г. Санкт-Петербург |
|
24 февраля 2022 г. |
Дело N А26-6049/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 февраля 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Полубехиной Н.С.
судей Нестерова С.А., Черемошкиной В.В.
при ведении протокола судебного заседания: Евстегнеевой Е.В.
при участии: согласно протоколу судебного заседания от 16.02.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-43603/2021) акционерного общества "Карельский окатыш" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 16.11.2021 по делу N А26- 6049/2021 (судья Михайлова А.В.), принятое по иску Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия к акционерному обществу "Карельский окатыш" об обязании, о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия (далее - истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, к акционерному обществу "Карельский окатыш" (далее - ответчик, Общество) об обязании заключить дополнительное соглашение от 28.05.2021 к договору аренды лесного участка от 15.12.2015 N 89 в редакции, предложенной Министерством, взыскать с ответчика задолженность по арендной плате по договору аренды лесного участка от 15.12.2015 N 89 в размере 5536 руб.
Решением от 16.11.2021 иск удовлетворен.
Не согласившись с решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой об его отмене, указав на неполное исследование судом обстоятельств, имеющих значение для дела, и не согласившись с оценкой доказательств, данной судом в решении.
В судебном заседании представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве. Ответчик, извещенный о времени и месте судебного разбирательства, явку представителя не обеспечил. Апелляционный суд рассмотрел жалобу по правилам ст. 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом в решении и подтверждается материалами дела, между истцом (арендодатель) и ответчиком (арендатор) заключен договор аренды лесного участка от 15.12.2015 N 89 сроком действия до 20.10.2022 (далее - договор N 89), по которому лесной участок, площадью 149 га, расположенный в кварталах NN 68, 69, 87 Костомукшского участкового лесничества (Костомукшское лесничество по лесоустройству) передан в аренду в целях разработки Корпангского железорудного месторождения (раздел 1 договора N 89) по акту приема-передачи от 08.02.2016.
В соответствии с условиями договора аренды N 89 арендатор обязан вносить арендную плату в порядке и в сроки, предусмотренные приложением N 4 к договору.
Арендная плата определяется в соответствии со статьёй 73 Лесного кодекса Российской Федерации на основе минимального размера арендной платы.
Расчёт арендной платы приводится в приложении N 3 к договору.
Министерство посчитало, что при расчете арендной платы в 2018, 2019, 2020 г. г. для участков, занятых тропами, неправомерно применен понижающий коэффициент 0,5, в связи с чем письмом от 28.05.2021 Министерство направило в адрес ответчика для подписания дополнительное соглашение к договору аренды, в котором произвело перерасчет арендной платы на сумму 5536 руб.
Поскольку дополнительное соглашение к договору N 89 не подписано ответчиком, истец направил в адрес ответчика претензионное письмо от 22.06.2021 о неполном расчете с бюджетом с требованием уплатить доначисленную арендную плату.
Неисполнение ответчиком требований Министерства явилось основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав материалы дела и обсудив доводы жалобы, апелляционный суд признал жалобу подлежащей удовлетворению частично по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 73 ЛК РФ размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 данной статьи.
Частью 4 статьи 73 ЛК РФ предусмотрено, что для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются, соответственно, Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление N 310) утверждены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности.
Абзацем 4 примечания 8 к таблице 14 Постановления N 310 установлено, что при использовании лесных участков, находящихся в федеральной собственности, занятых просеками, дорогами, болотами (за исключением разработки месторождений торфа), каменистыми россыпями, применяется наименьший размер ставки платы, установленной для субъекта Российской Федерации, с коэффициентом 0,5.
Согласно перечню и характеристикам выделов лесных участков, переданных в аренду по договору N 89 тропы отнесены к категории нелесных земель. Однако, ввиду закрытого перечня объектов, для которых установлен понижающий коэффициент 0,5 при расчете арендной платы (просеки, дороги, болота, каменистые россыпи), и отсутствия в этом перечне троп, не имется оснований для применения в расчете арендной платы коэффициента 0,5 к площадям лесных участков, занятых тропами.
С учетом изложенного суд пришел к правильному выводу, признав ошибочным применение в спорном периоде при расчете арендной платы коэффициента 0,5.
Вместе с тем как следует из разъяснений, данных в пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
Таким образом, требование о понуждении заключения дополнительного соглашения от 28.05.2021 к договору аренды лесного участка от 15.12.2015 N 89 необоснованно, противоречит указанным разъяснениям и не соответствует положениям ст. ст. 150, 451 ГК РФ.
Ссылка Министерства на п. 1 ст. 422 ГК РФ не имеет значение для дела, так как положения данной статьи не определяют ни условия изменения договора, ни порядок внесения изменений.
Спорный лесной участок относится к публичной собственности, арендная плата по договору N 89 носит регулируемый характер. При этом изменение нормативно установленных ставок арендной платы или методики их расчета влечет изменение условий такого договора аренды без внесения в его текст подобных изменений.
При таких обстоятельствах решение в части 2021 в части обязания Общества заключить с Министерством дополнительное соглашение подлежит отмене.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 270, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 16.11.2021 по делу N А26-6049/2021 в части обязания акционерного общества "Карельский окатыш" заключить с Министерством природных ресурсов и экологии Республики Карелия дополнительное соглашение, датированное 28.05.2021, к договору аренды лесного участка от 15.12.2015 N 89 в редакции, предложенной Министерством природных ресурсов и экологии Республики Карелия, отменить.
В указанной части в иске отказать.
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия в пользу акционерного общества "Карельский окатыш" 1500,00 руб. расходов по государственной пошлине по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.С. Полубехина |
Судьи |
С.А. Нестеров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-6049/2021
Истец: Государственное казенное учреждение Республики Карелия "Костомукшское центральное лесничество", Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия
Ответчик: АО "КАРЕЛЬСКИЙ ОКАТЫШ"