город Ростов-на-Дону |
|
24 февраля 2022 г. |
дело N А32-48794/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 февраля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 февраля 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Абраменко Р.А.,
судей Сулименко О.А., Яицкой С.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Матиняном С.А.,
при участии:
от Министерства природных ресурсов Краснодарского края посредством использования системы "Картотека арбитражных дел (онлайн-заседание)": представитель Крохмаль Д.А. по доверенности от 27.12.2021;
от иных лиц, участвующих в деле: представители не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев материалы апелляционной жалобы общества с ограниченной ответственностью "Детско-юношеская спортивная школа "Пилот рейсинг тим"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.12.2021 по делу N А32-48794/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Детско-юношеская спортивная школа "Пилот рейсинг тим" (ИНН 2304049107 ОГРН 1072304000999)
к государственному казенному учреждению Краснодарского края "Комитет по лесу" (ИНН 2348027076 ОГРН 1072348002253)
при участии третьих лиц: Министерства природных ресурсов Краснодарского края
(ОГРН 1092312004113 ИНН 2312161984), Министерства природных ресурсов Российской Федерации (ОГРН 1027700221450 ИНН 7710256289)
о признании незаконным, об обязании,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Детско-юношеская спортивная школа "Пилот рейсинг тим" (далее - заявитель, ООО "ДЮСШ "Пилот рейсинг тим", спортивная школа) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным бездействия государственного казенного учреждения Краснодарского края "Комитет по лесу" (далее - заинтересованное лицо, ГКУ КК "Комитет по лесу"), выразившееся в отказе от заключения дополнительных соглашений об освобождении ООО "ДЮСШ "Пилот Рейсинг тим" от уплаты арендной платы по договору аренды N 09-01а-012 от 02.03.2009; об обязании ГКУ КК "Комитет по лесу" в течение 7 рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу заключить дополнительное соглашение с ООО "ДЮСШ "Пилот Рейсинг тим" к договору аренды N 09-01а-012 от 02.03.2009 об освобождении от уплаты арендной платы за период с 01.04.2020 по 01.07.2020.
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 18.05.2021 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство природных ресурсов Краснодарского края.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 13.12.2021 в удовлетворении ходатайства о привлечении в качестве заинтересованного лица Министерства природных ресурсов Краснодарского края, Федерального агентства лесного хозяйства отказано. В удовлетворении ходатайства об уточнении требований отказано. В удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "ДЮСШ "Пилот рейсинг тим" обжаловало его в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе заявитель просил решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы ООО "ДЮСШ "Пилот рейсинг тим" указывает, что как арендатор лесных участков полностью соответствует требованиям, необходимым для освобождения от уплаты арендных платежей, поскольку является субъектом малого предпринимательства и осуществляет на арендованном лесном участке рекреационную деятельность в виде организации детского отдыха, которая в соответствии с Постановлением N 434 относится к наиболее пострадавшим от пандемии коронавируса областям. Соответственно, отказ заинтересованного лица от освобождения заявителя от уплаты арендной платы незаконен. Доводы заинтересованного лица о том, что у заявителя отсутствовал проект освоения лесов, в связи с чем участок не мог использоваться арендатором и соответственно он не пострадал в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции не имеет причинно-следственной связи и не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований и применению п.2 ст. 10 ГК РФ. Как указывает ООО "ДЮСШ "Пилот рейсинг тим", между спортивной школой и автономными некоммерческими организациями заключено соглашение о сотрудничестве по организации отдыха и занятий спортом детей от 10.02.2020. В соответствии с названным соглашением у вышеуказанных организаций возникли права и обязанности по созданию "Детского спортивно-оздоровительного кластера" для организации детских оздоровительных лагерей на лесном участке, арендуемом ООО ДЮСШ "Пилот". Однако из-за введенных ограничений в связи с распространением новой короновирусной инфекции спортивная школа не имела возможности вести деятельность по организации отдыха и занятий спортом детей вне зависимости от наличия проекта освоения лесов. Кроме того, ООО ДЮСШ "Пилот" не имело возможность осуществлять деятельность на основании проекта освоения лесов в связи с незаконным бездействием Министерства природных ресурсов Краснодарского края, выраженным в неутверждении проекта освоения лесов на лесной участок по договору 02.03.2009 N 09-01а-012, затягивании рассмотрения обращения общества. Заявитель, действуя разумно и добросовестно, уплатил в установленные договором сроки за спорный период арендную плату в размере 887 839,65 руб., денежные средства перечислены Министерству природных ресурсов Краснодарского края в соответствии с условиями договора аренды.
В апелляционный суд от Министерства природных ресурсов Краснодарского края поступил отзыв на апелляционную жалобу.
В судебном заседании представитель Министерства природных ресурсов Краснодарского края против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, просил обжалуемый судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, не обеспечили явку своих представителей в судебное заседание. Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Протокольным определением от 22.02.2022 апелляционная коллегия отказала в приобщении к материалам дела отзыва Министерства природных ресурсов Краснодарского края на апелляционную жалобу ввиду нарушения части 2 статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Так, при изучении представленных третьим лицом реестра почтовых отправлений, апелляционным судом по сведениям сайта АО "Почта России" установлено, что направленные министерством документы участвующим в деле лицам организацией почтовой связи еще не доставлены. Направление произведено незаблаговременно, документы не поступили в отделение почтовой связи адресата.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Министерства природных ресурсов Краснодарского края, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует их материалов дела, между ГКУ КК "Комитет по лесу" (арендодатель) и ООО "Агросил-Юг" (арендатор) был заключен договор аренды лесного участка N 09-01а-012 от 02.03.2009, согласно которому арендодатель, действующий в соответствии со статьями 72 и 74 Лесного кодекса Российской Федерации, на основании протокола аукциона N 09-01a-012 от 20 февраля 2009 года, обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок в составе земель лесного фонда, находящийся в государственной собственности, определенный в пункте 1.2 настоящего договора (п.1.1 договора).
В соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21.07.1997 N 122-ФЗ договор аренды был зарегистрирован в установленном порядке 28.10.2009 в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю.
Лесной участок площадью 112,4 гектара, предоставляемый в аренду по настоящему договору, имеет местоположение: Краснодарский край, лесничество Геленджикское, участковое лесничество Кабардинское, квартал 51А выдела 1, 2, 3, 5, 9, 13, 14, 10, квартал 54А выдела 1, 3, 4, 5, 7, 8, 10, 11, 12, 13, 15 части выделов 14, 16, 17, 19, 20, 21, 23, 22 (пункт 1.2. договора аренды).
Согласно приложению N 3 к договору аренды, целью использования лесов на арендуемом лесном участке является осуществление рекреационной деятельности.
12.08.2020 между ООО "Агросил-Юг" и ООО "ДЮСШ Пилот рейсинг тим" заключено соглашение о передаче арендатора прав и обязанностей по договору аренды лесного участка N 09-01а-012 от 02.03.2009. Договор о передаче прав и обязанностей был зарегистрирован в установленном порядке в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю.
28.08.2020 ООО "ДЮСШ "Пилот Рейсинг тим" направило в ГКУ КК "Комитет по лесу" обращение N 01/28/08 о заключении дополнительных соглашений со спортивной школой как субъектом малого и среднего предпринимательства, предусматривающих освобождение арендатора от оплаты арендной платы за апрель - июнь 2020 по договору аренды лесного участка N 09-01a-012 от 02.03.2009.
Письмом N 111-5045 /20 от 01.09.2020 учреждение отказало ООО "ДЮСШ "Пилот рейсинг тим" в заключении дополнительных соглашений, поскольку отсутствовали основания для рассмотрения вопроса о заключении дополнительного соглашения к расторгнутому договору аренды лесного участка от 02.03.2009 N 09-01а-012.
Посчитав данный отказ незаконным, ООО "ДЮСШ "Пилот Рейсинг тим" обратилось в суд с заявлением.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Согласно пунктам 3 и 4 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, отсутствие хотя бы одного из указанных условий является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований (часть 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на принявшие акт, решение или совершившие действия (бездействие) орган или лицо (статья 65 и часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Отношения сторон по настоящему делу возникли из договора аренды лесного участка N 09-01а-012 от 02.03.2009, регламентированы Лесным кодексом Российской Федерации и главой 34 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно статье 606 Гражданского кодекса Российской Федерации, арендодатель обязуется предоставить имущество арендатору за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
По договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статье 73 Лесного кодекса Российской Федерации, размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи.
