г. Санкт-Петербург |
|
19 февраля 2024 г. |
Дело N А56-70190/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 февраля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 февраля 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Мильгевской Н.А.
судей Семеновой А.Б., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Риваненков А.И.
при участии:
от заявителя: Джумакаева Д.А. по доверенности от 11.07.2023;
от заинтересованного лица: Лазарев М.С. по доверенности от 27.12.2023;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-42338/2023) общества с ограниченной ответственностью "Космосервис Вторая" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.10.2023 по делу N А56-70190/2023 (судья Боканова М.Ю.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Космосервис Вторая"
к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга
об оспаривании
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Космосервис вторая" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области об оспаривании предписания Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (далее - Инспекция) от 08.06.2023 N 12/130/23-К-р.
Решением суда от 30.10.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, Общество обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Определением суда апелляционной инстанции 12.01.2024 апелляционная жалоба принята к производству, дело назначено к судебному разбирательству в судебном заседании на 05.02.2024.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе; представитель Инспекции против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, по результатам внеплановой документарной проверки, проведенной Инспекцией на основании решения от 29.05.2023 N 12/130/23-К-р в рамках регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельностью по управлению многоквартирными домами, в отношении Общества вынесено предписание от 08.06.2023 N 12/130/23-К-р об устранении нарушения пункта 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), выразившегося в несоблюдении ООО "Управляющая компания "Космосервис вторая" начисления платы по статье отопление (определении объема потребленного теплоснабжения) по лицевому счету квартиры N 43, расположенной в многоквартирном доме по адресу: Санкт-Петербург, пр. Ветеранов, д. 175, к.4 (далее - МКД) за период с января 2020 по октябрь 2021.
Предписанием на заявителя возложена обязанность обеспечить соблюдение пункта 42 (1) Правил N 354 в отношении начисления платы за отопление по лицевому счету квартиры N 43 МКД.
Не согласившись с предписанием, Общество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Предписание от 08.06.2023 N 12/130/23-К-р соответствует закону и не нарушает права и законные интересы Общества, на основании чего, в удовлетворении заявленных требований отказал.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции на основании следующего.
Согласно статье 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 3 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования в случае, если установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя.
Исходя из определения нормативного правового акта, данного в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", а также с учетом разъяснений, содержащихся в Информационном письме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.05.1993 N С-13/ОП-167 (пункт 5) следует, что под ненормативным правовым актом, который может быть оспорен в соответствии с приведенными нормами арбитражного процесса, понимается документ властнораспорядительного характера, вынесенный уполномоченным органом и содержащий обязательные для исполнения индивидуально-определенными субъектами правоотношений предписания, обеспечиваемые мерами принудительного характера (в том числе, возможностью применения ответственности за их неисполнение), направленные на установление, изменение или отмену прав и обязанностей конкретных лиц в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Следовательно, ненормативным правовым актом, законность которого может быть оспорена в арбитражном суде, признается документ, вынесенный компетентным органом в пределах предоставленных ему полномочий и адресованный конкретному лицу, в силу чего порождающий для последнего определенные юридические последствия.
В соответствии с частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Частью 2 статьи 162 ЖК РФ установлено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пунктом 6 части 2 статьи 153 Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с частью 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 157 ЖК РФ Правительство Российской Федерации утвердило прилагаемые Правила "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Статья 157 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает общий принцип определения объема потребляемых коммунальных услуг для исчисления размера платы за них. В отношении многоквартирных домов данный принцип последовательно реализуется в специальных нормах жилищного законодательства, в том числе в Правилах N 354.
Согласно пункту 2 Правил N 354 устройство, используемое в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и позволяющее определить долю объема потребления коммунальной услуги по отоплению, приходящуюся на отдельное жилое или нежилое помещение, в котором установлены такие устройства, в общем объеме потребления коммунальной услуги по отоплению во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в которых установлены такие устройства, является распределителем.
Согласно абзацу 16 пункта 2 Правил N 354 распределитель - это устройство, используемое в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета (далее - ОДПУ) тепловой энергии, и позволяющее определить долю объема потребления коммунальной услуги по отоплению, приходящуюся на отдельное жилое или нежилое помещение, в котором установлены такие устройства, в общем объеме потребления коммунальной услуги по отоплению во всех жилых и нежилых помещениях в МКД, в которых установлены распределители.
