г. Воронеж |
|
25 февраля 2022 г. |
Дело N А35-8966/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 февраля 2022 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи |
Поротикова А.И., |
судей |
Воскобойникова М.С., |
|
Щербатых Е.Ю., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гусаковой И.А.,
при участии:
от Федерального государственного казенного учреждения "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации: Алешина В.А., представителя по доверенности N 141/1/10500ис от 24.09.2021, удостоверение N 000090,
от Министерства обороны Российской Федерации: Ефремова А.М., представителя по доверенности N 207/4/201д от 13.11.2020;
от администрации Клюквинского сельсовета Курского района Курской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Курской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от комитета по управлению имуществом Курской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от администрации Курского района: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской области и Белгородской областях: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Клюквинского сельсовета Курского района Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 24 декабря 2021 года по делу N А35-8966/2020 (судья Матвеева О.А.) по исковому заявлению администрации Клюквинского сельсовета Курского района Курской области (ОГРН 1024600618987, ИНН 4611001580) к Федеральному государственному казенному учреждению "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1037715046467, ИНН 7715033007), Министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности,
третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области, филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Курской области, комитет по управлению имуществом Курской области, администрацию Курского района, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской области и Белгородской областях,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Клюквинского сельсовета Курского района Курской области обратилась в Арбитражный суд Курской области с исковым заявлением к Федеральному государственному казенному учреждению "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на объект недвижимого имущества - мемориальный комплекс воинам-освободителям, год установки 2009, местоположение: Курская обл., Курский р-н., п. М. Жукова, 6 квартал.
Определениями суда от 17 ноября 2020 г. и 09 декабря 2021 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области, филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Курской области, комитет по управлению имуществом Курской области, администрация Курского района, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской области и Белгородской областях, Министерство обороны Российской Федерации.
Определением от 17 мая 2021 г. Министерство обороны Российской Федерации привлечено в качестве соответчика по делу.
Решением Арбитражного суда Курской области от 24 декабря 2021 года по делу N А35-8966/2020 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с указанным решением, полагая его незаконным и необоснованным, истец обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Определением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31 января 2022 г. указанная жалоба принята к производству.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции 18 февраля 2022 года представители истца и третьих лиц не явились.
Учитывая наличие доказательств надлежащего извещения указанных лиц о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их отсутствие.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции 18 февраля 2022 года представители ответчиков в отношении доводов апелляционной жалобы возражали, просили оставить решение суда без изменения, жалобу истца - без удовлетворения.
Судебная коллегия, исследовав представленные материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения явившихся в судебное заседание представителей, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, на территории, прилегающей к гарнизонному Дому офицеров в поселке Маршала Жукова Курского района Курской области, входящего в состав Клюквинского сельсовета, с 2009 года размещен мемориальный комплекс воинам-освободителям, площадью 92,9 кв.м., что подтверждается сведениями, содержащимися в техническом плане от 24 июля 2020 г., подготовленном кадастровым инженером Карпушиным А.П.
Мемориальный комплекс расположен в границах земельного участка с кадастровым номером 46:11:071301:69, общей площадью 10 485 кв.м., находящегося в собственности Российской Федерации и в соответствии с приказом директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от 07 декабря 2019 г. N 2684 закрепленного на праве постоянного (бессрочного) пользования за Федеральным государственным казенным учреждением "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.
Запись о праве федеральной собственности на земельный участок внесена в Единый государственный реестр недвижимости 28 ноября 2005 г., о постоянном (бессрочном) пользовании - 11 марта 2020 г.
Участок относится к землям промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, землям обороны, безопасности и землям иного специального назначения. Разрешенное использование - для размещения и эксплуатации досугового клуба.
Ссылаясь на то, что с момента установки по решению Собрания депутатов Клюквинского сельсовета Курского района Курской области от 14 мая 2009 г. до настоящего времени Клюквинский сельсовет добросовестно, открыто и непрерывно владеет и пользуется спорным имуществом, осуществляет учет, контроль за его состоянием, государственную охрану и содержание, истец обратился в суд с настоящим требованием.
Признание права собственности на спорный объект недвижимости, по мнению истца, обусловлено необходимостью включения спорного объекта в реестр муниципальной собственности для последующего выделения денежных средств на благоустройство, ремонт и содержание мемориального комплекса, без чего он придет в негодность.
Отказывая в иске, арбитражный суд правомерно руководствовался следующим.
В силу статьи 212 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 1 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 50 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.
Основания возникновения муниципальной собственности определяются как общими положениями гражданского законодательства, так и специальными нормами, определяющими порядок безвозмездной передачи имущества в связи с разграничением полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 40, пункту 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации право возводить на земельном участке здания и сооружения принадлежит его собственнику.
В силу статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о назначении земельного участка.
Из обстоятельств дела следует, что спорное сооружение расположено в границах земельного участка с кадастровым номером 46:11:071301:69, общей площадью 10 485 кв.м., находящегося в собственности Российской Федерации и закрепленного на праве постоянного (бессрочного) пользования за федеральным казенным учреждением.
Сведений о том, что сооружение создавалось сельсоветом для муниципальных нужд, с согласия собственника, на земельном участке, отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, материалы дела не содержат. Также не имеется свидетельств государственной регистрации, с которой закон связывает возникновение права на вновь созданное недвижимое имущество (статья 219 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Кроме того в деле отсутствуют доказательства приобретения права собственности иным способом, не связанным с созданием недвижимой вещи.
Отношения по поводу безвозмездной передачи военного недвижимого имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность, регулируются положениями Федерального закона от 08 декабря 2011 г. N 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Частью 2.1 статьи 2 Закона не допускается передача в собственность военного недвижимого имущества без передачи земельного участка, на котором оно расположено.
Основанием для прекращения в отношении такого имущества права собственности Российской Федерации и (или) права постоянного (бессрочного) пользования и возникновения на переданное недвижимое имущество права собственности муниципального образования, которым передано такое имущество, является, согласно части 8 статьи 3 того же закона, решение о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность, принимаемое уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации (часть 1 статьи 3 Закона N 423-ФЗ).
Отсутствие государственной регистрации права собственности Российской Федерации на передаваемое военное недвижимое имущество и (или) отсутствие его государственного учета, отсутствие установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации границ передаваемых земельных участков не является препятствием для принятия решения о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации либо в муниципальную собственность (часть 5 статьи 2 Закона N 423-ФЗ).
Признаки, указывающие на то, что право федеральной собственности на земельный участок с кадастровым номером 46:11:071301:69, расположенную на таком участке недвижимость прекратилось, и на спорное имущество возникло право муниципальной собственности в установленном законом порядке, не нашли своего подтверждения в материалах дела.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 59 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
Поскольку соответствующих доказательств истцом представлено не было, в удовлетворении искового заявления отказано правомерно.
В силу статьи 5 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 80-ФЗ "Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" органы местного самоуправления ответственны за сохранение памятников Великой Отечественной войны, расположенных на подведомственных им территориях, поддержание их в состоянии, соответствующем достойному и уважительному отношению к памяти о Победе советского народа в Великой Отечественной войне.
Сохранение и реставрация памятников Великой Отечественной войны обеспечиваются выделением средств из федерального бюджета на памятники федерального значения, бюджетов субъектов Российской Федерации - на памятники регионального значения и местных бюджетов - на памятники местного (муниципального) значения, а также пожертвованиями физических и юридических лиц.
Поскольку установленная законом ответственность не обусловлена принадлежностью памятника войны муниципальному образованию или его включением в реестр муниципальной собственности, довод администрации о том, что отказ в иске воспрепятствует благоустройству, ремонту и содержанию мемориального комплекса, были обоснованно отклонены судом области.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не подтверждены доказательствами, не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, направлены на переоценку верно установленных судом первой инстанции по делу обстоятельств, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения Арбитражного суда Курской области.
Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, судом области допущено не было.
Согласно положениям статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее заявителя, возврату либо возмещению не подлежат.
В силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации истец освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст. ст. 110, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 24 декабря 2021 года по делу N А35-8966/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Клюквинского сельсовета Курского района Курской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.И. Поротиков |
Судьи |
М.С. Воскобойников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-8966/2020
Истец: Администрация Клюквинского сельсовета Курского района Курской области
Ответчик: ФГУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" МО РФ
Третье лицо: Администрация Курского района, Комитет по управлению имуществом Курской области, Комитет по управлению имущестром Курской области, Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Курской и Белгородской областях, Межрегиональное территориальное управление Федарального агенства по управлению государственным имуществом В Курской и Белгородаской областях, Министерство обороны Российской Федерации, Управление Федеральной государственной регистрации и картографии по Курской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Курской обл., Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд