г. Чита |
|
25 февраля 2022 г. |
Дело N А19-14841/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 февраля 2022 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Монаковой О.В., судей Антоновой О.П., Кайдаш Н.И. при ведении протокола секретарем судебного заседания Соколовой А.Н., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального учреждения Администрация Тайшетского района на определение Арбитражного суда Иркутской области от 28 декабря 2021 года по делу N А19-14841/2015 по заявлению конкурсного управляющего Муниципального унитарного предприятия "Бирюсинское ТВК" Келене Татьяны Владимировны об исключении имущества из конкурсной массы предприятия, передаче его собственнику имущества - Муниципальному учреждению Администрация Тайшетского района и взыскании компенсации третье лицо: Администрация Бирюсинского муниципального образования "Бирюсинское городское поселение" по делу по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "ТеплоВодоКанал" (ОГРН 1103815000398, ИНН 3815015759; адрес: Иркутская обл., г. Бирюсинск, ул. Горького 1) о признании Муниципального унитарного предприятия "Бирюсинское ТВК" (ОГРН 1063815014977, ИНН 3815011049; адрес: Иркутская обл., г. Бирюсинск, ул. Горького, 1) несостоятельным (банкротом),
представители лиц участвующих в деле в судебное заседание не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
определением Арбитражного суда Иркутской области от 23.11.2015 г. по делу N А19-14841/2015 (резолютивная часть объявлена 19.11.2015 г.) в отношении Муниципального унитарного предприятия "Бирюсинское ТВК" введена процедура банкротства - наблюдение, временным управляющим утвержден арбитражный управляющий Келене Татьяна Владимировна.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 14.04.2016 г. по делу N А19-14841/2015 (резолютивная часть решения объявлена 13.04.2016 г.) Муниципальное унитарное предприятие "Бирюсинское ТВК" признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден арбитражный управляющий Келене Татьяна Владимировна.
Конкурсный управляющий Муниципального унитарного предприятия "Бирюсинское ТВК" Келене Т.В. обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, об исключении из конкурсной массы Муниципального унитарного предприятия "Бирюсинское ТВК" имущества, относящегося к объектам холодного водоснабжения и водоотведения, передаче его собственнику имущества - Муниципальному учреждению Администрация Тайшетского района и взыскании с последнего компенсации в размере 7 371 380 рублей.
К участию в рассмотрении обособленного спора в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечена Администрация Бирюсинского муниципального образования "Бирюсинское городское поселение"
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 28 декабря 2021 года заявление конкурсного управляющего Муниципального унитарного предприятия "Бирюсинское ТВК" Келене Татьяны Владимировны удовлетворено.
Исключено из конкурсной массы Муниципального унитарного предприятия "Бирюсинское ТВК" и передать Муниципальному учреждению Администрация Тайшетского района следующие объекты коммунальной инфраструктуры:
- скважина для хоз-питьевого водоснабжения;
- солевой склад узла ХВО;
- солевой склад узла ХВО (здание солерастворителя), кадастровый номер 38:29:000000:1845, площадью 36,2 кв.м, адрес: Иркутская обл., Тайшетский р-н, г. Бирюсинск, ул. Горького, 1/16;
- здание станции хозочистки питьевой воды, кадастровый номер 38:29:030102:741, площадью 544,5 кв.м, адрес: Иркутская обл., Тайшетский р-н, г. Бирюсинск, ул. Горького, 1/51;
- автодороги на очистные сооружения;
- аэротенки-смесители;
- здание бытовых помещений очистных, кадастровый номер 38:14:000000:1161, площадью 60,5 кв.м, адрес: 100 м на северо-запад от железной дороги ВСЖД, 650 м на северо-запад от автодороги Бирюсинск - Тайшет;
- здание воздуходувной насосной станции, кадастровый номер 38:29:000000:1446, площадью 540,1 кв.м, адрес: 260 м на север от железной дороги ВСЖД, 360 м на северозапад от автодороги Бирюсинск - Тайшет, 520 м на северо-восток от нефтепровода;
- здание гаража на очистных;
- здание насосной станции;
- здание насосной на пеногашении, кадастровый номер 38:14:000000:1160, площадью 218,4 кв.м, адрес: 100 м на северо-запад от железной дороги ВСЖД, 650 м на северо-запад от автодороги Бирюсинск - Тайшет;
- здание новых очистных сооружений, кадастровый номер 38:29:000000:1447, площадью 541,7 кв.м, адрес: 260 м на север от железной дороги ВСЖД, 360 м на северозапад от автодороги Бирюсинск - Тайшет, 520 м на северо-восток от нефтепровода; 14
- здание очистных сооружений, кадастровый номер 38:14:000000:1158, площадью 75 кв.м, адрес: 100 м на северо-запад от железной дороги ВСЖД, 650 м на северо-запад от автодороги Бирюсинск - Тайшет;
