22 февраля 2022 г. |
А43-25712/2021 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Белышковой М.Б., Кастальской М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной С.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Черемушки" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 21.10.2021 по делу N А43-25712/2021,
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Черемушки" (ИНН 2115903500, ОГРН 1062137017084) о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального Управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому Федеральному округу от 21.07.2021 N 0401/070721/03336.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Черемушки" - Яковлев А.К., директор на основании выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 03.02.2022 и приказа от 20.01.2022 N 02.
Межрегиональное Управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому Федеральному округу, извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителя в судебное заседание не обеспечило.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя общества с ограниченной ответственностью "Черемушки", Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Межрегиональным управлением Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу (далее - Управление, административный орган) произведен анализ информации, зафиксированной в единой государственной автоматизированной информационной сети учета объемов производства и оборота этилового спирта алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - ЕГАИС) (отчет от 07.05.2021 о результатах мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями), в результате которого установлено, что общество с ограниченной ответственностью "Черемушки" (далее - Общество, ООО "Черемушки") по адресу места осуществления деятельности: 429900, Чувашская Республика, Цивильский район, г. Цивильск, ул. Советская, д. 80А, 05.04.2021 осуществило оборот (поставку) алкогольной продукции (пива, пивного напитка), не соответствующей требованиям ГОСТ (с истекшим сроком годности), тем самым создавая угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан.
По сведениям, содержащимся в ЕГАИС ("Отчет о постановке алкогольной продукции с истекшим сроком годности от 04.05.2021"), Общество осуществило оборот (поставку) алкогольной продукции (пива, пивного напитка) с истекшим сроком годности в общем количестве 2,075 дал в адрес индивидуального предпринимателя Яковлева Александра Кирилловича (далее - ИП Яковлев А.К.).
Согласно сведениям, содержащимся в ЕГАИС ("Отчет об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции"), ИП Яковлев А.К. зафиксировал закупку алкогольной продукции от ООО "Черемушки" по товарно-транспортной накладной от 05.04.2021 N 6, в том числе:
- пива "Бад Лайт" светлого, пастеризованного, крепость 4,1%, емкость 0,47л (стеклянная бутылка), производитель АО "АБ ИНБЕВ ЭФЕС", дата розлива 11.02.2020, срок годности 365 суток, в количестве 0,188 дал с истекшим сроком годности, статус ТНН -"принята".
- пива "Клинское светлое" светлого, пастеризованного, крепость 4,7%, емкость 0,45л (алюминиевая банка), производитель АО "АБ ИНБЕР ЭФЕС", дата розлива 12.12.2019, срок годности 365 суток, в количестве 0,72 дал с истекшим сроком годности, статус ТНН - "принята",
- пива "Брама" светлого, пастеризованного, крепость 4,3%, емкость 0,45л (стеклянная бутылка), производитель АО "АБ ИНБЕС ЭФЕС", дата розлива 09.11.2019, срок годности 365 суток, в количестве 0,45 дал с истекшим сроком годности, статус ТТН -"принят".
- пива "Старый мельник из Бочонка Мягкое" светлого, пастеризованного, крепость 4,3%, емкость 0,45л (стеклянная бутылка), производитель АО "АБ ИНБЕС ЭФЕС", дата розлива 13.03.2020, срок годности 365 суток, в количестве 0,27 дал с истекшим сроком годности, статус ТТН - "принята".
- пивного напитка "ЭССА" со вкусом и ароматом апельсина и вишни, пастеризованного, крепость 6,5%, емкость 0,45л (бутылка стеклянная), производитель АО "АБ ИНБЕВ ЭФЕС", дата розлива 10.01.2020, срок годности 365 суток, в количестве 0,45 дал с истекшим сроком годности, статус ТТН - "принята".
В заявке о фиксации в ЕГАИС информации об установленном расхождении количества поставленной продукции актом от 06.04.2021 N 00РЧ-000029 ИП Яковлев А.К. подтвердил прием алкогольной продукции от ООО "Черемушки" по товарно-транспортной накладной от 05.04.2021 N 6.
Усмотрев в деянии Общества признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), должностное лицо административного органа 07.07.2021 составило в отношении Общества протокол об административном правонарушении N 0401/070721/03336.
По итогам рассмотрения материалов административного дела Управлением 21.07.2021 вынесено постановление N 0401/070721/03336 о привлечении Общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления от 21.07.2021 N 0401/070721/03336.
Арбитражный суд Нижегородской области решением от 21.10.2021 изменил постановление Управления от 21.07.2021 N 0401/070721/03336 в части административного наказания, уменьшив размер штрафа до 150 000 руб.
Общество обратилось в суд с апелляционной жалобой и дополнением к ней, в которых просило изменить решение суда первой инстанции и уменьшить размер административного штрафа с 150 000 руб. до 50 000 руб.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что при принятии решения о снижении наказания суд не в полной мере учел обстоятельства и доказательства, представленные Обществом.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, заявил ходатайство о приобщении к материалам дела следующих документов: анализа движения номенклатуры в разрезе видов продукции; справки относительно спорной продукции; справки об открытии расчетного счета; справки о движении денежных средств по расчетным счетам; справки о средней заработной плате, справки о наличии ребенка-инвалида.