В соответствии с пунктом 42 (1) Правил N 354, если многоквартирный дом оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и при этом жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, общая площадь которых составляет более 50 процентов общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, оборудованы распределителями, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формуле 3 и приложения N 2 к Правилам N 354 на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии) и подлежит 1 раз в год корректировке исполнителем в соответствии с формулой 6 приложения N 2 к Правилам N 354.
Пунктом 10 Протокола общего собрания собственников помещений МКД N 1 от 26.12.2019 принято решение о проведении корректировки платы за отопление по показаниям распределителей 1 раз в 2 месяца из расчета 70% па индивидуальное потребление, 30% на общедомовое.
По информации Общества, квартира N 43 была принята собственником 04.12.2019. В жилом помещении установлен один (1) распределитель ТЭ, площадь квартиры N 43 -24,30 м2.
Характеристики МКД согласно технической документации от 29.03.2019: Общая площадь жилых помещений - 42117,7 м2;
Общая площадь нежилых помещений - 5659,8 м2, из них паркинг - 5636,4 м2. Начисление за декабрь 2019 (в период владения помещением) осуществлено по показаниям ОДПУ.
Перерасчет по распределителям за период ноябрь-декабрь 2019 выполнен в квитанции за октябрь 2020.
Начисления за период с января по июнь 2020 (за исключением апреля) произведены собственникам помещений по показаниям ОДПУ. Перерасчет по распределителям за период января по март 2020 произведен собственникам помещений в мае 2020, за период с апреля по май 2020 произведен в июне 2020. Однако, по лицевому счету квартиры N 43 корректировка за период с января по июнь 2020 осуществлена в квитанции за октябрь 2021, как утверждается в ответе Общества, по причине отсутствия считывания данных распределителей, установленных в жилом помещении.
Пунктом 42(1) Правил определено, что в случае выхода из строя, отсутствия показаний или наличия факта нарушения целостности пломбы хотя бы одного распределителя в жилом или нежилом помещении многоквартирного дома такое помещение приравнивается к помещениям, не оборудованным распределителями.
Поскольку на расчетные периоды мая, июня 2020, в который собственникам помещений в МКД производилась корректировка платы за отопление за предыдущие месяцы, показания распределителей квартиры N 43 отсутствовали, она считается не оборудованной распределителями. Следовательно, проведение Обществом корректировки по л/с квартиры N 43 за январь - май 2020 в октябре 2021 является нарушением требований п. 42(1) Правил, п. 10 Протокола N 1 от 26.12.2019.
Правилами определена исчерпывающая методика проведения корректировки, использование Обществом пропорции 70% на индивидуальное потребление, 30% на общедомовое также является нарушением требований п. 42(1) Правил.
Из пояснений Общества следует, что расчет платы за предоставление коммунальной услуги по отоплению за период с января по май 2020 осуществлялся пропорционально площади только жилых помещений.
Однако, согласно требованиям пункта 42(1) Правил, Общество должно производить расчет относительно площади конкретного жилого либо нежилого помещения по общему объему тепловой энергии в МКД и общей площади жилых и нежилых помещений.
Таким образом, судом первой инстанции верно установлено, что Обществом при определении платы за отопление по лицевому счету квартиры N 43 за период с января 2020 по октябрь 2021, нарушен порядок, определенный пунктом 42(1) Правил N354.
По результатам КНМ Обществу выдано предписание от 08.06.2023 N 12/130/23-К-р с указанием выполнения следующих мероприятий: изменить размер платы по статье отопление, выставленный по лицевому счету квартира N 43 за октябрь 2021, а именно снятие корректировки за период с января по май 2020.
Кроме того, исходя из пояснений и расчетов, предоставленных Обществом, расчет платы в период с января по май 2020 произведен из показаний ОДПУ без проведения корректировки. В ходе проверки Инспекцией установлено, что данная корректировка из показаний распределителей осуществлена в октябре 2021. Поскольку ранее корректировка не была отражена, формулировка "корректировка перерасчета", применяемая Обществом является некорректной.
Таким образом, оспариваемое предписание содержит законные требования и конкретные указания, которые необходимо совершить Обществу. При этом данные требования направлены на устранение допущенных нарушений, следовательно, содержание предписания явно позволяет определить какое нарушение лицензиату следует устранить, в связи с чем, предписание Инспекции отвечает принципам определенности и исполнимости.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы Общества.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30 октября 2023 года по делу N А56-70190/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.А. Мильгевская |
Судьи |
А.Б. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-70190/2023
Истец: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "КОСМОСЕРВИС ВТОРАЯ"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА