г. Самара |
|
19 февраля 2024 г. |
Дело N А65-23618/2023 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Драгоценновой И.С.,
рассмотрев, без вызова сторон, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Якупова Ленара Альбертовича
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26 октября 2023 года по делу N А65-23618/2023 (судья Иванова И.В.), рассмотренному в порядке упрощенного производства по исковому заявлению Муниципального унитарного предприятия города Казани "Водоканал", г.Казань (ОГРН 1021602830370; ИНН 1653006666),
к индивидуальному предпринимателю Якупову Ленару Альбертовичу, г.Казань (ОГРН 305166104600057, ИНН 166108998837),
о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и плате за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод за период с 01.07.2020 по 31.12.2021 в размере 59 267 руб. 79 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие города Казани "Водоканал" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Якупову Ленару Альбертовичу (далее - ответчик), о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и плате за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод за период с 01.07.2020 по 31.12.2021 в размере 59 267 руб. 79 коп.
Дело рассмотрено судом первой инстанции по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 26 октября 2023 года исковые требования удовлетворены. С индивидуального предпринимателя Якупова Ленара Альбертовича, г.Казань (ОГРН 305166104600057, ИНН 166108998837) в пользу Муниципального унитарного предприятия города Казани "Водоканал", г.Казань (ОГРН 1021602830370; ИНН 1653006666) взыскана сумма задолженности по плате за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и плате за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод за период с 01.07.2020 по 31.12.2021 в размере 59 267 руб. 79 коп., расходы по оплате государственной пошлины в размере 2 371 руб.
Муниципальному унитарному предприятию города Казани "Водоканал" (ОГРН 1021602830370; ИНН 1653006666) выдана справка на возврат государственной пошлины в сумме 2 696 рублей.
Не согласившись с выводами суда, индивидуальный предприниматель Якупов Ленар Альбертович подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении искового заявления МУП г. Казани "Водоканал" к индивидуальному предпринимателю Якупову Л.А. о взыскании 59 267,79 рублей задолженности отказать.
В обоснование доводов жалобы ссылается на неполное исследование судом обстоятельств дела, неправильное применение норм материального права.
В жалобе указывает на то, что ответчик оказывал услуги по вывозу хозяйственно бытовых стоков (далее-ХБС) с частных жилых домов г. Казани и договор водоотведения между Истцом и Ответчиком N 50/8923 от 29.07.2020, представленный в материалы дела истцом, был заключен между сторонами спора именно для вывоза ХБС от частных жилых домов, что подтверждается приложением N 1 к договору (листы дела 17,18,21,24,25,31,32). Вывоз и сброс ответчиком стоков в систему канализации истца с коммерческих, промышленных объектов договор не предусматривал.
В жалобе также ссылается на отсутствие в обжалуемом судебном акте оценки довода ответчика о том, что согласно п.3.2 договора которого оплата абонентом осуществляется в виде 100 процентной предоплаты с учетом платы за негативное воздействие.
Следовательно, ответчик, приобретя талоны и внеся 100% оплату за них, фактически внес соответствующую плату, являющейся спорной по данному делу. Ответчик оплату за талоны произвел, талоны на прием стоков получил, истец данный факт не оспаривает, прилагая к иску оплаченные ответчиком счета на покупку талонов.
Муниципальное унитарное предприятие города Казани "Водоканал" апелляционную жалобу отклонило по мотивам, изложенным в отзывах на нее.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Республики Татарстан рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о порядке рассмотрения апелляционных жалоб на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, между МУП "Водоканал" (истец) и Якуповым Ленаром Альбертовичем (ответчик) заключен договор водоотведения N 50/8923, в соответствии с которым МУП "Водоканал" осуществляет прием сточных вод, доставляемых специализированным автотранспортом абонента, в централизованную систему водоотведения.
Ответчик является индивидуальным предпринимателем, оказывает услуги по вывозу хозяйственно-бытовых стоков (ХБС) с частных жилых домов г.Казани.