Рассмотрев заявленное ходатайство, суд апелляционной инстанции частично его удовлетворил и приобщил к материалам дела анализ движения номенклатуры в разрезе видов продукции и справку относительно спорной продукции. В приобщении справки об открытии расчетного счета, справки о движении денежных средств по расчетным счетам, справки о средней заработной плате и справки о наличии ребенка-инвалида суд отказал ввиду отсутствия уважительных причин невозможности представления этих документов в суд первой инстанции.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя Управления.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 14. 43 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекс.
Частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ установлена ответственность за действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
Согласно примечанию к данной норме, под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в настоящей статье, статьях 14.46.2 и 14.47 настоящего Кодекса понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, действующими в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1 - 2 и 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) устанавливает правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации.
Государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области (часть 1 статьи 1 Федерального закона N 171-ФЗ).
Организации, осуществляющие деятельность в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, обязаны соблюдать требования, установленные Федеральным законом N 171-ФЗ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 171-ФЗ алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк, виноградная водка, бренди), вино, крепленое вино, игристое вино, включая российское шампанское, виноградосодержащие напитки, плодовая алкогольная продукция, плодовые алкогольные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха;
В пункте 16 статьи 2 Федерального закона N 171-ФЗ определено, что оборот - закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего Федерального закона.
Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Федеральный закон N 29-ФЗ) запрещается обращение пищевых продуктов, материалов и изделий, которые не соответствуют представленной информации, в том числе имеют в своем составе нормируемые вещества в количествах, не соответствующих установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации значениям, и (или) содержат предметы, частицы, вещества и организмы, которые образовались или были добавлены (внесены) в процессе производства пищевых продуктов (загрязнители), наличие которых может оказать вредное воздействие на человека и будущие поколения, информация о которых до потребителя не доведена, и (или) которые не имеют установленных сроков годности для пищевых продуктов, материалов и изделий (в отношении которых установление срока годности является обязательным) или срок годности которых истек, и (или) показатели которых не соответствуют требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, образцу, документам по стандартизации, технической документации.
Пищевые продукты, материалы и изделия, указанные в абзацах втором и третьем пункта 2 настоящей статьи, признаются опасными и утилизируются или уничтожаются без проведения экспертизы в случаях, устанавливаемых Правительством Российской Федерации (пункт 3 статьи 3 Федерального закона N 29-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона N 29-ФЗ сроки годности пищевых продуктов, материалов и изделий устанавливаются в отношении таких пищевых продуктов, материалов и изделий, качество которых по истечении определенного срока с момента их изготовления ухудшается, которые приобретают свойства, представляющие опасность для здоровья человека, и в связи с этим утрачивают пригодность для использования по назначению.
Согласно статье 4 ТР ТС 021/2011 пищевая продукция - продукты животного, растительного, микробиологического, минерального. искусственного или биотехнологического происхождения в натуральном, обработанном или переработанном виде, которые предназначены для употребления человеком в пищу, в том числе специализированная пищевая продукция, питьевая вода, расфасованная в емкости, питьевая минеральная вода, алкогольная продукция (в том числе пиво и напитки на основе пива), безалкогольные напитки, биологически активные добавки к пище (БЛД), жевательная резинка, закваски и стартовые культуры микроорганизмов, дрожжи, пищевые добавки и ароматизаторы, а также продовольственное (пищевое) сырье.
Статьей 7 ТР ТС 021/2011 предусмотрено, что пищевая продукция, находящаяся в обращении на таможенной территории Таможенного союза в течение установленного срока годности, при использовании по назначению должна быть безопасной. Изготовители, продавцы и лица, выполняющие функции иностранных изготовителей пищевой продукции, обязаны осуществлять процессы ее производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования) и реализации таким образом, чтобы такая продукция соответствовала требованиям, установленным к ней настоящим техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции (статья 10 ТР ТС 021 /2011).
Согласно пункту 12 статьи 17 ТР ТС 021/2011 при реализации пищевой продукции должны соблюдаться условия хранения и сроки годности такой продукции, установленные ее изготовителем.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29.11.2012 N 1588-ст утвержден и введен в действие с 01.07.2013 Межгосударственный стандарт ГОСТ 31711-2012 "Пиво. Общие технические условия" (далее - ГОСТ 31711-2012).
В соответствии с пунктом 5.1.4 ГОСТ 31711-2012 сведения об органолептических, физико-химических показателях пива, пищевой ценности, сроков годности, обусловленных особенностях используемого сырья, технологии производства и условиях розлива устанавливает изготовитель в технологической инструкции на пиво конкретного наименования.
В соответствии с пунктом 2 Положения о представлении уведомлений о начале оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2013 N 474, уведомления представляются в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка организациями - юридическими лицами, а также сельскохозяйственными товаропроизводителями (организациями, индивидуальными предпринимателями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами), признаваемыми таковыми в соответствии с Федеральным законом "О развитии сельского хозяйства", которые осуществляют поставку алкогольной продукции определенного наименования на территорию Российской Федерации.
Пунктом 6 указанного положения предусмотрено, что уведомление содержит, в том числе информацию о сроках годности на данный вид алкогольной продукции.
Информация об алкогольной продукции, содержащаяся в уведомлении, вносится в Федеральный реестр алкогольной продукции.
Как установлено судом первой инстанции, согласно сведениям, содержащимся в ЕГАИС ("Отчет о постановке алкогольной продукции с истекшим сроком годности от 04.05.2021"), Общество осуществило оборот (поставку) алкогольной продукции (пива, пивного напитка) с истекшим сроком годности в общем количестве 2,075 дал в адрес ИП Яковлева А.К.
По информации ЕГАИС ИП Яковлев А.К. зафиксировал закупку алкогольной продукции от Общества по товарно-транспортной накладной от 05.04.2020 N 6, а именно:
- пива "Бад Лайт" светлого, пастеризованного, крепость 4,1%, емкость 0,47л (стеклянная бутылка), производитель АО "АБ ИНБЕВ ЭФЕС", дата розлива 11.02.2020, срок годности 365 суток, в количестве 0,188 дал с истекшим сроком годности.
- пива "Клинское светлое" светлого, пастеризованного, крепость 4,7%, емкость 0,45л (алюминиевая банка), производитель АО "АБ ИНБЕР ЭФЕС", дата розлива 12.12.2019, срок годности 365 суток, в количестве 0,72 дал с истекшим сроком годности.
- пива "Брама" светлого, пастеризованного, крепость 4,3%, емкость 0,45л (стеклянная бутылка), производитель АО "АБ ИНБЕС ЭФЕС", дата розлива 09.11.2019, срок годности 365 суток, в количестве 0,45 дал с истекшим сроком годности.
- пива "Старый мельник из Бочонка Мягкое" светлого, пастеризованного, крепость 4,3%, емкость 0,45л (стеклянная бутылка), производитель АО "АБ ИНБЕС ЭФЕС", дата розлива 13.03.2020, срок годности 365 суток, в количестве 0,27 дал с истекшим сроком годности.
- пивного напитка "ЭССА" со вкусом и ароматом апельсина и вишни, пастеризованного, крепость 6,5%, емкость 0,45л (бутылка стеклянная), производитель АО "АБ ИНБЕВ ЭФЕС", дата розлива 10.01.2020, срок годности 365 суток, в количестве 0,4 5 дал с истекшим сроком годности.
Таким образом, Общество 05.04.2021 осуществило оборот (поставку) алкогольной продукции (пива, пивного напитка) с истекшим сроком годности в адрес ИП Яковлева А.К., чем создало угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан.
Факт совершения Обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ, подтвержден материалами дела.
Довод Общества о том, что в системе ЕГАИС отражена недостоверная информация о дате розлива пивной продукции, которая не совпадает с информацией, содержащейся в товарно-транспортных накладных, подлежит отклонению как несостоятельный. По документам, представленным Обществом, идентифицировать конкретную дату розлива невозможно. Ссылка Общества на отражение в накладных от 25.11.20202 и от 04.03.2021 предельной даты годности алкогольной продукции не может быть принята во внимание, поскольку идентификация продукции осуществляется по дате розлива, которая содержится в заявке о фиксации в ЕГАИС информации об установленном расхождении количества поставленной продукции. Заявки о фиксации с уточненными данными либо заявления о неверной информации, внесенной в систему ЕГАИС, Общество не направляло.
Доказательства, свидетельствующие о том, что Общество предприняло все зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства, либо невозможность принятия этих мер вызвана чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, в материалы дела не представлены.
С учетом изложенного в действиях (бездействии) Общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного в части 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении со стороны административного органа не допущено. О времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения материалов административного дела Общество извещалось надлежащим образом (т. 1, л.д. 86, 89, 137, 141).
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, административным органом соблюден.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решать дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно пунктам 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Оценив представленные в дело доказательства, характер совершенного правонарушения, суд первой инстанции не усмотрел в действиях Общества малозначительности вмененного деяния. Материалы дела не свидетельствуют об исключительности рассматриваемого случая.
Суд также не усмотрел оснований для замены административного штрафа на предупреждение в порядке части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ ввиду отсутствия документальных доказательств, подтверждающих наличие исключительных для этого обстоятельств.
Вместе с тем суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для изменения оспоренного постановления в части назначенного административного наказания и уменьшил размер штрафа до 150 000 рублей.
Часть 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ устанавливает, что при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ.
В рассматриваемом случае штраф снижен судом до максимально возможного предела.
В указанном размере административный штраф отвечает принципу справедливости наказания и в то же время обеспечивает его неотвратимость.
Снижение штрафа до 30 000 руб., как просит в апелляционной жалобе Общество, противоречит КоАП РФ.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Общества по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют этим обстоятельствам, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Государственная пошлина по данной категории дел не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 21.10.2021 по делу N А43-25712/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Черемушки" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-25712/2021
Истец: ООО "Черемушки"
Ответчик: Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу