г. Санкт-Петербург |
|
25 февраля 2022 г. |
Дело N А26-4271/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 февраля 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Савиной Е.В., судей Слоневской А.Ю., Морозовой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Апхудовым А.А.,
при участии:
- от истца: не явился (извещен)
- от ответчика: не явился (извещен)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-43043/2021) администрации муниципального образования "Медвежьегорский муниципальный район"
на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 10.11.2021 по делу N А26-4271/2021,
принятое по иску государственного унитарного предприятия республики Карелия "КарелКоммунЭнерго" к администрации муниципального образования "Медвежьегорский муниципальный район"
о взыскании
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие Республики Карелия "КарелКоммунЭнерго" (далее - Предприятие, ГУП РК "КарелКоммунЭнерго") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к администрации муниципального образования "Медвежьегорский муниципальный район" (далее - Администрация) о взыскании 1 653 217,64 руб. задолженности за поставленную тепловую энергию.
Решением суда от 10.11.2021 заявленные исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель ответчика просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы ее податель сослался на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение судом первой инстанции норм процессуального и материального права.
Податель жалобы полагает, что обязанность по оплате коммунальных платежей (расходов на отопление) лежит на арендаторах в отношении нежилых помещений, перечисленных в приложении N 1 к договору 34-31-00201-01-20 от 26.02.2020.
Предъявленная сумма - 90 406,60 руб. по контракту N 34-31-00201-02-20 представляет собой стоимость отопления мест общего пользования многоквартирного дома и должна компенсироваться ресурсоснабжающей организации не только собственником муниципального жилищного фонда, но и иными собственниками помещений в этом доме.
Указывает, что во всем нежилом помещении, указанном в проекте контракта N 34-31-00201-03-20, радиаторы отопления отсутствуют, качественная коммунальная услуга не оказана, прохождение через подвальное помещение трубопровода отопление не свидетельствует о наличии оснований для взыскания платы за отопление.
17.02.2021 от Администрации поступил отказ от части апелляционной жалобы, задолженность в размере 90 406,60 руб. признается ответчиком. Одновременно направлено ходатайство о приобщении к материалам дела платежных поручений, которыми долг в размере 90 406,60 руб. оплачен.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, направил в суд ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие.
Ходатайство ответчика об отказе от части апелляционной жалобы от 09.02.2022 N 9-73-231/592 снято с рассмотрения апелляционного суда, поскольку ходатайством от 15.02.2022 N 9-73/23/740 ответчик поддерживал доводы апелляционной жалобы в полном объеме и просил рассмотреть дело в его отсутствие. Допущенное противоречие не позволяет с точностью определить волеизъявление ответчика.
Надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства иные лица, участвующие в деле, своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем в порядке статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения и отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, 26.02.2020 стороны заключили государственный/муниципальный контракт теплоснабжения N 34-31-00201-01-20, по условиям которого ГУП РК "КарелКоммунЭнерго" (теплоснабжающая организация) обязалось в течение 2020 года подавать Администрации (потребитель) через присоединенную сеть тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель на четыре объекта, указанные в приложении N 3 к контракту (дом N 12 по улице 9 Мая, помещение N 1-Н в доме N 30 по улице Ленина и помещение N 13 в доме N 18 по улице Кирова в поселке Повенец, дом N 15 по улице Труда в поселке Пиндуши), а потребитель - оплачивать фактически принятое количество тепловой энергии.
По контракту N 34-31-00201-01-20 задолженность в размере 610 091,81 руб. образовалась в период с января по июнь и с сентября по декабрь 2020 года, по контракту N 34-31-00201-02-20 задолженность в размере 90 406,60 руб. - в период с сентября 2019 года по ноябрь 2020 года, по контракту N 34-31-00201-03-20 задолженность в размере 952 719,23 руб. - в период с октября 2019 года по май 2020 года и с октября по декабрь 2020 года.
Поскольку ответчик оплату тепловой энергии, поставленной в помещения на отопление в спорный период, не произвел, истец направил в его адрес претензию. В связи с тем, что претензия оставлена ответчиком без удовлетворения, истец обратился с настоящим иском в Арбитражный суд Республики Карелия.
Суд первой инстанции, придя к выводу об обоснованности предъявленных требований по праву и размеру, иск в уточненной редакции удовлетворил в полном объеме.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции, всесторонне исследовав имеющие значение для дела обстоятельства, верно оценил в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, правильно применил нормы материального, процессуального права и сделал выводы, соответствующие обстоятельствам дела.
Правоотношения в сфере энергоснабжения регулируются параграфом 6 главы 30 части 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно частям 1 и 2 статьи 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539 - 547 ГК РФ, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
К отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 ГК РФ) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует рассматривать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 ГК РФ в качестве акцепта потребителем оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги.
При этом, отсутствие договорных отношений с организацией, чьи теплопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему тепловой энергии (пункт 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения").
Факт получения лицом энергоресурса как самостоятельного блага является достаточным основанием для того, чтобы обязательство по оплате этого энергоресурса возникло именно у получателя.
В соответствии со статьей 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно статье 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев предусмотренных законом.
Письмом от 24.11.2020 истец направил ответчику для подписания государственные/муниципальные контракты теплоснабжения N 34-31-00201-02-20 и N 34-31-00201-03-20 на поставку тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, соответственно, в помещение N 5 в доме N 14 по улице Артемьева и в помещение в доме N 40 по улице К. Маркса в городе Медвежьегорске. В данном письме указано, что названные контракты распространяются на правоотношения в период с 01.09.2019 по 31.12.2020.
Наличие договорных отношений с истцом по контрактам N 34-31-00201-02-20 и N 34-31-00201-03-20 ответчиком в судебных заседаниях не оспаривалось.
Факт поставки тепловой энергии подтверждается материалами дела, установлен судом и ответчиком не опровергнут.
Расчет задолженности произведен Предприятием с учетом действующих тарифов.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции 06.10.2021 представитель Администрации подтвердила арифметическую правильность расчетов стоимости спорной тепловой энергии, произведенных истцом.
Из изложенного следует, что у администрации Медвежьегорского муниципального района возникла обязанность оплачивать тот объем поставленного ГУП РК "КарелКоммунЭнерго" ресурса, который приходился на указанные в контрактах N 34-31-00201-01-20, N 34-31-00201-02-20 и N 34-31- 00201-03-20 объекты теплоснабжения.
Вопреки доводам жалобы о возложении обязанности по оплате коммунальных платежей (расходов на отопление) на арендаторов в отношении нежилых помещений, перечисленных в приложении N 1 к договору 34-31-00201-01-20 от 26.02.2020, действующее законодательство не содержит норм о возникновении обязанности у арендатора нежилого помещения по внесению платы за коммунальные услуги перед оказывающих их третьим лицом (исполнителем таких услуг, ресурсоснабжающей организацией).
В силу абзаца второго пункта 3 статьи 308 ГК РФ обязательство может создавать права для третьих лиц в отношении одной или обеих его сторон только в случаях, предусмотренных законом, или иными нормативными актами или соглашением сторон.
Обязанность арендатора поддерживать имущество в исправном состоянии и нести расходы на содержание имущества (пункт 2 статьи 616 ГК РФ) установлена в отношениях с арендодателем, а не с исполнителем вышеназванных услуг или ресурсоснабжающей организацией, которые не являются стороной договора аренды.
Согласно разъяснениям, указанным в Обзоре практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2015), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.06.2015, исполнитель коммунальных услуг (ресурсоснабжающая организация) в отсутствие заключенного с ним договора не имеет возможности осуществлять контроль за тем, какое лицо фактически пользуется нежилым помещением, в том числе на основании договора аренды. Поэтому в отсутствие договора между арендатором нежилого помещения и исполнителем коммунальных услуг (ресурсоснабжающей организацией), заключенного в соответствии с действующим законодательством и условиями договора аренды, обязанность по оплате таких услуг лежит на собственнике (арендодателе) нежилого помещения.
Статьей 210 ГК РФ на собственника возложено бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Договоры теплоснабжения между ГУП РК КарелКоммунЭнерго (исполнителем услуг, ресурсоснабжающей организацией) и арендаторами нежилых помещений (собственниками которых является Администрация муниципального образования "Медвежьегорский муниципальный район") не заключались.