Поскольку отведение (сброс) сточных вод осуществляется ответчиком с использованием специализированного автотранспорта (ассенизаторских машин), то есть устройств, технологически не присоединенных к централизованной системе водоотведения, то МУП "Водоканал" на основании пункта 123(4) Правил N 644 произведен расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, с учетом частичной корректировки счета задолженность за следующие периоды составляет:
- с 01.07.2020 по 30.09.2020 в размере 21 528 руб. 00 коп.
- с 01.07.2020 по 30.09.2020 в размере 9 360 руб. 00 коп.
- с 01.12.2020 по 31.12.2020 в размере 9 369 руб. 36 коп.
- с 01.12.2021 по 30.12.2021 в размере 3 802 руб.09 коп.
Также истцом на основании пункта 203 Правил N 644 произведен расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, с учетом частичной корректировки счета задолженность за период с 01.07.2021 по 31.09.2021 составляет 15 208 руб. 34 коп.
Следовательно общая сумма задолженности ответчика по плате за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и плате за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод за указанные периоды составила 59 267 руб. 79 коп.
20 июня 2022 года в адрес ответчика направлена претензия с требованием оплатить сумму задолженности. Задолженность ответчиком не погашена.
Оставление претензии без удовлетворения послужило основанием для обращения с соответствующим иском в арбитражный суд.
Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых иск удовлетворен.
Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как верно указал суд, к отношениям сторон подлежат применению нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующие договорные отношения в сфере энергоснабжения, Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Правила N 644, Правила осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2013 N 525.
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть водой, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 ГК РФ), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (пункт 1 статьи 539 ГК РФ).
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 ГК РФ)
По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (пункт 1 статьи 779 ГК РФ).
Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (пункт 1 статьи 781 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 14 Закона N 416-ФЗ по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать нормативы состава сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения, вносить плату за нарушение указанных нормативов и требований.
На основании подпунктов "ж", "и" пункта 35 Правил N 644 абонент обязан: производить оплату по договору холодного водоснабжения, договору водоотведения или единому договору холодного водоснабжения и водоотведения, в том числе вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов по объему сточных вод и нормативов состава сточных вод в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с настоящими Правилами; обеспечивать реализацию плана снижения сбросов, разработанного по форме согласно Приложению N 1 (2), и плана по обеспечению соблюдения требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, разработанного по форме согласно Приложению N 2 (далее - план по соблюдению требований к составу и свойствам сточных вод), соблюдать нормативы по объему сточных вод и нормативы состава сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, а также принимать меры по соблюдению указанных нормативов и требований.
Сточные воды, отводимые в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать следующим требованиям: а) запрещается производить сброс в централизованные системы водоотведения веществ, материалов, отходов и сточных вод, запрещенных к сбросу в централизованные системы водоотведения, по перечню согласно Приложению N 4, в том числе с превышением значений показателей, при превышении которых концентрация загрязняющего вещества в сточных водах является запрещенной, согласно Приложению N 4 (1); б) значения показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах не должны превышать максимальные допустимые значения показателей и концентраций по перечню согласно Приложению N 5, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 114 настоящих Правил (пункт 113 Правил N 644).
В случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 настоящих Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (далее -плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения), в порядке и размере, которые определены настоящими Правилами (пункт 118 Правил N 644).
Расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно: по формулам, предусмотренным пунктами 120 и 123 настоящих Правил, на основании декларации, представляемой абонентом, или в случае непредставления декларации, а также в случаях, предусмотренных пунктом 120, абзацем восьмым пункта 123, пунктами 123 (2), 123 (4), 130 - 130 (3) настоящих Правил, на основании результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение; по формуле, предусмотренной пунктом 123 (4) настоящих Правил, при наличии условий, указанных в данном пункте (пункт 119 Правил N 644).
Оплата за негативное воздействие на работу централизованной системы производится абонентом на основании счетов, выставляемых организацией водопроводно-канализационного хозяйства, в течение 10 дней со дня выставления счета.
В соответствии с пунктом 123 (4) Правил N 644 для объектов абонентов (при наличии любого из условий):
- среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее указанного в абзаце первом пункта 124 настоящих Правил;
- с которых осуществляется отведение (сброс) сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к централизованной системе водоотведения, а также при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения;
- расположенных во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, оборудованного канализационным колодцем;
- для отбора сбрасываемых с которых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов, расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в отношении сточных вод, сбрасываемых указанными абонентами (П) (рублей), определяется по формуле:
П = К х Е х Qпр1
где:
К - коэффициент компенсации, равный 0,5 (для поверхностных сточных вод, сбрасываемых с территории строительных площадок, равный 2,5);
Т - тариф на водоотведение, действующий для абонента, без учета налога на добавленную стоимость, учитываемого дополнительно (руб./куб. метр);
Qпр1 - объем сточных вод, отведенных (сброшенных) с объекта абонента, определенный по показаниям прибора учета сточных вод либо в соответствии с балансом водопотребления и водоотведения или иными способами, предусмотренными Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод. В случае если организация, осуществляющая водоотведение или очистку сточных вод, принимает сточные воды от другой организации, осуществляющей водоотведение, значение Qпр1 такой организации уменьшается на объем хозяйственно-бытовых сточных вод, отведенных в ее канализационные сети товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными и иными специализированными потребительскими кооперативами, управляющими организациями, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, собственниками и (или) пользователями жилых помещений в многоквартирных домах или жилых домов.
В случае если организацией, осуществляющей водоотведение, в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод зафиксирован сброс сточных вод с нарушением требований, предусмотренных подпунктом "а" пункта 113 настоящих Правил, или произведен отбор проб сточных вод абонентов, указанных в абзацах втором и третьем настоящего пункта, а также в случае принятия организацией, осуществляющей водоотведение, для осуществления контроля декларации в отношении данных объектов абонентов, расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в отношении указанных объектов абонентов определяется в соответствии с пунктами 120 и 123 настоящих Правил.
В абзаце первом пункта 124 Правил N 644 определено, что в целях обеспечения контроля состава и свойств сточных вод абоненты, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод которых за период с 1 июля предшествующего календарного года по 30 июня текущего календарного года (для абонентов, с которыми договор водоотведения (единый договор холодного водоснабжения и водоотведения) был заключен после начала указанного периода, - за весь фактический период сброса ими сточных вод) в среднем составляет 30 куб. м в сутки и более суммарно по всем канализационным выпускам с одного объекта, обязаны подавать в организацию водопроводно-канализационного хозяйства декларацию в отношении сточных вод, сбрасываемых с такого объекта.
На основании пункта 1 статьи 30.1 Закона N 416-ФЗ в целях охраны водных объектов от загрязнения для объектов абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, за исключением жилых домов, многоквартирных домов (кроме нежилых помещений в многоквартирных домах, имеющих отдельные канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения (канализации), иных объектов, определенных правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, устанавливаются нормативы состава сточных вод.
В случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения (канализации), содержат загрязняющие вещества, концентрация которых превышает установленные нормативы состава сточных вод, абонент обязан внести организации, осуществляющей водоотведение, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод в порядке, установленном правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. В отношении загрязняющих веществ, сброшенных в централизованную систему водоотведения, внесение абонентами платы за негативное воздействие на окружающую среду при сбросе загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты не осуществляется.
Порядок исчисления платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод и порядок взимания указанной платы устанавливаются с учетом необходимости обеспечения компенсации платежей организации, осуществляющей водоотведение, за негативное воздействие на окружающую среду при сбросе загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты, расходов организации, осуществляющей водоотведение, на выполнение функций по исчислению платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, выставлению счетов и сбору с абонентов указанной платы, а также расходов на возмещение вреда, причиненного водному объекту, в случае невыявления абонента, допустившего сброс загрязняющих веществ сверх установленных нормативов состава сточных вод, или иного лица, допустившего сброс загрязняющих веществ в централизованную систему водоотведения (канализации), приведший к причинению вреда водному объекту (пункты 1, 2 статьи 30.2 Закона N 416-ФЗ).
Размер платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод определен истцом по формуле, установленной пункте 203 Правил N 644, а именно для объектов абонентов (при наличии любого из условий):
- среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее указанного в абзаце первом пункта 124 настоящих Правил, используемых (в том числе фактически, без государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) без указания соответствующего вида экономической деятельности в учредительных документах юридического лица или Едином государственном реестре юридических лиц) в целях осуществления деятельности гостиниц, предприятий общественного питания, полиграфической деятельности, деятельности по складированию и хранению, деятельности бань и душевых по предоставлению общегигиенических услуг, деятельности саун, деятельности сухопутного транспорта, розничной торговли моторным топливом в специализированных магазинах, предоставления услуг парикмахерскими и салонами красоты, производства пара и горячей воды (тепловой энергии), производства пищевых продуктов, производства стекла и изделий из стекла, производства строительных керамических материалов, производства керамических изделий, производства огнеупорных керамических товаров, производства стекловолокна, производства изделий из бетона, цемента и гипса, производства химических веществ и химических продуктов, производства кожи и изделий из кожи, производства одежды из кожи, обработки кож и шкур на бойнях, производства меховых изделий, производства электрических аккумуляторов и аккумуляторных батарей, гальванопокрытия, металлизации и тепловой обработки металла, производства лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, производства резиновых и пластмассовых изделий, мойки транспортных средств, стирки или химической чистки текстильных и меховых изделий, сбора, обработки или утилизации отходов, обработки вторичного сырья, предоставления услуг в области ликвидации последствий загрязнений и прочих услуг, связанных с удалением отходов;
- с которых осуществляется сброс сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к централизованной системе водоотведения, а также при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения;
- расположенных во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, оборудованного канализационным колодцем;
- для отбора сбрасываемых с которых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов;
- расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод (Пнорм. сост.) (рублей) определяется по формуле:
Пнорм.сост = 2 х Т х Qпр1Пнорм.сост = 2 х Т х Qпр1
В случае если организацией, осуществляющей водоотведение, в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод произведен отбор проб сточных вод абонентов, указанных в абзацах втором и третьем настоящего пункта, а также в случае принятия организацией, осуществляющей водоотведение, для осуществления контроля состава и свойств сточных вод декларации в отношении данных объектов абонентов расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод определяется в соответствии с пунктом 197 настоящих Правил.
В определении Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 16.03.2021 N АПЛ21-41 разъяснено, что применительно к положениям пункта 123 (4), изменения, внесенные в Правила постановлением, определяют условия, при которых расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения может проводиться организациями, осуществляющими водоотведение, без проведения контроля состава и свойств сточных вод абонентов, что, вопреки доводу административного истца, не исключает добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий.
Правилами установлен приоритет результатов анализов отобранных проб сточных вод и декларации о составе и свойствах сточных вод и начисления платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в соответствии с пунктами 120 и 123 Правил над расчетом платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения по формуле, предусмотренной пунктом 123 (4) Правил. Следовательно, приведенный в пункте 123 (4) Правил расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится в исключительных случаях.
Указанный пункт предоставляет абоненту право выбора: вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в соответствии с пунктом 123 (4) Правил либо обеспечить наличие места отбора проб сточных вод, что дает возможность подачи декларации о составе и свойствах сточных вод и расчета платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения с учетом фактических состава и свойств сточных вод абонента. При подаче декларации о составе и свойствах сточных вод плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения для объектов, в отношении которых подана и принята для осуществления контроля декларация, будет рассчитываться в соответствии с пунктами 120 или 123 Правил на основании декларации либо на основании результатов контроля состава и свойств сточных вод в случаях, установленных Правилами.
