город Томск |
|
25 февраля 2022 г. |
Дело N А27-18613/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 февраля 2022 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Хайкиной С.Н.,
судей Кривошеиной С.В.,
Зайцевой О.О.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Винник А.С., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу (N 07АП-12570/2021) на решение от 06.12.2021 Арбитражного суда Кемеровской области по делу NА27-18613/2021 (судья Власов В.В.), по заявлению Государственного учреждения - Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу (город Кемерово, проспект Советский, дом 74, ОГРН 1024200702360, ИНН 4207010740) к обществу с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальное управление-2" (город Кемерово, ул. Николая Островского, д. 15, офис 416, ОГРН: 1194205015201; ИНН: 4205382365) о взыскании штрафа в размере 4 000 (четыре тысячи) рублей за несоблюдение страхователем порядка предоставления сведений о застрахованных лицах.
В судебном заседании приняли участие: без участия, извещены
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу (далее - заявитель, Пенсионный фонд) обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальное управление-2" (далее - должник, общество, страхователь, ООО "ЖКУ-2") о взыскании штрафа в размере 4 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 06.12.2021 заявленные требования удовлетворены частично, с ООО "ЖКУ-2" в пользу Пенсионного фонда взыскано 2 000 рублей штрафа по требованиям от 02.08.2021 N 052S01210011260, от 08.07.2021 N 052S01210010260, а также 1 000 рублей государственной пошлины в доход федерального бюджета. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Пенсионный фонд обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции частично отменить, принять в обжалуемой части новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы её податель указывает, что страхователем нарушен установленный Законом N 27-ФЗ порядок представления сведений по форме СЗВ-ТД, поскольку в ООО "ЖКУ-2" работает более 25 человек, в связи с чем формы отчетности в отношении застрахованных лиц должны представляться в электронном виде.
Определением апелляционного суда от 27.01.2022 в соответствии со статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебное заседание отложено.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания, не явились в судебное заседание суда апелляционной инстанции.
Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании статей 123, 156, 266 АПК РФ рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исходя из положений части 5 статьи 268 АПК РФ, с учетом разъяснений, изложенных в пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", в отсутствие возражений сторон, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта в пределах доводов апелляционной жалобы в обжалуемой части.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ в обжалуемой части, суд апелляционной инстанции считает решение суда подлежащим отмене в обжалуемой части по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, 17.05.2021 страхователем ООО "ЖКУ-2" почтовыми отправлениями в адрес Пенсионного фонда представлены формы СЗВ-ТД - кадровое мероприятие - увольнение, в отношении двух застрахованных лиц (Менжулина А.В., Анисимова О.И.).
31.05.2021 специалистом Пенсионного фонда составлены акты о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, на основании которых 08.07.2021 приняты решения N 052819210010182 и N 052819210010184 о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ за несоблюдение страхователем порядка представления сведений в форме электронных документов, в случаях предусмотренных Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ за отчетный период - май 2021 года.
Страхователю выставлены требования от 02.08.2021 N 052801210011280 и N 052801210011294, неисполнение которых в добровольном порядке явилось основанием для обращения Пенсионного фонда в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования частично, суд первой инстанции исходил из того, что в рассматриваемом случае отсутствуют основания для вывода о нарушении страхователем порядка представления сведений в форме электронных документов, так как страхователем представлены сведения по форме СЗВ-ТД на одно лицо.
Апелляционный суд не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции, исходя из следующего.
В силу статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167), ООО "ЖКУ-2" является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
Согласно пункту 2 статьи 14 Закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N27-ФЗ) страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 настоящей статьи, - в налоговые органы по месту их учета.
Пунктом 2.4 статьи 11 Закона N 27-ФЗ на страхователя возложена обязанность представлять сведения о работающих у него зарегистрированных лицах в случаях приема на работу, переводов на другую постоянную работу и увольнения, подачи зарегистрированными лицами заявлений о продолжении ведения страхователем трудовых книжек в соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации либо о предоставлении страхователем зарегистрированным лицам сведений о трудовой деятельности в соответствии со статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 2.5 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, указанные в пункте 2.4 настоящей статьи сведения, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, представляются:
1) с 1 января 2020 года - не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором имели место случаи, указанные в пункте 2.4 настоящей статьи. При представлении указанных сведений впервые в отношении зарегистрированного лица страхователь одновременно представляет сведения о его трудовой деятельности по состоянию на 1 января 2020 года у данного страхователя. При отсутствии у зарегистрированного лица случаев, указанных в пункте 2.4 настоящей статьи, сведения о трудовой деятельности по состоянию на 1 января 2020 года у данного страхователя на такое зарегистрированное лицо представляются не позднее 15 февраля 2021 года.
В соответствии с пунктом 2.6 статьи 11 Закона N 27-ФЗ (в редакции, действовавшей в спорный период) страхователь, в случае если численность работающих у него зарегистрированных лиц за предшествующий отчетный период - месяц составляет 25 и более лиц, представляет указанные в пункте 2.4 настоящей статьи сведения в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи".
Согласно абзацу 4 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за несоблюдение страхователем порядка представления сведений в форме электронных документов в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 1000 рублей.
