г. Москва |
|
24 февраля 2022 г. |
Дело N А41-34992/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 февраля 2022 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Погонцева М.И.,
судей: Боровиковой С.В., Виткаловой Е.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Рожковой Л.Д.,
при участии в заседании: согласно протокола судебного заседания,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 27.10.2021 по делу N А41- 34992/21, принятое судьей Семёновой А. Б., по иску АО "Мособлэнерго" (ОГРН: 1055006353478, ИНН: 5032137342,) к Комитету лесного хозяйства Московской области (ОГРН: 1125024004918, ИНН: 5024129468) о признании недействительным решения (письмо от 01.03.2021 N исх -5438-28/08) об отказе в выдаче разрешения на размещение линии электропередачи, об обязании выдать такое разрешение
УСТАНОВИЛ:
АО "Мособлэнерго" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к комитету лесного хозяйства Московской области о признании недействительным решения (письмо от 01.03.2021 N исх -5438-28/08) об отказе в выдаче разрешения на размещение линии электропередачи, об обязании выдать такое разрешение.
Решением Арбитражного суда Московской области от 27.10.2021 по делу N А41-34992/21 исковые требования АО "Мособлэнерго" удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, Комитета лесного хозяйства Московской области обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Представитель Комитета лесного хозяйства Московской области поддержал доводы своей жалобы, просил обжалуемый судебный акт отменить.
Представитель АО "Мособлэнерго" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Как следует из материалов дела, заявитель обратился в Комитет лесного хозяйства Московской области (далее - Комитет) с просьбой о выдаче разрешения на размещение объекта "Строительство ЛЭП-0,4 кВ от ВЛ-0,4 кВ от ближайшей опоры до границы участка Заявителя Фокина А.С. по адресу: Московская обл., Воскресенский район, Хорлово рп., Выгонная улица кадастровый номер участка N 3 50:29:0040604:73", ТУ N 2100268/Р/1/КМ от 21.01.2021 (далее - разрешение на размещение объекта).
Письмом от 01.03.2021 N исх - 5438/28-08 в выдаче разрешения отказано.
Считая указанный отказ незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался следующими обстоятельствами.
В соответствии со ст. 4 АПК РФ, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ юридические лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) уполномоченных органов, если полагают, что оспариваемые действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из положений вышеуказанной статьи, основанием для принятия решения суда о признании незаконным действия (бездействия) уполномоченных органов является одновременное несоответствие этого действия (бездействия) закону или иному правовому акту, а также нарушение оспариваемым действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующими требованиями.
Согласно пункту 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействия) уполномоченных органов, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно совместному постановлению Пленума ВАС РФ и Пленума ВС РФ от 01.07.1996 N 6/8, основанием для признания ненормативного правового акта недействительным, решений, действий (бездействия) незаконными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В обоснование своих требований общество указывает, что 21 января 2021 года на основании заявки Фокина А.С. обществом был заключен договор N 2100268/КМ об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств (далее - договор от 21.01.2021), в соответствии с которым сетевая организация обязана осуществить строительство линии электропередачи классом напряжения 0,4 кВ от ПС-530 "Фосфоритная" до границ участка, расположенного по адресу: Московская обл., Воскресенский район, Хорлово рп., Выгонная улица кадастровый номер участка N 3 50:29:0040604:73". Максимальная мощность энергопринимающих устройств Заявителя - 15 кВт.
С целью выполнения мероприятий по технологическому присоединению, АО "Мособлэнерго" в порядке, установленном постановлением Правительства Московской области от 08 апреля 2015 г. N 229/13 "Об утверждении Порядка и условий размещения на территории Московской области объектов, которые могут быть размещены на землях или земельных участках, находящихся в государственной, муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута" (далее -постановление Правительства Московской области от 08.04.2015 N 229/13), обратилось в Комитет с соответствующим заявлением.
Отказывая в выдаче разрешения на размещение объекта, Комитет сослался на то, что согласно лесохозяйственному регламенту Егорьевского лесничества испрашиваемый земельный (лесной) участок расположен в лесопарковой зоне.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
Согласно пункту 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс РФ), виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300.
В соответствии с утвержденным постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 г. N 1300 Перечнем, к таким объектам относятся линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (пункт 5 Перечня).
Судом первой инстанции сделан правомерный вывод, что в настоящее время законодательством предусмотрена возможность размещения линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ без предоставления земельных участков собственникам этих сооружений.
Согласно договору N 2100268/КМ об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств от 21.01.2021 заявитель обязан осуществить строительство линии электропередачи классом напряжения 0,4 кВ от ПС-530 "Фосфоритная" до границ участка, расположенного по адресу: Московская обл., Воскресенский район, Хорлово рп., Выгонная улица кадастровый номер участка N 3 50:29:0040604:73". Максимальная мощность энергопринимающих устройств Заявителя - 15 кВт.
Порядок и условия размещения на территории Московской области объектов, которые могут быть размещены на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - Порядок) утвержден Постановлением Правительства Московской области от 08.04.2015 N 229/13 "Об утверждении Порядка и условий размещения на территории Московской области объектов, которые могут быть размещены на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов".
В соответствии с пунктом 2 Порядка, размещение объектов на территории Московской области осуществляется на основании разрешения на размещение объектов (далее - разрешение), выдаваемого органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченным в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности (далее - уполномоченный орган).
Органом государственной власти Московской области, уполномоченным на выдачу разрешений в отношении земельных участков в составе земель лесного фонда, является Комитет лесного хозяйства Московской области.
Согласно абзацу 14 пункта 8 данного Порядка, решение об отказе в выдаче разрешения принимается в случае, если лесной участок, на котором планируется размещение объектов, которые могут быть размещены на землях или земельных участках, находящихся в государственной, муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичных сервитутов, расположен в лесах, которые в соответствии с категорией защитности и (или) лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка) не предназначены для размещения объектов, указанных в заявлении.
В силу п. 4 ч. 1, п. 5 ч. 2 ст. 114 ЛК РФ к лесам, выполняющим функции защиты природных и иных объектов, относятся леса, расположенные в лесопарковых зонах (леса, расположенные на землях лесного фонда и землях иных категорий, используемые в целях организации отдыха населения, сохранения санитарно-гигиенической, оздоровительной функций и эстетической ценности природных ландшафтов).
В лесах, расположенных в лесопарковых зонах, запрещаются: строительство и эксплуатация объектов капитального строительства, за исключением гидротехнических сооружений.
Комитет полагает, что линия электропередачи является объектом капитального строительства и на него распространяется ограничение, предусмотренное п. 5 ч. 2 ст. 114 ЛК РФ.
В апелляционной жалобе ответчик указывает аналогичный довод.
Понятие объекта капитального строительства дано в п. 10 ст. 1 ГрК РФ, согласно которой объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением капитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
Согласно п. 10.2 ст. 1 ГрК РФ некапитальные строения, сооружения - строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и др.).
Пунктом 10.1 ст. 1 ГрК РФ предусмотрено определение линейных объектов - это линии электропередачи, линии связи (в том числе линейнокабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Пункты 6, 7 ст. 2 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон N 126-ФЗ) разделяет понятия: линейно-кабельные сооружения связи - объекты инженерной инфраструктуры, созданные или приспособленные для размещения кабелей связи; линии связи - линии передачи, физические цепи и линейнокабельные сооружения связи.
Согласно ч. 1 ст. 8 указанного Закона, сооружения связи, которые прочно связаны с землей и перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе линейно-кабельные сооружения связи, относятся к недвижимому имуществу, государственная регистрация права собственности и других вещных прав на которое осуществляется в соответствии с гражданским законодательством.
Действующим законодательством линейные сооружения к объектам недвижимого имущества прямо не отнесены, поэтому для признания их таковыми нужно исходить из содержащегося в статье 130 ГК РФ общего понятия недвижимого имущества как всего, что прочно связано с землей, то есть объектов, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства.
В силу пункта 1 статьи 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Судом первой инстанции установлено, что при технологическом присоединении линии электропередач классом напряжения 0,4 кВ отсутствует прочная связь сооружения с землей, при возведении сооружения не требуется проведение существенных земляных работ, сооружение не связано с местностью инженерными сетями, является легко возводимой, сборно-разборной конструкцией, для которой возможен неоднократный демонтаж, перемещение на другое место с последующей установкой при сохранении эксплуатационных качеств и проектных характеристик конструктивных элементов, без потери технических свойств и технологических функций.
Таким образом, отнесение объекта к сооружениям не свидетельствует о его капитальности.
Доказательства наличия иных установленных законодательством ограничений для выдачи испрашиваемого обществом разрешения на размещение линии электропередачи заинтересованное лицо в материалы дела не представило.
Исходя из системного толкования пункта 10 и пункта 10.1 статьи 1 ГрК РФ, закона N 126-ФЗ, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что линии связи, о размещении которых идет речь в настоящем споре, не относятся к объектам капитального строительства. Доказательств обратного заинтересованным лицом не представлено.
На основании изложенного, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены состоявшегося решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 27.10.2021 года по делу N А41-34992/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Московского округа через арбитражный суд первой инстанции в двухмесячный срок со дня его изготовления в полном объеме.
Председательствующий |
М.И. Погонцев |
Судьи |
С.В. Боровикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-34992/2021
Истец: АО "МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ЭНЕРГОСЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: Комитет лесного хозяйства Московской области
Третье лицо: КОМИТЕТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