г. Санкт-Петербург |
|
25 февраля 2022 г. |
Дело N А56-42299/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 февраля 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Смирновой Я.Г.
судей Богдановской Г.Н., Жуковой Т.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем с/з Шалагиновой Д.С.,
при участии:
от истца: Статкевич В.О. по доверенности от 01.01.2022,
от ответчика: Муравьев А.О. по доверенности от 18.10.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-44568/2021) АО "ЛОЭСК-Электрические сети Санкт-Петербурга и Ленинградской области" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.11.2021 по делу N А56-42299/2021, принятое
по иску АО "ЛОЭСК-Электрические сети Санкт-Петербурга и Ленинградской области"
к ПАО "Россети Ленэнерго"
о понуждении,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "ЛОЭСК-Электрические сети Санкт-Петербурга и Ленинградской области" (истец, АО "ЛОЭСК") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к публичному акционерному обществу "Россетти Ленэнерго" (ответчик, ПАО "Россети Ленэнерго") об обязании в течение 35 (тридцати пяти) рабочих дней с даты вступления решения суда в законную силу направить в АО "ЛОЭСК", заполненный и подписанный со стороны ПАО "Россети Ленэнерго" проект договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в 2 (двух) экземплярах и подписанные и согласованные с системным оператором технические условия как неотъемлемое приложение к договору, соответствующие заявке N 20-11985 (исх. N 00-02/1552 от 28.05.2020), а также требованиям Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 К2 861; о взыскании в порядке статьи 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации денежных средств в размере 5 000 рублей за каждый день не исполнения решения суда, начисляемые с момента истечения 7 (семи) календарных дней с даты вступления решения суда в законную силу и до даты его фактического исполнения.
Решением Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.11.2021 в иске отказано.
В апелляционной жалобе истец, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права, просит решение отменить, иск удовлетворить в полном объеме.
Судом не учтено, что у Общества отсутствовала обязанность по передаче ответчику документов о праве собственности на вновь созданную вещь - кабельные линии. К заявке были приложены акты приемки законченного строительством объекта N 02/07-17 от 29.06.2017 и N 15/03-18 от 22.02.2018.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы жалобы, представитель ответчика против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Акционерное общество "ЛОЭСК - Электрические сети Санкт-Петербурга и Ленинградской области" (далее - АО "ЛОЭСК", Истец), являясь владельцем комплекса объектов электросетевого хозяйства, оказывает услуги по передаче электрической энергии и осуществлению в установленном порядке технологического присоединения энергопринимающих устройств физических и юридических лиц к электрическим сетям.
28.05.2020 АО "ЛОЭСК" направило в адрес ПАО "Россети Ленэнерго" заявку (исх. N- 00-02/1552) на увеличение максимальной мощности б КЛ-10 кВ АО "ЛОЭСК", отходящим от ПС-335 и расположенным по адресу Ленинградская область, Всеволожский район, г. Кудрово. Размер максимальной мощности по заявке составил 27840,0 1 кВт (в т.ч. ранее присоединенная 8171,61 кВт). Заявка принята и зарегистрирована в ПАО "Россети Ленэнерго"
10.06.2020 письмом исх. ЛЭ/l6-50/708 ответчик потребовал предоставить основание подачи заявки.
16.06.2020 письмом исх. 00-02/1 779 (вх. ЛЭ116-50 119) истец сообщил ответчику, что заявка подана в соответствии с п. 2 Правил на увеличение максимальной мощности ранее присоединенных электросетевых объектов.
Ссылаясь на то, что проект договора об осуществлении технологического присоединения в адрес АО "ЛОЭСК" не поступил, Общество обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о понуждении заключить договор и о взыскании неустойки за просрочку исполнения обязательства.
Суд первой инстанции в удовлетворении иска отказал.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены судебного акта в связи со следующим.
Суд первой инстанции в удовлетворении иска отказал, придя к выводу о том, что ПАО "Россети Ленэнерго" не допущено уклонения от заключения договора ввиду несоблюдения последним порядка заключения договоров об осуществлении технологического присоединения, оснований для признания недействительным уведомления об аннулировании заявки не усмотрел.
Суд апелляционной инстанции согласен с выводами суда первой инстанции в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Порядок технологического присоединения установлен Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), согласно пункту 1 которых они определяют порядок и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации.
В соответствии с пунктом 8 Правил N 861 для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8(1) этих Правил. Заявка направляется по формам согласно приложениям N 4 - 7 любым способом ее подачи.
В соответствии с пунктом 41 Правил N 861 сетевая организация обязана подать заявку на технологическое присоединение к сетям смежной сетевой организации в следующих случаях: сумма максимальных мощностей энергопринимающих устройств потребителей, присоединенных к ее объектам электросетевого хозяйства, и (или) объем максимальных мощностей присоединяемых объектов, указанный в заключенных договорах на технологическое присоединение к ее объектам электросетевого хозяйства, превышает объем максимальной мощности, согласованный сетевой организацией и смежной сетевой организацией в акте о разграничении балансовой принадлежности электрических сетей или в акте об осуществлении технологического присоединения данных сетевых организаций, при условии, что полное использование потребляемой (генерирующей) мощности всех ранее присоединенных, вновь присоединяемых энергопринимающих устройств заявителя (с учетом ранее выданных технических условий, срок действия которых не истек) может привести к загрузке объектов электросетевого хозяйства с превышением значений, определенных обязательными требованиями; для обеспечения присоединения объектов заявителя установлена необходимость проведения предусмотренных подпунктами "в" - "д" и "ж" пункта 25 этих Правил мероприятий на объектах смежной сетевой организации, не влекущих изменения значений величины максимальной мощности, указанной в документах о технологическом присоединении. В случаях, когда основания для подачи указанной заявки в смежную сетевую организацию, предусмотренные этим пунктом, возникают в связи с необходимостью включения соответствующих мероприятий на объектах смежной сетевой организации в технические условия для заявителя, эта заявка должна быть подана не позднее последнего дня срока, установленного пунктом 15 этих Правил, для направления в адрес заявителя проекта договора и технических условий как неотъемлемого приложения к договору.
В пункте 43 Правил N 861 указано, что сетевая организация не вправе отказать смежной сетевой организации в заключении договора; в случае если сетевая организация, обязанная в соответствии с настоящими Правилами подать заявку на технологическое присоединение, не подает ее в течение 30 дней, смежная сетевая организация вправе запросить у нее информацию и документы, указанные в пункте 13(1) настоящих Правил, а также направить ей предложение о заключении договора, а сетевая организация обязана представить сведения и документы, указанные в пункте 13(1) настоящих Правил, в течение 15 рабочих дней с даты получения запроса смежной сетевой организации и заключить договор в соответствии с настоящими Правилами.
В соответствии с пунктом 13(1) Правил N 861 в заявке, направляемой сетевой организацией в смежную сетевую организацию в соответствии с пунктами 41 и 42 настоящих Правил, должны быть указаны, в частности, сведения об объектах электросетевого хозяйства смежной сетевой организации, к которым осуществляется присоединение и (или) на которых необходимо проведение мероприятий по технологическому присоединению.
Документы, необходимые для заключения договора, Обществом не были представлены, соответственно не соблюдены требования пункта 13(1) Правил N 861.
Лицо при подаче им заявки на технологическое присоединение не вправе произвольно по собственному выбору определять свой статус, и, как следствие, применимые к его правоотношениям с сетевой организацией нормы.
В зависимости от категории обратившегося в сетевую организацию заявителя (пункты 12, 12(1), 14, 40(4), 41 - 43 Правил N 861) Правилами N 861 предусмотрен различный порядок рассмотрения заявок и заключения договоров. Объем документов и сведений, которые должны быть указаны и представлены к заявке, также определяется категорией заявителя (пункты 9, 10, 13(1) Правил N 861).
Согласно пункту 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, сетевой организацией признается организация, владеющая на праве собственности или на ином законном основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такая организация оказывает услуги по передаче электрической энергии и осуществляет в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющая право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную электрическую сеть.
Истец является сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии и осуществлению в установленном порядке технологического присоединения энергопринимающих устройств физических и юридических лиц к электрическим сетям на территории Ленинградской области.