Таким образом, законодатель предусмотрел упрощенный порядок определения платы за негативное воздействие на работу централизованных систем водоотведения для категории абонентов, указанных в пункта 123 (4) Правил N 644, чья основная хозяйственная деятельность независимо от объема сбросов в централизованную канализационную систему является заведомо опасной в связи с концентрацией в данных сбросах химических веществ и соединений, потенциально превышающих установленные нормативы и неблагоприятно воздействующих на систему канализационных сетей.
Вместе с тем в письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 09.11.2020 N 44934 ИА/04 указано, что порядок взимания платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, предусмотренный пунктом 123 (4) Правил N 644, связан с невозможностью или затруднительностью осуществления мероприятий по контролю состава и свойств сточных вод в случаях, указанных в пункте 123 (4) Правила N 644.
Негативное воздействие фактически оказывается всеми абонентами. В силу абзаца 3 пункта 119 Правил N 644 расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно по формуле, предусмотренной пунктом 123 (4) Правил, при наличии условий, указанных в данном пункте.
Аналогичным образом урегулированы правоотношения в сфере начисления платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод.
Ответчик в спорный период осуществил сброс сточных вод в централизованную систему водоотведения, что подтверждаются пропускными талонами на хозяйственно бытовые стоки на очистные сооружения.
Вопреки доводам ответчика, он является абонентом, подпадающим под действие пункта 203 Правил N 644, устанавливающего порядок взимания платы для абонентов, осуществляющих определенные виды деятельности - сбор и обработка сточных вод и объем отводимых (принимаемых) сточных вод от которого составляет менее 30 м3 в сутки суммарно.
С учетом того, что ответчик является абонентом, подпадающим под действие пункта 203 Правил N 644, устанавливающего порядок взимания платы для абонентов, осуществляющих определенные виды деятельности, соответственно начисление ему платы за превышение норматива сточных вод в соответствии с пунктом 203 Правил N 644 является правомерным.
Доказательств того, что ответчик подал декларацию в отношении сбрасываемых сточных вод в организацию водопроводно-канализационного хозяйства и она принята истцом, либо организация водопроводно-канализационного хозяйства произвела отбор проб сточных вод, в материалах дела не имеется.
Факт оказания истцом ответчику услуг по приему и очистке хозяйственно-фекальных вод в спорный период и наличие задолженности по оплате оказанных услуг в заявленном размере подтверждены материалами дела.
Доказательств, опровергающих сведения истца об объеме и стоимости
оказанных услуг, размере платы за превышение нормативов состава сточных вод, равно как и доказательств оплаты в материалах дела не имеется.
Расчет задолженности судом проверен и вопреки доводам ответчика признан верным.
Как указал истец, объем сточных вод, отведенных за период с 01.07.2020 г. по 31.12.2021 г., согласован сторонами в договоре и соглашениях к нему, и полностью оплачен ответчиком. Факт оплаты указанных объемов водоотведения ответчиком не оспаривается. Возражений относительно объемов принятых сточных вод в течение срока действия договора от ответчика не поступало. Более того, как указал истец, услуги водоотведения были востребованы ответчиком и по истечении спорного периода, договорные отношения по водоотведению со специализированного автотранспорта ответчика продолжались.
Таким образом, установив отсутствие в материалах дела доказательств полного или частичного погашения предъявленного долга, суд на основе всестороннего исследования и надлежащей оценки всех доказательств в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, сделал правильный вывод о наличии оснований для удовлетворения исковых требований истца к ответчику о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и плате за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод за период с 01.07.2020 по 31.12.2021 в размере 59 267 руб. 79 коп.
Довод ответчика о том, что он не подпадает под действие пункта 203 Правил N 644, судом рассмотрен и правомерно отклонен как несостоятельный и основанный на неправильном толковании норм материального права.
Указание ответчика на то, что в договоре, заключенном между истцом и ответчиком, оплата каких либо компенсационных расходов не предусмотрена, подлежит отклонению ввиду законодательного закрепления обязанности ответчика по внесению начисленной ему организацией водопроводно-канализационного хозяйства платы за превышение нормативов состава сточных вод.
