г. Москва |
|
24 февраля 2022 г. |
Дело N А41-2523/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 февраля 2022 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семушкиной В.Н.
судей Боровиковой С.В., Марченковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания Исаченковой А.А.
при участии в заседании: согласно протоколу судебного заседания
рассмотрев судебном заседании апелляционную жалобу ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России на решение Арбитражного суда Московской области от 30.06.2021 года по делу N А41-2523/21, принятое по заявлению ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России к Администрации муниципального образования городской округ Люберцы Московской области, третьи лица: Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, Министерство обороны Российской Федерации, Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области о признании,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное учреждение "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России, учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации муниципального образования городской округ Люберцы Московской области (далее - заинтересованное лицо, администрация) с требованиями:
- признать незаконным решение Администрации муниципального образования городской округ Люберцы Московской области от 13.10.2020 N Р001-5756262604-38963568 об отказе в предоставлении государственной услуги "Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена";
- обязать в течение 10 дней со дня вступления судебного акта в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка, с местоположением: Московская область, г. Люберцы, ул. Московская, д. 10, по заявлению N Р001-5756262604- 38963568.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, Министерство обороны Российской Федерации, Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области.
Решением суда первой инстанции от 30.06.2021 по делу N А41-2523/21 в удовлетворении заявленных требований отказано.
С принятым решением не согласился заявитель и обжаловал его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе заявитель (далее также - заявитель жалобы) просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель указывает на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, а также неверное применение судом норм материального права.
В судебном заседании представитель заявителя и 3-го лица (Министерства обороны РФ) поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда.
Представитель Администрации против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, просил оставить решение без изменения.
Законность и обоснованность судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Государственным контрактом от 15.07.2019 N 515/ЗК/2019/ДГЗ/З, заключенным между Министерством обороны РФ и ГБУ Краснодарского края "Краевая техническая инвентаризация - Краевое БТИ", предусмотрено образование земельного участка площадью 15000 кв. м, с местоположением: Московская область, г. Люберцы, ул. Московская, д. 10 (пункт 19).
Данный земельный участок передан на учет Федеральному учреждению "Центральное территориальное управление имущественных отношений" на основании Приказа Министра обороны РФ от 17.12.2010 N 1871 и передаточного акта от 30.08.2011 от ФГКЭУ "Ленинградская КЭЧ района" Минобороны России.
Во исполнение указанного государственного контракта Краевым БТИ подготовлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Учреждением через портал государственных и муниципальных услуг Московской области в администрацию муниципального образования г. о. Люберцы подано заявление о предоставлении государственной услуги "Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена".
Решением администрации от 13.10.2020 N Р001-5756262604-38963568 отказано в предоставлении государственной услуги "Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена", поскольку согласно сведениям ИСОГД земельный участок частично расположен в зоне планируемого строительства линии рельсового скоростного пассажирского транспорта "Москва-Люберцы-Москва".
Полагая, что решение Администрации муниципального образования городской округ Люберцы Московской области является незаконным, заявитель обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции, установив, что на земельном участке площадью 15000 кв. м., расположенном по адресу: Московская область, г. Люберцы, ул. Московская, д. 10, с заявлением об образовании которого заявитель обратился в администрацию, расположены объекты федерального имущества (войсковая часть), испрашиваемый земельный участок в силу п. 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", абзаца 2 пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (в редакции Федерального закона от 17.04.2006 N 53-ФЗ, вступившей в силу с 01.07.2006), относится к федеральной собственности, пришел к выводу об отсутствии у Администрации полномочий по распоряжению данным земельным участком.
Указанный вывод суда первой инстанции апелляционный суд находит правильным, соответствующим нормам гражданского и земельного законодательства.
Вместе с тем, правильно установив фактические обстоятельства дела, на основании исследования имеющихся в деле доказательств, суд первой инстанции сделал неправильный вывод об отказе в удовлетворении заявленных требований, не применив подлежащие применению нормы действующего законодательства.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение, действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Делая вывод об отсутствии у Администрации полномочий по распоряжению земельным участком, относящимся к федеральной собственности, суд первой инстанции не исследовал мотивы отказа оспариваемого решения государственного органа, не применил подлежащие применению положения ЗК РФ и Административного регламента предоставления государственной услуги "Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена", утвержденного Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 27.12.2018 N 15ВР-1824 (ред. от 22.06.2021).
Согласно п. 1 постановления Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" (далее - Постановление от 29 декабря 2008 г. N 1053) Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 16.08.2004 N 1082 (далее - Положение о Министерстве обороны Российской Федерации) Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
Подп. 71 п.7, подп. 1 п. 8 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации предусмотрено, что Минобороны России осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам. Минобороны России в целях реализации своих полномочий имеет право издавать нормативные правовые акты и иные документы по вопросам, отнесенным к его компетенции.
В соответствии с положениями Устава Федерального государственного казённого учреждения "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, учредителем данного учреждения является Российская Федерация. Учреждение осуществляет свою деятельность в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий Министерства обороны РФ в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил РФ.
В силу ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию. (п. 1, 2 статьи 299 ГК РФ).
Из представленных заявителем выписок из реестра федерального имущества следует, что на земельном участке площадью 15000 кв. м., расположенном по адресу: Московская область, г. Люберцы, ул. Московская, д. 10, с заявлением об образовании которого заявитель обратился в администрацию, расположены объекты федерального имущества (войсковая часть).
В соответствии с п.1.1, 1.2 Административного регламента предоставления государственной услуги "Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена", утвержденного Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 27.12.2018 N 15ВР-1824 (ред. от 22.06.2021) Административный регламент регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги "Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена" (далее - Государственная услуга) администрацией (муниципального района или городского округа Московской области) (далее - Администрация); устанавливает стандарт предоставления государственной услуги, состав, последовательность выполнения административных процедур по предоставлению государственной услуги, требования к порядку их выполнения.
Материалами дела подтверждается, что земельный участок, на котором расположены объекты недвижимости только предстоит образовать, для этой цели между Министерством обороны Российской Федерации и ГБУ Краснодарского края "Краевая техническая инвентаризация - Краевое БТИ" и был заключен Государственный контракт от 15.07.2019 N 515/ЗК/2019/ДГЗ/З.
Как указывает ФГКУ "Центральное ТУИО" МО в заявлении, подготовленная Краевым БТИ схема расположения земельного участка согласована Департаментом военного имущества, органом подведомственным Министерству обороны Российской Федерации. Письмом Министерства обороны Российской Федерации от 05.12.2019 N 141/38100 (л.д. 14) подтверждается, что последнее рекомендует Учреждению в максимально короткие сроки организовать работу по утверждению схем расположения земельных участков на кадастровом плане (карте) территории в уполномоченных органах местного самоуправления/ субъектах РФ.
С 01.03.2015 на основании Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" статьи 28 - 34 Земельного кодекса Российской Федерации утратили силу.
В настоящее время нормами главы V.1 и статьей 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации установлена процедура предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, принадлежащие на праве собственности юридическим и физическим лицам.
Согласно пункту 1 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (пункт 2 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 3 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено данной статьей.
В силу ст. 39. 2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
Согласно ч. 2 ст. 9 ЗК РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 утверждено Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом (далее - Положение о Росимуществе).
Согласно пункту 1 Положения о Росимуществе правом на распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, наделено от имени государства Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.
В пункте 4 названного Положения указано, что на территории субъектов Российской Федерации Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом осуществляет свою деятельность через соответствующие территориальные управления.
В силу полномочий, установленных пунктом 5.35.3 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" (далее - Положение N 432), агентство принимает в установленном порядке решения об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в федеральной собственности, если иное не установлено федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Следовательно, Учреждению с учетом норм ст. ст. 9, 39. 2, 11.10 ЗК РФ следовало обратиться с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка не в Администрацию, а в ФАУГИ.
Администрация при рассмотрении заявления Учреждения о предварительном согласовании земельного участка, государственная собственность на которую не разграничена, не учла положения Земельного кодекса с учетом его Вводного закона и внесенных изменений, а также Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".
Поскольку земельный участок, который предстоит образовать, не относится к неразграниченной государственной собственности, а является исключительно федеральной собственностью, Администрация не уполномочена была рассматривать предоставленное учреждением заявление.
Разделом 12 Административного регламента предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов (возврата), необходимых для предоставления государственной услуги, в том числе обращение за предоставлением государственной услуги, не предоставляемой Администрацией (п. 12.1.1).
Учитывая, что Администрация не уполномочена распоряжаться земельными участками, находящимися в федеральной собственности, представленное Учреждением заявление о предварительном согласовании земельного участка, государственная собственность на которую не разграничена, подлежало возврату на основании п. 12.1.1 Административного регламента.
Таким образом, апелляционный суд приходит к выводу, что у Администрации не имелось оснований для отказа в предоставлении государственной услуги "Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена" по мотивам, изложенным в решении от 13.10.2020 N Р001-5756262604-38963568.
Поскольку оспариваемое решение Администрации принято неуполномоченным органом, не соответствует требованиям Земельного законодательства и Административного регламента, утвержденного Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 27.12.2018 N 15ВР-1824 (ред. от 22.06.2021) и нарушает права и законные интересы Учреждения, на основании ч. 2 ст. 201 АПК РФ оно подлежит признанию незаконным.
В целях восстановления нарушенных прав заявителя апелляционный суд в порядке пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ обязывает Администрацию муниципального образования городского округа Люберцы Московской области в течение 10 дней со дня вступления в законную силу настоящего судебного акта устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России путем повторного рассмотрения заявления ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России в порядке п. 12.1.1 Административного регламента.
Руководствуясь статьями 176, 268, п. 2 ст. 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 30.06.2021 года по делу N А41-2523/21 отменить.
Признать незаконным решение Администрации муниципального образования городского округа Люберцы Московской области от 13.10.2020 N Р001-5756262604- 38963568 об отказе в предоставлении Государственной услуги "Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена".
Обязать Администрацию муниципального образования городской округ Люберцы Московской области в течение 10 дней со дня вступления в законную силу настоящего судебного акта устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России путем повторного рассмотрения заявления ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.Н. Семушкина |
Судьи |
С.В. Боровикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-2523/2021
Истец: Федеральное государственное казённое учреждения " Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ЛЮБЕРЦЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области, Министерство обороны Российской Федерации, Министерствоимущественных отношений Московской области, Территориальное Управление Федеральногоагентства по управлению государственным имуществом по Московской области, АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ЛЮБЕРЦЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