Пункт 2 Правил ТП определяет закрытый перечень следующих оснований для осуществления технологического присоединения:
1) присоединение впервые вводимых в эксплуатацию ЭПУ;
2) увеличение максимальной мощности ранее присоединенных ЭПУ;
3) изменение категории надежности электроснабжения, точек присоединения, видов производственной деятельности, не влекущих пересмотра величины максимальной мощности, но изменяющих схему внешнего электроснабжения ранее присоединенных энергопринимающих устройств;
4) присоединение ранее присоединенных ЭПУ, выведенных из эксплуатации;
5) предусмотренный пунктом 41 Правил ТП.
Таким образом, случай технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства одной сетевой организации к объектам электросетевого хозяйства другой сетевой организации признается отдельным случаем технологического присоединения и регулируется специальными положениями Правил ТП, а именно - разделом V Правил ТП.
Иные основания для подачи заявки на технологическое присоединение, предусмотренные пунктом 2 Правил ТП, как следует из его буквального содержания, связаны с технологическим присоединением ЭПУ, но не объектов электросетевого хозяйства (подпункты 1, 2, 4), либо не связаны с пересмотром величины максимальной мощности (подпункт 3).
Как установлено арбитражным судом первой инстанции, из заявки следует, что у истца имеется существующее технологическое присоединение к объектам Ответчика, а заявка истца подана не для собственных нужд (как заявителя - потенциального потребителя), а в интересах третьих лиц - потребителей. Следовательно, истец не присоединяет ЭПУ (увеличивает мощность) с целью потребления, а действует как сетевая организация, то есть заявка подана на основании подпункта 5 пункта 2 Правил ТП.
Истец не вправе обращаться к Ответчику за увеличением мощности в общем порядке, предусмотренном пунктом 2 Правил, так как Истец в качестве сетевой организации не использует выделяемую мощность для собственных нужд, указанная мощность используется для перетока электроэнергии по сетям Истца в сети конечных потребителей. Пункт 2 Правил предназначен для потребителей, не имеющих статуса сетевой организации, использующих выделяемую мощность для собственных нужд для электроснабжения принадлежащих им объектов.
Согласно пункту 3 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации при необоснованном уклонении лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора применяются положения, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, если сторона, для которой в соответствии с ГК РФ или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.
Таким образом, требование о понуждении к заключению договора может быть удовлетворено только в том случае, если ответчиком допускается необоснованное, то есть в условиях отсутствия фактических и правовых оснований для отказа, уклонение от заключения договора.
Между тем, в силу изложенного, ответчиком не допущено уклонение от заключения договора с истцом ввиду несоблюдения последним порядка заключения договоров об осуществлении технологического присоединения, предусмотренного разделами II, V Правил ТП, а именно - несоблюдения требований пункта 13(1) Правил ТП.
Материалами дела установлено, что АО "ЛОЭСК" не приложило к заявке технические условия, предоставление которых является обязанностью истца в силу пункта 13(1) Правил, в соответствии с которым "к указанной заявке прилагаются... копии технических условий, выданных заявителям, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет свыше 670 кВт, подтверждающих наличие оснований для подачи заявки в соответствии с абзацем вторым пункта 41 настоящих Правил".
Распределение мощности по точкам присоединения рассчитано произвольно, оно не подтверждается существующими документами о присоединении.
Произвольное распределение мощности не предусмотрено Правилами.
По смыслу пунктов 2, 15, 16, 72, 75, 77, 78 Правил распределение мощности по точкам присоединения может быть основано только на существующих документах о технологическом присоединении (должно быть идентичным имеющимся документам о присоединении) либо фактической схеме присоединения, установленной в результате осмотра с произведением замеров уровня фактического потребления максимальной мощности в конкретных точках присоединения.
По смыслу пунктов 2, 41-43 Правил, а также согласно позиции ФАС России, изложенной в письме N ВК/89979/18 от 07.11.2018, к смежным сетевым организациям предъявляются все общие требования к составу заявки, в том числе требования пунктов 10, 15 Правил, обязывающие заявителя предоставить документы, подтверждающие основание владения объектом присоединения.
В силу подпункта г) пункта 10 Правил заявитель обязан приложить к заявке, в том числе, копию документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на объект капитального строительства (нежилое помещение в таком объекте капитального строительства) и (или) земельный участок, на котором расположены (будут располагаться) объекты заявителя, либо право собственности или иное предусмотренное законом основание на энергопринимающие устройства.