В силу статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить арендную плату. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Материалами дела подтверждается, что заявитель является стороной договора аренды лесного участка, в соответствии с которым ему предоставлено право использовать лесной участок для рекреационных целей, и на заявителя возложена обязанность по внесению арендной платы за пользование лесным участком.
Ссылаясь на положения статьи 19 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", спортивная школа обратилась 28.08.2020 с заявлением об освобождении от уплаты арендной платы за период с 01.04.2020 по 01.07.2020.
По результатам рассмотрения обращения ГКУ КК "Комитет по лесу" в письме от N 111-5045 /20 от 01.09.2020 указало на отсутствие предусмотренных статьей 19 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ оснований для предоставления отсрочки в отношении заявителя, поскольку договор аренды лесного участка от 02.03.2009 N 09-01а-012 расторгнут в судебном порядке.
Как установил суд первой инстанции, в рамках дела N А32-54308/2019 на спортивную школу возложена обязанность в течение одного месяца со дня вступления в законную силу судебного акта возвратить ГКУ КК "Комитет по лесу" по акту приема-передачи лесной участок, переданный по договору аренды от 02.03.2009 N 09-01а-01. Решение арбитражного суда вступило в законную силу 25.08.2020. На момент обращения 28.08.2020 с заявлением о заключении дополнительного соглашения к договору аренды от 02.03.2009 N 09-01а-01 в учреждение, вступившим в законную силу решением суда указанный договор уже был расторгнут.
Таким образом, суд первой инстанции справедливо отметил, что предложение о заключении дополнительного соглашения об освобождении от оплаты арендной платы, по существу, направлено на внесение изменений в договор, обязательства по которому ранее прекратились в связи с его расторжением.
Вместе с тем, заявитель апелляционной жалобы категорически не согласен с вынесенным учреждением отказом в освобождении заявителя от уплаты арендной платы по договору аренды от 02.03.2009 N 09-01а-01. Как указывает заявитель, ООО "ДЮСШ "Пилот рейсинг тим" полностью соответствует требованиям, необходимым для освобождения от уплаты арендных платежей, поскольку является субъектом малого предпринимательства и осуществляет на арендованном лесном участке рекреационную деятельность в виде организации детского отдыха, которая в соответствии с Постановлением N 434 относится к наиболее пострадавшим от пандемии коронавируса областям.
Оценивая указанные доводы, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В соответствии с ч. 1 статьи 19 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (далее - Закон N 98-ФЗ) в отношении договоров аренды недвижимого имущества, заключенных до принятия в 2020 году органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (в редакции настоящего Федерального закона) решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации, в течение 30 дней со дня обращения арендатора соответствующего объекта недвижимого имущества арендодатель обязан заключить дополнительное соглашение, предусматривающее отсрочку уплаты арендной платы, предусмотренной в 2020 году. Требования к условиям и срокам такой отсрочки устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Частью 2 статьи 19 Закон N 98-ФЗ установлено, что размер арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества, заключенным до принятия в 2020 году органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (в редакции настоящего Федерального закона) решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации, может изменяться по соглашению сторон в любое время в течение 2020 года.
Арендатор по договорам аренды недвижимого имущества вправе потребовать уменьшения арендной платы за период 2020 года в связи с невозможностью использования имущества, связанной с принятием органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (в редакции настоящего Федерального закона) решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации (ч. 3 ст. 19 Закон N 98-ФЗ).
При этом арендатор, являющийся субъектом малого или среднего предпринимательства и осуществляющий деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, Перечень которых утвержден Правительством Российской Федерации, вправе потребовать уменьшения арендной платы на срок до одного года по договору аренды, заключенному до принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (в редакции настоящего Федерального закона) решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации, в отношении зданий, сооружений, нежилых помещений или их частей, используемых в целях осуществления этим арендатором указанной деятельности (ч. 4 ст. 19 Закон N 98-ФЗ).
Указом Президента Российской Федерации от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) с 4 по 30 апреля 2020 включительно установлены нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы. Указом Президента Российской Федерации от 28.04.2020 N 294 данный срок продлен с 6 по 8 мая 2020 года включительно.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 13.03.2020 N 129 "О введении режима повышенной готовности на территории Краснодарского края и мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" с 0 часов 00 минут 15.03.2020 до 0 часов 00 минут 06.06.2020 на территории Краснодарского края введен режим функционирования повышенной готовности, постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 31.03.2020 N 185 "О введении ограничительных мероприятий (карантина) на территории Краснодарского края" с 18 часов 00 минут 31.03.2020 до 0 часов 00 минут 06.06.2020 на территории Краснодарского края введены ограничительные мероприятия (карантин).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 439 утверждены Требования к условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества. В соответствии с пунктом 3 данных Требований отсрочка предоставляется на срок до 1 октября 2020, начиная с даты введения режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации, на условиях, перечисленных в указанном пункте.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 2, обязательства сторон договора аренды считаются измененными в части предоставления арендатору отсрочки уплаты арендной платы с даты введения режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации независимо от даты заключения дополнительного соглашения к договору аренды либо даты вступления в законную силу решения суда о понуждении арендодателя к заключению дополнительного соглашения к договору аренды (ответ на вопрос N 3).
Право на отсрочку уплаты арендной платы на основании части 1 статьи 19 Закона N 98-ФЗ и на условиях, указанных в пункте 3 Требований, имеют организации и индивидуальные предприниматели - арендаторы недвижимого имущества, за исключением жилых помещений, по договорам аренды, заключенным до принятия органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации указанного в этой норме решения, которые осуществляют деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.
Установление наличия иных дополнительных оснований или условий для предоставления отсрочки уплаты арендной платы в силу части 1 статьи 19 Закона N 98-ФЗ, в том числе невозможности пользоваться арендованным имуществом по назначению, в соответствии с положениями указанных правовых норм не требуется.
Из изложенного следует, что введение режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации является основанием для предоставления отсрочки уплаты арендной платы либо уменьшения ее размера, а не освобождением от уплаты арендных платежей в полном размере.
Между тем, как установлено судом первой инстанции, предметом настоящего иска является требование о признании незаконным отказа и об обязании ГКУ КК "Комитет по лесу" заключить дополнительное соглашение к договору аренды N 09-01а-012 от 02.03.2009 об освобождении от уплаты арендной платы за период с 01.04.2020 по 01.07.2020.
Одной из антикризисных мер, принятых в связи с коронавирусом (COVID-19), является распоряжение Правительства Российской Федерации от 19.03.2020 N 670-р "О мерах поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства" (далее - распоряжение N 670-р).
В силу подпункта "б" пункта 1 распоряжения Правительства Российской Федерации от 19.03.2020 N 670-р "О мерах поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства" Росимуществу по договорам аренды федерального имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации (в том числе земельных участков), которые заключены до 01.04.2020 и арендаторами по которым являются субъекты малого и среднего предпринимательства, включенные в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечить: освобождение арендаторов, осуществляющих деятельность в одной или нескольких отраслях по перечню отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434 "Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции", от уплаты арендных платежей с 01.04.2020 по 01.07.2020. Дополнительные соглашения к договорам аренды, предусматривающие такое освобождение, подлежат заключению в течение 7 рабочих дней со дня поступления соответствующего обращения арендаторов. Арендатор определяется по основному или дополнительным видам экономической деятельности, информация о которых содержится в Едином государственном реестре юридических лиц либо Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 01.04.2020.
Из буквального толкования указанной нормы следует, что арендаторы, являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства, и осуществляющие деятельность в одной или нескольких отраслях по перечню отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434 "Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции", имеют право на освобождение от уплаты арендной платы с 01.04.2020 по 01.07.2020 по договорам аренды федерального имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации (в том числе земельных участков), которые заключены до 01.04.2020 с Росимуществом.
Данное толкование подтверждается содержанием иных пунктов распоряжения Правительства Российской Федерации от 19.03.2020 N 670-р, в частности пункта 2, согласно которому федеральным органам исполнительной власти, а также государственным предприятиям и государственным учреждениям, находящимся в их ведении, по договорам аренды федерального имущества, которые заключены до 01.04.2020 и арендаторами по которым являются субъекты малого и среднего предпринимательства, включенные в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющие деятельность в одной или нескольких отраслях по перечню отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434 "Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции" обеспечить предоставление отсрочки уплаты арендной платы, предусмотренной в 2020 году.
Поскольку договор аренды лесного участка от N 09-01а-012 от 02.03.2009 заключен не с Росимуществом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что с ООО "ДЮСШ "Пилот рейсинг тим"не может быть заключено дополнительное соглашение к указанному договору об освобождении от уплаты арендной платы за апрель - июнь 2020 года на основании подпункта "б" пункта 1 распоряжения Правительства Российской Федерации от 19.03.2020 N 670-р "О мерах поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства".
В соответствии с пунктом 4 Распоряжения N 670-р органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано руководствоваться вышеуказанными положениями.
Таким образом, на органы государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений (статья 83 Лесного кодекса Российской Федерации), не возложена обязанность по освобождению от уплаты платежей по договорам аренды федерального имущества.
Кроме того, для возникновения обязательства по внесению арендной платы за пользование имуществом необходимо и достаточно наличия основания для его использования по договору аренды, а также факта передачи предмета договора арендатору.
В соответствии с данными сайта ФНС России, ООО "ДЮСШ"Пилот рейсинг тим" включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно выписке ЕГРЮЛ, основным видом деятельности общества является - образование профессиональное дополнительное (код ОКВЭД 2-"85.42").
Код ОКВЭД 2 - 85.42, включает в себя деятельность школ подготовки водителей автотранспортных средств, школ обучения вождению воздушных и плавательных судов, без выдачи коммерческих сертификатов и лицензий, деятельность по дополнительному профессиональному образованию прочую, в том числе курсы по подготовке охранников; курсы выживания; ораторские курсы; курсы скорочтения; обучение работодателей и работников по охране труда; подготовку, переподготовку, повышение квалификации и дополнительное профессиональное образование специалистов в области использования атомной энергии. Каждая отрасль (сфера деятельности) в Перечне определяется соответствующими кодами ОКВЭД 2, в котором отражены отдельные классы, подклассы, группы, подгруппы и виды. В случае, если в Перечне приведен целиком класс или подкласс, это означает, что все входящие в него группировки (группы, подгруппы, виды) также включены в Перечень.
Дополнительными видом деятельности в соответствии с выпиской ЕГРЮЛ общества являются: деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта (49.3) и деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания (55.1). Данные виды деятельности включены в перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434 "Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции".
Между тем, договор аренды заключен в соответствии со статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации по виду использования лесов "осуществление рекреационной деятельности", вся деятельность арендатора на лесном участке также регламентирована лесным законодательством Российской Федерации. Арендная плата в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" взимается за использование природных ресурсов (земель лесного фонда). Соответственно отрасль, в которой осуществляет свою деятельность общество - лесное хозяйство.
Кроме того, если арендодателем будет доказано, что конкретный арендатор в действительности не пострадал и с очевидностью не пострадает в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, и его требования являются проявлением заведомо недобросовестного поведения (например, в случае использования им объекта аренды вопреки установленным ограничительным мерам), суд в зависимости от обстоятельств дела и с учетом характера и последствий такого поведения может отказать в защите принадлежащего арендатору права полностью или частично (пункт 2 статьи 10 ГК РФ, пункт 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации") (ответ на вопрос N 4).
Таким образом, признание распространения новой коронавирусной инфекции обстоятельством непреодолимой силы не может быть универсальным для всех категорий должников, независимо от типа их деятельности, условий ее осуществления, в том числе региона, в котором действует организация, в силу чего существование обстоятельств непреодолимой силы должно быть установлено с учетом обстоятельств конкретного дела (в том числе срока исполнения обязательств, характера неисполненного обязательства, разумности и добросовестности действий должника и т.д.).
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Однако доказательства того, что ООО "ДЮСШ "Пилот рейсинг тим" понесло убытки в связи с невозможностью осуществления деятельности и тем самым пострадало в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, суду не представлены.
Доказательств использования лесного участка в период с 01.04.2020 по 01.07.2020 заявителем в материалах дела не имеется. Более того, в рамках дела N А32-54308/2019 спортивная школа указала, что с июля 2018 года по январь 2020 года (более двух с половиной лет) не пользовалась лесным участком, в связи с неблагоприятными природными условиями. Доказательств обратного в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
Кроме того, из анализа лесного законодательства следует, что осуществление арендатором деятельности на лесном участке возможно лишь в соответствии с проектом освоения лесов, получившим положительное заключение государственной экспертизы. При рассмотрении дела N А32-54308/2019 судами исследован вопрос о несвоевременной разработке обществом проекта освоения лесов.