- здание подстанции 35/6кВ, кадастровый номер 38:29:000000:1963, площадью 216,9 кв.м, адрес: Иркутская обл., г. Бирюсинск, 260 м на север от железной дороги ВСЖД, 140 м на северо-запад от автодороги Бирюсинск-Тайшет, 530 м на юго-запад от нефтепровода N 10н;
- коллектор сточных вод в прот. Озерная;
- здание пристройки лабор. очистных сооружений, кадастровый номер 38:14:000000:1159, площадью 92,9 кв.м, адрес: 100 м на северо-запад от железной дороги ВСЖД, 650 м на северо-запад от автодороги Бирюсинск - Тайшет;
- автоматизация СОПВ; - насос К-100-65-250 с эл.двигателем;
- насос ЭЦВ 10-65-65;
- стол для титрования ЛАБ 1600ТК;
- установка по очистке питьевой воды;
- высоковольтные линии 35кВ;
-дренажная канализация;
-отстойник вторичный (две единицы);
- отстойник илоуплотнитель;
- отстойник первичный (две единицы);;
- кран РП-5т;
- насос 1 оф-12 с эл.двигателем;
- насос НЖН-200 с эл.двигателем;
- турбовоздуходувка ТВ 175-1,6 с эл.двигателем;
- турбокомпрессор ТВ-300;
- фотоколориметр;
- весы лабораторные.
Взыскано с Муниципального образования "Тайшетский район" в лице Муниципального учреждения Администрация Тайшетского района в пользу Муниципального унитарного предприятия "Бирюсинское ТВК" 7 371 380 рублей компенсации.
Не согласившись с определением суда первой инстанции, Муниципальное учреждение Администрация Тайшетского района обжаловало его в апелляционном порядке.
Заявитель в своей апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене определения суда первой инстанции, ссылаясь на то, что судом при принятии обжалуемого определения об удовлетворении заявления конкурсного управляющего не дана правовая оценка заявлению ответчика о пропуске конкурсным управляющим срока исковой давности при предъявлении заявленных требований, в связи с отсутствием возражений по данному заявлению со стороны конкурсного управляющего.
Конкурсный управляющий Муниципального унитарного предприятия "Бирюсинское ТВК" Келене Т.В. в отзыве на апелляционную жалобу считает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного заседания.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, проверив правильность применения норм материального и соблюдения норм процессуального права в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции конкурсным управляющим Муниципального унитарного предприятия "Бирюсинское ТВК" проведена инвентаризация имущества должника, составлены инвентаризационная опись основных средств от 15.05.2017 г. N 1 и инвентаризационная опись запасов от 15.05.2017 г. N1, согласно которым в числе прочего выявлено имущество входящее в комплекс объектов систем канализации (водоотведения сточных вод), холодного водоснабжения п. Бирюсинск и относящееся к системам жизнеобеспечения его населения, что лицами, участвующими в рассмотрении обособленного спора, не оспаривается.
08.04.2021 г. комиссией, в состав которой вошли первый заместитель мэра Тайшетского района, должностные лица Комитета по управлению муниципальным имуществом, строительству, архитектуре и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Тайшетского района и представитель конкурсного управляющего Муниципального унитарного предприятия "Бирюсинское ТВК", проведена проверка спорного имущества, составлен акт, согласно которому фактическое наличие объектов соответствует перечню объектов, представленному конкурсным управляющим.
Данные обстоятельства явились основанием для обращения конкурсного управляющего Муниципального унитарного предприятия "Бирюсинское ТВК" Келене Т.В. в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением об исключении из конкурсной массы Муниципального унитарного предприятия "Бирюсинское ТВК" имущества, относящегося к объектам холодного водоснабжения и водоотведения, передаче его собственнику имущества - Муниципальному учреждению Администрация Тайшетского района и взыскании с последнего компенсации в размере 7 371 380 рублей.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление, исходил из его законности и обоснованности.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, арбитражный апелляционный суд не установил оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены определения суда первой инстанции.
В силу части 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным указанным Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
По общему правилу, установленному пунктом 1 статьи 131 Федерального закона от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", все имущество должника, имеющееся на дату открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу.
Из имущества должника, которое составляет конкурсную массу, исключаются имущество, изъятое из оборота, имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на имеющейся лицензии на осуществление отдельных видов деятельности, средства компенсационных фондов саморегулируемых организаций в случаях, установленных законом, а также иное предусмотренное данным Федеральным законом имущество (пункт 2 статьи 131 Федерального закона от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)").
Согласно данным Единого государственного реестра юридических лиц основным видом экономической деятельности Муниципального унитарного предприятия "Бирюсинское ТВК" является управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе, единственным участником (учредителем) должника является Муниципальное учреждение "Департамент по управлению муниципальным имуществом Администрации Тайшетского района".
Статьей 40 Устава муниципального образования "Тайшетский район" определена структура администрации района. В соответствии с пунктом 1 указанной статьи в структуру администрации района могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы администрации района - комитеты, управления, департаменты, службы и иные органы.
В соответствии со статьей 41 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местной администрации, образованные с целью осуществления управленческих функций, являются самостоятельными юридическими лицами и представляют собой муниципальные казенные учреждения, деятельность которых определяется уставом муниципального образования.
Взаимоотношения между органами местного самоуправления, муниципальными предприятиями и учреждениями муниципального образования "Тайшетский район" регулирует статья 55 Устава муниципального образования "Тайшетский район", согласно части 2 которой уполномоченные отраслевые (функциональные) органы администрации района осуществляют функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений.
При этом частью 2 статьи 55 Устава муниципального образования "Тайшетский район" предусмотрено, что отчеты руководителей муниципальных предприятий и учреждений о деятельности руководимых ими организаций заслушиваются непосредственно администрацией Тайшетского района.
По существу единственный участник (учредитель) Муниципального унитарного предприятия "Бирюсинское ТВК" является органом администрации Тайшетского района, через который последняя осуществляет свою правоспособность в рамках управления имуществом муниципальных предприятий.
В связи, с чем предъявление заявителем рассматриваемого требования к Муниципальному учреждению Администрация Тайшетского района правомерно признано судом первой инстанции обоснованным.
В соответствии с приведенными выше положениями статьи 131 Закона о банкротстве объекты коммунальной инфраструктуры, принадлежащие должнику, включаются в конкурсную массу. Однако отчуждение этих объектов происходит в особом порядке с возложением на покупателей обязанности надлежащим образом содержать и использовать объекты в соответствии с их целевым назначением, а также исполнять иные устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательства (пункт 4 статьи 132 Федерального закона от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)").
Подобное ограничение по использованию имущества обусловлено в первую очередь публичным интересом, связанным с необходимостью сохранения статуса объектов для удовлетворения общественных потребностей.
В силу положений пунктов 4.1 и 4.2 статьи 132 Федерального закона от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" гарантией последующего сохранения такого статуса служит обязанность участников торгов заключить с органами местного самоуправления соглашение об исполнении условий, указанных в пункте 4 этой статьи. В связи с этим права и обязанности по договору купли-продажи названных объектов, заключенному по итогам торгов, возникают после подписания данного соглашения.
Нарушение условий соглашения со стороны покупателя влечет расторжение договора купли-продажи и связанного с ним соглашения с возвратом объектов в собственность муниципального образования (абзац второй пункта 4.2 статьи 132 Федерального закона от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)").
Вместе с тем в соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 07.12.2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" отчуждение в частную собственность объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не допускается.
Как отмечено в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.11.2019 г. (вопрос N 2 раздела "Разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике"), вышеназванный закон является специальным по отношению к Закону о банкротстве, поэтому поименованные в нем объекты не подлежат реализации в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве, и возвращаются в собственность соответствующего публично-правового образования не обремененными правом хозяйственного ведения.
При этом возврат этих объектов свободными от прав третьих лиц не должен осуществляться без компенсации со стороны их собственника, обеспечивающей баланс публичных и частных интересов.
Заинтересованные лица, в частности арбитражный управляющий, вправе обратиться в суд, рассматривающий дело о банкротстве должника, с требованием к собственнику имущества о компенсации уменьшения конкурсной массы в связи с прекращением права хозяйственного ведения с учетом того, что социальное предназначение данных объектов является таким обременением, которое снижает их рыночную стоимость (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16.05.2000 г. N 8-П, определения Конституционного Суда Российской Федерации от 23.04.2013 г. N 640-0 и от 28.05.2013 г. N 875-О).