Утверждение ответчика о том, что стоки доставляются им напрямую на очистные сооружения, и сети централизованной системы водоотведения им не используются, не принимаются судом поскольку, в соответствии с пунктом 2 статьи 2 ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", водоотведение - это прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.
Согласно пункту 28 статьи 2 ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" централизованная система водоотведения (канализации) - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения.
В пункте 1.2 Договора указан адрес места приема сточных вод от ответчика: очистные сооружения по ул. Магистральная в г. Казани. Как пояснил истец, слив сточных вод с ассенизаторской машины не осуществляется непосредственно в очистные сооружения, а производится в пункте приема на территории очистных сооружений; оттуда по трубам транспортируется в систему очистки. При этом канализационные трубы и очистные сооружения являются составными частями централизованной системы водоотведения.
Относительно представленных ответчиком договоров с физическими лицами на вывоз ХБС с приложением актов истец пояснил, что указанные документы не могут быть приняты в качестве основания для перерасчета задолженности, поскольку содержат недостоверные и противоречивые сведения.
Довод ответчика том, что он является транзитной организацией, правомерно признан ошибочным, поскольку основан на неверном толковании норм права, ответчик не соответствует установленным законодательством критериям и транзитной организацией не является.
Аналогичная позиция изложена в Постановлении Первого арбитражного апелляционного суда по делу N А43-14861/2022 от 30.09.2022.
Судом правомерно отклонен довод ответчика о пропуске срока исковой давности, поскольку в статье 195 ГК РФ установлено, что исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Согласно пункту 2 статьи 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
В силу пункта 1 статьи 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
Течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо, право которого нарушено, узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (пункт 1 статьи 200 ГК РФ).
По обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения (пункт 2 статьи 200 ГК РФ).
Течение срока исковой давности прерывается совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга (статья 203 ГК РФ).
В пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" разъяснено, что согласно пункту 3 статьи 202 ГК РФ течение срока исковой давности приостанавливается, если стороны прибегли к несудебной процедуре разрешения спора, обращение к которой предусмотрено законом, в том числе к обязательному претензионному порядку. В этих случаях течение исковой давности приостанавливается на срок, установленный законом для проведения этой процедуры, а при отсутствии такого срока - на шесть месяцев со дня начала соответствующей процедуры.
Согласно пункту 3 названного Постановления Пленума Верховного Суда РФ, течение исковой давности по требованиям юридического лица начинается со дня, когда лицо, обладающее правом самостоятельно или совместно с иными лицами действовать от имени юридического лица, узнало или должно было узнать о нарушении права юридического лица и о том, кто является надлежащим ответчиком (пункт 1 статьи 200 ГК РФ). Изменение состава органов юридического лица не влияет на определение начала течения срока исковой давности.
Как указывалось судом ранее, исковые требования мотивированы наличием долга за период с 01.07.2020 по 30.12.2021.
Из материалов дела следует, что претензия направлена в адрес ответчика 20.06.2022, исковое заявление подано в арбитражный суд 17.08.2023 (что подтверждается штемпелем суда на почтовом конверте).
Принимая во внимание разъяснения пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" о приостановлении течения срока исковой давности при применении сторонами несудебной процедуры разрешения спора, в данном случае обязательного претензионного порядка, то срок продлевается еще на 1 месяц.
Таким образом, исковые требования являются обоснованными по требованиям, возникшим в заявленный истцом период, срок исковой давности истцом не пропущен.
На основании изложенного, исковые требования правомерно признаны судом обоснованными и удовлетворены в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального и процессуального права.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что МУП "Водоканал", осуществляя расчет платы за негативное воздействие и платы за сброс за период с 01.07.2020 г. по 31.12.2021 г. на основании пунктов 123(4) и 203 Правил N 644 действовало правомерно, в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Для уменьшения объема принятых от ответчика сточных вод для цели расчета платы за негативное воздействие и платы за сброс загрязняющих веществ не имелось оснований, так как ответчиком не были представлены доказательства сбора сточных вод с жилых домов. То есть, свою возможность, предусмотренную пунктами 123(4), 167 и 203 Правил N 644 ответчик не реализовал.
20.06.2022 года в адрес ответчика истцом направлена претензия с требованием оплатить сумму задолженности по плате за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и плате за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод за период с 01.07.2020 по 31.12.2021 г. в размере 403757 рублей. 91 коп.
В ответ на указанную претензию ответчиком сопроводительными письмами от
15.07.2022 г. вх.N 4012 и N 4014 в МУП "Водоканал" предоставлены копии договоров, актов и приходно-кассовых ордеров по услугам вывоза сточных вод от объектов частного сектора за 2020 и 2021 годы.
На основании указанных документов истцом 29.07.2022 г. произведен перерасчет размера платы за негативное воздействие на работу ЦСВ и платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод, о чем ответчик был проинформирован письмом МУП "Водоканал" от 01.08.2022 г. исх.N 55-08/20255. В результате указанной корректировки общая сумма задолженности по указанным платежам за период с 01.07.2020 по 31.12.2021 г. составила 59 267 руб. 79 коп.
МУП "Водоканал" при расчете размера платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод правомерно применило методику, предусмотренную пунктами 123(4) и 203 Правил N 644.
В соответствии с пунктом 3.2 Договора водоотведения (с абонентом, не имеющим технологического присоединения к централизованным сетям водоотведения) оплата по договору осуществляется абонентом в порядке 100%-ной предоплаты по заявленному к сбросу объему сточных вод абонента Датой оплаты считается дата поступления денежных средств на расчетный счет организации водопроводно-канализационного хозяйства.
Как пояснил истец, обращение МУП "Водоканал" в суд с иском к ответчику связано с тем, что обязательства по внесению платы за негативное воздействие и сброс по заключенным с ответчиком договорам водоотведения N 50/20189, подлежавшие оплате в порядке предоплаты еще в 2020-2021 годах, ответчиком не были исполнены.
Согласно пункту 2.2 Договора талоны являются основанием для доступа специализированного автотранспорта абонента к местам приема сточных вод, для этого в талоне указываются: номер автотранспорта абонента, объем цистерны и срок действия талона. Талоны не являются документами строгой отчетности и не подлежат длительному хранению в организации водопроводно-канализационного хозяйства.
Договоры на водоотведение со специализированного транспорта заключались Ответчиком с МУП "Водоканал" ежегодно с 2010 года. То есть, данный вид деятельности осуществляется ответчиком на регулярной основе. Договоры заключаются по мере окончания у ответчика талонов на прием сточных вод. Аналогичные договоры водоотведения заключались с Ответчиком и в 2022 году.
Ответчик от услуг водоотведения в установленном законом порядке не отказывался (ч.1 ст. 782 ГК РФ), оставшиеся у него талоны для перерасчета стоимости услуг водоотведения в МУП "Водоканал" не возвращал.
Изложенное, как верно указал истец, свидетельствует о том, что талоны, приобретенные ответчиком ранее, были использованы в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции отклоняет довод ответчика о том, что он не должен отдельно вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и плату за сброс, и что все платежи за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения включаются организацией, осуществляющей водоотведение, в состав тарифа на водоотведение, поскольку обязанность по внесению платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод и методики их расчета установлены действующим законодательством, соответствующие нормы носят общеобязательный императивный характер, исключающий возможность их изменения в одностороннем порядке или по соглашению сторон.
Суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь ст. ст. 266-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26 октября 2023 года по делу N А65-23618/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
И.С. Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-23618/2023
Истец: МУП города Квазани "Водоканал", г.Казань
Ответчик: ИП Якупов Ленар Альбертович, г.Казань
Третье лицо: Начальнику Управления по вопросам Миграции МВД РФ по РТ Кузнецову А.А.