г. Хабаровск |
|
25 февраля 2022 г. |
А73-13992/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 февраля 2022 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тищенко А.П.
судей Харьковской Е.Г., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Михайленко Т.Н.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "КомПасс": Марченко А.В. по доверенности от 01.07.2021;
от Дальневосточной транспортной прокуратуры и Николаевской-на-Амуре транспортной прокуратуры: Барсукова Е.С. по служебному удостоверению и доверенности от 14.02.2022,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "КомПасс" на решение от 13.12.2021 по делу N А73-13992/2021 Арбитражного суда Хабаровского края по заявлению общества с ограниченной ответственностью "КомПасс" (ИНН 2712008010, ОГРН 1132728000130) к Дальневосточной транспортной прокуратуре, Николаевской-на-Амуре транспортной прокуратуре о признании недействительным представления от 26.07.2021 N 62-2021/Прдп-4-21,
УСТАНОВИЛ:
Николаевской-на-Амуре транспортной прокуратурой в ходе рассмотрения в порядке части 2 статьи 10 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" коллективного обращения жителей п. Тыр Ульчского района Хабаровского края (зарегистрированное 07.07.2021 N 1-529в-2021) о ненадлежащей организации транспортного сообщения по маршруту Хабаровск - Николаевск-на-Амуре - Хабаровск, в деятельности общества с ограниченной ответственностью "КомПасс" (далее - ООО "КомПасс", Общество) выявлены нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ), выразившиеся в несвоевременном начале пассажирских перевозок.
26.07.2021 по результатам рассмотрения указанного обращения транспортным прокурором Николаевской-на-Амуре транспортной прокуратуры в адрес Общества вынесено представление N 62-2021/Прдп-4- 21, согласно которому заявителю необходимо:
- безотлагательно рассмотреть данное представление с участием сотрудника транспортной прокуратуры (по средствам телефонной или электронной связи), заблаговременно уведомив о дате, месте и времени его рассмотрения;
- принять незамедлительные меры к устранению причин и условий, способствующих нарушению законодательства и недопущению их впредь;
- рассмотреть вопрос о привлечении в пределах компетенции виновных лиц к установленной законом ответственности;
- о результатах рассмотрения представления, принятых мерах сообщить в Николаевскую-на-Амуре транспортную прокуратуру (682469, г. Николаевск-на-Амуре, ул. Ленина, 7) в письменной форме в срок до 26.08.2021 с приложением копии приказа о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности с отметкой об ознакомлении их с приказом (при наличии оснований).
Полагая указанное представление незаконным, ООО "КомПасс" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании такое представление недействительным. Кроме того, Общество просило истребовать у ответчика материалы проведенной, на основании поступившего коллективного обращения жителей п. Тыр Ульчского района Хабаровского края, проверки.
Заявление Общества принято арбитражным судом определением от 15.10.2021, возбуждено производство по делу N А73-13992/2021.
Решением от 13.12.2021 суд отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "КомПасс" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить, признать представление Николаевской-на-Амуре транспортной прокуратуры N 62-2021/Прдп-4-21 от 26.07.2021 недействительным.
Заявитель жалобы считает, что на основании контракта, заключенного между Министерством транспорта и дорожного хозяйства и Обществом, обязанность по организации расстановки плавучих судов возложена на Заказчика, а не на Исполнителя.
Апелляционная жалоба была принята к рассмотрению определением от 02.02.2022 Шестого арбитражного апелляционного суда.
В отзыве на апелляционную жалобу прокуратуры не согласились с доводами жалобы, просили решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее соответственно.
Выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы. Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции и отклоняет рассмотренные доводы жалобы исходя из следующего.
Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202- 1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон N 2202-1) в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет, в том числе надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.
Реализуя эти полномочия, прокурор согласно статье 22 Закона N 2202-1 вправе, в том числе вносить представления об устранении выявленных нарушений закона.
Таким образом, представление является мерой прокурорского реагирования, имеющей целью устранение нарушений закона, их причин и способствующих им условий.
По смыслу пункта 1 статьи 24 Закона N 2202-1 представление должно характеризоваться адресностью, то есть подлежит внесению в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения.
Как установлено судом по материалам дела, 20.04.2021 между Министерством транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края (заказчик) и Обществом (исполнитель) заключен государственный контракт N 11 (далее - Контракт N 11), согласно условиям пункта 1.1 которого, ООО "КомПасс" в 2021 оказывает услуги по осуществлению регулярных перевозок пассажиров и багажа внутренним водным транспортом по регулируемым тарифам.
Заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательство оказать услуги в соответствии с Технической частью (приложение N 1), являющейся неотъемлемой частью контракта (пункт 1.2 Контракта N 11).
Пунктом 3.2 раздела I Технической части (приложение N 1 к контракту) установлено, что оказание услуг, осуществляется в соответствии с разработанным исполнителем и согласованным с администрациями Комсомольского, Ульчского, Николаевского муниципальных районов Хабаровского края и заказчиком расписанием движения пассажирских судов межмуниципальных (местных) и природных линий (из г. Комсомольска-на-Амуре) на навигацию 2021.
Согласно разработанному и согласованному расписанию местной скоростной пассажирской линии Комсомольск-на-Амуре - Богородск - Николаевск-на-Амуре - Комсомольск-на-Амуре, движение судов по маршруту Комсомольск-на-Амуре - Киселевка - Циммермановка - Софийское - Мариинское - Богородское - Сусанино - Тыр - Тахта - Иннокентьевка - Николаевск-на-Амуре начинается с 25.05.2021.
Вместе с тем, услуги по транспортному обслуживанию вышеуказанных населенных пунктов стали оказываться только с 04.06.2021, то есть с нарушением установленного Контрактом N 11 срока.
Данное обстоятельство подтверждается информацией от 14.07.2021 N 235, предоставленной главой Тырского сельского поселения Ульчского муниципального района Хабаровска края, информацией от 28.05.2021 N М27-09-413-444, предоставленной первым заместителем министра транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края, информацией от 15.07.2021 N 01.20-3538, предоставленной и.о. министра транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края, а также не оспаривалось представителем Общества в ходе судебного разбирательства.
Кроме того, из представленной ООО "НСК", которое обеспечивало ремонт дебаркадера Р-80, предназначенного для посадки-высадки пассажиров п. Тыр Ульчского района, по запросу Николаевской-на-Амуре транспортной прокуратуры информации следует, что между ООО "НСК" (исполнитель) и ООО "КомПасс" (заказчик) заключены договоры на ремонт судов от 19.06.2020 N 9-2020 и от 01.02.2021 N 1/2021.
Условиями договора ремонта судна от 19.06.2020 N 9-2020 предусмотрено, что заказчик поручает, а исполнитель выполняет ремонтные работы плавучих объектов заказчика - дебаркадеров NN 25, 28, 74, 76, 80, 81 и 82; началом ремонта считается дата постановки их на ремонт, окончание ремонта оформляется приемосдаточным актом; срок ремонта с 02.11.2020 до 01.06.2021 (пункты 1.1, 2.1, 2.2 договора N 9-2020).
Также ООО "НСК" сообщило (письмо от 23.07.2021 N 76-2021), что фактически дебаркадер Р-80 был доставлен на ремонт 02.11.2020, убыл с ремонта 02.06.2021.
С 11.05.2021 на территории Николаевского муниципального района Хабаровского края на основании Постановления администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края от 11.05.2021 N 402-па введен режим чрезвычайной ситуации.
В этот же день - 11.05.2021 ООО "НСК" направило в адрес ООО "КомПасс" уведомление о наступлении обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора) N 52-2021, из которого следует, что на утро 11.05.2021 территория слипа и прилегающих цехов подтоплены; производство работ приостановлено до ледохода и снижения уровня воды до безопасного уровня. Срок выполнения ремонтных работ по договорам будет увеличен по независящим от ООО "НСК" обстоятельствам на 2 недели (ориентировочно).
25.05.2021 ООО "НСК" повторно информировало Общество уведомлением N 60-2021 о спаде уровня воды до безопасных значений и выполнении регламентных работ, вследствие которых вышло из строя электропитание слипа, в связи с чем, производственные процессы приостановлены.
С учетом изложенного, суд правомерно согласился с выводами Николаевской-на-Амуре транспортной прокуратуры относительно того, что обстоятельства непреодолимой силы возникли лишь в мае 2021 и не у ООО "КомПасс", а у его контрагента по договору - ООО "НСК".
При этом, как верно отмечено арбитражным судом, Обществу уже на момент разработки расписания местной скоростной пассажирской линии Комсомольск-на-Амуре - Богородск - Николаевск-на-Амуре - Комсомольск-на-Амуре, должно было быть известно о том, что ремонт дебаркадеров, в том числе Р-80 будет окончен позднее даты начала транспортного сообщения Комсомольск-на-Амуре - Богородск - Николаевск-на-Амуре - Комсомольск-на-Амуре.
Кроме того, введенный на территории Николаевского муниципального района Хабаровского края режим чрезвычайной ситуации не помешал ООО "КомПасс" приступить к оказанию услуг по транспортному обслуживанию по Контракту N 11 с 04.06.2021, тогда как режим чрезвычайной ситуации был отменен на основании Постановления администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края от 08.07.2021 N 651-па только с 08.07.2021.
Частью 2 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ предусмотрено, что при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 95 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации перевозки пассажиров и их багажа осуществляются на основании договоров перевозок пассажиров. Сроки перевозок пассажиров и их багажа устанавливаются согласно расписанию движения судов, разрабатываемому перевозчиком в соответствии с правилами оказания услуг.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2003 N 72 утверждены Правила оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте (далее - Правила N 72).
Исходя из пунктов 4 и 7 Правил N 72, исполнители должны обеспечивать своевременность перевозки, безопасность и качественное обслуживание пассажиров на судах и береговых объектах, предназначенных для обслуживания перевозки пассажиров, а также своевременность доставки и сохранность перевозимых грузов и багажа. Сроки перевозки пассажиров и их багажа устанавливаются согласно расписанию движения судов, разрабатываемому перевозчиком.
С учетом изложенного, арбитражный суд обоснованно пришел к выводу о том, что представление Николаевской-на-Амуре транспортной прокуратуры от 26.07.2021 N 62-2021/Прдп-4-21 соответствует закону и не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, следовательно, оснований для удовлетворения заявленных требований нет.
Ссылка заявителя жалобы на то, что обязанность по организации расстановки плавучих судов возложена на Министерство транспорта и дорожного хозяйства, а не на Общество подлежит отклонению, поскольку вина Министерства предметом рассмотрения настоящего спора не является.
Доводов, основанных на доказательственной базе, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, влияли бы на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Учитывая изложенное выше, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм права действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся на основании статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 13.12.2021 по делу N А73-13992/2021 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.П. Тищенко |
Судьи |
Е.Г. Харьковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-13992/2021
Истец: ООО "Компасс"
Ответчик: Дальневосточная транспортная прокуратура, Николаевская-на-Амуре транспортная прокуратура