г. Самара |
|
24 февраля 2022 г. |
Дело N А55-29909/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 февраля 2022 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Корнилова А.Б.,
судей Бажана П.В. и Николаевой С.Ю.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ивенской А.А.,
участники не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента управления имуществом городского округа Самара
на решение Арбитражного суда Самарской области от 26 ноября 2021 года по делу N А55-29909/2021 (судья Шаруева Н.В.), принятое
по иску закрытого акционерного общества "Самарский завод Нефтемаш"
к Муниципальному образованию городской округ Самара в лице Департамента управления имуществом городского округа Самара
о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Самарский завод Нефтемаш" (далее - истец) обратилось в арбитражный суд с иском к Муниципальному образованию городского округа Самара в лице Департамента управления имуществом городского округа Самара (далее - ответчик) о взыскании 9 914 руб. 92 коп., в том числе: 9 096 руб. 50 коп. - задолженность по внесению платы за коммунальные услуги за период июнь 2020 - апрель 2021, 818 руб. 42 коп. - пени за период с 02.01.2021 по 27.09.2021.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 26 ноября 2021 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент управления имуществом городского округа Самара обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить по изложенным в жалобе основаниям и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Жалоба принята апелляционным судом к производству и назначена к рассмотрению на 21 февраля 2022 года.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представители истца и ответчика участия не принимали, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
ЗАО "Самарский завод Нефтемаш" в материалы дела представило отзыв (письменные пояснения) на апелляционную жалобу, в котором он просит апелляционный суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
На основании статей 156 и 266 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей иных лиц, которые были надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, закрытое акционерное общество "Самарский завод Нефтемаш" являясь поставщиком тепловой энергии в Куйбышевском районе городского округа Самара эксплуатирует котельную в комплекте с технологическим оборудованием, а также имуществом, необходимым для использования котельной в соответствии с её целевым назначением по адресу: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский р-н, ул. Белорусская, д. 88, которая принадлежит Обществу на праве собственности.
Вместе с тем, с 01 сентября 2017 г. на основании заключенного с Департаментом управления имуществом городского округа Самара Договора аренды муниципальной казны N 000191-М от 15.01.2018 ЗАО "СЗ Нефтемаш" эксплуатирует тепловые сети и сети горячего водоснабжения в Куйбышевском районе городского округа Самара.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме и нанимателям жилых помещении по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме предоставляются ЗАО "СЗ Нефтемаш" в порядке статьи 157.2 ЖК РФ.
От указанного теплоисточника осуществляется поставка тепловой энергий на отопление, тепловой энергии и воды на ГВС на многоквартирный дом по адресу: г. Самара, ул. Белорусская, д. 103А.
Указанный объект недвижимости является муниципальной собственностью городского округа Самара.
Как указал истец, за период с июня 2020 по апрель 2021 ЗАО "СЗ Нефтемаш" оказало коммунальные услуги по поставке тепловой энергии на отопление, тепловой энергии и горячей воды на горячее водоснабжение на спорный объект недвижимости на сумму 9 096 руб. 50 коп., однако обязанность по внесению платы за коммунальные услуги ответчиком не исполнена.
09.07.2021 ЗАО "СЗ Нефтемаш" направило ответчику претензию исх. N 10/690 от 12.04.2021., оставленную последним без удовлетворения, что послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими их статус.
Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 16.10.2003 г. N 131-ФЗ, обязанность по организации теплоснабжения в границах муниципальных Образований возложена на органы местного самоуправления.
Указанным Законом предусмотрено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органом местного самоуправления.
Самарская городская Дума постановлением от 30.05.2002 г. N 154 утвердила Положение "О порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью городского округа Самара", в соответствии с пунктом 1.2. которого, Департамент управления имуществом городского округа Самара (далее по тексту - ответчик, Департамент) является органом местного самоуправления городского округа Самара, наделенным Уставом городского округа Самара собственными полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере управления и распоряжения имуществом городского округа Самара.
В соответствии с пунктом 2.2. данного положения, Объектами муниципальной собственности городского округа Самара являются муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения.
Согласно статье 45 Устава от имени городского округа Самара права собственника в отношении муниципального имущества осуществляет Департамент.
Полномочия Департамента по решению вопросов местного значения определяются статьей 47 вышеуказанного Устава, Департамент осуществляет полномочия по управлению и распоряжению имуществом городского округа Самара, а также осуществляет учет муниципального имущества и ведет его реестр.
В соответствии с Решением Думы городского округа Самара от 26.03.2009 г. N 710 "Об утверждении формы отчета о работе Департамента управления имуществом городского округа Самара" Департамент осуществляет права собственника в отношении муниципального имущества и предоставляет отчеты о своей работе в Думу городского округа Самара за отчетный период, в том числе данные об использовании нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, а также осуществляет контроль за соблюдением условий по использованию муниципального имущества, выявлению пустующих помещений.
В случае, когда подача через присоединенную сеть энергии в целях оказания соответствующих коммунальных услуг на жилое помещение, эти отношения подпадают под действие жилищного законодательства (подпункт 10 п. 1 ст. 4 ЖК РФ).
В этом случае в силу прямого указания п. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации.
Частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено,, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Ведение аналитического учета операций по расчетам за коммунальные услуги и пени, в том числе:
- начисление (перерасчеты) платы потребителям коммунальных услуг в жилищном фонде городского округа Самара в соответствии с нормативными актами, регулирующими порядок начисления населению платы за коммунальные услуги и пени;
- представление населению платежные документы на оплату коммунальных услуг с учетом начисления пеней по форме рекомендованной действующим законодательством;
- получение от собственников, нанимателей и членов их семей сведения об изменении количества потребителей коммунальных услуг в каждом жилом помещении и другие сведения, необходимые для начисления платы за коммунальные услуги;
- обработка поступивших сведений о показаниях индивидуальных (квартирных) и общедомовых приборов учета коммунальных услуг, в том числе через интернет - сайт;
- учет поступивших денежных средств потребителей коммунальных услуг и прочее обязанности, предусмотренные законом и иными нормативно-правовыми актами РФ, Самарской области и городского округа Самара, осуществляет муниципальное предприятие городского округа Самара "Единый информационно-расчетный центр" на основании заключенного с ЗАО "СЗ Нефтемаш" Агентского договора N 18/18-ПД от 01.09.2018 г.
Объем оказанных коммунальных услуг, а также расшифровка его начисления отражается в выписке по лицевому счету за соответствующий месяц, из которой усматривается, что начисления платы произведено по тарифам, установленным органом по государственному регулированию тарифов исходя из общей площади жилого помещения, поскольку квартиры являются изолированными, нормативов потребления тепловой энергии и горячего водоснабжения для граждан городского округа Самара, утвержденных Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 20.06.2016 г. N 131 "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению".
Начисление платы за оказанные услуги произведено за фактически отпущенные энергоресурсы по тарифам, установленным органом по государственному регулированию тарифов для ЗАО "СЗ Нефтемаш".
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства недопустим.
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию. В силу статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Единый срок оплаты квитанций за коммунальные услуги предусмотрен статьей 155 Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктом 66 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных ломах и жилых домов, утвержденных Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно до 10-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
Обязанность по внесению платы за коммунальные услуги и сроки ее исполнения возложены на потребителя действующим законодательством, в частности, ст. 544 ГК РФ, ч. 1 ст. 153, ч.1 ст. 155 ЖК РФ, требования которых податель жалобы не мог не знать.
Вопреки позиции ответчика, о том, что в бюджете городского округа Самара на 2020 и 2021 годы денежные средства на оплату коммунальных услуг, поставленных на пустующие помещения, находящиеся в муниципальной собственности не предусмотрены, не является основанием для освобождения их собственника от оплаты отпущенного ресурса.
Спорные жилые помещения подключены к внутридомовой инженерной системе многоквартирного жилого дома, который, в свою очередь, подключен к централизованной системе теплоснабжения. Отключение жилого помещения от внутридомовой инженерной системы технологически невозможно. Обратного в материалах дела ответчиком не представлено.
Из разъяснений, изложенных в пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации 28 мая 2019 года N 1 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации", следует, что положения главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации разграничивают полномочия органов, исполняющих судебные акты об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и устанавливают различный порядок их исполнения.
На финансовые органы - Минфин России, финансовый орган субъекта Российской Федерации, финансовый орган муниципального образования - возложено исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного в результате действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, а также иных судебных актов, предусматривающих взыскание средств за счет казны соответствующего публично-правового образования. Минфин России также осуществляет исполнение судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств федерального бюджета, а финансовые органы субъектов Российской Федерации и финансовые органы муниципальных образований исполняют судебные акты о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок соответственно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации или за счет средств местного бюджета (статья 242.2 БК РФ).
Органы Федерального казначейства наделены полномочиями по организации исполнения исполнительных документов, предусматривающих взыскание денежных средств с казенных учреждений, имеющих лицевые счета в органах Федерального казначейства, и с главных распорядителей бюджетных средств, в чьем ведении находятся указанные юридические лица, при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенным учреждениям для исполнения их денежных обязательств (пункт 7 статьи 161 БК РФ), - за счет средств соответствующего бюджета (статьи 242.3 - 242.6 БК РФ).
Имущественные требования подлежат удовлетворению с выступающих самостоятельно в суде в качестве ответчиков казенных учреждений, осуществляющих свою деятельность за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и обеспечивающих исполнение денежных обязательств (пункты 2, 8, 9 статьи 161 Кодекса), а также с главных распорядителей бюджетных средств, в чьем ведении находятся эти учреждения, поэтому в резолютивной части судебных актов не содержится указания о взыскании денежных сумм за счет казны публично-правового образования.
Учитывая вышеизложенное, требование истца о взыскании с ответчика задолженности по внесению платы за коммунальные услуги за период июнь 2020 - апрель 2021 в размере 9 096 руб. 50 коп. правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
На основании ч. 9.4. ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении", собственники и иные законные владельцы помещений в многоквартирных домах и жилых домов в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты тепловой энергии, потребляемой ими при получении коммунальных услуг, уплачивают пени в размере и порядке, установленных жилищным законодательством.
В силу ч. 14 ст. 155 ЖК РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
В связи с нарушением ответчиком установленных договором сроков и порядка оплаты, истцом были начислены пени за период с 02.01.2021 по 27.09.2021 в сумме 818 руб. 42 коп.
Расчет пени проверен судом, обоснованно признан верным, оснований для его перерасчета у суда апелляционной инстанции не имеется.
В связи с вышеизложенным требования истца о взыскании с ответчика пени за неисполнение обязательства по оплате принятой тепловой энергии за период с 02.01.2021 по 27.09.2021 г. в сумме 818 руб. 42 коп. правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что при рассмотрении дела по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, а поэтому у суда апелляционной инстанции нет оснований для изменения или отмены судебного акта.
Несогласие заявителя с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование закона не означают допущенной при рассмотрении дела ошибки и не подтверждают существенных нарушений судом норм права, в связи с чем доводы заявителя жалобы признаются необоснованными.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем вопрос о распределении судебных расходов апелляционным судом не рассматривался.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 26 ноября 2021 года по делу N А55-29909/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Б. Корнилов |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-29909/2021
Истец: ЗАО "Самарский завод Нефтемаш"
Ответчик: городской округ Самара в лице Департамента управления имуществом городского округа Самара