Таким образом, ответчик должен убедиться в выполнении обязанности по оплате коммунальных услуг со стороны арендаторов, так как данная обязанность возложена на них ответчиком.
Возражения Администрации по контракту N 34-31-00201-02-20 на сумму 90 406,60 руб. заключаются в том, что предъявленная сумма в размере 90 406,60 руб. по контракту N 34-31-00201-02-20 представляет собой стоимость отопления мест общего пользования многоквартирного дома и должна компенсироваться ресурсоснабжающей организации не только собственником муниципального жилищного фонда, но и иными собственниками помещений в этом доме.
Согласно абзацу второму пункта 42(1) названных Правил в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и жилом доме, который не оборудован индивидуальным прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2, 2(1), 2(3) и 2(4) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
При начислении платы истец применил формулу 2(4), правомерность ее применения в рассматриваемом случае ответчиком не оспаривается. В соответствии с данной формулой рассчитывается размер платы за коммунальную услугу по отоплению, приходящейся на i-e жилое или нежилое помещение в многоквартирном доме, 90 406,60 руб. представляют собой стоимость тепловой энергии, рассчитанной в отношении нежилого помещения площадью 43,3 кв.м (данная площадь указана в приложении N 1 к контракту N 34-31-00201-02-20).
В соответствии с Приказом Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия от 29 июля 2016 года N 196 (в ред. от 29.08.2017) "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме и жилых домов на территории Республики Карелия", по Медвежьегорскому муниципальному району для многоквартирных и жилых домов со стенами из камня, кирпича, построенных до 1999 года, норматив потребления коммунальной услуги по отоплению установлен 0,0232 Гкал на 1 кв.м общей площади жилого и нежилого помещения в месяц при расчете в течение календарного года.
Тариф на тепловую энергию определяется в соответствии с постановлением Госкомитета по РК по ценам и тарифам от 29.08.2019 N 77 (в ред. Постановления Госкомитета РК по ценам тарифам от 30.12.2019 N 240) и от 18.12.2020 N 189, в соответствии с которыми тариф на отопление для указанного многоквартирного жилого дома составляет (без учета НДС):
1) 4 932,22 руб./Гкал в период с 01.07.2019 по 30.06.2020 (включительно);
2) 5128,36 руб./Гкал в период с 01.07.2020 по 30.06.2021 (включительно).
Таким образом, расчет платы по отоплению в отношении нежилого помещения, расположенного по адресу г. Медвежьегорск, ул. Артемьева, д. 14, произведен истцом в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ.
Доводы подателя жалобы о неотапливаемости помещений отклоняются судом апелляционной инстанции ввиду следующего.
Согласно "ГОСТ Р 51929-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Термины и определения", утвержденному и введенному в действие приказом Росстандарта от 11.06.2014 N 543-ст, "многоквартирный дом" - это оконченный строительством и введенный в эксплуатацию надлежащим образом объект капитального строительства, представляющий собой объемную строительную конструкцию, имеющую надземную и подземную части с соответствующими помещениями, включающий в себя внутридомовые системы инженерно-технического обеспечения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, согласно которым в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях (пункт 6), с помощью которой в многоквартирном доме поддерживаются на заданном уровне нормативные параметры воздухообмена, температура воздуха в помещениях и комфортные условия проживания, а само здание защищается от негативного влияния температуры окружающей среды и влажности.
Как разъяснено в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 24.06.2019 N 309-ЭС18-21578, использование данной системы обеспечивает поддержание в многоквартирном доме на заданном уровне нормативных параметров воздухообмена, температуры воздуха в помещениях и комфортные условия проживания, а само здание защищается от негативного влияния температуры окружающей среды и влажности. Предполагается, что собственники и иные законные владельцы помещений многоквартирного дома, обеспеченного внутридомовой системой отопления, подключенной к централизованным сетям теплоснабжения, потребляют тепловую энергию на обогрев принадлежащих им помещений через систему отопления, к элементам которой, по отношению к отдельному помещению, расположенному внутри многоквартирного дома, помимо отопительных приборов относятся полотенцесушители, разводящий трубопровод и стояки внутридомовой системы теплоснабжения, проходящие транзитом через такие помещения, а также ограждающие конструкции, в том числе плиты перекрытий и стены, граничащие с соседними помещениями, и через которые в это помещение поступает теплота ("ГОСТ Р 56501-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания внутридомовых систем теплоснабжения, отопления и горячего водоснабжения многоквартирных домов. Общие требования", введен в действие приказом Росстандарта от 30.06.2015 N 823-ст). Указанная презумпция может быть опровергнута отсутствием фактического потребления тепловой энергии, обусловленным, в частности, согласованным в установленном порядке демонтажем системы отопления помещения с переходом на иной вид теплоснабжения и надлежащей изоляцией проходящих через помещение элементов внутридомовой системы, а также изначальным отсутствием в помещении элементов системы отопления (неотапливаемое помещение).
Как следует из подпункта "е" пункта 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, коммунальная услуга по отоплению представляет собой подачу по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к этим Правилам.
В силу приведенной нормы надлежащее оказание коммунальной услуги по отоплению заключается в поддержании в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, предусмотренной названными Правилами температуры воздуха, отсутствие в помещении тепло потребляющей установки само по себе не исключает возможности оказания такой услуги. Оказание собственникам и пользователям коммунальной услуги по отоплению направлено на обеспечение сохранности многоквартирного дома, поддержание его в состоянии, исключающем разрушение его элементов вследствие промерзания или отсыревания, а также на соблюдение как в отдельных жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома, так и в расположенных в нем помещениях общего пользования, входящих в состав его общего имущества, нормативно установленных требований к температуре и влажности, необходимых для использования помещений по целевому назначению.
Учитывая названное обстоятельство, Конституционный Суд Российской Федерации в постановлениях от 10.07.2018 N 30-П и от 20.12.2018 N 46-П указал, что специфика многоквартирного дома как целостной строительной системы, в которой каждое жилое или нежилое помещение представляет собой лишь некоторую часть объема здания, имеющую общие ограждающие конструкции с иными помещениями, обусловливает, по общему правилу, невозможность отказа собственников и пользователей отдельных помещений в многоквартирном доме от коммунальной услуги по отоплению и тем самым - невозможность полного исключения расходов на оплату используемой для обогрева дома тепловой энергии.
В отзыве, на исковое заявление ответчик подтвердил тот факт, что в подвальных помещениях проходит транзитный трубопровод отопления, имеются стояковые трубы и разводка труб.
Поскольку спорное помещение (подвал) не является жилым, нормативная температура в нем должна быть обеспечена на уровне не ниже + 5 град. С (пункт 4.1.3 Правил и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170).
Доказательств несоблюдения данного требования в спорном помещении в отопительные периоды 2019-2020 годов в соответствии с требованием статьи 65 АПК РФ, ответчиком не представлено.
Из чего следует, что нормативный температурный режим в помещении площадью 987,6 кв.м., являющемся частью многоквартирного дома, подключенного к централизованной системе теплоснабжения, обеспечивается ресурсом, поставляемым истцом.
Кроме того, к возражениям на отзыв истец приложил расчет отопления, произведенный в соответствии с пунктом 42(1) Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
Согласно абзацу третьему пункта 42(1) названных Правил, в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3 и 3(4) приложения N 2 к настоящим Правилам на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Расчет произведен истцом по формуле 3, правомерность применения этой формулы в сложившейся ситуации ответчиком не оспаривается.
В соответствии с данной формулой рассчитывается размер платы за коммунальную услугу по отоплению, приходящейся на i-e жилое или нежилое помещение в многоквартирном доме, 952 719, 23 руб. представляют собой стоимость тепловой энергии, рассчитанной в отношении нежилого помещения площадью 987,6 кв.м.
Расчет задолженности проверен судом, признан не противоречащим действующему законодательству.
Суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследовал в совокупности представленные в материалы дела документы и правомерно удовлетворил исковые требования.
Доводы жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
Судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального права, обстоятельства, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве оснований для отмены либо изменения судебного акта, апелляционным судом не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 10.11.2021 по делу N А26-4271/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Савина |
Судьи |
А.Ю. Слоневская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-4271/2021
Истец: ГУП Республики Карелия "КарелКоммунЭнерго"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "МЕДВЕЖЬЕГОРСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН"
Третье лицо: Управление Федерального Казначейства по Республике Карелия