка недр, планируемого к предоставлению в пользование; б) в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации - в отношении наличия или отсутствия особо охраняемых природных территорий федерального значения в границах участка недр, планируемого к предоставлению в пользование; в) в соответствующий уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации - в отношении наличия или отсутствия особо охраняемых природных территорий местного или регионального значения, а также отсутствии участков недр местного значения, предоставленных в пользование, в границах участка недр, планируемого к предоставлению в пользование.
В рассматриваемом случае судом установлено, что в соответствии с пунктом 4.5 Порядка N 583 Приволжскнедра направлены запросы в Министерство обороны Российской Федерации в отношении наличия или отсутствия земельных участков из состава земель обороны в границах участка недр, планируемого к предоставлению в пользование (исх.от 23.07.2020 N ПФО-01-01-06/1499), в Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Нижегородской области в отношении наличия или отсутствия земельных участков из состава земель безопасности в границах участка недр, планируемого к предоставлению в пользование (исх.от 23.07.2020 N ПФО-01-01-06/1501), в Департамент государственной политики и регулирования в сфере развития ООПТ и Байкальской природной территории Минприроды России в отношении наличия или отсутствия особо охраняемых природных территорий федерального значения в границах участка недр, планируемого к предоставлению в пользование (исх.от 23.07.2021 N ПФО-01-01-08/1500), в Министерство природных ресурсов Нижегородской области в отношении наличия или отсутствия особо охраняемых природных территорий местного или регионального значения, а также отсутствии участков недр местного значения, предоставленных в пользование, в границах участка недр, планируемого к предоставлению в пользование (исх.от 17.07.2020 N НИ-ПФО-01-00-06/483), в ФБУ "ТФГИ по Приволжскому федеральному округу" об отсутствии в границах участка недр, планируемого к предоставлению в пользование запасов твердых полезных ископаемых, учтенных государственным балансом запасов полезных ископаемых, и (или) прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых категории Р1 и (или) Р2; об отсутствии запасов углеводородного сырья, учтенных государственным балансом запасов полезных ископаемых, и (или) прогнозных ресурсов углеводородного сырья по категории Бо и Бл; об отсутствии в границах испрашиваемого участка недр участков недр, предоставленных в пользование или предлагаемых для предоставления в пользование в установленном законом порядке и (или) включенных на дату подачи заявки в перечни объектов, предполагаемых для предоставления в пользование в целях геологического изучения и (или) разведки и добычи полезных ископаемых; об отсутствии участков недр, предоставленных в пользование после 22.07.2014 для целей геологического изучения недр с целью поисков и оценки месторождений полезных ископаемых без включения их в перечни объектов, предлагаемых для предоставления в пользование в целях геологического изучения за счет собственных (в том числе привлеченных) средств пользователей недр (за исключением участков недр, предоставляемых в пользование в целях геологического изучения недр, осуществляемого за счет государственных средств, участков местного значения), право пользования которыми было досрочно прекращено по основанию, предусмотренному частью 2 статьи 20 Закона N 2395-1, а так же сведения об отсутствии или наличии месторождений полезных ископаемых и участков недр, предоставленных в пользование в границах 5-ти километровой зоны относительно испрашиваемого участка (исх. от 17.07.2020 N НИ-ПФО-01-00-06/482).
Согласно ответу Министерства обороны Российской Федерации от 24.09.2020 вх.N 2102 в границах испрашиваемого участка недр отсутствуют земельные участки из состава земель обороны.
Из ответа Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Нижегородской области от 14.08.2020 вх.N 1745 в границах участка недр, планируемого к предоставлению в пользование, отсутствуют земельные участки, закрепленные за Управлением Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Нижегородской области.
В соответствии с письмом Министерства природных ресурсов Нижегородской от 13.08.2020 вх.N НИ-ПФО-02-00-06/884 в границах участка недр, планируемого к предоставлению в пользование, отсутствуют особо охраняемые природные территории и месторождений и участков недр местного значения общераспространённых полезных ископаемых и подземных вод. Дополнительно сообщено, что к участку недр примыкает месторождение строительных песков "Сонинское" (лицензия НЖМ от 14.05.2010 N 00147 ТЭ; план (схема) границ горного отвода месторождения "Сонинское").
ФБУ "ТФГИ по Приволжскому федеральному округу" письмом от 23.07.2020 вх.N НИПФО-01-00-07/823 сообщило об отсутствии по состоянию на 21.07.2020 в границах участка недр, планируемого к предоставлению в пользование установлено отсутствие: запасов твердых полезных ископаемых, учтенных государственным балансом запасов полезных ископаемых, и (или) прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых категории Р1 и (ил) Р2; запасов углеводородного сырья, учтенных государственным балансом запасов полезных ископаемых, и (или) прогнозных ресурсов углеводородного сырья по категории Бо и Бл; участков недр, предоставленных в пользование или предполагаемых для предоставления в пользование в установленном порядке и (или) включенных на дату заявки в перечни объектов, предлагаемых для предоставления в пользование в целях геологического изучения и или разведки и добычи полезных ископаемых, участков недр, предоставленных в пользование после 22.07.2014 для целей геологического изучения недр с целью поисков и оценки месторождений полезных ископаемых без включения их в перечни объектов, предлагаемых для предоставления в пользование в целях геологического изучения за счет собственных (в том числе привлеченных) средств пользователей недр(за исключением участков недр, предоставляемых в пользование в целях геологического изучения недр, осуществляемого за счет государственных средств, участков местного значения), право пользования которыми было досрочно прекращено по основанию, предусмотренному частью 2 статьи 20 Закона N 2395-1. В границах 5-ти километровой зоны относительно испрашиваемого участка недр "Сонинский -2" находятся участки недр предоставленные в пользование по лицензии от 13.07.2017 НЖГ 01960 ТП (ООО "СтройИнКом"), по лицензии от 14.05.2010 НЖМ 00147 ТЭ (ООО "СтройИнКом").
Ответ из Департамента государственной политики и регулирования в сфере развития ООПТ и Байкальской природной территории Минприроды России в отношении наличия или отсутствия особо охраняемых природных территорий федерального значения в границах участка недр, планируемого к предоставлению в пользование, который является обязательным в соответствии с требованиями подпункта "б" пункта 4.2 Порядка N 583 при принятии решения о выдаче лицензии на право пользование недрами, в адрес Приволжскнедра не поступил.
Согласно уведомления о вручении запрос Приволжскнедра исх.от 23.07.2020 N ПФО-01-01- 08/1507 поступил в Минприроды России 28.07.2020.
Приволжскнедра предприняты меры, направленные на получение ответа, путем направления сведений в вышестоящий орган о неполучении запрашиваемой информации, а так же путем направления повторного запроса в Минприроды России.
Ответ на повторный запрос Приволжскнедра не получен.
В соответствии с пунктом 4.6 Порядка N 583 в срок, не превышающий 8 рабочих дней с даты получения всех документов и сведений, запрошенных в соответствии с абзацем третьим пункта 4.5 Порядка, или в срок, не превышающий 10 рабочих дней с даты поступления документов и сведений, свидетельствующих о несоответствии представленной заявки, прилагаемых к ней документов и сведений, или участка недр, предполагаемого для получения права пользования в целях геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений твердых полезных ископаемых или углеводородного сырья, проводимого за счет собственных (в том числе привлеченных) средств, требованиям Порядка, Федеральное агентство по недропользованию или его территориальный орган рассматривает поступившие материалы и направляет заявку и прилагаемые к ней документы и сведения для принятия решения в Комиссию.
Апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о том, что исходя из приведенных норм Порядка рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр, заявка ООО "СтройИнКом" не могла быть передана на рассмотрение в Комиссию до получения Приволжскнедра всех необходимых сведений.
До поступления в комиссию полного пакета необходимых документов и сведений заявка Приволжскнедра не могла быть рассмотрена по существу.
Так, пунктом 4.6 Порядка N 583 прямо предусмотрено, что Комиссия в срок, не превышающий 20 рабочих дней со дня поступления заявки, документов и сведений, представленными в Комиссию в соответствии с абзацем первым настоящего пункта, осуществляет проверку заявки на наличие (отсутствие) оснований для отказа, предусмотренных пунктом 4.7 настоящего Порядка, а также рассматривает представленные материалы на предмет их соответствия основным задачам и условиям проведения работ по геологическому изучению участка недр, в том числе в части обоснования границ участка недр, а также требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации о недрах к пользователям недр.
По итогам рассмотрения представленных документов и сведений Комиссия принимает решение об удовлетворении заявки, указанной в пункте 4.1 настоящего Порядка, и предоставлении заявителю права пользования участком недр или об отказе в удовлетворении заявки, указанной в пункте 4.1 настоящего Порядка.
При этом, ООО "СтройИнКом" не воспользовалось своим правом представить вместе с заявкой документы и сведения, установленные пунктами 4.1 и 4.2 Порядка N 583, по собственной инициативе, а предоставило право их сбора Приволжскнедра, чем согласилось, что необходимые документы соберет уполномоченный орган, разделив риск того, что в период сбора документов и сведений, запрошенных в соответствии с пунктом 4.5 Порядка N 583, изменится порядок и условия предоставления разрешений на пользование недрами.
Нарушений сроков сбора указанных документов и сведений Приволжскнедра не допущено.
Довод ООО "СтройИнКом" о применении в сложившейся ситуации положений письма Минприроды России от 22.03.2018 N 05-12-53/7812, судом отклоняются, поскольку Минприроды России считает возможным использовать данное письмо с приложенным Перечнем в качестве информации уполномоченного государственного органа исполнительной власти в сфере охраны окружающей среды об отсутствии ООПТ федерального значения только лишь при проведении инженерных изысканий и разработке проектной документации на территориях административно-территориальных единиц субъекта Российской Федерации отсутствующих в Перечне.
Довод ООО "СтройИнКом" о том, что заявка является сформированной в момент ее подачи суд признает необоснованным, поскольку для получения права пользования участком недр, который указан в пункте 1.8 настоящего Порядка, в целях геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений твердых полезных ископаемых или углеводородного сырья, проводимого за счет собственных (в том числе привлеченных) средств заявителей, необходимы в том числе документы и сведения указанные в пп.8-14 п.4.1 Порядка, таким образом заявка считается полностью сформированной и подлежит направлению в Комиссию только после сбора полного перечня документов и сведений, предусмотренных п.4.1 Порядка.
Кроме того, меры восстановления нарушенного права применяются для восстановления состояния правоотношений, соответствующего требованиям права. Поэтому судебный акт о принятии таких правовосстановительных мер должен соответствовать действующему законодательству и быть исполнимым на дату его принятия.
На момент принятия суд первой инстанции судебного акта по настоящему делу права заявителя не могли быть восстановлены при рассмотрении заявления по правилам статьи 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, так как Приказом Минприроды России от 09.12.2020 N 1039 в Порядок внесены изменения, вступившие в силу 16.02.2021, согласно которым установлен запрет на предоставление права пользования недрами для геологического изучения.
Поскольку предоставление спорного участка в пользование для геологического изучения в настоящее время невозможно, удовлетворение требования ООО "СтройИнКом" не приведет к восстановлению его прав.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что совокупность оснований, необходимых для признания оспариваемого приказа в соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ, отсутствует.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что Арбитражный суд Нижегородской области принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине при подаче апелляционной жалобы суд относит на заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 11 октября 2021 года по делу N А43-21371/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СтройИнКом" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "СтройИнКом" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 1500 рублей, перечисленную по платежному поручению N 1 от 11.11.2021.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
М.Н. Кастальская |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-21371/2021
Истец: ООО "СТРОИТЕЛЬНО-ИНВЕСТИЦИОННАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ПО НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЮ ПО ПРИВОЛЖСКОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ
Третье лицо: ООО Участник "СтройИнКом" Камальдинов В.П.