Таким образом, вопреки позиции истца, обязанность предоставить правоустанавливающие документы в отношении кабельных линий либо земельного участка, предназначенного для размещения кабельных линий, предусмотрена законом, более того, исполнение данного обязательства служит тому, что согласно подпункту г) пункта 10 Правил заявитель обязан подтвердить права на земельный участок, на котором будет размещен объект присоединения - Истец обязан предоставить правоустанавливающие документы в отношении кабельных линий либо земельного участка, предназначенного для размещения кабельных линий.
В случае расположения кабельных линий на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, согласно законодательству, действующему в Ленинградской области, необходимо получать решение исполнительного органа государственной власти о предоставлении земельного участка для размещения кабельных линий 10 кВ.
В силу части 3 статьи 39.36 Земельного кодекса РФ от 25.10.2001 N 136-ФЗ, пункта 5 Постановления Правительства РФ от 03.12.2014 N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов", части 9 статьи 1 Областного закона Ленинградской области от 18.05.2012 N 38-оз "Об установлении случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство на территории Ленинградской области" (принят ЗС ЛО 26.04.2012), пункта 2 Порядка и условий размещения отдельных видов объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Ленинградской области, утвержденного Постановлением Правительства Ленинградской области от 03.08.2015 N 301, линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, размещаются на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченного на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, о размещении объекта.
В силу Письма ФАС России от 16.02.2016 N ИА/9217/16 "О государственном регулировании цен (тарифов) в сфере электроэнергетики" кабельные линии, на строительство которой не требуется получать разрешение на строительство, относятся к движимому имуществу.
В силу подпункта г) пункта 10 Правил в случае, если объект присоединения является движимым имуществом, заявитель обязан подтвердить права на земельный участок, позволяющие размещать на нем движимый объект присоединения.
Следовательно, заявитель обязан предоставить решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления о размещении кабельных линий на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности.
Акты приема-передачи от 29.06.2017, 22.02.2018 обоснованно не признаны достаточными доказательствами по делу, поскольку не являются правоустанавливающими документами, так как выданы заявителю в отношении объекта присоединения (8 кабельных линий), не соответствующего объекту присоединения, указанному в заявке (6 кабельных линий).
Заявитель не представил правоустанавливающие документы согласно пп. г) п. 10, п. 15 Правил, ни в отношении кабельных линий, ни в отношении земельного участка, на котором располагаются кабельные линии, то не подтвердил основания владения объектом присоединения, вследствие чего у Общества отсутствуют правовые основания для выдачи договора заявителю.
Доводы Истца об отсутствии в его заявке ссылки на п. 41 Правил, и, как следствие, о неприменении в связи с этим п. 13(1), 41 Правил, не учитывают статус Истца в качестве сетевой организации, не имеют правового значения и не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Правоотношения Истца и Ответчика с учетом статуса обеих сторон подлежат регулированию нормами раздела V Правил.
Ссылка истца на то, что в случаях увеличения мощности он вправе снимать с себя статус сетевой организации и становиться обычным потребителем, противоречит Правилам и законодательству о технологическом присоединении - данный статус является постоянным, неотъемлемым и необходимым признаком Истца в любых действиях, связанных с его деятельностью. Истец не вправе по собственному усмотрению определять свой статус вразрез установленным нормам Правил.
С учетом изложенного, а также принимая во внимание то, что истец не лишен права вновь обратиться к ответчику за заключением договора, в иске правомерно отказано.
С учетом изложенного, доводы подателя жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
Суд первой инстанции установил все фактические обстоятельства и исследовал доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применил нормы материального права. Обстоятельства, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве оснований для отмены либо изменения судебного акта, апелляционным судом не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.11.2021 по делу N А56-42299/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Я.Г. Смирнова |
Судьи |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-42299/2021
Истец: АО ЛОЭСК-ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СЕТИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ, АО ЛОЭСК-Электрические сети Санкт-Петербурга и Ленинградской области"
Ответчик: ПАО РОССЕТИ ЛЕНЭНЕРГО