город Томск |
|
24 февраля 2022 г. |
Дело N А27-10741/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 февраля 2022 года.
В полном объеме постановление изготовлено 24 февраля 2022 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи |
|
Смеречинской Я.А., |
судей |
|
Афанасьевой Е.В., |
|
|
Сорокиной Е.А., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Касьян В.Ф., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" (N 07АП-12566/2021) на решение от 16.11.2021 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-10741/2021 (судья Сапрыкина А.А.) по исковому заявлению публичного акционерного общества "КОКС" (650021, Кемеровская область - Кузбасс область, Кемерово город, 1-я Стахановская улица, 6, ОГРН 1024200680877, ИНН 4205001274) к акционерному обществу "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" (650054, Кемеровская область - Кузбасс, Кемерово город, Пионерский бульвар, дом 4а, ОГРН 1034205040935, ИНН 4205049090) о взыскании убытков по договору поставки в сумме 34 500 рублей,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью "ПМХ-Транспорт" (107113, Москва город, улица Шумкина, дом 20, строение 1, пом I комн 16, ОГРН 1127746459246, ИНН 7718890289), общество с ограниченной ответственностью "Грузовая компания "Новотранс" (107078, город Москва, переулок Орликов, дом 5, строение 1а, офис в, ОГРН 1047796349864, ИНН 7729507377),
при участии в судебном заседании представителя истца Беркалова А.В. по доверенности от 07.11.2019,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "КОКС" (далее по тексту - ПАО "КОКС") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с иском о взыскании с акционерного общества "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" (далее по тексту - АО "УК "Кузбассразрезуголь") суммы убытков в сумме 34 500 рублей, расходов по уплате государственной пошлины.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "ПМХ-Транспорт" (далее - ООО "ПМХ-Транспорт"), общество с ограниченной ответственностью "Грузовая компания "Новотранс" (далее - ООО "ГК "Новотранс").
Исковые требования ПАО "КОКС" обоснованы ссылками на статьи 15, 309, 314, 393 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивированы нарушением ответчиком в январе 2019 на станции Тырган Западно-Сибирской железной дороги нормативного срока погрузки вагона N 56027444, поданного истцом под погрузку в связи с исполнением договора поставки угольной продукции от 17.07.2014 N 35/14 (35-271/14-23).
Решением от 16.11.2021 Арбитражного суда Кемеровской области исковые требования удовлетворены, с АО "УК "Кузбассразрезуголь" в пользу ПАО "КОКС" взысканы убытки в сумме 34 500 рублей, судебные расходы по уплате государственной пошлины по иску в сумме 2 000 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "УК "Кузбассразрезуголь" обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 16.11.2021 отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы АО "УК "Кузбассразрезуголь" ссылается на отсутствие его вины в нарушении срока оборота вагона, прибытие к нему вагона в непригодном под погрузку состоянии; внесение сведений в АС ЭТРАН об отказе от операции по погрузке; не верное определение срока нахождения спорного вагона под операцией погрузки, полагает обоснованным исчисление срока нахождения вагона под погрузкой с момента, когда порожний вагон поступил на пути необщего пользования в пригодном под погрузку состоянии после проведенных перевозчиком сварочных работ (25.01.2019) и до передачи вагона на пути общего пользования в груженом состоянии (27.01.2019); настаивает на отсутствии в его действия нарушения нормативного срока погрузки вагона.
Возражая относительно апелляционной жалобы, ПАО "КОКС" представило отзыв, просит оставить решение от 16.11.2021 без изменения, ссылается на составление представленного ответчиком акта общей формы без участия представителя перевозчика единолично ответчиком после передачи вагона на принадлежащие ему пути необщего пользования; признание вагона годным под погрузку непосредственно перед передачей того же вагона ответчику на пути необщего пользования; настаивает на исчислении срока погрузки вагона с момента прибытия вагонов на станцию погрузки до момента оформления грузоотправителем железнодорожных накладных.
Отзыв на апелляционную жалобу приобщен апелляционным судом к материалам дела в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Представитель истца в судебном заседании апелляционного суда поддержал возражения относительно апелляционной жалобы, изложенные в отзыве.
Ответчик, третьи лица, извещенные посредством публичного размещения определения апелляционного суда на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет по правилам части 1 статьи 122 АПК РФ, представителей в судебное заседание не направили, о причинах неявки не сообщили.
Принимая во внимание наличие доказательств надлежащего извещения ответчика, третьих лиц, арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие их представителей по правилам статей 156, 266 АПК РФ.
Изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, выслушав пояснения представителя апеллянта, исследовав материалы дела, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность обжалуемого решения, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
Как усматривается из материалов дела, между АО "УК "Кузбассразрезуголь" (поставщик) и ПАО "КОКС" (покупатель) заключен договора от 17.07.2014 N 35/14 (35-271/14-23), согласно которому поставщик обязался поставить на условиях поставки "FCA" Incoterms 2010 (если иной порядок не согласован сторонами в дополнительных соглашениях к настоящему договору) уголь, цена, ежемесячный объем, марки, качественные показатели и стоимость перевозки которого согласовывались в ежемесячных приложениях- к договору, а покупатель обязался принять и оплатить уголь (пункты 1.1, 1.2). Периодом поставки в течение срока действия договора является календарный месяц (пункт 1.3).
Обязательства поставщика считаются выполненными в момент передачи угля первому грузоперевозчику (транспортной организации) и определяется по штемпелю на железнодорожной накладной станции отправления (пункт 2.5).
Согласно пункту 3.6 договора покупатель самостоятельно заключает договоры на привлечение вагонов для перевозки угля и производит оплату железнодорожной перевозки. По письменной просьбе покупателя поставщик может привлекать вагоны любого парка для перевозки угля. В этом случае при погрузке угля в привлеченные поставщиком вагоны покупатель возмещает поставщику затраты железнодорожной перевозки (железнодорожный тариф по прейскуранту 10-01 для вагонов привлеченного парка, собственных/арендованных вагонов, расходы за предоставление и использование под перевозку собственных/арендованных вагонов и суммы агентского вознаграждения, связанные с транспортно-экспедиционным обслуживанием).
В течение 5 дней после отгрузки поставщик передает покупателю оригиналы следующих документов: счет-фактуру, товарную накладную, оригиналы квитанций о приеме груза к перевозке либо копии заверенные грузоотправителем, удостоверения качества на уголь (пункт 3.10).
В случаях, когда покупатель предоставляет для перевозки угля собственные либо привлеченные вагоны, не принадлежащие ОАО "РЖД", поставщик несет ответственностью за состояние вагонов при погрузке. В случае повреждения вагонов не по вине поставщика, грузоотправителя, поставщик своими силами и за свой счет осуществляет ремонт подвижного состава либо возмещает покупателю стоимость ремонта вагонов, стоимость подготовки к ремонту, а также платежи за перевозку вагонов на ж/д станцию, указанную покупателем. Покупатель в этом случае предоставляет поставщику все необходимые документы, подтверждающие сумму расходов (пункт 7.8).
В случаях, когда покупатель предоставляет для перевозки угля собственные либо привлеченные вагоны, не принадлежащие ОАО "РЖД", поставщик обязан загрузить вагоны в течение 48 часов с момента прибытия вагонов на станцию погрузки. В случае, если нахождение вагонов на путях грузоотправителя превышает 48 часов, поставщик оплачивает покупателю ставку (пеню) за пользование вагонами в размере 1500 рублей в сутки за один вагон (не включая НДС) (пункт 7.9).
В соответствии с пунктами 1.1, 1.2 договора сторонами согласовано приложение N 24 от 01.01.2019, согласно которому ответчик принял на себя обязательство поставить в январе 2019 года товар (коксующийся уголь) в количестве до 24 000 тонн с отгрузкой по реквизитам, указанным в разнарядке покупателя.
Исполнение ПАО "КОКС" обязательства по организации перевозки угля от поставщика обеспечено заключение им как принципалом с ООО "ПМХ-Транспорт" (агент) агентского договора от 01.04.2015 N 35-257/15-6, которым урегулированы взаимоотношения его сторон, связанные с оказанием агентом услуг по организации и сопровождению от имени принципала железнодорожных перевозок грузов принципала, перевозимых по территории Российской Федерации в вагонах агента (пункт 1.1). Агент обязуется организовывать подачу подвижного состава для ж.д. перевозок грузов принципала (пункт 1.2).
Агентским договором от 01.04.2015 в обязательства принципала включены загрузка, размещение и закрепление грузов в соответствии с правилами, техническими условиями размещения и крепления грузов в вагонах и другими нормативно-правовыми актами, организация погрузки, выгрузки, оформления перевозочных документов и отправление вагонов со станций погрузки и выгрузки по надлежащим перевозочным документам (пункт 3.5); обеспечение нормативного простоя вагонов на станциях погрузки/выгрузки не более двух суток, при сдвоенных операциях погрузки-выгрузки нормативный простой вагона составляет четверо суток (пункт 3.6).
Срок нахождения вагонов на станциях погрузки/выгрузки определяется с даты прибытия на станцию погрузки/выгрузки до 24 часов 00 минут даты отправления вагонов со станции погрузки/выгрузки на станцию назначения. При этом в расчете срока нахождения вагонов на станции погрузки/выгрузки дата прибытия вагонов на станцию погрузки/выгрузки не учитывается; срок нахождения вагонов на станциях погрузки/выгрузки исчисляется с 00 часов 00 минут суток, следующих за датой прибытия на станцию отгрузки/выгрузки. В целях достоверного определения сроков простоя при перевозках грузов дата прибытия (дата календарного штемпеля в графе "Прибытие на станцию назначения") вагона на станцию назначения (выгрузки или погрузки) и дата отправления (дата календарного штемпеля в графе "Оформление приема груза к перевозке") на станцию назначения или иную станцию, указанную агентом, определяется по данным указанным в электронном комплекте документов в системе "ЭТРАН" ОАО "РЖД". В случае несогласия принципала со временем простоя, заявленным агентом, принципал предоставляет агенту заверенные принципалом копии железнодорожной накладной относительно прибытия вагона и квитанции о приеме вагона к перевозке при его отправлении. Стороны подтверждают, что данные сведения (по прибытию - штемпель в перевозочном документе относительно прибытия на станцию, при отправлении - штемпель в перевозочном документе относительно отправления вагона) имеют преимущественное значение перед данными системы "ЭТРАН" ОАО "РЖД", информационных отчетов (сообщений) экспедиторов, иных информационных источников агента (пункт 3.6).
В случае допущения простоя вагонов сверх сроков, установленных в пункте 3.6 договора, на станции отправления и/или назначения по вине принципала, грузоотправителя, грузополучателя (отсутствие грузов, неприем грузов, поломка погрузо-разгрузочных механизмов, нарушение технологического процесса на путях необщего пользования, включая их неисправность, и иные причины), агент вправе взыскать с принципала документально подтвержденные расходы агента, возникшие в связи с простоем вагонов (пункт 3.7).
