г. Чита |
|
25 февраля 2022 г. |
Дело N А19-31224/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 февраля 2022 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ломако Н.В.,
судей Никифорюк Е.О., Антоновой О.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лю-фа-хуан Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Иркутской области в лице Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 10 декабря 2021 года по делу N А19-31224/2021 по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Автоколонна 1951" (ОГРН 1043800526582, ИНН 3801072147, адрес: 665821, Иркутская область, г. Ангарск, мкр. Старо-Байкальск, д. 5) к Иркутской области в лице Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (ОГРН 1073808028271, ИНН 3808170986, адрес: 664075, г. Иркутск, ул. Канадзавы, д. 2) о взыскании 387 473,60 руб.,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерство финансов Иркутской области (ОГРН 1083808000154, ИНН 3808171299, адрес; 664027, г. Иркутск, ул. Ленина, д. 1А), Областное государственное казенное учреждение "Управление социальной защиты населения по Ангарскому району" (ОГРН 1143850038309, ИНН 3801992708, адрес; 665821, Иркутская область, г. ангарск, ул. Коминтерна, д. 41), Муниципальное унитарное предприятие Ангарского городского округа "Жилищно-эксплуатационный трест "2" (ОГРН 1023800529015, ИНН 3801052239, адрес: 665806, Иркутская область, г. Ангарск, ул. А. Матросова, д. 8А), Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству, строительству, транспорту и связи Администрации Ангарского городского округа (ОГРН 1153850024272, ИНН 3801132050, адрес; 665830, Иркутская область, г. Ангарск, 59 квартал, д. 4, помещение 1),
в отсутствие в судебном заседании лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Автоколонна 1951" (далее - истец, ООО "Автоколонна 1951") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском, уточненным в порядке ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) к Иркутской области в лице Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (далее - ответчик, Министерство) о взыскании убытков в размере 387 473,60 руб.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 10 декабря 2021 года взыскано с ответчика за счет казны Иркутской области в пользу истца 387 473,60 руб. - основного долга, а также 4 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Иркутской области от 10 декабря 2021 года по делу N А19-31224/2021 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Согласно доводам апелляционной жалобы, истцом не представлены доказательства принятия им всех должных мер по предоставлению в ОГКУ "УСЗН по Ангарскому району" достоверных сведений в реестрах учета ЕСПБ и в актах сверки контрольных талонов на одну поездку, что свидетельствует об отсутствие причинения вреда истцу, как со стороны ОГКУ "УСЗН по Ангарскому району", так и со стороны министерства.
В материалы дела письменный отзыв относительно доводов апелляционной жалобы не поступал.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 22.01.2022..
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом. Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, между истцом (перевозчик) и Министерством жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области (уполномоченный орган) 31.12.2015 заключено соглашение N 529/180 на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по маршруту (маршрутам) в межмуниципальным сообщении на территории Иркутской области, согласно которому уполномоченный орган обеспечивает организацию транспортного обслуживания населения в межмуниципальном сообщении, а перевозчик выполняет регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом (городским наземным электрическим транспортом) в Иркутской области в соответствии с законодательством и соблюдением согласованных параметров перевозок по регулируемым тарифам, указанных в Согласовании на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по маршрутам в Иркутской области, предусмотренными приложениями 1, 4, 7, 10, 13 к настоящему Соглашению.
Приложением N 1 к указанному соглашению была установлена обязанность перевозчика по осуществлению перевозок по регулируемому тарифу по маршруту N 194 "г. Ангарск - с/о Архиреевка (с. Целоты)".
Приложениями к указанному соглашению: N 4 установлена обязанность перевозчика по осуществлению перевозок по регулируемому тарифу по маршруту N 199 (г. Ангарск - СНТ "Архиреевка 1"); N 7 установлена обязанность перевозчика по осуществлению перевозок по регулируемому тарифу по маршруту N 201 (г. Ангарск - СНТ "Усть-Целоты"); N 10 - обязанность перевозчика по осуществлению перевозок по регулируемому тарифу по маршруту N 205 (г. Ангарск - СНТ "Калиновка - 6").
27.12.2016 между истцом (перевозчик) и ответчиком заключено соглашение о предоставлении субсидий перевозчикам, которые осуществляют перевозку по единым социальным проездным билетам пассажиров, относящихся к отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению российской федерации и иркутской области N 05-53-1330/16-11 (далее - Соглашение 1), предметом которого является предоставления в 2017 году перевозчику субсидий из областного бюджета в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с оказанием услуг по пассажирским перевозкам транспортом общего пользования в городском и пригородном сообщении для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Иркутской области (п. 1.1. соглашения).
Согласно п. 2.2. соглашения 1, расчет суммы расходов Получателя по единым социальным проездным билетам определяется в соответствии с пунктом 12 (2) Положения.
В соответствии с п. 2.3. соглашения 1, объем транспортных услуг по единым социальным проездным билетам определяется в соответствии с абзацами 1-3 пункта 14 Положения.
Расчет суммы недополученных доходов перевозчика при связанных с оказанием услуг по пассажирским перевозкам транспортом в городском сообщении и транспортом в пригородном сообщении для отдельных категорий граждан, оказании мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Иркутской области за период 2017 года рассчитывался по формуле:
Количество купонов (количество осуществленных перевозок) * тариф * среднее расстояние - к-во ЕСПБ * стоимость ЕСПБ.
Размер тарифа составлял 1,78 рубля/километр.
Среднее расстояние поездки было установлено, как 36, 5 км.
Стоимость ЕСПБ 150 рублей.
Согласно п. 3.1.2. соглашения 1, при представлении получателем в Министерство документов, подтверждающих факт произведенных получателем затрат/недополученных доходов, на возмещение которых предоставляется субсидия в соответствии с Положения и настоящим Соглашением.
Субсидия предоставляется при соблюдении условий, установленных пунктом 8 Положения (п. 3.2.1. Соглашения 1).
Получатель, в соответствие с п. 4.2 соглашения 1, обязуется:
- представлять с Министерство документы, установленные пунктом 3.1.2. настоящего Соглашения;
- направлять по запросу Министерства документы и информацию, необходимые для осуществления контроля за соблюдением порядка, целей и условий предоставления Субсидии в соответствии с пунктом 4.1.8. настоящего Соглашения, в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня получения указанного запроса;
- в случае получения от Министерства требования в соответствии с пунктом 4.1.5. настоящего Соглашения:
- устранять факт(ы) нарушения порядка, целей и условий предоставления Субсидии в сроки, определенные в указанном требовании;
- возвращать в областной бюджет Субсидию в размере и в сроки, определенные в указанном требовании.
- обеспечивать полноту и достоверность сведений, представляемых в Министерство в соответствии с настоящим Соглашением.
28.04.2017 г. между Министерством и ООО "Автоколонна 1951" (Перевозчик) было заключено соглашение о предоставлении юридическому лицу на возмещение затрат в связи с оказанием услуг по пассажирским перевозкам для отдельных категорий граждан на автомобильном транспорте общего пользования по сезонным (садоводческим) маршрутам N 05-53-453/17-11(далее - Соглашение 2), предметом которого является предоставление из областного бюджета в 2017 году субсидий в целях возмещения затрат Получателя, связанных с оказанием услуг по пассажирским перевозкам автомобильным транспортом общего пользования по сезонным (садоводческим) маршрутам для отдельных категорий граждан.
Согласно п. 2.2. соглашения 2, расчет Субсидии определяется в соответствии с пунктом 14 Положения и рассчитываются по формуле:
Стоимость проезда по маршруту * количество граждан получивших билет * количество поездок.
Стоимость проезда на 2017 год было определена в следующем размере:
Маршрут 199 - 56,43 рубля.
Маршрут 201 - 39,34 рубля.
Маршрут 205 - 43,25 рубля.
Количество поездок подлежащих оплате - 10.
Согласно п. 3.1.2. соглашения 2, при представлении Получателем документов, подтверждающих факт произведенных Получателем затрат, на возмещение которых предоставляется Субсидия в соответствии с Положением и настоящим Соглашением.
Субсидия предоставляется при соблюдении условий, предусмотренных пунктом 13 Положения (п. 3.2.1. Соглашения 2).
Получатель, в соответствие с п. 4.2 соглашения 1, обязуется:
- представлять с Министерство документы, установленные пунктом 3.1.2. настоящего Соглашения;
- направлять по запросу Министерства документы и информацию, необходимые для осуществления контроля за соблюдением порядка, целей и условий предоставления Субсидии в соответствии с пунктом 4.1.8. настоящего Соглашения, в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня получения указанного запроса;
- в случае получения от Министерства требования в соответствии с пунктом 4.1.5. настоящего Соглашения:
- устранять факт(ы) нарушения порядка, целей и условий предоставления Субсидии в сроки, определенные в указанном требовании;
- возвращать в областной бюджет Субсидию в размере и в сроки, определенные в указанном требовании.
- обеспечивать полноту и достоверность сведений, представляемых в соответствии с настоящим Соглашением.
Истец за период с января по октябрь 2017 года осуществлял перевозку отдельных категорий граждан, имеющих право на меры социальной поддержки с выдачей им месячных единых социальных проездных билетов.
В целях получения субсидии в счет возмещения расходов за январь - декабрь 2017 года в размере 1 051 914,24 руб. истец представил ответчику в установленные соглашением сроки реестры учета за январь - декабрь 2017 года; расчеты суммы расходов истца за январь - декабрь 2017 года; акты сверок за январь - декабрь 2017 года.
По мнению истца, ответчик необоснованно исключил из реестров часть граждан, в силу чего истцом недополучено возмещение.
Согласно уточненному расчету истца размер возмещения расходов за январь - октябрь 2017 составляет 387 473,60 руб.
Доказательств возмещения заявленных расходов не представлено.
Решением Арбитражного суда Иркутской области заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился в суд апелляционной инстанции.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, исходя из следующего.
Порядок и условия обеспечения равной доступности услуг общественного транспорта в Иркутской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Иркутской области, в форме приобретения единого социального проездного билета либо электронного транспортного приложения универсальной электронной карты, дающих право на проезд на всех видах общественного транспорта в городском сообщении (кроме такси) и общественного автомобильного транспорта в пригородном сообщении (кроме такси), а также порядок и условия предоставления бюджетных ассигнований перевозчикам, которые осуществляют перевозку пассажиров, относящихся к отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Иркутской области на всех видах общественного транспорта в городском сообщении (кроме такси) и общественным автомобильным транспортом в пригородном сообщении (кроме такси), определены в Положении об обеспечении равной доступности услуг общественного транспорта в Иркутской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Иркутской области (далее - Положение), утвержденном Постановлением Правительства Иркутской области от 18.11.2013 N 521-пп.
В соответствии с пунктом 1 Положения о бесплатном проезде отдельных категорий граждан в Иркутской области в 2013 - 2019 годах и предоставлении из областного бюджета субсидий в целях возмещения затрат в связи с оказанием услуг по пассажирским перевозкам, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 12.03.2013 N 81-пп (далее - Положение N 81-пп), право на получение субсидий имеют юридические лица и индивидуальные предприниматели, заключившие соглашение о предоставлении субсидий в целях возмещения затрат в связи с оказанием услуг по пассажирским перевозкам автомобильным транспортом общего пользования по сезонным (садоводческим) маршрутам для отдельных категорий граждан с территориальными подразделениями министерства.
Субсидии из областного бюджета предоставляются в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (далее - уполномоченный орган) на цели, указанные в настоящем пункте. Пунктами 13, 16 названного Положения (в редакции, действовавшей в спорный период) установлено, что условиями предоставления субсидий являются:
наличие соглашения, включающего в том числе согласие юридического лица, индивидуального предпринимателя на осуществление уполномоченным органом, службой государственного финансового контроля Иркутской области проверки соблюдения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем условий, целей и порядка предоставления субсидий;
представление в территориальные подразделения ежемесячно не позднее установленного срока, по прилагаемым к Положению формам реестров учета выданных месячных проездных билетов на электронном и бумажном носителях; отчетов об объемах оказанных услуг по пассажирским перевозкам автомобильным транспортом общего пользования по сезонным (садоводческим) маршрутам, актов сверки реестра учета месячных проездных билетов.
В соответствии с Положениями между сторонами заключены названные Соглашения, определяющее порядок предоставления в 2017 году истцу субсидий из областного бюджета в целях возмещения недополученных доходов и финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с оказанием услуг по пассажирским перевозкам транспортом общего пользования в городском и пригородном сообщении, автомобильным транспортом общего пользования по сезонным (садоводческим) маршрутам для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки, которых относится к ведению Российской Федерации и Иркутской области по маршруту N 194, 199, 201, 205 согласно схеме маршрута.
Истцом на основании Соглашений осуществлена перевозка пассажиров, относящихся к отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки, которых относится к ведению Российской Федерации и Иркутской области транспортом общего пользования по данным маршрутам в период: январь-октябрь 2017 года.
Право на предоставление субсидии, согласно условиям Положения, имеют перевозчики - юридические лица (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальные предприниматели, принявшие на себя по договору перевозки пассажира на всех видах общественного транспорта в городском и пригородном сообщении, автомобильным транспортом общего пользования по сезонным (садоводческим) маршрутам (кроме такси) обязанность перевезти пассажира из пункта отправления в пункт назначения, при соблюдении соответствующих условий, предусмотренных Положением.
Из абзаца 1 статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) следует, что при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Таким образом, как правильно установлено судом первой инстанции, для получения субсидии истец предоставляет предусмотренные соглашениями документы; субсидии подлежат выплате истцу только при исполнении им обязанности по представлению установленных пунктами 3.1.2, 3.2 соглашений документов.
В подтверждение расходов истец представил ответчику в установленные соглашением сроки реестры учета, расчеты суммы расходов, акты сверок реестров учета за рассматриваемый период, что не оспаривается ответчиком.
Расчет суммы расходов, подлежащих возмещению, произведен истцом в соответствии с нормами Положения и условиями Соглашения, доказательств обратного ответчиком не представлено.
В суде первой инстанции представители ответчика подтвердили, что доказательства, свидетельствующие об отсутствии у граждан на момент приобретения проездных билетов у истца, права на льготный проезд, отсутствуют. Доказательств, прекращения мер социальной поддержки граждан, ответчиком не представлено. Исходя из представленных документов, в случае неправильного написания ФИО льготника, ответчик располагал иными идентифицирующими сведениями, поскольку реестр учета реализованных проездных билетов содержит кроме ФИО, сведения о документе, подтверждающем право на меры социальной поддержки, категорию гражданина, место его жительства, СНИЛС, номер и дату разрешения о назначении ЕСПБ. Доказательств смены места жительства гражданами, свидетельствующие о невозможности приобретения и использования проездных билетов, ответчиком также не представлены.
Суд первой инстанции также указал, что ответчиком не представлены соответствующие доказательства наличия обстоятельств непреодолимой силы и вины истца, препятствующих выполнению обязательств по возмещению расходов истцу на оказание гражданам льготных транспортных услуг надлежащим образом.
Доводы ответчика о том, что основанием отказа в получении субсидии должно являться выявление граждан, у которых допущены ошибки в написании ФИО, СНИЛС; выявление граждан, сменивших место жительства, суд первой инстанции признал необоснованными, поскольку льготные проездные билеты реализовывались истцом гражданам при наличии предусмотренных законодательством документов, доказательства обратного лицами, участвующими в деле, не представлено; обязанность по проведению сверки реестров с данными автоматизированной информационной системы "Электронный социальный регистр населения Иркутской области" законодательством на истца не возложена и технически с его стороны невозможна.
Апелляционный суд соглашается с позицией суда первой инстанции, что в данном случае исходя из представленных документов, в случае неправильного написания ФИО льготника, ответчик располагал иными идентифицирующими сведениями, поскольку реестр учета реализованных проездных билетов содержит кроме ФИО, сведения о документе, подтверждающем право на меры социальной поддержки, категорию гражданина, место его жительства, СНИЛС, номер и дату разрешения о назначении ЕСПБ.
Доказательств смены места жительства гражданами, свидетельствующие о невозможности приобретения и использования проездных билетов, ответчиком не представлены.
В соответствии с пунктом 5 Положения об обеспечении равной доступности услуг общественного транспорта в Иркутской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки, которых относится к ведению Российской Федерации и Иркутской области, утвержденного Постановлением правительства N 521- пп от 18.11.2013, для приобретения единых социальных проездных билетов граждане уплачивают их стоимость (150 руб.), а также предъявляют документ, удостоверяющий личность, документ, подтверждающий отнесение гражданина к льготной категории, страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, распоряжение о назначении "Единый социальный проездной билет", выданное территориальным управлением уполномоченного органа в установленном законодательством порядке.
Перевозчик несет ответственность за достоверность сведений, внесенных в реестр на основании предоставленных гражданам документов. Ни соглашением, ни действующим законодательством на перевозчика не возложена обязанность по проверке достоверности предоставленных документов.
Как следует из материалов дела, при расчете размера субсидий истец руководствовался пунктом 14 Положения, которым установлено, что объем транспортных услуг, предоставленных гражданам, определяется исходя из установленных в соответствии с законодательством тарифов за одну поездку и (или) тарифов за пассажир километр, среднего расстояния перевозки, а также количества поездок в расчете 30 поездок на общественном транспорте в городском сообщении, 20 поездок на автомобильном транспорте пригородного сообщения, 10 поездок для проезда по конкретному сезонному (садоводческому) маршруту, приходящихся на одного гражданина в месяц. При этом, Положением не предусмотрена обязанность перевозчика подтверждать документально фактическое количество поездок гражданами, как в городском, так и в пригородном сообщении.
Более того, суд первой инстанции правомерно сослался на то, что ответчиком доказательств недостоверности предоставленных истцом ответчику в порядке, предусмотренном Соглашением и Положением, не представлено.
Ни нормы Положения, ни условия Соглашений не ставят объем оказанных услуг в зависимость от фактически совершенных гражданами поездок по приобретенным ими единым социальным проездным билетам.
С учетом изложенного, перевозчик подтвердил факт перевозки указанных граждан, имеющих право на льготу; представленные в обоснование понесенных расходов документы отвечают требованиям относимости и допустимости.
Судом установлено, что расчет суммы расходов перевозчика, подлежащих возмещению, произведен в соответствии с нормами Положения и условиями Соглашений.
Ответчик в суде первой инстанции пояснил, что проверял имя, фамилию, отчество, СНИЛС и фактическое назначение льготы, им были идентифицированы граждане, однако в связи с наличием технической ошибки в указании одного из параметров (Фамилии, имени, отчества, СНИЛС) отказано в выплате.
Вместе с тем, как правильно указал суд в рассматриваемом случае применение формального подхода, без учета конкретных обстоятельств дела, недопустимо, поскольку приведет к нарушению прав лиц на справедливую, компетентную, полную и эффективную судебную защиту, гарантированную каждому.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии оснований для возмещения ответчиком расходов истца при оказании услуг по перевозке пассажиров на общую сумму 387 473,60 руб.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 10 декабря 2021 года по делу N А19-31224/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Ломако |
Судьи |
Е.О.Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-31224/2019
Истец: ООО "Автоколонна 1951"
Ответчик: Иркутская область в лице Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области
Третье лицо: Министерство финансов Иркутской области, Областное государственное казенное учреждение "Управление социальной защиты населения по Ангарскому району"