г. Ессентуки |
|
24 февраля 2022 г. |
Дело N А15-2655/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.02.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 24.02.2022.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Жукова Е.В., судей: Семенова М.У., Сомова Е.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Руковицкой Е.О., в отсутствии лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Дагестанского некоммерческого фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 20.12.2021 по делу N А15-2655/2021, принятое по заявлению Дагестанского некоммерческого фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (ИНН 0572004690, ОГРН 1130500001642) к Государственной жилищной инспекции Республики Дагестан (ИНН 0562046652, ОГРН 1020502630191) о признании недействительными предписаний от 21.04.2021 N019973 (пункты 2, 3), 04.05.2021 N019975, 26.05.2021 N022730 и 31.08.2021 N011699,
УСТАНОВИЛ:
Дагестанский некоммерческий фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - заявитель, фонд) обратился в Арбитражный суд РД с заявлением к Государственной жилищной инспекции Республики Дагестан (далее - инспекция, заинтересованное лицо, ГЖИ РД) о признании незаконным и отмене предписаний от 21.04.2021 N 019973 (пункты 2, 3), 04.05.2021 N 019975.
Фонд также обратился в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлениями о признании недействительными предписаний от 26.05.2021 N 022730 и 31.08.2021 N 011699.
Определениями суда от 27.09.2021 указанные заявления приняты к производству суда и им присвоены номера дел А15-5151/2021 и А15-5152/2021.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Управление Росреестра по Республике Дагестан.
Определениями суда от 28.10.2021 дела N А15-5151/2021 и N А15-5152/2021 объединены в одно производство с делом N А15-2655/2021 для совместного рассмотрения.
Решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 20.12.2021 по делу N А15-2655/2021 в удовлетворении заявления Дагестанского некоммерческого фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах отказано.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 20.12.2021 по делу N А15-2655/2021 Дагестанский некоммерческий фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы, апеллянт ссылается на то, что при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права и не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
В отзыве на апелляционную жалобу Государственная жилищная инспекция Республики Дагестан, ссылаясь на законность и обоснованность вынесенного судебного акта, просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явились, явку представителей не обеспечили.
Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена на сайте http://kad.arbitr.ru/ в соответствии положениями статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при неявке в судебное заседание арбитражного суда лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.
Правильность решения Арбитражного суда Республики Дагестан от 20.12.2021 по делу N А15-2655/2021 проверена в апелляционном порядке в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, рассмотрев повторно дело по апелляционной жалобе, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, изучив и оценив в совокупности материалы дела, считает, что решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 20.12.2021 по делу N А15-2655/2021 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, во исполнение приказа заместителя Министроя России от 30.03.2021 N 193/пр "О проведении внеплановой документарной проверки органами государственного жилищного надзора субъектов Российской Федерации в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами и (или) являющимися исполнителями коммунальных услуг, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную па обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в МКД, органов местного самоуправления, а также юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся единоличными собственниками помещений в МКД в случаях, если такими собственниками помещений в МКД не выбран способ управления МКД или, если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано, а также в случае, если такими собственниками помещений выбран непосредственный способ управления МКД" (далее - приказ N193/пр) на основании распоряжения N42845 от 19.04.2021 в отношении фонда 21.04.2021 проведена внеплановая выездная проверка размещения информации, обязательной к размещению в ГИС ЖКХ.
Распоряжение о проведении проверки вручено фонду 19.04.2021, о чем на распоряжении имеется штамп входящей корреспонденции.
По итогам проверки, проведенной с участием представителя фонда Шарифова М.Ш. (заместитель начальника информационного отдела фонда, без доверенности) ГЖИ РД составлен акт проверки от 21.04.2021 N 0126709, в котором зафиксировано, что фонд, являясь специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, не выполняет свои обязанности по размещению в ГИС ЖКХ в соответствии с разделом 9 приказ N 74/114/пр следующей информации:
1) По пункту 3 раздела 9 о размещении адресов многоквартирных домов, в отношении которых собственниками помещений в многоквартирном доме принято решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора капитального ремонта. Собственниками помещений в многоквартирных домах в Республике Дагестан не принимались решения о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора капитального ремонта, в связи с чем данные решения принимались органами местного самоуправления. На сегодняшний день в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014-2040 годы включено 3 937 МКД. На счету регионального оператора формируют фонды капитального ремонта собственники 3 495 МКД, однако в ГИС ЖКХ размещена недостоверная информация о формировании фондов капитального ремонта на счету регионального оператора 4 306 МКД.
2) По пункту 13 раздела 9. Сведения об оказании услуг и (или) выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах в рамках исполнения краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта на 2020-2022 годы в 2020 году не размещены.
3) По пункту 17 раздела 9. Лицевые счета присвоены собственникам не по каждому жилому (нежилому) помещению в многоквартирных домах, то есть в ГИС ЖКХ размещена не в полном объеме.
По итогам рассмотрения материалов проверки ГЖИ РД в отношении фонда 21.04.2021 вынесла предписание N 019973, в котором фонду в срок до 30.04.2021 предписано разместить в системе ГИС ЖКХ в полном объеме следующую информацию:
а) Адреса многоквартирных домов, в отношении которых собственниками помещений в многоквартирном доме либо органом местного самоуправления принято решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора капитального ремонта.
б) Сведения об оказании услуг и (или) выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах в рамках исполнения краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта на 2020-2022 годы в 2020 году.
в) Лицевые счета, присвоенные собственникам помещений по каждому жилому (нежилому) помещению в многоквартирных домах.
В связи с поступлением от фонда возражений ГЖИ РД определением от 29.04.2021 N 44085 аннулировала пункт "а" предписания от 21.04.2021 N 0119973.
На основании распоряжения от 30.04.2021 (вручено фонду 30.04.2021) ГЖИ РД проведена проверки исполнении фондом ранее выданного предписания от 21.04.2021 N 0119973, по итогам которой составлен акт от 04.05.2021 N 026710 и вынесено новое предписание N 019975 от 04.05.2021 о размещении в срок до 21.05.2021 в ГИС ЖКХ следующей информации, указанной в ранее выданном предписании от 21.04.2021:
1) Сведения об оказании услуг и (или) выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах в рамках исполнения краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта на 2020-2022 годы в 2020 году.
2) Лицевые счета, присвоенные собственникам помещений по каждому жилому (нежилому) помещению в многоквартирных домах.
На основании распоряжения от 24.05.2021 (вручено фонду 24.05.2021) ГЖИ РД вновь проведена проверка исполнения фондом ранее выданного предписания от 04.05.2021 N 0119975, по итогам которой составлен акт проверки от 26.05.2021 N 026686 и вновь вынесено предписание N 022730 от 26.05.2021 об устранении тех же вышеуказанных нарушений в срок до 25.06.2021.
На основании распоряжения от 30.06.2021 (вручено фонду 30.06.2021) ГЖИ РД вновь проведена проверка исполнения фондом ранее выданного предписания от 26.05.2021 N 022730, по итогам которой составлен акт проверки от 31.08.2021 N 029379 и вновь вынесено предписание N 022966 от 31.08.2021 об устранении тех же вышеуказанных нарушений в срок до 30.09.2021.
Фонд, считая указанные предписания незаконными, в порядке главы 24 АПК РФ оспорил их в арбитражном суде.
Отказывая в удовлетворении требований суд первой инстанции, исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 Кодекса граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение, действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основанием для удовлетворения такого заявления является наличие двух условий: несоответствие оспариваемых акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (статьи 198, 200 и 201 Кодекса).
На основании пункта 2 Постановления Правительства РФ от 11.06.2013 N 493 "О государственном жилищном надзоре" задачами государственного жилищного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами.
Согласно Положению о Государственной жилищной инспекции Республики Дагестан, утвержденному Постановлением Правительства Республики Дагестан от 11.11.2013 N 576, ГЖИ РД является исполнительным органом государственной власти Республики Дагестан, уполномоченным на осуществление регионального государственного жилищного надзора на территории Республики Дагестан.
По смыслу п 5. ст. 12 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель обязаны предоставить должностным лицам органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки, а также обеспечить доступ проводящих выездную проверку должностных лиц и участвующих в выездной проверке экспертов, представителей экспертных организаций на территорию, в используемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, к используемым юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями оборудованию, подобным объектам, транспортным средствам и перевозимым ими грузам допустимо проведение выездных проверок без проведения документарной проверки.
Следовательно, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что основания для проведения внеплановой проверки, предусмотренные статьей 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, у Государственной жилищной инспекции Республики Дагестан имелись.
Таким образом, доводы изложенные в апелляционной жалобе по части полномочий на проведение проверки подлежат отклонению судом апелляционной инстанции.
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, устанавливают порядок, состав, способы, сроки и периодичность размещения в ГИС ЖКХ информации поставщиками информации, обязательное размещение которой предусмотрено Федеральным законом, в системе, а также адрес официального сайта системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пункты 2, 11 части 3 статьи 7 Закона N 209-ФЗ).
Порядок и способы размещения информации, ведения реестров в ГИС ЖКХ, доступа к системе и информации, размещенной в ней, установлены Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28 декабря 2015 года N 589/944/пр (далее - Приказ N 589/544/пр), технологическими инструкциями и руководством пользователя, которые опубликованы на сайте http://dom.gosuslugi.ru в разделе "Регламенты и инструкции".
Пунктами 2 и 3 Приказа N 589/944/пр установлено, что система ГИС ЖКХ имеет открытую часть, свободный доступ к которому имеет неограниченный круг лиц, и закрытую часть для разных категорий пользователей, доступ к которой ограничен.