В свою очередь ООО "ПМХ-Транспорт" обеспечивало подачу вагонов для ПАО "КОКС" путем заключения договора от 12.11.2013 N ГК-13/341 как заказчик с ООО "ГК "Новотранс" (исполнитель), принявшим на себя обязательства выполнять определенные договором услуги, связанные с предоставлением принадлежащего ему на праве собственности или на праве аренды железнодорожного подвижного состава (вагонов) для осуществления перевозок грузов заказчика по территории РФ, грузов, перемещаемых через территорию РФ, международных перевозок грузов заказчика, при которых пункт отправления или пункт назначения груза расположен за пределами территории РФ, перевозок экспортируемых грузов заказчика, при которых пункт отправления и пункт назначения находятся на территории РФ, по направлениям и в объемах, указанных в приложениях к договору (пункт 1.1). В спорный период договор действовал на условиях дополнительных соглашений от 25.09.2017 N 2 и от 01.11.2017 N 3.
В пункте 2.2 указанного договора заказчик обязался обеспечить прием вагонов, прибывших на станции погрузки в соответствии с согласованными заявками на подачу и уборку вагонов к местам погрузки и нести все расходы, связанные с подачей вагонов к месту погрузки и уборки с этих мест до станций отправления (пункт 2.2.11); организовать погрузку, оформление документов и отправление вагонов со станций погрузки по полным перевозочным документам (пункт 2.2.12); осуществлять осмотр вагонов на предмет соответствия их требованиям пункта 2.13 договора; в случае выявления при осмотре вагонов их несоответствия указанным требованиям, содействовать подготовке вагонов к перевозке за счет исполнителя; в случае выявления непригодности вагонов в техническом отношении незамедлительно проинформировать исполнителя, а в случае необходимости способствовать отправке неисправного вагона в депо ремонта в соответствии с инструкцией исполнителя (пункт 2.2.16); обеспечивать по своим соглашениям с получателем выгрузку перевозимых грузов из вагонов в сроки, указанные в пункте 2.2.19 договора (пункт 2.2.17); не превышать лично и обеспечить по своим соглашениям с грузоотправителями/грузополучателями соблюдение нормативного времени простоя вагонов исполнителя под погрузкой/выгрузкой или на близлежащих станциях (в случае невозможности подачи вагонов к местам погрузки/выгрузки по причинам, зависящим от заказчика, грузоотправителя/грузополучателя или владельца путей необщего пользования), установленное продолжительностью двое суток; срок нахождения вагонов на станциях погрузки/выгрузки исчисляется с 00 часов 00 минут дня, следующего за днем (датой) прибытия вагонов на станцию до 24 часов 00 минут дня (даты) отправления вагонов со станции; простой вагонов свыше установленного срока исчисляется сторонами в сутках (пункт 2.2.19 в редакции дополнительного соглашения от 25.09.2017 N 2); в случаях задержки вагонов исполнителя под грузовыми операциями на местах общего и необщего пользования, при передаче вагонов владельцу путей необщего пользования, при их сдаче перевозчику, в иных случаях самовольного использования грузоотправителем вагонов, в случае повреждения или утраты вагонов и их частей, в в случаях самовольного использования грузоотправителем вагонов для хранения грузов, а также в иных случаях, принимать личное участие в оформлении актов общей формы, коммерческих актов, актов о повреждении вагонов формы ВУ-25 и иных первичных документов или инициировать эти действия (пункт 2.2.20).
В случае несогласия заказчика со временем простоя, заявленным исполнителем, заказчик предоставляет исполнителю заверенные заказчиком копии железнодорожной накладной относительно прибытия вагона и квитанции о приеме вагона к перевозке при его отправлении. Стороны подтверждают, что данные сведения (по прибытию - штемпель в перевозочном документе относительно прибытия на станцию, при отправлении - штемпель в перевозочном документе относительно отправления вагона) имеют преимущественное значение перед данными системы "ЭТРАН" ОАО "РЖД", информационных отчетом (сообщений) экспедиторов, иных информационных источников исполнителя (пункт 2.2.19 в редакции дополнительного соглашения от 25.09.2017 N 2).
В случае простоя вагонов исполнителя под погрузкой/выгрузкой или на близлежащих станциях в случае невозможности подачи вагонов к местам погрузки/выгрузки по причинам, зависящим от заказчика, грузоотправителя/грузополучателя или владельца путей необщего пользования более двух суток, исчисляемых в соответствии с пунктом 2.2.19 договора, заказчик оплачивает исполнителю штраф в размере 2 300 рублей (НДС не начисляется) за каждый вагон за каждые сутки сверхнормативного простоя, а также возмещает исполнителю железнодорожный тариф по передислокации вагонов к новому месту погрузки в случае последующего отказа от указанных вагонов (пункт 4.4 в редакции дополнительного соглашения от 01.11.2017 N 3).
Заказчик несет ответственность за неправильное оформление перевозочных документов и возмещает понесенных исполнителем вследствие данных действий дополнительные расходы (пункт 4.5).
Как следует из материалов дела, погрузка вагонов, подаваемых с целью отгрузки товара, осуществлялось АО "УК "Кузбассразрезуголь" на путях необщего пользования, обслуживаемых Западно-Сибирской дирекцией управления движением на основании договора от 06.12.2013 N 48/Н, заключенного между АО "УК "Кузбассразрезуголь" (владелец) и ОАО "РЖД" (перевозчик), согласно пункту 1 которого производится эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего владельцу, примыкающего стрелкой N 1 к нечетной горловине станции Тырган, локомотивом владельца. Договор заключен в редакции протокола рассмотрения разногласий от 16.10.2015. В спорный период договор действовал с учетом условий дополнительных соглашений от 10.07.2015 N 1, от 28.03.2017 N 2, от 30.10.2017 N 3, от 12.07.2018 N 4
Передача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования владельца и возврат вагонов с железнодорожного пути необщего пользования владельца осуществляется по уведомлению (пункт 6).
Сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования владельца вагоны подаются локомотивом перевозчика на приемо-отправочные (выставочные для владельца) пути N N 3,4,5,7,9,11 на станции Тырган. Дальнейшее продвижение вагонов и расстановка их по местам погрузки, выгрузки производится локомотивом владельца (пункт 7).
Возвращаемые с железнодорожного пути необщего пользования владельца вагоны доставляются локомотивом владельца на приемо-отправочные (выставочные) пути N N 3,4,3,5,7,9,11 станции Тырган (пункт 9).
Приемо-сдаточные операции (осмотр и передача вагонов в коммерческом и техническом отношениях) производятся на одном из приемо-отправочных (выставочных) путем N N 3,4,5,7,9,11 станции Тырган (пункт 12).
Передача и возврат вагонов на железнодорожный путь необщего пользования владельца пользования оформляется памяткой приемосдатчика на подачу и уборку вагонов формы ГУ-45 или ГУ-45ц. Памятки составляются отдельно на подачу и отдельно на уборку вагонов приемосдатчиком перевозчика и удостоверяются обоюдными подписями приемосдатчика перевозчика и владельца по окончании приемосдаточных операций (пункт 13).
Время нахождения вагонов на железнодорожном пути необщего пользования владельца исчисляется с момента передачи вагонов на приемо-отправочных (выставочных) путях станции Тырган на основании памятки приемосдатчика и до момента их возвращения на приемо-отправочные (выставочные) пути станции Тырган и сдачи их перевозчику на основании книги регистрации уведомлений, памятки приемосдатчика и актов общей формы, в случае их составления, при наличии оформленных грузоотправителем железнодорожных накладных в ЛАФТО Прокопьевск станции Тырган (пункт 15).
Ответственность за сохранность вагонов и груза несет владелец с момента приема их на приемо-отправочных (выставочных) путях N N 3,4,5,7,9,11 станции Тырган и до момента возврата вагонов на приемо-отправочные (выставочные) пути NN 3,4,5,7,9,11 станции Тырган Западно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" (пункт 26.1).
Следуя материалам дела, с целью исполнения обязательства по получению товара (угля), подлежавшего поставке в январе 2019 года согласно приложению от 01.01.2019 N 24, истец направил в адрес ответчика порожние железнодорожные вагоны, в том числе вагон N 56027444 по транспортной железнодорожной накладной N ЭГ594958. Вагон прибыл на станцию назначения (станцию Тырган Западно-Сибирской железной дороги) 11.01.2019, что видно из календарных штемпелей в железнодорожной накладной.
Согласно памяткам приемосдатчика по форме ГУ-45 ВЦ N 188 на подачу вагонов, N 367 на уборку вагонов, N 369 на подачу вагонов, N 395 на уборку вагонов, подача вагона N 56027444 на выставочный путь N 5 завершена 12.01.2019, уборка того же вагона с выставочного пути N 5 завершена 25.01.2019 в 15 часов 50 минут. В тот же день 25.01.2019 вагон N 56027444 подан на выставочный путь N 5 в 21 час 00 минут. 27.01.2019 в 22 часа 20 минут завершена уборка вагона, выставочный путь N 9.
13.01.2019 сотрудниками АО "УК "Кузбассразрезуголь" (приемосдатчиком груза и багажа, грузовым диспетчером, страшим приемосдатчиком груза и багажа АО "УК "Кузбассразрезуголь") составлен акт общей формы N 14/01 по форме ГУ-23, согласно которому при осмотре вагона N 56027444 перед погрузкой на ОФ Коксовая была выявлена коммерческая неисправность - нет крюка.
Согласно ведомости подачи и уборке вагонов формы ГУ-46ВЦ N 000242 вагон N 56027444 находился под операцией погрузка с 25.01.2019 по 27.01.2019.
Груженый вагон N 5607444 отправлен в адрес грузополучателя по транспортной железнодорожной накладной N ЭД309496 28.01.2019, из календарных штемпелей в которой следует, что приемка груза к перевозке оформлена 28.01.2019.
Как следует из письма ОАО "РЖД" от 19.10.2021 N исх-2054/З-С ТЦФТО, представленного по определению суда, вагон N 56027444, прибывший под погрузку на станцию Тырган 11.01.2019 в адрес грузополучателя АО "УК "Кузбассразрезуголь", был предъявлен к техническому осмотру 11.01.2019 и признан годным под погрузку. Указанный вагон был подан под погрузку на путь необщего пользования АО "УК "Кузбассразрезуголь" 12.01.2019 в 14 часов 45 минут. На пути необщего пользования АО "УК "Кузбассразрезуголь" вагон был признан не годным под погрузку в коммерческом отношении (сварочные работы, отсутствие крюка). В АС ЭТРАН от АО "УК "Кузбассразрезуголь" в электронном виде поступило уведомление о завершении грузовой операции на 16 часов 07 минут вид операции "отказ". Отказ грузополучателя АО "УК "Кузбассразрезуголь" от порожнего вагона не предоставлен. Вагон N 56027444 выдан на путь общего пользования станции Тырган для проведения технического осмотра работниками ПТО станции Тырган, составлена памятка приемосдатчика на уборку вагонов N 367 от 25.01.2019 с операцией "БОП" без оформления актов общей формы. 25.01.2019 в 18 часов 05 минут вагон N 56027444 предъявлен представителям ПТО станции Тырган для проведения технического осмотра вагона и проведения сварочных работ. Вагон N 56027444 повторно подан 25.01.2019 в 21 час 00 минут на путь необщего пользования АО "УК "Кузбассразрезуголь" по памятке приемосдатчика N 369 от 25.01.2019. Вагон в груженом состоянии выдан с пути необщего пользования АО "УК "Кузбассразрезуголь" по памятке приемосдатчика N 395 27.01.2019 в 22 часа 20 минут, оформлен перевозочный документ 28.01.2019 в 04 часа 03 минуты. Груженый вагон N 56027444 отправлен со станции Тырган 28.01.2019 в 05 часов 20 минут в составе поезда.
11.04.2019 ООО "ГК "Новотранс" и ООО "ПМХ-Транспорт" совместно составлен акт о простое вагонов N 238, содержащий сведения оп простое вагона N 56027444 на станции Тырган в период с 11.01.2019 по 28.01.2019, на основании которого начислен штраф за сверхнормативный простой вагона в течение 15 суток в сумме 34 500 рублей.
ООО "ГК "Новотранс" сформирован счет от 10.04.2019 N 000330 на уплату штрафа за простой вагонов и предъявлен к оплате ООО "ПМХ-Транспорт", которым штраф за простой вагонов в январе 2019 года оплачен по платежному поручению от 11.04.2019 N 1105, в том числе штраф за простой спорного вагона.
17.04.2019 ООО "ПМХ-Транспорт" обратилось к ПАО "КОКС" с претензией N 289 об уплате штрафа за простой вагонов в январе 2019 года, сформировало счет на оплату штрафа от 17.04.2019 N 521 на сумму 34 500 рублей с приложением расчета штрафа за простой вагона N 56027444 на станции Тырган за период с 11.01.2019 по 28.01.2019. Истец произвел оплату по счету в пользу ООО "ПМХ-Транспорт" в сумме 34 500 рублей о платежному поручению от 30.04.2019 N 4050.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для направления истцом в адрес АО "УК "Кузбассразрезуголь" претензии от 03.06.2019 N 82/339 о возмещении штрафа за сверхнормативный простой вагонов за январь 2019 года в сумме 34 500 рублей.
Неисполнение ответчиком претензионных требований послужило основанием для обращения ПАО "КОКС" в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из толкования условий договора, возлагающих на поставщика обязанность обеспечить погрузку предоставленных покупателем вагонов в нормативный срок в течение двух суток с 0 часов 00 минут суток, следующих за датой прибытия вагона на станцию погрузки, доказанности обстоятельств прибытия вагона на станцию назначения и отправления его со станции погрузки, подтверждения признания вагона годным под погрузку до его передачи на принадлежащие ответчику пути необщего пользования, составления акта общей формы ответчиком с нарушением установленного порядка, наличия оснований для возложения на ответчика обязательства по возмещению убытков, причиненных истцу простоем вагонов.
Арбитражный суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
В соответствии с пунктами 1, 6 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности могут возникать, в частности, из договоров и иных сделок, вследствие причинения вреда.
Согласно статье 307 ГК РФ обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в Кодексе.
В соответствии со статьей 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Общие положения о купле-продаже применяются к договорам поставки товара, если иное не предусмотрено правилами Кодекса об этом виде договоров (пункт 5 статьи 454 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 456 ГК РФ продавец обязан передать покупателю товар, предусмотренный договором купли-продажи.
Срок исполнения продавцом обязанности передать товар покупателю определяется договором купли-продажи, а если договор не позволяет определить этот срок, в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 314 Кодекса (пункт 1 статьи 457 ГК РФ).
В случаях, когда из договора купли-продажи не вытекает обязанность продавца по доставке товара или передаче товара в месте его нахождения покупателю, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент сдачи товара перевозчику или организации связи для доставки покупателю, если договором не предусмотрено иное (пункт 2 статьи 458 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 510 ГК РФ доставка товаров осуществляется поставщиком путем отгрузки их транспортом, предусмотренным договором поставки, и на определенных в договоре условиях.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 10.01.2013 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав железнодорожного транспорта) в местах необщего пользования выполняются операции по погрузке, выгрузке грузов и контейнеров.
Грузоотправители (отправители) обязаны подготавливать грузы, грузобагаж для перевозок в соответствии с установленными обязательными требованиями, техническими условиями на продукцию, ее тару и упаковку и иными актами таким образом, чтобы обеспечивать безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, качество перевозимой продукции, сохранность грузов, грузобагажа, вагонов, контейнеров, пожарную безопасность и экологическую безопасность (статья 18 Устава железнодорожного транспорта).
Погрузка грузов, грузобагажа в вагоны, а также выгрузка из них в местах общего и необщего пользования обеспечивается грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями) (статья 21 Устава железнодорожного транспорта).
Согласно статье 36 Устава железнодорожного транспорта получатель вправе отказаться от приема порожнего грузового вагона, прибывшего под погрузку конкретного груза, если такой вагон не может быть использован под погрузку этого груза по причине технической неисправности или непригодности в коммерческом отношении.
При предъявлении груза для перевозки грузоотправитель должен представить перевозчику на каждую отправку груза составленную в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом транспортную железнодорожную накладную и другие предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами документы. Указанная транспортная железнодорожная накладная и выданная на ее основании перевозчиком грузоотправителю квитанция о приеме груза подтверждают заключение договора перевозки груза (статья 25 Устава железнодорожного транспорта).
В соответствии со статьями 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства.
В силу статьи 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными законом, в том числе путем возмещения убытков.
Согласно статье 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление от 23.06.2015 N 25) указано, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ). По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.
Пунктом 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" разъяснено, что по смыслу статей 15 и 393 ГК РФ, кредитор представляет доказательства, подтверждающие наличие у него убытков, а также обосновывающие с разумной степенью достоверности их размер и причинную связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником и названными убытками. Должник вправе предъявить возражения относительно размера причиненных кредитору убытков, и представить доказательства, что кредитор мог уменьшить такие убытки, но не принял для этого разумных мер (статья 404 ГК РФ).
При установлении причинной связи между нарушением обязательства и убытками необходимо учитывать, в частности, то, к каким последствиям в обычных условиях гражданского оборота могло привести подобное нарушение. Если возникновение убытков, возмещения которых требует кредитор, является обычным последствием допущенного должником нарушения обязательства, то наличие причинной связи между нарушением и доказанными кредитором убытками предполагается.
Должник, опровергающий доводы кредитора относительно причинной связи между своим поведением и убытками кредитора, не лишен возможности представить доказательства существования иной причины возникновения этих убытков.
Вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Если иное не установлено законом, использование кредитором иных способов защиты нарушенных прав, предусмотренных законом или договором, не лишает его права требовать от должника возмещения убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
Бремя доказывания распределяется следующим образом: истец, заявивший о взыскании убытков, доказывает, что именно ответчик является лицом, в результате действий которого возник ущерб, а также факты причинения вреда и наличия убытков; в свою очередь, на ответчика, заявляющего об освобождении его от возмещения вреда, возлагается обязанность доказать отсутствие причинной связи между его действиями и причиненным истцу ущербом и, что вред причинен не по его вине, при этом его вина в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.
Обращаясь за судебной защитой, истец утверждает, что убытки понесены им в связи с уплатой штрафа за сверхнормативный простой вагона N 56027444 на станции погрузки, исчисляя период такого простоя по истечении двух суток после даты прибытия вагона на станцию назначения.
Направление истцом спорного вагона подтверждается транспортными железнодорожными накладными N N ЭГ594958, ЭД309496 и соответствует порядку взаимоотношений сторон, предусмотренному в пунктах 3.6, 3.10, 7.8, 7.9 в их буквальном истолковании.
Получение ответчиком спорного вагона 11.01.2019 и отгрузка им в адрес истца товара (угля) с использованием того же вагона 28.01.2019 подтверждается указанными выше железнодорожными накладными, содержащими календарные штемпели о прибытии вагона на станцию назначения и об оформлении приема груза к перевозке.
Фактическое несение истцом убытков в связи с уплатой штрафа за простой спорного вагона подтверждено совокупностью претензионной, платежной и расчетной документации, не оспоренной ответчиком при рассмотрении дела.
Не оспаривая даты прибытия в его адрес порожнего вагон и отправки грузополучателю груженого вагона, несения истцом расходов на уплату штрафа, ответчик заявляет об отсутствии его вины в нарушении установленного договором срока погрузки товара, настаивая на подачу ему неисправного вагона, негодного под погрузку, что, по утверждению ответчика, исключает его вину в задержке погрузки вагона в период до устранения неисправности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422) (пункт 4 статьи 421 ГК РФ).
В соответствии со статьей 431 ГК РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом. Если правила, содержащиеся в части первой данной статьи, не позволяют определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора. При этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи, последующее поведение сторон.
Согласно разъяснениям пункта 43 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора", условия договора подлежат толкованию в системной взаимосвязи с основными началами гражданского законодательства, закрепленными в статье 1 ГК РФ, другими положениями ГК РФ, законов и иных актов, содержащих нормы гражданского права (статьи 3, 422 ГК РФ).
При толковании условий договора в силу абзаца первого статьи 431 ГК РФ судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений (буквальное толкование). Такое значение определяется с учетом их общепринятого употребления любым участником гражданского оборота, действующим разумно и добросовестно (пункт 5 статьи 10, пункт 3 статьи 307 ГК РФ), если иное значение не следует из деловой практики сторон и иных обстоятельств дела.
Условия договора подлежат толкованию таким образом, чтобы не позволить какой-либо стороне договора извлекать преимущество из ее незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ). Толкование договора не должно приводить к такому пониманию условия договора, которое стороны с очевидностью не могли иметь в виду.
Значение условия договора устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом (абзац первый статьи 431 ГК РФ). Условия договора толкуются и рассматриваются судом в их системной связи и с учетом того, что они являются согласованными частями одного договора (системное толкование).
Толкование условий договора осуществляется с учетом цели договора и существа законодательного регулирования соответствующего вида обязательств.
Анализ содержания условий договора поставки угольной продукции от 17.07.2014 с учетом приложения, исходя из буквального значения содержащихся в нем слов и выражений, показывает, что при его заключении сторонами достигнуто соглашение о поставке товара с его доставкой за счет покупателя (пункты 3.6, 3.7 договора) на условиях, предусматривающих двоякую модель взаимодействия сторон по доставке товара путем возложения обязанности по предоставлению вагонов по погрузку на покупателя либо путем возложения обязанности по привлечению вагонов на поставщика с последующим возмещением затрат покупателем. В рассматриваемом случае сторонами применена модель взаимодействия, предполагающая возложение на покупателя обязанности по организации доставки груза от поставщика и предоставления поставщику вагонов, пригодных для погрузки товара.
Из буквального значения пункта 1.1 договора следует, что сторонами согласовано применение условий поставки "FCA" в истолковании Международных правил толкования торговых терминов "Инкотермс". Согласно условиям поставки FCA (Free Carrier) на продавца возлагается обязанность в соответствии с условиями договора купли-продажи предоставить покупателю товар и представить коммерческий счет-инвойс или эквивалентное ему электронное сообщение, а также любые иные доказательства соответствия товара, которые могут потребоваться по условиям договора; предоставить товар перевозчику или другому лицу, указанному покупателем или избранному продавцом в определенном пункте, в установленную дату или в оговоренный срок.
Исходя из доводов искового заявления, апелляционной жалобы, имеющихся в деле пояснений сторон, в рассматриваемой ситуации спор возник в связи с определением пределов ответственности сторон за сохранность вагонов, предоставленных под погрузку, что оказывает влияние на определение период сверхнормативного простоя вагона. С целью выявления действительной воли сторон, выраженной при определении договорных условий, регламентирующих порядок взаимодействия в связи с предоставлением и возвратом вагонов, в том числе повреждением вагонов на путях общего и необщего пользования, определением времени простоя вагонов, арбитражный апелляционный суд полагает возможным принимать во внимание условия договоров, заключенных каждой стороной, действовавшие на момент заключения договора поставки угольной продукции и характеризующие условия осуществления каждой стороной деятельности, связанной с пользованием вагонами.
По смыслу условий пунктов 1.1, 3.6, 7.8, 7.9 договора поставки с учетом общепринятого толкования термина "FCA" и существа законодательного регулирования отношений из договора поставки, на поставщика возлагается обязанность совершить действия по передаче товара покупателю. Применительно к данному случаю, с учетом условий эксплуатации путей необщего пользования, определенных в договоре от 06.12.2013 N 48/Н, на ответчика возложена обязанность по принятию порожних вагонов, обеспечению их перемещения на эксплуатируемые им пути необщего пользования, обеспечению сохранности вагонов в период их нахождения на принадлежащих ответчику путях необщего пользования, погрузке товара в вагоны, перемещение вагонов на пути общего пользования в состоянии, обеспечивающем дальнейшую доставку груза покупателю (пункт 2 статьи 458, пункт 1 статьи 510 ГК РФ).
Оценивая доказательства, представленные сторонами в подтверждение заявленных ими доводов, апелляционный суд принимает во внимание следующее.
В соответствии со статьей 119 Устава железнодорожного транспорта обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Согласно пункту 3.5 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 N 45, действовавших в спорный период, акт общей формы должен быть подписан перевозчиком, но не менее двух лиц, участвующих в удостоверении обстоятельств, послуживших основанием для его составления. При составлении акта общей формы в случае обнаружения технической неисправности собственного порожнего вагона в пути следования и направлении собственного порожнего вагона для производства ремонта допускается участие уполномоченных представителей владельца собственного порожнего вагона или иного полномочного лица.
По смыслу данного пункта Правил акт общей формы считается составленным надлежащим образом, если он подписан не менее чем двумя лицами, участвующими в удостоверении обстоятельств, послуживших основанием для составления акта. Действующее законодательство не содержит условия о том, что акт общей формы должен содержать подписи представителей перевозчика и подпись грузоотправителя или грузополучателя, участвующего в составлении акта. Наличие двух подписей представителей перевозчика необходимо только в отношении актов общей формы, составленных в пути следования, которые не были подписаны представителем грузоотправителя, грузополучателя или если для подписания актов общей формы представитель другой стороны не явился.
В рассматриваемом случае акт общей формы от 13.01.2019 N 14/01 составлен не в пути следования, в период нахождения вагона на путях необщего пользования, эксплуатируемых ответчиком, с участием только сотрудников ответчика.
В этой связи несоответствие акта требованиям к порядку его составления сам по себе не свидетельствует о недостоверности содержащихся в нем сведений, поэтому представленный ответчиком акт подлежит оценке в совокупности и взаимной связи с другими имеющимися в деле доказательствами.
Довод ответчика об отсутствии у него обязанности по отказу от прибывшего порожнего вагона сам по себе не противоречит положениям статьи 36 Устава железнодорожного транспорта, предоставляющей грузополучателю право отказаться от принятия неисправного вагона, прибывшего под погрузку. Однако поведение ответчика, реализовавшего такое право или отказавшегося от его реализации, подлежит исследованию и оценке судом наряду с иными обстоятельствами спора.
Материалами дела подтверждается прибытие вагона N 56027444 на станцию погрузки 11.01.2019 и оформление груженого вагона к перевозке груза 28.01.2019 (железнодорожные накладные NN ЭГ594958, ЭД309496).
Из письма ОАО "РЖД" от 19.10.201 N исх-2054/З-С ТЦФТО следует, что в тот же день (11.01.2019) вагон был предъявлен к техническому осмотру и признан годным под погрузку, после чего 12.01.2019 вагон передан на путь необщего пользования АО "УК "Кузбассразрезуголь". Передача вагона с выставочного пути N 5 на путь необщего пользования 12.01.2019 подтверждается памяткой N 188 приемосдатчика владельца пути (АО "УК "Кузбассразрезуголь").
Проведение технического осмотра вагона до его передачи на путь необщего пользования соответствует условиям пункта 7.8 договора поставки от 17.07.2014, пункта 3.7 агентского договора от 01.04.2015, пунктов 2.2.11, 2.2.16 договора от 12.11.2013 N ГК-13/341, возлагающих ответственность за повреждение вагонов на путях общего пользования на лицо, предоставившее вагон. Кроме того, такой осмотр является обязательным для перевозчика по условиям пункта 12.1 договора от 06.12.2013 N 48/Н на эксплуатацию пути необщего пользования, заключенного с участием ответчика. Обстоятельства проведения технического осмотра вагона на путях общего пользования ответчиком не опровергнуты.
Акт общей формы от 13.01.2019 N 14/01 о выявлении коммерческой неисправности (отсутствия крюка) составлен на пути необщего пользования, эксплуатируемом ответчиком, после его передачи истцом ответчику для погрузки, что видно из содержания акта и сопоставления даты акта и памятки приемосдатчика N 188.
Спорный вагон передан ответчиком с пути необщего пользования на выставочный путь N 5 для последующего проведения ремонтных (сварочных) работ 25.01.2019 в 15 часов 50 минут и возвращен на выставочный путь N 5 после ремонтных работ для последующей передачи на путь необщего пользования ответчика под погрузку 25.01.2019 в 21 час 00 минут, что следует из письма ОАО "РЖД" от 19.10.2021 и подтверждается памятками приемосдатчика NN 367, 369, ведомостью подачи и уборки вагонов N 000242.
