г. Москва |
|
25 февраля 2022 г. |
Дело N А41-64969/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 февраля 2022 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Пивоваровой Л.В., Погонцева М.И.,
при ведении протокола судебного заседания: Рожковой Л.Д.,
при участии в заседании:
от ООО "УК Михайловский" Д.У. ЗПИФ рентный "Михайловский-Рентный": Ветрова Е.Ю., по доверенности от 02.09.2021;
от Управления Росреестра по Московской области: не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росреестра по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 03 декабря 2021 года по делу N А41-64969/21 по иску ООО "УК Михайловский" Д.У. ЗПИФ рентный "Михайловский-Рентный" к Управлению Росреестра по Московской области о признании
УСТАНОВИЛ:
ООО "УК "Михайловский" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области с требованиями:
- признать недействительным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от 27.07.2021, направленный уведомлением N КУВд-001/2021-15327957/4, в государственном кадастровом учете изменений земельного участка с кадастровым номером 50:20:0060331:1/03 по адресу: Московская область, Одинцовский район, дер. Богачево,
- обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области осуществить государственный кадастровый учет изменений земельного участка с кадастровым номером 50:20:0060331:1703 по адресу: Московская область, Одинцовский район, дер. Богачево, на основании ранее представленных документов.
Решением Арбитражного суда Московской области от 03 декабря 2021 года по делу N А41-64969/21 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, Управление Росреестра по Московской области обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом неправильно применены нормы материального права.
Заявитель направил в судебное заседание своего представителя, который возражал на доводы апелляционной жалобы.
Заинтересованное лицо своего представителя в судебное заседание не направило.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
Рассмотрев дело в порядке ст. 268 АПК РФ, исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Из материалов дела следует, что заявитель обратился в Управление Росреестра по Московской области с заявлением от 16.04.2021 N MFC-0555/2021-835061-1 о государственном кадастровом учете изменений площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ.
Заявитель просил уточнить местоположение границ земельного участка в сторону его уменьшения, поскольку обнаружил, что с момента образования земельного участка его границы при выносе в натуру стали частично проходить по береговой полосе водного объекта по причинам природного характера. В составе представленных документов имелся межевой план от 12.04.2021.
Уведомлением от 27.04.2021 Управление Росреестра по Московской области приостановило государственную регистрацию.
Указанное уведомление мотивировано со ссылкой на п. 7, п. 31 ч. 1 ст. 26 Закона о регистрации, предусматривающие, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, а также изменение площади земельного участка и (или) изменение описания местоположения его границ не обусловлены образованием земельного участка или уточнением его границ.
В целях устранения причин приостановления, 27.05.2021 заявитель представил уточненный межевой план земельного участка с приложенными документами.
27.07.2021 по результатам рассмотрения заявления о государственном кадастровом учете принято решение об отказе в государственном кадастровом учете N КУВд-001/2021-15327957/4.
Считая указанное решение незаконным, заявитель обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ юридические лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными актов (действий, бездействия) органов местного самоуправления, если полагают, что оспариваемые акты (действия, бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемых решений и действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решения и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Так, исходя из смысла вышеизложенных норм, необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии в силу пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим ведение государственного реестра саморегулируемых организаций, в отношении которых не определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за их деятельностью.
Законом о регистрации прав установлен заявительный порядок государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно пункту 1 статьи 1 Закона N 218-ФЗ данный Закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
Пунктом 1 статьи 3 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав).
Согласно части 1 и 2 статьи 14 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления и необходимых документов.
В соответствии с ч. 10 ст. 22 Закона о регистрации при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.
В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории.
При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Исходя из содержания частей 4, 9 статьи 69 Закона о регистрации N 218-ФЗ, ранее учтенными земельными участками являются земельные участки, государственный кадастровый учет которых осуществлен в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (до 1 марта 2008 г.).
Требования к межевому плану заявителем соблюдены, пересечений с другими земельными участками не выявлено, границы земельного участка уточняются в сторону уменьшения и ничьи права при этом не нарушаются.
Для подготовки межевого плана используются документы, определяющие (определявшие) в соответствии с законодательством Российской Федерации местоположение границ земельного участка (земельных участков) при его образовании.
Пунктом 70 Требований предусмотрено включение в состав раздела "Заключения кадастрового инженера" в виде связного текста обоснования местоположения уточненных границ земельного участка, содержащее, например, сведения, обосновывающие существование границы земельного участка на местности пятнадцать и более лет.
Конфигурация земельного участка определяется местоположением его границ (письмо Минэкономразвития России от 27 декабря 2011 г. N 29478-ИМ/Д23).
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (часть 8 статьи 22 Закона о регистрации N 218-ФЗ).
Порядок определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаи и периодичность ее определения были установлены лишь в 2016 году (Постановление Правительства Российской Федерации от 29.04.2016 N 377). Требования к описанию местоположения береговой линии (границы водного объекта) были установлены Приказом Минэкономразвития от 23.03.2016 N 164, то есть, намного позднее формирования и первичной постановки на кадастровый учет земельного участка.
В представленном повторно уточненном межевом плане указано, что при проведении кадастровых работ по установлению на местности границ земельного участка выявлено, что координаты характерных точек границ земельного участка, ранее определенные при межевании и воспроизведенные при межевании и воспроизведенные в ГКН, не совпадают с фактическим местоположением границ земельных участков. В заключении кадастрового инженера указано, что в ходе кадастровых работ выявлены несоответствия сведений ЕГРН о местоположении ранее установленных границ земельного участка их фактическому местоположению. Также на земельном участке расположен ручей и береговая полоса р. Островня. Данный водный объект исключается из границ земельного участка, что привело к образованию нескольких новых контуров в земельном участке в пределах естественных границ.
В межевом плане от 25.05.2021 в разделе "Исходные данные" отражены реквизиты документа, посредством которого получены сведения о пунктах государственной геодезической сети, указание иного наименования (Выписка координат из каталога геодезических пунктов в местной системе координат МСК-50" в данном случае содержание указанного пункта не меняет.
В отношении указания пунктов геодезической сети, отсутствующих в каталоге координат, заявитель указывает, что координаты пункта ГГС "Бели" есть в выписке каталога координат предоставленной ФГБУ "Центр геодезии, картографии и ИПД", координаты пункта, указанные в xml-схеме межевого плана по уточнению границ земельного участка с кадастровым номером 50:20:0060331:1703 соответствуют координатам выписки координат из каталога геодезических пунктов в местной системе координат МСК-50.
Заинтересованное лицо этот довод не опровергло.
Довод апелляционной жалобы о наличии реестровой ошибки также суд полагает не доказанным, поскольку имеет место не наложение границ смежных участков, а область чересполосицы, т.е. пространства между границами участков, при этом ширина такого пространства в данном случае составляет 0,0044 метра, т.е. 4.4 миллиметра. Допустимой является в этом случае погрешность на буферную зону до 5 метров.
Таким образом, Управлением Росреестра по Московской области не представлено в материалы дела доказательств законности и обоснованности оспариваемого отказа (ч. 5 ст. 200 АПК РФ).
Соответственно, основания для издания спорного отказа, отсутствовали, в связи с чем, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требование заявителя о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от 27.07.2021, направленного уведомлением N КУВд-001/2021-15327957/4, в государственном кадастровом учете изменений земельного участка с кадастровым номером 50:20:0060331:1703 по адресу: Московская область, Одинцовский район, дер. Богачево, подлежит удовлетворению.
В целях восстановления прав и законных интересов заявителя суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требование об обязании Управление Росреестра по Московской области осуществить государственный кадастровый учет изменений земельного участка с кадастровым номером 50:20:0060331:1703 по адресу: Московская область, Одинцовский район, дер. Богачево, на основании ранее представленных документов.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего спора по существу, апелляционным судом не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 03 декабря 2021 года по делу N А41-64969/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
Л.В. Пивоварова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-64969/2021
Истец: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "МИХАЙЛОВСКИЙ"
Ответчик: Управление Росреестра по МО
Третье лицо: УПРАВЛЕНИЕ РОСРЕЕСТРА ПО МО