В разделе 9 Приказа N 74/114 определен перечень информация, подлежащей размещению в системе ГИС ЖКХ региональным оператором капитального ремонта.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.2014 N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Закон N 209-ФЗ) ГИС ЖКХ представляет собой единую федеральную централизованную информационную систему, функционирующую на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о жилищном фонде, стоимости и перечне услуг по управлению общим имуществом в многоквартирных домах, работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлении коммунальных услуг и поставках ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по указанной плате, об объектах коммунальной и инженерной инфраструктур, а также иной информации, связанной с жилищно-коммунальным хозяйством.
Частью 20 статьи 7 Закона N 209-ФЗ предусмотрено, что специализированные некоммерческие организации, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, и на счетах которых формируется фонд капитального ремонта в отношении многоквартирных домов, размещают в системе информацию об исполнении своих обязанностей по организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в том числе информацию, предусмотренную пунктами 19 и 21 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 21 части 1 статьи 6 Закона N 209-ФЗ в ГИС ЖКХ размещается информация о перечне оказываемых услуг по управлению общим имуществом в многоквартирном доме, выполняемых работ по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, текущему и капитальному ремонту, об их объеме, о качестве и периодичности их предоставления или проведения и стоимости указанных услуг, работ с указанием использованного порядка расчета их стоимости, а также расчет такой стоимости и соответствующие договоры на оказание таких услуг и (или) выполнение таких работ.
Подробный перечень видов информации, размещаемой в системе, приведен в части 1 статьи 6 Закона N 209-ФЗ и является открытым, в силу пункта 42 которого в системе должна размещаться иная информация и документы, подлежащие обязательному размещению в системе в соответствии с названным Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 13 (куда, в том числе, входят и подпункты 13.1, 13.2, 13.2.1, 13.2.2, 13.2.3, 13.2.4, 13.2.5, 13.2.6, 13.2.7, 13.2.8, 13.2.9, 13.2.9.1, 13.2.9.2, 13.2.9.3, 13.2.9.4, 13.2.9.5, 13.2.9.6 и 13.2.9.7) раздела 9 Приказа N 74/114 региональный оператор капитального ремонта обязан не позднее 7 дней со дня заключения договора на оказание услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту в многоквартирном жилом доме либо дополнительного соглашения о внесении в него изменений, разместить в ГИС ЖКХ сведения о оказании услуг и (или) выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах в рамках исполнения региональных программ капитального ремонта, краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта.
Вопреки доводам фонда, нормами действующего законодательства предусмотрена обязанность по размещению в ГИС ЖКХ сведений об оказании услуг и (или) выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах в рамках исполнения краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта на 2020-2022 годы. Такая информация за в 2020 год фондом на указанном ресурсе в полном объеме не размещена.
Исследовав и оценив представленные суду первой инстанции доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к выводу, что по состоянию на 06.12.2021, фондом из 4-х заключенных договоров на строительный надзор в ГИС ЖКХ размещен только один, из 106 договоров на проведение работ по капитальному ремонту в системе размещено 27 договоров, а также размещено 2 договора на разработку проектно-сметной документации.
Также, согласно пункту 17 раздела 9 Приказа N 74/114 региональные операторы капитального ремонта, осуществляющие представление платежных документов обязаны размещать в ГИС ЖКХ информацию о лицевых счетах, присвоенных собственникам помещений в многоквартирном доме, по каждому жилому (нежилому) помещению в многоквартирном доме.
Согласно части 4 статьи 165 ЖК РФ организации, осуществляющие поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, а также лица, оказывающие услуги, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах и предоставляющие коммунальные услуги, обязаны размещать в системе информацию, предусмотренную законодательством о государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о правомерности требований ГЖИ РД, изложенных в оспоренных предписаниях.
Материалы дела подтверждают, что обжалуемое предписание соответствует законодательно установленным принципам исполнимости и не создает препятствия для осуществления обществом предпринимательской и иной экономической деятельности, не возлагая на заявителя обязанности в неконкретном и неограниченном объеме.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, фактически повторяют приведенные при рассмотрении в суде первой инстанции и не свидетельствуют о незаконности решения суда, поскольку, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся лишь к несогласию с оценкой судом первой инстанции установленных обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Суд апелляционной инстанции при повторном рассмотрении дела в порядке апелляционного производства по представленным доказательствам считает, что решение суда первой инстанции при рассмотрении дела не имеет нарушений процессуального характера. Судом правильно применены нормы материального, процессуального права, верно дана оценка доказательствам с точки зрения относимости, допустимости и достоверности. Исходя из сложившейся судебной практики по единообразию в толковании и применении норм права, вынесено законное и обоснованное решение.
Нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 ст. 270 АПК РФ) не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 20.12.2021 по делу N А15-2655/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Жуков |
Судьи |
М.У. Семенов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А15-2655/2021
Истец: ДАГЕСТАНСКИЙ НЕКОММЕРЧЕСКИЙ ФОНД КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА В МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМАХ
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РД, Магомедов Карим Магомедрасулович