Статьей 16 Закона N 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2020 N 178п "Об утверждении Порядка электронного документооборота между страхователями и Пенсионным фондом Российской Федерации при представлении сведений для индивидуального (персонифицированного) учета" установлены порядок и форма, которую должен соблюдать страхователь при представлении сведений для индивидуального (персонифицированного).
Таким образом, Порядок N 178п предусматривает два альтернативных варианта представления сведений в электронной форме, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью в органы Пенсионного фонда Российской Федерации с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования:
- через оператора электронного документооборота;
- через "личный кабинет" сайта Пенсионного фонда Российской Федерации.
Порядок представления и сроки приема и учета территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации сведений о застрахованных (зарегистрированных) лицах, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета определен Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.04.2020 N 211н (далее - Инструкция).
Согласно пункту 30 Инструкции индивидуальные сведения, сведения о трудовой деятельности могут быть представлены страхователем в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации:
а) на бумажном носителе (лично (его представителем) либо с использованием средств почтовой связи);
б) в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая Единый портал и сайт ПФР, "личного кабинета", обеспечивающего возможность направления и получения однозначной и конфиденциальной информации, а также промежуточных сообщений и ответной информации в электронном виде, в том числе с использованием электронной подписи, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Порядок представления информации плательщикам страховых взносов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) установлен Распоряжением Правления ПФ РФ от 10.03.2011 N 85р (далее - Порядок N 85р).
Действующее законодательство, предусматривая различные альтернативные способы подачи страхователем в органы ПФР индивидуальных сведений, сведений о трудовой деятельности, в то же время пункт 2.6 статьи 11 Закона N 27-ФЗ (согласно редакции, действовавшей в спорный период) содержит императивную норму о предоставлении страхователем в случае, если численность работающих у него зарегистрированных лиц за предшествующий отчетный период - месяц составляет 25 и более лиц, сведений исключительно в форме электронного документа подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. При этом данная обязанность не ставиться в зависимость от количества человек, указанных в представляемых сведениях.
Судом установлено и следует из материалов дела, что численность работников ООО "ЖКУ-2" составляет 72 застрахованных лица, что подтверждается представленными страхователем в Пенсионный фонд сведениями.
Таким образом, исходя из требований пункта 2.6 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, страхователь обязан был представить в Пенсионный фонд сведения о застрахованных лицах в форме электронного документа подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.
Вопреки выводу суда первой инстанции, что страхователем представлены сведения по форме СЗВ-ТД на бумажном носителе только на одного человека, а, следовательно, отсутствует нарушение требований к форме представляемых сведений, основан на ошибочном толковании положений пункта 2.6 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, который содержит императивное требование к форме документа при численности работников свыше 25 застрахованных лиц и исключающий при этом альтернативность выбора формы представляемых сведений.
Доказательств того, что у общества отсутствовала объективная возможность представления сведений в форме электронного документа, в материалах не имеется, доказательств обратного не представлено.
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для привлечения ООО "ЖКУ-2" в данной части к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах является неправомерным.
При изложенных обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы Пенсионного фонда следует признать обоснованными, в связи с чем решение арбитражного суда первой инстанции подлежит отмене в обжалуемой части на основании пункта 4 части 1 статьи 270 АПК РФ, с принятием в порядке пункта 2 статьи 269 АПК РФ по делу нового судебного акта об удовлетворении заявления Пенсионного фонда о взыскании с общества финансовых санкций в сумме 2 000 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 333.17 НК РФ ответчики признаются плательщиками государственной пошлины в случае, если решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от ее уплаты (пункт 12 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах").
Если суд удовлетворяет заявленные требования, государственная пошлина взыскивается с другой стороны непосредственно в доход федерального бюджета применительно к части 3 статьи 110 АПК РФ (пункт 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах").
По смыслу норм статьи 110 АПК РФ вопрос о распределении судебных расходов по уплате государственной пошлины разрешается арбитражным судом по итогам рассмотрения дела, независимо от того, заявлено ли перед судом ходатайство о его разрешении (пункт 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах").
Поскольку заявление и апелляционная жалоба Пенсионного фонда удовлетворены судом частично, с общества в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина по иску и апелляционной жалобе применительно к части 3 статьи 110 АПК РФ (пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины) в общей сумме 2500 рублей (50% по иску - подпункт 1 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ (2000 рублей), 50% по апелляционной жалобе - подпункты 4,12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ (3000 рублей)).
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 06.12.2021 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-18613/2021 в обжалуемой части отменить, принять по делу новый судебный акт.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальное управление-2" (город Кемерово, ул. Николая Островского, д. 15, офис 416, ОГРН: 1194205015201; ИНН: 4205382365) в пользу Государственного учреждения - Отделения пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу (город Кемерово, проспект Советский, дом 74, ОГРН 1024200702360, ИНН 4207010740) 2 000 (две тысячи) рублей штрафа по требованиям от 02.08.2021 N 052S01210011294, от 02.08.2021 N 052S01210011280,
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий |
С.Н. Хайкина |
Судьи |
О.О. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-18613/2021
Истец: ГУ УПФ РФ в г. Кемерово Кемеровской области-Кузбассамежрайонное
Ответчик: ООО "ЖКУ-2"
Третье лицо: Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области