город Москва |
|
06 июня 2022 г. |
Дело N А41-2523/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 июня 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Петропавловской Ю.С., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ФУ "Центральное ТУИО Минобороны России": Смирновой И.А. (дов. N 141/1/11042НС от 11.10.2021 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Администрации муниципального образования городской округ Люберцы Московской области: Смольянинова В.А. (дов. N 102/1-1-30 от 20.10.2021 г.);
от третьего лица Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица Министерства имущественных отношений Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица Министерства обороны Российской Федерации: не явились, извещены;
от третьего лица ТУ Росимущества в Московской области: не явились, извещены;
рассмотрев 31 мая 2022 г. в судебном заседании кассационную жалобу Администрации муниципального образования городской округ Люберцы Московской области
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 24 февраля 2022 г.
по делу N А41-2523/21
по заявлению Федерального учреждения "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
к Администрации муниципального образования городской округ Люберцы Московской области
о признании незаконным решения,
третьи лица: Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области; Министерство имущественных отношений Московской области; Министерство обороны Российской Федерации; Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области,
УСТАНОВИЛ: 15 июля 2019 г. между Министерством обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России) и Государственным бюджетным учреждением Краснодарского края "Краевая техническая инвентаризация - Краевое БТИ" (далее - ГБУ КК "Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ") был заключен государственный контракт N 515/ЗК/2019/ДГЗ/З на оказание услуг по осуществлению комплекса кадастровых работ на земельные участки, используемые для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - государственный контракт), которым предусмотрено образование земельного участка площадью 15 000 кв.м, с местоположением: Московская обл., г. Люберцы, ул. Московская, д. 10 (пункт 19) (далее - земельный участок).
Во исполнение указанного государственного контракта ГБУ КК "Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ" подготовлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории (далее - схема), которая была согласована Департаментом военного имущества Министерства обороны Российской Федерации (письмо от 05 декабря 2019 г. N 141/38100).
Вышеуказанный земельный участок передан на учет Федерального государственного казенного учреждения "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России, учреждение, заявитель) на основании Приказа Минобороны России от 17 декабря 2010 г. N 1871 и передаточного акта от 30 августа 2011 г. от Федерального государственного квартирно-эксплуатационного учреждения "Ленинградская квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКЭУ "Ленинградская КЭЧ района" Минобороны России).
25 сентября 2020 г. ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России обратилось в Администрацию муниципального образования городской округ Люберцы Московской области (далее - Администрация) с заявлением о предоставлении государственной услуги "Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена" в отношении земельного участка с местоположением: Московская обл., г. Люберцы, ул. Московская, д. 10.
По результатам рассмотрения указанного заявления Администрацией было принято решение от 13 октября 2020 г. N Р001-5756262604-38963568 об отказе в предоставлении государственной услуги "Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена", мотивированное тем, что по сведениям Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (далее - ИСОГД) испрашиваемый земельный участок частично расположен в зоне планируемого строительства линии рельсового скоростного пассажирского транспорта "Москва-Люберцы-Москва".
Считая свои права нарушенными, ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации о признании незаконным решения от 13 октября 2020 г. N Р001-5756262604-38963568 об отказе в предоставлении государственной услуги "Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена" и обязнии Администрации в течение 10 дней со дня вступления судебного акта в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов учреждения путем принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка с местоположением: Московская обл., г. Люберцы, ул. Московская, д. 10, по заявлению N Р001-5756262604-38963568.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, Минобороны России, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - ТУ Росимущества в Московской области).
Решением Арбитражного суда Московской области от 30 июня 2021 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 24 февраля 2022 г. решение Арбитражного суда Московской области от 30 июня 2021 г. отменено, заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным решение Администрации от 13 октября 2020 г. N Р001-5756262604-38963568 об отказе в предоставлении государственной услуги "Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена". Суд обязал Администрацию в течение 10 дней со дня вступления в законную силу настоящего судебного акта устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России путем повторного рассмотрения заявления ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России.
В кассационной жалобе Администрация просит об отмене постановления суда апелляционной инстанции, полагая, что судом неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
В заседании кассационной инстанции представитель Администрации поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России против ее удовлетворения возражал.
Представители иных лиц, участвующих в деле, в заседание кассационной инстанции не явились.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Пунктом 2 указанной статьи установлено, что подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
В силу пункта 3 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено названной статьей.
Пунктом 13 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено Земельным кодексом Российской Федерации.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (статья 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июня 2008 г. N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" утверждено Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом (далее - Положение), в соответствии с пунктом 1 которого Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Российской Федерации.
В силу пункта 4 Положения агентство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Согласно пункту 5.35 (3) Положения агентство принимает в установленном порядке решения об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в федеральной собственности, если иное не установлено федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое решение не соответствует положениям действующего законодательства, поскольку земельный участок, который предстоит образовать, не относится к неразграниченной государственной собственности, а является исключительно федеральной собственностью, в связи с чем администрация не уполномочена рассматривать предоставленное учреждением заявление и оно подлежало возврату на основании пункта 12.1.1 Административного регламента предоставления государственной услуги "Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена", утвержденного распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 27 декабря 2018 г. N 15ВР-1824 (далее - административный регламент).
Судом установлено, что из представленных заявителем выписок из реестра федерального имущества следует, что на земельном участке площадью 15 000 кв.м, расположенном по адресу: Московская обл., г. Люберцы, ул. Московская, д. 10, с заявлением об образовании которого учреждение обратилось в администрацию, расположены объекты федерального имущества (войсковая часть), в связи с чем ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России с учетом положений статей 9, 39.2, 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации следовало обратиться с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - ФАУГИ).
Суд кассационной инстанции соглашается с приведенными выводами суда, поскольку они основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах постановление суда апелляционной инстанции следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 24 февраля 2022 г. по делу N А41-2523/21 оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации муниципального образования городской округ Люберцы Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
Ю.С.Петропавловская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 5.35 (3) Положения агентство принимает в установленном порядке решения об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в федеральной собственности, если иное не установлено федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
...
Судом установлено, что из представленных заявителем выписок из реестра федерального имущества следует, что на земельном участке площадью 15 000 кв.м, расположенном по адресу: Московская обл., г. Люберцы, ул. Московская, д. 10, с заявлением об образовании которого учреждение обратилось в администрацию, расположены объекты федерального имущества (войсковая часть), в связи с чем ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России с учетом положений статей 9, 39.2, 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации следовало обратиться с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - ФАУГИ)."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 6 июня 2022 г. N Ф05-8274/22 по делу N А41-2523/2021