Вагон после погрузки передан на пути общего пользования27.01.2019 в 22 часа 20 минут согласно памятке приемосдатчика N 395 и ведомости подачи и уборки вагонов N 000242.
Оформление обстоятельств перемещения вагона составлением указанных выше документов полностью соответствует условиям эксплуатации пути необщего пользования, определенных в договоре от 06.12.2013 N 48/Н и не противоречит порядку взаимодействия сторон, принятому при заключении договора поставки от 17.07.2014.
Принятие АО "УК "Кузбассразрезуголь" на себя ответственности за повреждение вагона в период его нахождения на пути выставочных путях и путях необщего пользования следует из пункта 7.8 договора от 17.07.2014, пункта 26.1 договора от 06.12.2013 N 48/Н. При этом устранение коммерческих неисправностей вагонов, допущенных по вине владельца пути или его контрагентов производится силами и средствами владельца пути и в счет времени владельца (пункт 14 договора N 48/Н)
Таким образом, совокупностью представленных в дело доказательств подтверждается причинение повреждений вагона N 56027444 после его передачи в распоряжение ответчика и перемещение на путь необщего пользования, относящийся к сфере ответственности последнего. Соответственно, повреждение вагона в период его нахождения в сфере контроля ответчика является обстоятельством, свидетельствующим о наличии оснований для возложения на последнего ответственности за такое повреждение.
В приведенных обстоятельствах отсутствие уведомления ответчика об отказе от неисправного вагона является частью событийного ряда, в целом свидетельствующего о причинении повреждения после приемки вагона ответчиком и перемещения бремени обеспечения его сохранности в сферу контроля ответчика. Следовательно, доводы ответчика о его свободном выборе порядка реализации права, предоставленного статьей 36 Устава железнодорожного транспорта, не устраняют его ответственность за обеспечение исправного состояния вагона в указанный период.
Кроме того, ответчиком не раскрыта разумная деловая цель удержания вагона на путях необщего пользования в период с 12.01.2019 по 25.01.2019 до проведения его ремонта.
Довод ответчика об исчислении периода простоя до момента выдачи груженого вагона на выставочный путь 27.01.2019 отклонен апелляционным судом, поскольку из положений статей 458, 510 ГК РФ, 9, 18, 21 Устава железнодорожного транспорта, пункта 1.1 во взаимной связи с условиями пунктов 7.8, 7.9 договора поставки от 17.07.2014 следует, что обязанность ответчика по отгрузке товара, а следовательно по возврату груженого вагона покупателю, принявшему на себя обязанность по доставке товара, считается исполненной с момента передачи груженого вагона на путь общего пользования в состоянии готовности к участию в перевозке груза, что достигается с момента составления необходимых перевозочных документов. Такой порядок соответствует условиям агентского договора от 01.04.2015 и договора с владельцем вагонов от 12.11.2013, определяющим условия использования вагонов в железнодорожной перевозке.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции верно определен период сверхнормативного простоя вагона N 56027444 с 14.01.2019 по 28.01.2019 в течение 15 суток, что обусловило начисление штрафных санкций владельцем вагона в сумме 34 500 рублей (15 суток х 2 300 рублей за вагон в сутки = 34 500 рублей) на основании условий договора от 12.11.2013 N ГК-13/341 в редакции дополнительного соглашения от 01.11.2017 N 3.
По общему правилу, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (пункт 1 статьи 15 ГК РФ). Применительно к обязательственным правоотношениям указанное правило конкретизировано в пункте 1 статьи 393 ГК РФ, в силу которого должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. При этом использование кредитором иных способов защиты нарушенных прав, предусмотренных законом или договором, не лишает кредитора, если иное не установлено законом, права требовать от должника возмещения убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства (абзац второй пункта 1 статьи 393 ГК РФ).
Соотношение требования об уплате предусмотренной законом или договором неустойки (штрафа, пени) и требования о возмещении убытков, а также последствия заявления кредитором одновременно обоих требовании установлены в статье 394 ГК РФ, согласно пункту 1 которой, если за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства установлена неустойка, то убытки возмещаются в части, не покрытой неустойкой. Законом или договором могут быть предусмотрены случаи, когда допускается взыскание только неустойки, но не убытков; когда убытки могут быть взысканы в полной сумме сверх неустойки; когда по выбору кредитора могут быть взысканы либо неустойка, либо убытки.
Поскольку ни условиями договора поставки, ни применимыми в данном случае положения закона не предусмотрено ограничение размера убытков истца, подлежащих возмещению за счет ответчика, включение в договор поставки условия об ответственности поставщика за сверхнормативный простой вагонов в виде неустойки не освобождает его от обязанности по возмещению покупателю в полном размере убытков, причиненных простоем вагонов, что согласуется с правовой позицией, разъясненной в пункте 30 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3(2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.11.2020.
Неустойка за простой вагонов, предусмотренная пунктом 7.9 договора поставки, истцом не начислена.
С учетом изложенного вывод суда первой инстанции о возложении на ответчика обязанности по возмещению убытков, причиненных истцу сверхнормативным простоем вагонов под погрузкой, соответствует обстоятельствам спора и подтвержден имеющимися в деле документами.
Доводы апелляционной жалобы АО "УК "Кузбассразрезуголь" не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционных жалоб, у суда апелляционной инстанции не имеется.
По правилам статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее подателя.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 16.11.2021 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-10741/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий |
Я.А. Смеречинская |
Судьи |
Е.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-10741/2021
Истец: ПАО "Кокс"
Ответчик: АО Угольная Компания "Кузбассразрезуголь"
Третье лицо: ОАО "Российские железные дороги", ООО "Грузовая компания "Новотранс", ООО "ПМХ-Транспорт"