Таким образом, несмотря на отсутствие возможности включения спорных объектов в конкурсную массу должника, необходимо принимать во внимание, что такие объекты, равно как и иное изъятое имущество должника, находились в его хозяйственном ведении, следовательно, должник и его кредиторы вправе рассчитывать на получение соответствующей компенсации их стоимости.
Принимая во внимание приведенные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, суд первой инстанции правомерно признал обоснованным требование о передаче спорного имущества Муниципальному учреждению Администрация Тайшетского района и присуждении компенсации за возврат имущества в собственность публично-правового образования.
В целях определения стоимости спорного имущества, относящегося к объектам холодного водоснабжения и водоотведения, определением Арбитражного суда Иркутской области от 03.08.2021 г. по делу N А19-14841/20158 в рамках обособленного спора назначено проведение судебной оценочной экспертизы.
Заключение эксперта общества с ограниченной ответственностью "Флагман" N 133/21 мотивированно, выводы эксперта соответствуют исследовательской части, оснований сомневаться в обоснованности выводов эксперта не имеется, в связи, с чем суд первой инстанции обоснованно принял указанную экспертом стоимость объектов экспертизы для целей определения размера компенсации за подлежащее передаче в муниципальную собственность имущество.
Поскольку заявленная конкурсным управляющим Муниципального унитарного предприятия "Бирюсинское ТВК" сумма компенсации в размере 7 371 380 рублей, установленная по результатам проведенной судебной экспертизы, не оспорена, суд первой инстанции правомерно признал требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Так же было учтено, что 17.11.2021 г. собранием кредиторов Муниципального унитарного предприятия "Бирюсинское ТВК" принято решение о безвозмездной передаче в муниципальную собственность объектов централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения, установить стоимость которых по результатам экспертизы не представилось возможным.
Решения, принятые собранием кредиторов Муниципального унитарного предприятия "Бирюсинское ТВК" 17.11.2021 г., не оспорены и в порядке, установленном пунктом 4 статьи 15 Федерального закона от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", недействительными не признаны.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции правомерно отсутствовали основания полагать, что безвозмездная передача в муниципальную собственность спорного имущества, относящегося к объектам централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения, стоимость которого не удалось установить (скважина для хоз-питьевого водоснабжения; солевой склад узла ХВО; автодороги на очистные сооружения; аэротенки-смесители; здание гаража на очистных; здание насосной станции; коллектор сточных вод в прот. Озерная; автоматизация СОПВ; установка по очистке питьевой воды; высоковольтные линии 35кВ; дренажная канализация; отстойник вторичный (две единицы); отстойник илоуплотнитель; отстойник первичный (две единицы); насос 1 оф-12 с эл.двигателем; насос НЖН-200 с эл.двигателем; турбовоздуходувка ТВ 175-1,6 с эл.двигателем; турбокомпрессор ТВ-300; фотоколориметр; весы лабораторные), нарушит права и законные интересы должника и его кредиторов.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом не дана правовая оценка заявлению ответчик о пропуске срок а исковой давности подлежат отклонению, поскольку опровергаются материалами дела ( л. 8-9 определения от 28.12.2021 г.)
Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка, выводы суда являются обоснованными.
Арбитражный апелляционный суд полагает, что суд первой инстанции не допустил нарушений норм материального и процессуального права, следовательно, основания для отмены либо изменения судебного акта отсутствуют.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в общедоступной базе данных Картотека арбитражных дел по адресу www.kad.arbitr.ru.
Руководствуясь статьями 268 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четвёртый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Иркутской области от 28 декабря 2021 года по делу N А19-14841/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение одного месяца с даты принятия путем подачи жалобы через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.В. Монакова |
Судьи |
О.П. Антонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-14841/2015
Должник: МУП "Бирюсинское ТВК"
Кредитор: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 6 по Иркутской области, ООО "ТеплоВодоканал"
Третье лицо: Администрация Тайшетского Ммуниципального образования, Администрация Тайшетского района, Главное Управление Федеральной Службы Судебных Приставов Иркутской области, ГУ Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, Келене Татьяна Владимировна, Межрайонная ИФНС России N 6 по Иркутской области, МУ ДУМИ Тайшетского района, Муниципальное образование "Тайшетский район", Муниципальное учреждение "Департамент по управлению иуниципальным имуществом администрации Тайшетского района", НП СРО "СГАУ", ООО "Флагман", Отделение Пенсионного фонда по Иркутской области, Тайшетский городской суд, Тайшетский районный отдел судебных приставов УФССП по Иркутской области, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования граждан по Иркутской области, Управление Федеральной регистрационной службы по Иркутской области, Управление Федеральной налоговой службы по Иркутской области