Доводы о том, что ООО ДЮСШ "Пилот" не имело возможность осуществлять деятельность на основании проекта освоения лесов в связи с незаконным бездействием Министерства природных ресурсов Краснодарского края, выраженным в не утверждении проекта освоения лесов на лесной участок по договору 02.03.2009 N 09-01а-012, затягивании рассмотрения обращения общества, документально не подтверждены. Доказательства того, что невыполнение указанной обязанности обусловлено неправомерными действиями (бездействием) арендодателя, в материалах дела NА32-54308/2019 не имелось.
Таким образом, в части ведения хозяйственной деятельности на лесных участках в независимости от распространения новой коронавирусной инфекции, было невозможным при отсутствии проекта освоения лесов.
ООО ДЮСШ "Пилот" не представлены доказательства, подтверждающие приостановление пользования лесным участком в спорный период в связи с пандемией новой коронавирусной инфекции, тяжелой финансовой ситуацией, складывающейся в регионе по причине вводимых на рынке региона ограничений.
При этом, как было отмечено выше, обращение N 01/28/08 о заключении дополнительных соглашений со спортивной школой как субъектом малого и среднего предпринимательства, предусматривающих освобождение арендатора от оплаты арендной платы за апрель - июнь 2020 года по договору аренды лесного участка N 09-01a-012 от 02.03.2009 было направлено 28.08.2020, в то время как суд первой инстанции вынес решение от 11.06.2020 по делу NА32-54308/2019, которым спорный договор аренды был расторгнут. Решение вступило в законную силу 24.08.2020.
Согласно пункту 3 статьи 453 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае изменения или расторжения договора обязательства считаются измененными или прекращенными с момента заключения соглашения сторон об изменении или о расторжении договора, если иное не вытекает из соглашения или характера изменения договора, а при изменении или расторжении договора в судебном порядке - с момента вступления в законную силу решения суда об изменении или о расторжении договора.
Таким образом, избранный ООО "ДЮСШ "Пилот Рейсинг тим" способ защиты по существу направлен на восстановление юридической силы расторгнутого договора, что не может быть признано обоснованным с учетом принципа обязательности судебных актов (часть 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации одной из задач судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
Бремя доказывания факта нарушения прав и интересов заявителя следует также из положений статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которым лицо, заинтересованное в защите своих прав, вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав. Заинтересованность как процессуальная категория предполагает собой нарушение охраняемых законом прав и (или) интересов заявителя.
Если заявителем не будет доказан факт нарушения его прав в результате издания ненормативного правового акта, решения, осуществления противоправных действий (бездействия), суд отказывает в удовлетворении заявленных требований.
При этом судебная защита нарушенных прав направлена на их восстановление и избранный стороной способ защиты нарушенного права должен соответствовать такому праву и должен быть направлен на его восстановление.
В рассматриваемом споре заявитель не доказал нарушение своих прав и законных интересов оспариваемыми действиями учреждения.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, приведенные и другие собранные по делу доказательства, обосновывающие наличие или отсутствие имеющих значение для дела обстоятельств, исследованные и оцененные арбитражным судом первой инстанции по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в своей совокупности достаточны для вывода о необоснованности заявленных требований.
Ссылка заявителя жалобы на то, что заявитель, действуя разумно и добросовестно, уплатил в установленные договором сроки за спорный период арендную плату в размере 887 839,65 руб., денежные средства перечислены Министерству природных ресурсов Краснодарского края в соответствии с условиями договора аренды, не принимается апелляционной коллегией, поскольку данное требование не связано ни с предметом, ни с основанием первоначально поданного заявления об оспаривании ненормативных правовых актов. В свою очередь, спортивная школа не лишена права обратиться в суд с самостоятельным иском о взыскании неосновательного обогащения.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в заявленных требованиях.
Возражениями заявителя, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Учитывая, что все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, судом установлены и подтверждены представленными в материалы дела доказательствами, оснований для иных выводов по существу спора у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, допущенных судом при принятии обжалуемого судебного акта, являющихся безусловным основанием для его отмены, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.12.2021 по делу N А32-48794/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Р.А. Абраменко |
Судьи |
О.А. Сулименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-48794/2020
Истец: ОДО "ДЮСШ"Пилот рейсинг тим", ООО "Детско-юношеская спортивная школа "Пилот рейсинг тим"
Ответчик: ГКУ КК "Комитет по лесу", Государственное казенное учреждение Краснодарского края "Комитет по лесу"
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РФ, Министерство природных ресурсов Краснодарского края